Напоминание

Программа киноклуба "ВЗГЛЯД"


Автор: Черношейкина Наталия Юрьевна
Должность: воспитатель общежития
Учебное заведение: Новосибирский колледж пищевой промышленности и переработки
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа киноклуба "ВЗГЛЯД"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Новосибирской области

«Новосибирский колледж пищевой промышленности и переработки»

ПРОГРАММА РАБОТЫ

киноклуба «ВЗГЛЯД»

Автор-составитель: Черношейкина Н.Ю.

Разработка и внедрение программы киноклуба «Взгляд» обусловлены потребностью общества в развитии нравственных,

эстетических, коммуникативных качеств у подрастающего поколения. Важным является научить воспитуемых делать

самостоятельный выбор, принимать решения. В соответствии с Федеральным государственным образовательным

стандартом

особое внимание необходимо уделять

развитию социального, общекультурного и патриотического

направления. Это возможно реализовывать на занятиях киноклуба «Взгляд», ведь именно кино, как искусство содержит

огромный потенциал для нравственного и духовного воспитания.

Современная киноиндустрия, как правило, ориентирована на развлечение, образовательные и воспитательные цели

оказываются мало востребованы массовым зрителем.

Поэтому необходимо знакомить воспитуемых с лучшими

образцами советской кинематографии. Особый интерес могут вызвать фильмы про сверстников, которые позволят

сформировать позитивный зрительский опыт и вкус, развивать качества толерантной личности, способствовать

развитию воображения, фантазии и внимания.

Киноклуб способствует более успешной реализации образовательных программ по целому ряду дисциплин

гуманитарного

цикла. С этой целью в программу деятельности киноклуба включены просмотры и обсуждения

экранизаций литературных произведений и художественных фильмов исторического содержания.

Деятельность киноклуба

направлена на обогащение воспитуемых новыми впечатлениями, развитие интереса к

литературе, истории, способствует духовно-нравственному, патриотическому воспитанию, формирует социально

активную личность, способную понимать общечеловеческие ценности.

Творческая и диалоговая среда, создаваемая в киноклубе, будет позволять развивать мировоззрение и необходимые

коммуникативные навыки.

Программа киноклуба строится на просмотре художественных фильмов и их обсуждении. Возможным является

написание эссе или сочинения-рассуждения по теме фильма. Эта форма помогает воспитуемым формулировать и

высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, они учатся анализировать жизненные ситуации, делать вывод и

принимать решение.

Программа киноклуба разработана для воспитуемых, проживающих в общежитии, рассчитана на 2 года, занятия клуба

проводятся вечером с 21до 22 часов, 12 раз в месяц.

Содержание занятий киноклуба

представлено следующими разделами: 1)фильмы исторического содержания,

2)экранизация литературных произведений, 3) любовь, дружба, ответственность, 4) взаимодействие взрослых и детей, 5)

нравственные проблемы, 6) кино для души, 7) женские образы в фильмах, 8) фильмы о войне, людях войны.

Актуальность самой идеи создания киноклуба продиктована несколькими причинами:

- общим состоянием художественно-эстетического образования и воспитания в образовательном учреждении, где

искусство кино практически вообще не представлено;

- проблемами поиска эффективных методик воспитательной работы с воспитуемыми;

- кинематограф, как средство воспитания имеет преимущества перед другими видами искусств, в силу своей

доступности и популярности у подрастающего поколения;

- быстрое развитие ИКТ и средств мультимедиа создают благоприятную среду для практического воплощения этой

идеи.

Цель: создание условий для духовно- нравственного воспитания, формирования приоритетных жизненных ценностей и

установок посредством киноискусства.

Задачи:

Образовательные:

познакомить воспитуемых с многообразием современного кинематографа, с фильмами, ставшими

классикой киноискусства, с деятельностью и творчеством выдающихся режиссёров, актёров и

продюсеров;

формировать умение устно и письменно выражать свое мнение, адекватно воспринимать чужую

позицию;

учить грамотно вести дискуссию, слушать и слышать другую позицию.

Воспитательные:

приобщать воспитуемых к духовно-нравственным базовым ценностям;

воспитывать культуру посредством приобщения к «золотому» фонду российского кинематографа;

воспитывать любовь и уважение к Родине;

формировать личную гражданскую позицию, патриотизм;

воспитывать общественную активность;

воспитывать сознательное отношение к народному достоянию, чувство ответственности;

Развивающие:

развивать навыки литературного рецензирования, на их основе формировать умения и навыки

написания эссе, мини-сочинений;

создать условия для формирования навыков грамотной зрительской культуры;

совершенствовать навыки общения, обсуждения, дискуссии;

развивать аналитические умения и навыки, умения критически мыслить;

создать

условия

для

оптимальной

социальной

и

творческой

самореализации

личности,

интеллектуального и мыслительного совершенствования.

Тематическое планирование первого года:

Раздел

Тема

Вид деятельности

часы Дата

проведения

Фильмы

исторического

содержания

Мир приключений

Просмотр и обсуждение фильма

«Кортик» реж.Н.Калинин,1974г.

