Автор: Обухова Лариса Викторовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "МЦДТ г. Челябинска"
Населённый пункт: Город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Ритмические особенности фортепианного ансамблевого музицирования младшего школьного возраста"
Раздел: дополнительное образование
Ритмические особенности фортепианного ансамблевого
музицирования младшего школьного возраста.
Педагог дополнительного образования
МБУДО «МЦДТ г. Челябинска»
Обухова Л. В.
В педагогической практике пианиста ансамблевое музицирование
занимает особое место как одна из форм творческого развития обучающихся.
Его следует рассматривать как важнейшее направление в формировании
музыкальных способностей детей.
В детском объединении МБУДО «МЦДТ г. Челябинска» знакомство с
ритмом фортепианного ансамбля для детей 6-7 лет начинается с освоения
шумовых инструментов. В процессе обучения дети знакомятся с народными
песнями, такими как: «Как пошли наши подружки», «Савка и Гришка», «На
горе-то калина», а также с произведениями А. Филиппенко на стихи Н.
Берендгофа — «Чудеса» и «Цыплятки», В. Калинникова — «Тень-тень» и А.
Артоболевской — «Вальс собачек». В. Шаинский «Песенка про кузнечика»,
Г. Иванова — «Детский блюз».
Педагогические задачи: прививать детям интерес к совместному
творческому участию в музицировании; способствовать созданию у детей
положительных эмоций от процесса музицирования и общения; развивать
самостоятельность в музыкальной деятельности и умение включаться в
ансамбль; раскрывать индивидуальность каждого ребенка и помочь им
осознать свои усилия как первые шаги к более сложным музыкальным
произведениям.
Музыкальные
задачи:
чисто
интонировать
мелодии
песенок;
аккомпанировать мелодиям на 1-2, 2-3 и 2-4 доли; различать быстрый и
медленный темп, ускорение и замедление; различать фразы в речи и простых
песнях; различать громкое и тихое звучание, использовать усиление и
ослабление звучности как выразительные средства; исполнять метрическую
пульсацию, отличать на слух двухдольную и трехдольную пульсацию;
использовать
речевые
упражнения
как
основу
для
ритмических
импровизаций; исполнять несложные ритмические мотивы в игре «Эхо»;
записывать ритм, используя восьмые, четвертные длительности и четвертные
паузы.
Параллельно с этим, на индивидуальных уроках и в мелкогрупповых
формах обучения, изучаются партии «Primo» и «Sekondo» в фортепианном
ансамбле.
В
первой
партии
осваивается
мелодия,
а
во
второй
—
аккомпанемент. Во второй партии изучается бас и простейшие аккорды —
терции, исполняемые на вторую и четвертую доли.
При соединении обеих партий важно сохранить метрический пульс
пьесы,
добиться
ровного
звучания
и
сделать
вступление.
Партнёры
договариваются о характере звучания и нюансах в начале игры. Темп пьесы
должен быть просчитан до начала игры, так как общность понимания и
чувства темпа — одно из главных условий ансамбля. Партнёры должны
одинаково чувствовать темп уже в самом начале, в ауфтакте, и даже в те
короткие мгновения, которые предшествуют ему. Не меньшее значение
имеет синхронное окончание, снятие звука.
Каждый участник ансамбля должен внимательно следить за тем, что
происходит в соседней партии, слушать своего товарища и учитывать его
исполнительские интересы. Умение слушать не только свою игру, но и общее
звучание обеих партий, сливающихся в единое целое, — основа совместного
исполнительства во всех его видах.
Равновесие звука обеих партий должно быть выверенным. Мелодия
первой
партии
должна
исполняться
музыкально,
в
соответствии
с
закономерностями динамического развития. Аккомпанемент второй партии
не должен заглушать тему, а лишь поддерживать ее динамически, звуча на
нюанс тише. Это должны слышать участники ансамбля и стремиться к
музыкальному, образному исполнению.
Когда
достигается
определенный
звуковой
баланс,
звучание
объединяется с аккомпанементом шумовых инструментов. Наблюдается за
точностью исполнения долей шумовыми инструментами.
Для активизации творческих проявлений обучающихся моделируются
темп, метр и ритм. Небольшие песенки — четверостишия исполняются в
очень медленном, среднем и очень быстром темпах, постепенно ускоряясь
или замедляясь: «Тётка-богатка», «Вкусная песенка», «Дин-Дон» — с
простукиванием или прохлопыванием ритма. Можно также зарисовать ритм:
быстрое исполнение — частыми палочками, средний темп — увеличивая
расстояния
между
палочками,
медленный
замедляющийся
темп
—
палочками с еще более увеличивающимися расстояниями между звеньями
ритма. Моделирование проводится в форме игры.
Моделирование метра и размера. Двигательное метрирование — это
использование различных видов равномерного движения: жестов и любых
других движений тела. Тактирование — это показ, касаясь разных частей
своего тела, двухдольного, трехдольного и четырехдольного размеров.
Сильная доля и слабые исполняются не одинаково. Трехдольный размер —
шлепок по коленям, два щелчка. Четырёхдольный размер — притоп, три
удара указательными пальцами.
