Автор: Черношейкина Наталия Юрьевна
Должность: воспитатель общежития
Учебное заведение: Новосибирский колледж пищевой промышленности и переработки
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Программа киноклуба "ВЗГЛЯД"
Раздел: среднее профессиональное
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Новосибирской области
«Новосибирский колледж пищевой промышленности и переработки»
ПРОГРАММА РАБОТЫ
киноклуба «ВЗГЛЯД»
Автор-составитель: Черношейкина Н.Ю.
Разработка и внедрение программы киноклуба «Взгляд» обусловлены потребностью общества в развитии нравственных,
эстетических, коммуникативных качеств у подрастающего поколения. Важным является научить воспитуемых делать
самостоятельный выбор, принимать решения. В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом
особое внимание необходимо уделять
развитию социального, общекультурного и патриотического
направления. Это возможно реализовывать на занятиях киноклуба «Взгляд», ведь именно кино, как искусство содержит
огромный потенциал для нравственного и духовного воспитания.
Современная киноиндустрия, как правило, ориентирована на развлечение, образовательные и воспитательные цели
оказываются мало востребованы массовым зрителем.
Поэтому необходимо знакомить воспитуемых с лучшими
образцами советской кинематографии. Особый интерес могут вызвать фильмы про сверстников, которые позволят
сформировать позитивный зрительский опыт и вкус, развивать качества толерантной личности, способствовать
развитию воображения, фантазии и внимания.
Киноклуб способствует более успешной реализации образовательных программ по целому ряду дисциплин
гуманитарного
цикла. С этой целью в программу деятельности киноклуба включены просмотры и обсуждения
экранизаций литературных произведений и художественных фильмов исторического содержания.
Деятельность киноклуба
направлена на обогащение воспитуемых новыми впечатлениями, развитие интереса к
литературе, истории, способствует духовно-нравственному, патриотическому воспитанию, формирует социально
активную личность, способную понимать общечеловеческие ценности.
Творческая и диалоговая среда, создаваемая в киноклубе, будет позволять развивать мировоззрение и необходимые
коммуникативные навыки.
Программа киноклуба строится на просмотре художественных фильмов и их обсуждении. Возможным является
написание эссе или сочинения-рассуждения по теме фильма. Эта форма помогает воспитуемым формулировать и
высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, они учатся анализировать жизненные ситуации, делать вывод и
принимать решение.
Программа киноклуба разработана для воспитуемых, проживающих в общежитии, рассчитана на 2 года, занятия клуба
проводятся вечером с 21до 22 часов, 12 раз в месяц.
Содержание занятий киноклуба
представлено следующими разделами: 1)фильмы исторического содержания,
2)экранизация литературных произведений, 3) любовь, дружба, ответственность, 4) взаимодействие взрослых и детей, 5)
нравственные проблемы, 6) кино для души, 7) женские образы в фильмах, 8) фильмы о войне, людях войны.
Актуальность самой идеи создания киноклуба продиктована несколькими причинами:
- общим состоянием художественно-эстетического образования и воспитания в образовательном учреждении, где
искусство кино практически вообще не представлено;
- проблемами поиска эффективных методик воспитательной работы с воспитуемыми;
- кинематограф, как средство воспитания имеет преимущества перед другими видами искусств, в силу своей
доступности и популярности у подрастающего поколения;
- быстрое развитие ИКТ и средств мультимедиа создают благоприятную среду для практического воплощения этой
идеи.
Цель: создание условий для духовно- нравственного воспитания, формирования приоритетных жизненных ценностей и
установок посредством киноискусства.
Задачи:
Образовательные:
познакомить воспитуемых с многообразием современного кинематографа, с фильмами, ставшими
классикой киноискусства, с деятельностью и творчеством выдающихся режиссёров, актёров и
продюсеров;
формировать умение устно и письменно выражать свое мнение, адекватно воспринимать чужую
позицию;
учить грамотно вести дискуссию, слушать и слышать другую позицию.
Воспитательные:
приобщать воспитуемых к духовно-нравственным базовым ценностям;
воспитывать культуру посредством приобщения к «золотому» фонду российского кинематографа;
воспитывать любовь и уважение к Родине;
формировать личную гражданскую позицию, патриотизм;
воспитывать общественную активность;
воспитывать сознательное отношение к народному достоянию, чувство ответственности;
Развивающие:
развивать навыки литературного рецензирования, на их основе формировать умения и навыки
написания эссе, мини-сочинений;
создать условия для формирования навыков грамотной зрительской культуры;
совершенствовать навыки общения, обсуждения, дискуссии;
развивать аналитические умения и навыки, умения критически мыслить;
создать
условия
для
оптимальной
социальной
и
творческой
самореализации
личности,
интеллектуального и мыслительного совершенствования.
Тематическое планирование первого года:
Раздел
Тема
Вид деятельности
часы Дата
проведения
Фильмы
исторического
содержания
Мир приключений
Просмотр и обсуждение фильма
«Кортик» реж.Н.Калинин,1974г.
