Напоминание

"Ритмические особенности фортепианного ансамблевого музицирования младшего школьного возраста"


Автор: Обухова Лариса Викторовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "МЦДТ г. Челябинска"
Населённый пункт: Город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Ритмические особенности фортепианного ансамблевого музицирования младшего школьного возраста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Ритмические особенности фортепианного ансамблевого

музицирования младшего школьного возраста.

Педагог дополнительного образования

МБУДО «МЦДТ г. Челябинска»

Обухова Л. В.

В педагогической практике пианиста ансамблевое музицирование

занимает особое место как одна из форм творческого развития обучающихся.

Его следует рассматривать как важнейшее направление в формировании

музыкальных способностей детей.

В детском объединении МБУДО «МЦДТ г. Челябинска» знакомство с

ритмом фортепианного ансамбля для детей 6-7 лет начинается с освоения

шумовых инструментов. В процессе обучения дети знакомятся с народными

песнями, такими как: «Как пошли наши подружки», «Савка и Гришка», «На

горе-то калина», а также с произведениями А. Филиппенко на стихи Н.

Берендгофа — «Чудеса» и «Цыплятки», В. Калинникова — «Тень-тень» и А.

Артоболевской — «Вальс собачек». В. Шаинский «Песенка про кузнечика»,

Г. Иванова — «Детский блюз».

Педагогические задачи: прививать детям интерес к совместному

творческому участию в музицировании; способствовать созданию у детей

положительных эмоций от процесса музицирования и общения; развивать

самостоятельность в музыкальной деятельности и умение включаться в

ансамбль; раскрывать индивидуальность каждого ребенка и помочь им

осознать свои усилия как первые шаги к более сложным музыкальным

произведениям.

Музыкальные

задачи:

чисто

интонировать

мелодии

песенок;

аккомпанировать мелодиям на 1-2, 2-3 и 2-4 доли; различать быстрый и

медленный темп, ускорение и замедление; различать фразы в речи и простых

песнях; различать громкое и тихое звучание, использовать усиление и

ослабление звучности как выразительные средства; исполнять метрическую

пульсацию, отличать на слух двухдольную и трехдольную пульсацию;

использовать

речевые

упражнения

как

основу

для

ритмических

импровизаций; исполнять несложные ритмические мотивы в игре «Эхо»;

записывать ритм, используя восьмые, четвертные длительности и четвертные

паузы.

Параллельно с этим, на индивидуальных уроках и в мелкогрупповых

формах обучения, изучаются партии «Primo» и «Sekondo» в фортепианном

ансамбле.

В

первой

партии

осваивается

мелодия,

а

во

второй

аккомпанемент. Во второй партии изучается бас и простейшие аккорды —

терции, исполняемые на вторую и четвертую доли.

При соединении обеих партий важно сохранить метрический пульс

пьесы,

добиться

ровного

звучания

и

сделать

вступление.

Партнёры

договариваются о характере звучания и нюансах в начале игры. Темп пьесы

должен быть просчитан до начала игры, так как общность понимания и

чувства темпа — одно из главных условий ансамбля. Партнёры должны

одинаково чувствовать темп уже в самом начале, в ауфтакте, и даже в те

короткие мгновения, которые предшествуют ему. Не меньшее значение

имеет синхронное окончание, снятие звука.

Каждый участник ансамбля должен внимательно следить за тем, что

происходит в соседней партии, слушать своего товарища и учитывать его

исполнительские интересы. Умение слушать не только свою игру, но и общее

звучание обеих партий, сливающихся в единое целое, — основа совместного

исполнительства во всех его видах.

Равновесие звука обеих партий должно быть выверенным. Мелодия

первой

партии

должна

исполняться

музыкально,

в

соответствии

с

закономерностями динамического развития. Аккомпанемент второй партии

не должен заглушать тему, а лишь поддерживать ее динамически, звуча на

нюанс тише. Это должны слышать участники ансамбля и стремиться к

музыкальному, образному исполнению.

Когда

достигается

определенный

звуковой

баланс,

звучание

объединяется с аккомпанементом шумовых инструментов. Наблюдается за

точностью исполнения долей шумовыми инструментами.

Для активизации творческих проявлений обучающихся моделируются

темп, метр и ритм. Небольшие песенки — четверостишия исполняются в

очень медленном, среднем и очень быстром темпах, постепенно ускоряясь

или замедляясь: «Тётка-богатка», «Вкусная песенка», «Дин-Дон» — с

простукиванием или прохлопыванием ритма. Можно также зарисовать ритм:

быстрое исполнение — частыми палочками, средний темп — увеличивая

расстояния

между

палочками,

медленный

замедляющийся

темп

палочками с еще более увеличивающимися расстояниями между звеньями

ритма. Моделирование проводится в форме игры.

Моделирование метра и размера. Двигательное метрирование — это

использование различных видов равномерного движения: жестов и любых

других движений тела. Тактирование — это показ, касаясь разных частей

своего тела, двухдольного, трехдольного и четырехдольного размеров.

Сильная доля и слабые исполняются не одинаково. Трехдольный размер —

шлепок по коленям, два щелчка. Четырёхдольный размер — притоп, три

удара указательными пальцами.

