Напоминание

" Методы продуктивного взаимодействия с родителями в условиях реализации ФОП и ФАОП ДОУ".


Автор: Ященко Лариса Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 13 "Сказка"
Населённый пункт: Ростовская область, г. Аксай
Наименование материала: методическая разработка тренинга для педагогов ДОУ.
Тема: " Методы продуктивного взаимодействия с родителями в условиях реализации ФОП и ФАОП ДОУ".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тренинг для педагогов «Методы и приёмы продуктивного взаимодействия с

родителями в условиях реализации ФОП и ФАОП ДОУ».»

Подготовила педагог-психолог

МБДОУ д/с №13 «Сказка»

Ященко Л.В.

Цель:

формирование коммуникативной компетентности педагогов ДОУ при

взаимодействии с родителями воспитанников в рамках ФОП и ФАОП ДОУ.

Задачи:

- ознакомить педагогов с основами психологии общения;

- развивать умение осознавать собственные сильные и слабые стороны в

общении;

- поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению этой темы.

Правила тренинга:

Общение по принципу «здесь и сейчас». Участники обсуждают только те

вопросы, которые значимы именно в данный промежуток времени.

«Мобильная тишина». Чтобы внешние «раздражители» не мешали работать по

принципу «здесь и сейчас», нужно отключить телефоны.

Уважение к говорящему .Проявляется в том, чтобы не перебивать и

внимательно слушать того, кто высказывается.

«Психологическое равенство» . Чтобы добиться раскрепощения и атмосферы

доверия, на время тренинга упраздняются все должности и социальные статусы.

Конфиденциальность. Всё, что высказано на тренинге, не должно больше нигде

обсуждаться и разглашаться.

Нет переходу на личности. Обсуждать следует не конкретного человека и его

недостатки, а только поступок.

Активность и работа в полную силу. Каждый участник выполняет в

максимальном объёме все упражнения и задания, которые предлагает тренер.

Я-высказывания. Все участники группы на время проведения тренинга должны

отказаться от общих формулировок вроде «обычно практикуется…» или

«зачастую говорят…» и характеризовать только свои мысли и действия — то есть

начинать фразу со слов «я думаю…», «я поступаю…» и т. п.

Своевременное подведение итогов. Участники не должны давать оценку

эффективности занятия раньше, чем оно завершится .

Упражнение «Здравствуйте».

Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания.

Материалы: мячик.

Инструкция: Сейчас я предлагаю поздороваться, но так, чтобы приветствие не

повторилось ни разу в нашем кругу. Я начинаю, а затем передаю мячик по кругу и

так, пока он не вернется ко мне (Например: здравствуйте, доброго дня, привет и т.

д.)

Упражнение «Дерево ожиданий»

– Посмотрите, но у нас есть грустное и одинокое дерево, давайте поможем ему

укрыться разноцветной листвой. У вас на столах лежат листочки разного цвета,

возьмите один и украсьте наше дерево.

Тех, кто выбрал зеленый лист – ожидает успех на нашем мероприятии.

Тех, кто выбрал красный листок – желают активно общаться.

Желтый цвет у вашего листочка – проявите активность и творчество.

Оранжевый цвет – будут сегодня настойчивы.

– Наше дерево ожило, зашелестело своими листочками, и помните, что красота

дерева, зависит от нас, наших стремлений и ожиданий, действий.

Педагоги присаживаются.

Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения».

(7 мин)

- Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои

закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15

секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых

секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к

себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

1. Улыбка,

2. имя собеседника

3. комплимент.

-

Для

того

чтобы

люди

хотели

с

нами

общаться,

мы

сами

должны

демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это

видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом

языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть

или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого

человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю – его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении

хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать

внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце

тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Упражнение «Живая шляпа» - (комплимент родителю)

Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям.

Пока звучит музыка, участники передают шляпу по кругу. Когда музыка

останавливается, тот, у кого она осталась, надевает ее на себя и говорит

комплимент сидящему справа, называя его по имени отчеству. Это родитель,

которому вы говорите что-либо положительное о «ребенке». Тот «родитель»,

которому адресован комплимент, должен принять его, сказав: «Спасибо, мне

очень приятно! Да, мне это тоже очень нравится!»

Обсуждение упражнения.

- Какие трудности возникли у вас при выполнении задания?

- Удалось ли вам сказать комплимент, обращаясь именно к родителю, а не к

коллеге по работе?

Любой комплимент располагает человека к позитивному общению, а лучшим

комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того,

умение педагога вычленить хорошее качество в каждом ребенке в глазах

родителей свидетельствует о его компетентности.

Упражнение. «Самый трудный родитель»

Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.

Наверное, у каждого в группе есть родители, встреча и общение с которыми

всегда приятны, но есть и такие, с которыми хотелось бы как можно реже

встречаться и общаться. Я предлагаю Вам перечислить основные качества,

которые присуще трудному родителю, общение с которым вызывает у Вас

отрицательные чувства и те качества, которыми обладают «лёгкие»-позитивные

родители.