2
сентябрь
Экранизация
литературных
произведений
Творчество А.С.Пушкина в
отечественном
кинематографе
Просмотр и обсуждение фильма
«Барышня-крестьянка»
реж.
А.Сахаров,1995г.
«Капитанская
дочка»
реж.П.Резников,1976г.
2
2
октябрь
май
Любовь,
дружба,
ответственность
Первая любовь в школьном
возрасте
Просмотр и обсуждение фильма «Вам и
не снилось» реж.И.Фрез 1980г.
2
ноябрь
Взаимодействие
взрослых и детей
Тема одиночества в семье
Просмотр и обсуждение фильма «Зимний
роман» реж. А.Чижиков,2004г.
2
декабрь
Нравственные
проблемы
Проблемы
вступления
в
самостоятельную взрослую
жизнь
Просмотр
и
обсуждение
фильма
«Школьный
вальс»
реж.П.Любимов,
1977г.
2
январь
Кино для души
Просмотр и обсуждение фильмов жанра
кинокомедии, мультфильмы, сказки. По
2
февраль
заказу зрителей.
Женские
образы
в
фильмах
Роль женщин в обществе,
взгляд на мир многодетной
матери
Просмотр
и
обсуждение
фильма
«Однажды 20 лет спустя» реж.Ю.Егоров ,
1980г.
2
март
Фильмы о войне, людях
войны.
Человек
и
Родина
Человеческие
судьбы
в
фильмах
великих
режиссёров
Просмотр и обсуждение фильма «Судьба
человека») (1959) реж. С.Бондарчук
2
апрель
Тематическое планирование второго года:
Раздел
Тема
Вид деятельности
часы Дата
проведения
Фильмы исторического
содержания
Приключенческое кино
Просмотр и обсуждение фильма
«Бронзовая птица» реж.В.С
Етлов, 1976г.
2
сентябрь
Экранизация
литературных
произведений
Произведения
великих
писателей в киноискусстве
Просмотр и обсуждение фильма
«Отцы и дети» реж.А.Смирнова,2008г.
«Война и мир» реж. С.Бондарчук, 1967г.
2
2
октябрь
май
Любовь,
дружба,
ответственность
в
Взаимоотношения
в
семье,
построенная
на
любви
и
Просмотр
и
обсуждение
фильма
«Серёжа» реж. Г.Данелия, 1960г.
2
ноябрь
фильмах
ответственности
Взаимодействие
взрослых и детей
Взаимоотношения поколений
Просмотр и обсуждение фильма «Отцы и
дети»
2
декабрь
Нравственные
проблемы
Отношение
людей
к
животным.
Тема
благородства.
Просмотр и обсуждение фильма «Белый
Бим,
чёрное
ухо»
реж.С.Ростоцкий,
1977г.
2
январь
Кино для души
Просмотр и обсуждение фильмов жанра
кинокомедии, мультфильмы, сказки. По
заказу зрителей.
2
февраль
Женские
образы
в
фильмах
Роль женщин в обществе
Просмотр
и
обсуждение
документальных фильмов о выдающихся
женщинах России
2
март
Фильмы о войне, людях
войны.
Человек
и
Родина
Человеческие
судьбы
в
фильмах великих режиссёров
Просмотр
и
обсуждение
фрагментов
фильма «Освобождение»
2
апрель
Предполагаемые результаты реализации программы
Познавательные:
обогащение
образовательно-культурной
сферы
воспитуемых,
разрушение
у
воспитуемых
распространенных в обществе стереотипов, мифов, предрассудков, освоение учащимися таких ситуаций, в которых они
никогда бы не оказались в реальной жизни.
Коммуникативные:
умение воспитуемых «вычерпывать» из произведения заключенную в нем художником
информацию, опосредованно общаться с автором, вести с ним диалог, одобрять или не одобрять его позицию, уточняя
при этом свою, умение зрителей общаться между собой по поводу фильма (обсуждение, обмен мнениями, дискуссия),
так как ведущим видом деятельности у подростков и молодежи является общение со сверстниками.
Развивающие: развитие способности к сочувствию, восприимчивости, проницательности, способности эмоционального
постижения другого человека, умение увидеть другого человека изнутри, взглянуть на мир как бы его глазами.
Воспитательные: формирование духовно-нравственного отношения к миру, людям, к самому себе, приобщение к
культуре и искусству, к этическим, правовым, идеологическим и прочим нормам современного общества; расширение
жизненного опыта личности подростков, усвоение экранных моделей поведения и формирование ценностных
отношений воспитуемых.
Основные критерии эффективности программы:
•
увеличение числа участников киноклуба;
•
привлечение родителей и других гостей общежития к посещению киноклуба;
•
размещение информации о работе киноклуба на сайте образовательного учреждения;
•
проведение анкетирования.
Список литературы:
1.Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. М.: Новая школа, 1993.
2.Баранов О.А. Экран становится другом. М.: Просвещение, 1979.
3.Бегак Б. Воспитание искусством. М.: Просвещение,1981.
4.Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж, 1987.