Напоминание

Как воспитать помощника в семье


Автор: Смолович Наталья Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №33
Населённый пункт: Алтайский край город Барнаул
Наименование материала: Статья
Тема: Как воспитать помощника в семье
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как воспитать помощника в семье

... От труда идут крепкие нити к интеллектуальному, моральному,

эстетическому, эмоциональному, физическому развитию.

В. А. Сухомлинский.

И родителям, и педагогам хорошо известно, что одними словесными

поручениями многого не добьешься. Послушает, послушает их ребенок, и

сделает все по-своему — как привык. А у привычек огромная сила.

Чтобы у ребенка складывались и закреплялись нужные привычки, он

непременно должен практиковаться. С какого именно возраста лучше всего

начинать трудовое воспитание малыша? Некоторые родители считают, что

торопиться не надо: "он еще маленький, пусть побегает, порезвится —

научиться всегда успеет". Ну что ж,

давайте посмотрим - действительно ли мы совершаем насилие, приучая

малыша к труду?

Дети дошкольного возраста обычно очень активны. Это живой, деятельный,

неугомонный народ. И доступный возрасту труд никак не противоречит

природе ребенка. Напротив, отвечает его потребности постоянно находиться

в действии. Да вспомните сами, как радовались вы, если мама разрешала вам

помочь ей накрыть на стол. Какое же здесь насилие? Просто вашу энергию

направили в нужное русло.

В несложной как будто работе детям приходится преодолевать известные

трудности, учиться быть настойчивыми, терпеливыми, выполнять начатое

дело до конца. Ведь взрослые очень часто тоже бывают безответственными.

Ребенку нужно постоянно обо всем напоминать, но в вежливой форме, делая

это, постарайтесь

Как же этого добиться? Объясняешь, растолковываешь, мотивируешь, а все

равно не получается... Во-первых, в дошкольном возрасте для ребенка труд —

подражание действиям взрослых. Превратите его в своеобразную игру с

добавлением фантазии. Подскажите, например, ребенку, как можно убрать

игрушки: машины поставить в "гараж" из кубиков или конструктора, мишку

уложить спать... И вы увидите, как он увлечется такой игрой-уборкой.

Да ведь на полке или в отведенном для игрушек месте в детской комнате

можно создать целый игрушечный город с "домами", вам будет интересно

подключиться к такой игре. Но слишком тоже не увлекайтесь — пусть

инициатива все-таки останется за вашим чадом.

Ребенок почувствует себя хозяином положения, а это удовлетворит его

детское самолюбие.

Во всех случаях необходимо помнить и о том, что у ребенка надо

воспитывать так называемую трудовую установку — он должен знать, что

выполнение той или иной работы действительно кому-то нужно. Малыш

должен видеть перед собой конкретную цель, сам он не всегда сможет это

сделать.

Самая распространенная ошибка родителей - это приучение к труду "от

случая к случаю". Но для детей 5-7 лет просто необходимо выполнение

определенных, постоянных обязанностей.

Например, подмести пол, помыть посуду, застелить свою постель, полить

цветы. Обязанности, за выполнение которых ребенок отвечает, помогают

воспитанию у него ответственности, добросовестности, щепетильности;

дисциплинируют, приучают хорошо выполнять не только приятную, но и

необходимую работу.

А это немаловажно при нашей сегодняшней жизни.

Некоторые из нас оправдываются тем, что для трудового воспитания ребенка

просто не хватает времени. Нам некогда ждать, пока он сам оденется или

накроет на стол... Мы можем это сделать быстрее, да и результаты будут

лучше. Все это верно, но ведь так мы упускаем золотое время, когда ребенок

сам стремится что-то сделать, подражая взрослым,

— великие дела начинаются с малого, говорили классики.

проявить максимум терпения и выдержать такой тон, как если бы вы

говорили со взрослым человеком. Раздраженное ворчание способно убить

всякое желание что-либо делать.

Понятно, что малышей вначале надо приучать выполнять несложные

поручения, а потом усложнять их. Не забывайте мотивировать то или иное

действие.

Если вы абсолютно ни в чем не будете ему помогать, неудача может отбить у

него охоту пробовать снова.

Многие требования ребенку выполнять еще очень трудно. Но важно, чтобы

он хотел трудиться, чтобы он получал удовольствие от самой работы,

удовлетворение от ее результатов. Исследования психологов и педагогов

показывают, что в дошкольном возрасте все поступки совершаются под

влиянием эмоций, сиюминутных желаний, и главный способ побудить

ребенка действовать в желаемом направлении — это вызвать у него

положительные чувства, сделать для него привлекательным то, что мы ему

предлагаем наблюдения. Постоянно демонстрируйте переход с быстрого шага

или даже бега на размеренный (хотя и не медленный) шаг при переходе

улицы. При этом объясните ребенку, что когда человек бежит, он по сторонам

не смотрит. Повернуть голову на бегу для осмотра и трудно, и просто опасно,

можно упасть. А при движении шагом, имея опору на обе ноги, человек

может без труда повернуть голову и вправо, и влево.

Самая опасная привычка детей - это выбегание или выход, не глядя, из-за

мешающих обзору предметов! На улице - это стоящий автомобиль - любой.

Но, прежде всего грузовик, автобус или троллейбус. По моим 20-летним

наблюдениям, каждый третий ребенок из числа пострадавших выбежал на

дорогу из-за стоящего автомобиля! Больше всего случаев с автобусом.

Каждый седьмой ребенок попал под машину, выбежав спереди стоящего

автобуса, каждый 20-й - выбежав на дорогу сзади стоящего автобуса (не видя

автомобиля, приближающегося справа).

Используемая в некоторых книгах рекомендация - пословица: «обходи

трамвай спереди, а автобус сзади» является грубейшей ошибкой. Повторяя

эти слова, мы просто толкаем ребенка под машину. Путь с ребенком в

детский сад и обратно должен быть - одновременно - ежедневной отработкой

умения ребенка «видеть» стоящий автомобиль как предмет, который может

скрывать опасность. Ребенок должен сам увидеть стоящий автобус, как

«предмет скрывающий», и выезжающую из-за него машину. Такие же уроки

наблюдения (с тротуара!) следует повторять десятки раз возле стоящих

машин, кустов, деревьев, групп пешеходов. Ребенок сам должен понять очень

серьезную опасность стоящей машины и вообще любых предметов,

мешающих обзору проезжей части улицы.

Улица для маленького человечка - это сложный, коварный, обманчивый мир,

полный скрытых опасностей.

И главная задача - научить ребенка безопасно жить в этом мире.



В раздел образования