Моделирование ритма.
Любой вид моделирования ритмических
отношений
можно
использовать
как
игру,
развивающую
у
детей
метроритмическое чувство. Можно предложить обучающимся использовать
общепринятую систему при чтении ритмов: ту-у (половинная нота), та
(четвертная нота), ти-ти (восьмые ноты), тири-тири (шестнадцатые ноты).
Или при тех же длительностях: ба-а, зум, ко-ко, тики-тики. Задание:
повторить, расшифровать и записать барабанное послание туземцев: зум, ко-
ко,
зум,
ко-ко,
тики-тики-тики-тики,
ба-а.
Можно
зашифровать
ритмоформулу в цепочки слов: лимон-апельсин, банан-мандарин, лиса-
петушок, козёл-огород, звезда-небеса и так далее. Более сложный вариант:
стакан-лимон, выйди -вон, выйди-вон. Хлопать этот ритм, придумывать
другие цепочки слов. Или - В бочке варится уха из глухого петуха. Вот какая
требуха. Моделирование ритма в движении составляет неисчерпаемую тему
для игры, общения, музицирования. Или - Не люблю винегрет (хлопки),
дайте супа из конфет (шлепки), или выполнить действия наоборот.
Следующий этап обучения игре на шумовых инструментах направлен
на точное аккомпанирование на слабую долю на основе следующих
произведений: русские народные песни «Во поле берёза стояла», «Как на
тоненький ледок», «Во саду ли, в огороде», «Камаринская», а также
украинская народная песня «Весёлые гуси». Кроме того, были использованы
произведения М. Качурбиной «Мишка с куклой пляшут полечку» и М.
Глинки «Полька».
Обучающиеся постепенно освоили умение слышать доли музыкальной
ткани и точно аккомпанировать на слабую долю. Также научились
аккомпанировать полькам, которые исполнялись в более подвижном темпе.
Ритм в этих произведениях усложнялся за счет добавления восьмых и
шестнадцатых нот, что требовало от них тщательной проработки каждой
партии. Необходимо было выучить аппликатуру, правильно расставить
пальцы, выработать единый метроритм, точно чувствовать пульсацию долей,
а также соблюдать фразировку и звуковой баланс. Обучающиеся успешно
справились с этой задачей, что свидетельствует о высоком уровне их
музыкального развития и навыках совместной работы.
В искусстве совместного исполнения ритм занимает особое место.
Ансамбль требует от своих участников не только уверенного и безупречного
индивидуального ритма, но и его коллективной гармонии. Каждый музыкант
обладает своим ощущением ритма, поэтому достижение взаимопонимания и
слаженности требует времени и усилий.
Несмотря на строгость общего ритма, каждый участник ансамбля
должен ощущать его естественно и органично. Наиболее распространённые
проблемы, с которыми сталкиваются обучающиеся, связаны с отсутствием
чёткости
и
устойчивости
ритма.
Искажения
обычно
возникают
при
исполнении пунктирного ритма, а также при смене различных групп
длительностей и их сочетании с триолями. Начинающие музыканты часто
ускоряют темп, особенно когда звучность произведения нарастает.
Основная цель ансамблевых занятий — воспитание коллективного
ритма и развитие артистичности. Для этого используются разнообразные
методы:
Игровые упражнения для развития чувства ритма и координации.
Работа над ритмическими канонами и этюдами помогает каждому
участнику точно следовать своей партии.
Исполнение произведений с разными темпами и ритмическими
сложностями.
Важным
аспектом
является
развитие
слухового
контроля
и
способности слушать других участников ансамбля. Это позволяет выявлять и
исправлять ритмические ошибки, а также поддерживать единый метроритм.
Успешное освоение коллективного ритма не только улучшает качество
исполнения, но и развивает навыки совместной работы и взаимопонимания
между музыкантами.
Формирование чувства общего ритма в коллективе — одна из
ключевых целей занятий в ансамбле. Это качество играет важную роль в
выразительном исполнении. Чтобы достичь его, необходимо регулярно
работать над разными произведениями и укреплять взаимодействие между
участниками. Только через упорные тренировки и совместные усилия можно
достичь гармонии и взаимопонимания.
Момент, когда музыкант впервые чувствует радость от совместной
работы, становится важным показателем успеха. В этот момент он осознаёт
ценность коллективной игры, взаимной поддержки и общего вдохновения.
Эти переживания мотивируют его продолжать развиваться и стремиться к
новым высотам в искусстве.
Использованная литература:
1.
Готлиб А. Д. Основы ансамблевой техники [Текст]. — Москва :
Музыка, 1971. — 94 с. : нот. ил. : 20 см — (В помощь педагогу-музыканту).
2.
Тютюнникова Т. Э. 2 «Уроки музыки. Система обучения К.
Орфа» [Текст] : [для 1–4 классов общеобразовательной школы] / Т. Э.
Тютюнникова. 2 — Москва : АСТ, 2001. 2 — 94, с. : ил., нот. прилож. —
Серия «Родничок». 12 — Библиография в подстрочных примечаниях. 2 —
ISBN 5-17-011642-X.