Инструкция. Участники делятся на две группы и получают задание:

1. Первая группа создает обобщенный портрет родителя, взаимодействие с

которым вызывает отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен

разными техниками (в виде пиктограммы, схемы, карикатуры и т. п.). На стикерах

воспитатели записывают отрицательные качества, которые они отразили в этом

портрете.

2. Вторая группа создает портрет того родителя, общение с которым всегда

вызывает положительные эмоции. На стикерах записываются положительные

качества созданного образа.

Полученные портреты закрепляются на магнитных мольбертах, после чего

проходит обсуждение: Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя,

с которым неприятно вступать в контакт? Были ли в вашей практике такие

родители? Что вы чувствовали при создании положительного портрета? Есть ли в

ваших группах такие родители?

После обсуждения участники сравнивают записанные отрицательные и

положительные качества. Для этого стикеры прикрепляются в два столбика,

соотнесение по количеству указывает на отрицательный или положительный

настрой в восприятии воспитателями родителей.

Вывод: "Как вы считаете, нужно ли искать подход к тем родителям, которые вам

неприятны? Общаясь с родителями, невозможно постоянно обращать внимание

на их недостатки – люди вправе их иметь. Поэтому разрешите родителям ваших

воспитанников быть такими, какие они есть, а не причисляйте их сразу к

“трудным”, высказывая постоянные претензии в их адрес".

1.Какие эмоции Вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам

неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете?

Были ли у Вас в практике такие родители?

2.Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе

такие родители?

3.Как Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые

Вам неприятны?

Притча.

Один восточный властелин увидел страшный сон, как будто у него выпали все

зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и

озабоченно сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную новость. Ты

потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев

властелина. Он велел бросить толкователя снов в тюрьму и позвал другого

толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить

тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был

обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень

удивились. Ведь ты же сказал ему то же, что и твой бедный предшественник, так

почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они. На что

последовал ответ: мы оба одинаково истолковали сон, но все зависит не только от

того, что сказать, но и от того, как сказать».

Вопрос для обсуждения: какое отношение, на ваш взгляд, эта притча имеет к теме

нашего семинара?

Педагог несет ответственность за последствия того, что он говорит и как

преподносит информацию. Чтобы речь положительно воздействовала на

собеседника нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание

психологической защиты. Существует несколько правил, которые следует

учитывать при формулировании фразы: утверждается осведомленность

собеседника в обсуждаемой проблеме; инициатор беседы уверен в себе,

исключается неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающее его

обороняться. Например: не «Я бы хотела…», а «ВЫ хотите…», не «Вероятно вы

об этом еще не слышали…», а « Вы, наверное, об этом уже слышали», не «Я

пришла к такому выводу…», а «Думается, ваша проблема заключается в том,

что…», не «А у меня на этот счет другое мнение…», а «А если предположить, что

мы с вами не правы…»

Решение педагогических ситуаций

Предлагаю вам наиболее типичные педагогические ситуации из практики, в

которых мы с вами попытаемся разобраться и найти правильный выход.

(Педагоги обсуждают ситуации в подгруппе и находят решение с которым

выступает один представитель).

1. Таню родители приводят в группу после завтрака, из-за чего Таня постоянно

пропускает утренние игры и зарядку. На утверждения воспитателя о

необходимости соблюдения режима дня детского сада отвечают, что имеют право

приводить своего ребенка тогда, когда им это удобно.

Комментарий психолога: Воспитателю в беседе с родителем необходимо

подчеркнуть важность утренних мероприятий, в результате которых ребенок

включается в деятельность и успевает пообщаться со сверстниками. В общении с

родителями в такой ситуации важно не использовать обвинительные интонации,

это побуждает родителей к психологической защите в виде «нападения». Лучше

использовать метод «Я – сообщения», выразив свои чувства. Например: «Мне

жалко, что Тани не было утром, ведь у нас была новая, такая веселая

зарядка (важное занятие, игра)».

2. Петя очень стеснительный мальчик, но его родители обижаются на

воспитателя, что их ребенок не читает на празднике стихи, тогда как другие дети

участвуют в двух и более номерах и сценках. Никакие доводы воспитателя о

недостаточной готовности ребенка к публичным выступлениям не помогают.

Комментарий психолога: Важно сначала похвалить ребенка за участие в

празднике, отметить, что у него получилось (например, был находчив и ловок в

игре или замечательно пел). И только потом объяснить, что прочитать

стихотворение он пока стесняется, но если поддержать малыша, все обязательно

получится. При необходимости нужно помочь подобрать стихотворение так,

чтобы оно не было сложным. Объяснить родителям, что создав для ребенка

ситуацию успеха, мы сможем преодолеть временные трудности.

3. Папа, приводя сына в группу детского сада, все время дает ему с собой

несколько конфет. На просьбу воспитателя не делать этого грубо отвечает, что это

его личное дело.