2

сентябрь

Экранизация

литературных

произведений

Творчество А.С.Пушкина в

отечественном

кинематографе

Просмотр и обсуждение фильма

«Барышня-крестьянка»

реж.

А.Сахаров,1995г.

«Капитанская

дочка»

реж.П.Резников,1976г.

2

2

октябрь

май

Любовь,

дружба,

ответственность

Первая любовь в школьном

возрасте

Просмотр и обсуждение фильма «Вам и

не снилось» реж.И.Фрез 1980г.

2

ноябрь

Взаимодействие

взрослых и детей

Тема одиночества в семье

Просмотр и обсуждение фильма «Зимний

роман» реж. А.Чижиков,2004г.

2

декабрь

Нравственные

проблемы

Проблемы

вступления

в

самостоятельную взрослую

жизнь

Просмотр

и

обсуждение

фильма

«Школьный

вальс»

реж.П.Любимов,

1977г.

2

январь

Кино для души

Просмотр и обсуждение фильмов жанра

кинокомедии, мультфильмы, сказки. По

2

февраль

заказу зрителей.

Женские

образы

в

фильмах

Роль женщин в обществе,

взгляд на мир многодетной

матери

Просмотр

и

обсуждение

фильма

«Однажды 20 лет спустя» реж.Ю.Егоров ,

1980г.

2

март

Фильмы о войне, людях

войны.

Человек

и

Родина

Человеческие

судьбы

в

фильмах

великих

режиссёров

Просмотр и обсуждение фильма «Судьба

человека») (1959) реж. С.Бондарчук

2

апрель

Тематическое планирование второго года:

Раздел

Тема

Вид деятельности

часы Дата

проведения

Фильмы исторического

содержания

Приключенческое кино

Просмотр и обсуждение фильма

«Бронзовая птица» реж.В.С

Етлов, 1976г.

2

сентябрь

Экранизация

литературных

произведений

Произведения

великих

писателей в киноискусстве

Просмотр и обсуждение фильма

«Отцы и дети» реж.А.Смирнова,2008г.

«Война и мир» реж. С.Бондарчук, 1967г.

2

2

октябрь

май

Любовь,

дружба,

ответственность

в

Взаимоотношения

в

семье,

построенная

на

любви

и

Просмотр

и

обсуждение

фильма

«Серёжа» реж. Г.Данелия, 1960г.

2

ноябрь

фильмах

ответственности

Взаимодействие

взрослых и детей

Взаимоотношения поколений

Просмотр и обсуждение фильма «Отцы и

дети»

2

декабрь

Нравственные

проблемы

Отношение

людей

к

животным.

Тема

благородства.

Просмотр и обсуждение фильма «Белый

Бим,

чёрное

ухо»

реж.С.Ростоцкий,

1977г.

2

январь

Кино для души

Просмотр и обсуждение фильмов жанра

кинокомедии, мультфильмы, сказки. По

заказу зрителей.

2

февраль

Женские

образы

в

фильмах

Роль женщин в обществе

Просмотр

и

обсуждение

документальных фильмов о выдающихся

женщинах России

2

март

Фильмы о войне, людях

войны.

Человек

и

Родина

Человеческие

судьбы

в

фильмах великих режиссёров

Просмотр

и

обсуждение

фрагментов

фильма «Освобождение»

2

апрель

Предполагаемые результаты реализации программы

Познавательные:

обогащение

образовательно-культурной

сферы

воспитуемых,

разрушение

у

воспитуемых

распространенных в обществе стереотипов, мифов, предрассудков, освоение учащимися таких ситуаций, в которых они

никогда бы не оказались в реальной жизни.

Коммуникативные:

умение воспитуемых «вычерпывать» из произведения заключенную в нем художником

информацию, опосредованно общаться с автором, вести с ним диалог, одобрять или не одобрять его позицию, уточняя

при этом свою, умение зрителей общаться между собой по поводу фильма (обсуждение, обмен мнениями, дискуссия),

так как ведущим видом деятельности у подростков и молодежи является общение со сверстниками.

Развивающие: развитие способности к сочувствию, восприимчивости, проницательности, способности эмоционального

постижения другого человека, умение увидеть другого человека изнутри, взглянуть на мир как бы его глазами.

Воспитательные: формирование духовно-нравственного отношения к миру, людям, к самому себе, приобщение к

культуре и искусству, к этическим, правовым, идеологическим и прочим нормам современного общества; расширение

жизненного опыта личности подростков, усвоение экранных моделей поведения и формирование ценностных

отношений воспитуемых.

Основные критерии эффективности программы:

увеличение числа участников киноклуба;

привлечение родителей и других гостей общежития к посещению киноклуба;

размещение информации о работе киноклуба на сайте образовательного учреждения;

проведение анкетирования.

Список литературы:

1.Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. М.: Новая школа, 1993.

2.Баранов О.А. Экран становится другом. М.: Просвещение, 1979.

3.Бегак Б. Воспитание искусством. М.: Просвещение,1981.

4.Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж, 1987.



В раздел образования