Автор: Кузнецова Екатерина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Авторский лицей Эдварса №90"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: «Воспитание дружеских отношений между детьми»
Раздел: дошкольное образование
«Воспитание дружеских отношений
между детьми»
Каждый взрослый, родитель беспокоится о дальнейшей судьбе
своего ребенка: каким человеком он вырастет, какие люди его
будут окружать: плохие или хорошие, какие друзья у него появятся
в школе, во дворе. Но как научить ребенка разбираться, где
хороший человек, а с каким не надо дружить? Эти
основополагающие принципы ребенку с детства закладывает
семья, родители. Приятно осознавать, что "у моего сына хорошие,
надежные друзья", они не бросят в тяжелую минуту, а поддержат и
помогут. И горестно понимать, что ребенок связался с плохой
компанией, грубит матери, не уважает бабушку, а друзья у него "до
первой ссоры". Так вот говорят, что твой ребенок - это самый
главный твой проект в жизни и надо приложить много усилий,
чтобы этот проект был удачным.
Чтобы иметь настоящих, верных друзей, необходимо самому
быть хорошим человеком, заботливым и внимательным к другим, а
первый урок этому даст дружная и крепкая семья, "заложит
фундамент" будущих взглядов и принципов ребенка, научит
проявлять чуткость и доброту к окружающему миру в целом.
Социально-нравственное воспитание необходимо строить таким
образом, чтобы вызвать у детей положительное
эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему
миру. Подвести детей к выводу, что людям, живущим вместе, будет
хорошо только в том случае, когда каждый из них станет учитывать
интересы других и сдерживать свои желания и настроения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте
дошкольного образования обращается внимание на то, что ребёнок
должен овладеть умением жить в мире с самим собой, получить в
игре навыки индивидуальной работы и группового взаимодействия,
научиться учиться. Л. Н. Толстой очень высоко оценивал
нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которое
должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая
как можно меньше зла и как можно больше добра. Задача взрослого
– определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы адаптация к
человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.
Чтобы воспитать у ребенка то или иное нравственное качество,
надо сформировать у него устойчивое стремление, потребность
совершать такие поступки, действия, в которых воплощается
хорошее начало. Сильные же эмоциональные побуждения
рождаются у детей в практической деятельности, в
непосредственных жизненных ситуациях. Детский коллектив – это
наиболее мощный источник эмоционально- положительного опыта
ребенка, как необходимой почвы для развития нравственных
качеств и представлений. Первый опыт морального поведения
складывается у ребёнка в процессе общения с взрослым.
Нравственность – это внутренняя мораль, не показная, не для
других – для себя. Нравственную установку у ребенка
нужно воспитывать постоянно словом и делом, примером и
разъяснением, используя волшебную силу искусства, живой мир
природы и художественное слово. Воспитание в человеке
подлинного, доброго отношения к миру; то есть к своим близким,
ко всем людям, ко всему живому, ко всей природе невозможно без
художественных произведений для детей.
Нравственное воспитание у дошкольников осуществляется в самых
различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает
нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице.
Систематическое целенаправленное формирование
высоконравственной личности происходит в организованном
детском коллективе. Дружба – один из видов личных отношений.
Обязательными признаками дружбы являются взаимное
уважительное отношение к мнению друга, доверие. Потребность
в дружбе как нравственная потребность возникает в 5–6 лет.
Именно этот период является наиболее благоприятным для
формирования дружбы. Нравственные основы дружбы не родятся в
душе человека сами собой. Чувство дружбы должны воспитывать в
ребенке с самых ранних лет. Формирование дружеских
взаимоотношений, нравственных привычек осуществляется в
процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и
родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием
детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные
и индивидуальные особенности детей.