Комментарий психолога: Важно объяснить папе, что получается очень не

красиво, когда несколько детей едят конфеты, а другим не досталось. Из-за этого

возникают ссоры между детьми. Некоторым детям нельзя есть конфеты, а им ведь

очень хочется. Представьте себя на месте этого ребенка.

4.Забирая вечером ребенка из детского сада, родители возмущаются, что его

одежда очень грязная, и обвиняют педагога, что он плохо следит за детьми.

Комментарий психолога: Возможно, в шутливой форме, предложить родителям

всю прогулку держать их ребенка за руку. Юмор - прекрасное средство снятия

психологического напряжения. Но тут же, постарайтесь доброжелательно

объяснить родителям, как важно ребенку «наиграться», что ограничение

движений он воспринимает как наказание, а для детского сада больше подойдет

одежда попроще.

Упражнение «Окно».

Цель: тренировка эмоциональной выразительности в невербальной передаче

информации собеседнику.

Если вы хотите лучше понимать себя и быть уверенным человеком, понимать

других людей, ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений

и быть успешными в общении, если для вас важно чувство эмоционального

комфорта, то важно учитывать: средства общения: слово, мимику, жесты,

интонацию голоса, глаза.

Давайте потренируем умение понимать невербальное общение.

Инструкция: необходимо передать текст команде, как будто между вами толстое

стекло. Вас видят, но не слышат, кричать бесполезно. Необходимо с помощью

жестов, мимики, пантомимики передать заданный текст.

ПРИМЕРЫ текстов: Один в паре – это педагог, второй - родитель.

«Добрый день! Я хочу сказать вам, что ваш сын дерется с другими детьми,

кричит, падает на пол. Сходите к психологу».

«Здравствуйте! Я прошу вас сдать деньги на спектакль – 150 рублей. Будет

показана новая сказка «Волк и 10 поросят»».

«Доброе утро! Как там погода, метет? Вы не могли бы помочь нам

почистить участок? Только лопаты у нас нет. Возьмите совочек и ведро».

Вы - педагог. По ту сторону стекла - родительский комитет. Попробуйте им

объяснить, что необходимо приобрести для группы в магазине (не менее 5

наименований)

Анализ упражнения.

Выдача памяток педагогам

Подведение итогов.

-Я надеюсь, что сегодня в этом зале Вы почерпнули что-то интересное для себя, и

это что-то поможет Вам достичь взаимопонимания с родителями, детьми и

коллегами. От всей души желаю вам легко разрешать сложные ситуации, которые

так или иначе, но приходят в нашу жизнь и свободно, с благодарностью отпускать

их.

Диагностика профессиональных умений и навыков. (На основе методики

оценки уровня общительности педагога, по В.Ф. Ряховскому).

Цель: оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями

Инструкция: «Вашему вниманию предлагаются несколько простых вопросов.

Отвечайте быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

1.

Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее

ожидание из колеи?

2.

Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом,

информацией перед родителями?

3.

Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями

до последнего момента?

4.

Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях

воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

5.

Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей

дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать

этого поручения?

6.

Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с

коллегами, руководством?

7.

Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

8.

Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно

задает Вам вопросы?

9.

Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что

они разговаривают на «разных языках»?

10.

Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли

выполнить?

11.

Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в

том или ином сложном воспитательном вопросе?

12.

Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания,

предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

13.

Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и

родителями?

14.

У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного

воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

15.

Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

16.

Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем

провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» — 2 очка, «иногда» — 1 очко, «нет» — 0 очков.

Полученные очки суммируются, и определяется, к какой категории относится

испытуемый.

30—32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего,

Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого

больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно

положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с

родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны.

Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы

убеждены, что большинство родителей — это всегда недовольные, придирчивые

люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться

к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к

тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать

общительнее, контролируйте себя.

25—29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость

новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями

воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы

знаете эту особенность своего характера и бываете, недовольны собой. Однако в

неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а

не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности

своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет

Вам легко находить общий язык с родителями!

19—24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке

чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить

контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями

Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете

тактику «присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас,

однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти

недостатки исправимы.

14—18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с

любым родителем всегда можно найти «общий язык». Вы охотно выслушиваете

родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку

зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное

общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители

также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета,

поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней

эмоциональности, стремитесь избегать ненужных

конфликтов.

9—13 очков. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в

беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы

любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не

всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное

мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что

способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам

недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При

желании, однако, Вы умеете

выстраивать содержательное общение.

4—8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому

родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех

спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда

можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому

вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители

и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над

этими фактами.

3 очка и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы

многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого

отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны.

Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том

числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты,

фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы

стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями

не для Вас. Окружающим сложно с Вами.

Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить

общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе

терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Итог. «Рефлексивная мишень». Педагогам предлагается прикрепить стикеры

(отметки) в любой из четырех частей «мишени»:

Было интересно;

Узнал новое;

Было понятно;

Активно участвовал.



В раздел образования