Моделирование ритма.

Любой вид моделирования ритмических

отношений

можно

использовать

как

игру,

развивающую

у

детей

метроритмическое чувство. Можно предложить обучающимся использовать

общепринятую систему при чтении ритмов: ту-у (половинная нота), та

(четвертная нота), ти-ти (восьмые ноты), тири-тири (шестнадцатые ноты).

Или при тех же длительностях: ба-а, зум, ко-ко, тики-тики. Задание:

повторить, расшифровать и записать барабанное послание туземцев: зум, ко-

ко,

зум,

ко-ко,

тики-тики-тики-тики,

ба-а.

Можно

зашифровать

ритмоформулу в цепочки слов: лимон-апельсин, банан-мандарин, лиса-

петушок, козёл-огород, звезда-небеса и так далее. Более сложный вариант:

стакан-лимон, выйди -вон, выйди-вон. Хлопать этот ритм, придумывать

другие цепочки слов. Или - В бочке варится уха из глухого петуха. Вот какая

требуха. Моделирование ритма в движении составляет неисчерпаемую тему

для игры, общения, музицирования. Или - Не люблю винегрет (хлопки),

дайте супа из конфет (шлепки), или выполнить действия наоборот.

Следующий этап обучения игре на шумовых инструментах направлен

на точное аккомпанирование на слабую долю на основе следующих

произведений: русские народные песни «Во поле берёза стояла», «Как на

тоненький ледок», «Во саду ли, в огороде», «Камаринская», а также

украинская народная песня «Весёлые гуси». Кроме того, были использованы

произведения М. Качурбиной «Мишка с куклой пляшут полечку» и М.

Глинки «Полька».

Обучающиеся постепенно освоили умение слышать доли музыкальной

ткани и точно аккомпанировать на слабую долю. Также научились

аккомпанировать полькам, которые исполнялись в более подвижном темпе.

Ритм в этих произведениях усложнялся за счет добавления восьмых и

шестнадцатых нот, что требовало от них тщательной проработки каждой

партии. Необходимо было выучить аппликатуру, правильно расставить

пальцы, выработать единый метроритм, точно чувствовать пульсацию долей,

а также соблюдать фразировку и звуковой баланс. Обучающиеся успешно

справились с этой задачей, что свидетельствует о высоком уровне их

музыкального развития и навыках совместной работы.

В искусстве совместного исполнения ритм занимает особое место.

Ансамбль требует от своих участников не только уверенного и безупречного

индивидуального ритма, но и его коллективной гармонии. Каждый музыкант

обладает своим ощущением ритма, поэтому достижение взаимопонимания и

слаженности требует времени и усилий.

Несмотря на строгость общего ритма, каждый участник ансамбля

должен ощущать его естественно и органично. Наиболее распространённые

проблемы, с которыми сталкиваются обучающиеся, связаны с отсутствием

чёткости

и

устойчивости

ритма.

Искажения

обычно

возникают

при

исполнении пунктирного ритма, а также при смене различных групп

длительностей и их сочетании с триолями. Начинающие музыканты часто

ускоряют темп, особенно когда звучность произведения нарастает.

Основная цель ансамблевых занятий — воспитание коллективного

ритма и развитие артистичности. Для этого используются разнообразные

методы:

Игровые упражнения для развития чувства ритма и координации.

Работа над ритмическими канонами и этюдами помогает каждому

участнику точно следовать своей партии.

Исполнение произведений с разными темпами и ритмическими

сложностями.

Важным

аспектом

является

развитие

слухового

контроля

и

способности слушать других участников ансамбля. Это позволяет выявлять и

исправлять ритмические ошибки, а также поддерживать единый метроритм.

Успешное освоение коллективного ритма не только улучшает качество

исполнения, но и развивает навыки совместной работы и взаимопонимания

между музыкантами.

Формирование чувства общего ритма в коллективе — одна из

ключевых целей занятий в ансамбле. Это качество играет важную роль в

выразительном исполнении. Чтобы достичь его, необходимо регулярно

работать над разными произведениями и укреплять взаимодействие между

участниками. Только через упорные тренировки и совместные усилия можно

достичь гармонии и взаимопонимания.

Момент, когда музыкант впервые чувствует радость от совместной

работы, становится важным показателем успеха. В этот момент он осознаёт

ценность коллективной игры, взаимной поддержки и общего вдохновения.

Эти переживания мотивируют его продолжать развиваться и стремиться к

новым высотам в искусстве.

Использованная литература:

1.

Готлиб А. Д. Основы ансамблевой техники [Текст]. — Москва :

Музыка, 1971. — 94 с. : нот. ил. : 20 см — (В помощь педагогу-музыканту).

2.

Тютюнникова Т. Э. 2 «Уроки музыки. Система обучения К.

Орфа» [Текст] : [для 1–4 классов общеобразовательной школы] / Т. Э.

Тютюнникова. 2 — Москва : АСТ, 2001. 2 — 94, с. : ил., нот. прилож. —

Серия «Родничок». 12 — Библиография в подстрочных примечаниях. 2 —

ISBN 5-17-011642-X.



В раздел образования