Автор: Задворных Светлана Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "ДРУЖНОГОРСКАЯ СОШ" ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Населённый пункт: гп. ДРУЖНАЯ ГОРКА
Наименование материала: Проект
Тема: "Маршак - друг детей"
Раздел: дошкольное образование
Краткосрочный проект
«Маршак – друг детей»
в подготовительной группе
Апрель 2025 г.
Выполнила : воспитатель Задворных С. В.
Участники проекта: Воспитатель , дети, родители воспитанников.
Тип проекта
- Вид проекта: познавательно - творческий.
- По числу участников: групповой .
-Тип проекта: краткосрочный (две недели)
Актуальность проекта:
Не секрет: интерес к книге, к чтению, вхождение в книжную
литературу с каждым годом снижается.
С.Я. Маршак говорил, что есть
талант писателя, а есть талант читателя. Книга вводит ребёнка в самое
сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий,
отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит
вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность.
Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в
зрелом возрасте.
Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного,
чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и
себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать
восприятие художественного слова.
Любой ребёнок является читателем, даже если он не умеет читать, а
только слушает чтение взрослых. Он выбирает и воспринимает то, что будет
слушать то, что ему интересно.
Произведения Самуила Яковлевича Маршака близки и понятны детям.
Он всю свою жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Самуил
Яковлевич показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира,
рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно
отлично высмеять врага и можно вызвать в человеке интерес, раздумье,
сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком
работать, познавать окружающий мир.
Произведения С. Я. Маршака не только понятны и интересны детям,
они дидактичны своим содержанием. Какой только темы не охватили они:
азбука и счёт, дикие и домашние животные, почта, транспорт, пожарная
часть, цирк, школа, библиотека, профессии и ремесла, временные понятия,
нравственное и патриотическое воспитание...
Проблема проекта:
Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских
советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и
неинтересными для детей XXI века. Данным проектом хотелось бы доказать
актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность,
ритм и необыкновенный юмор.
Цель проекта: Прививать интерес и любовь к чтению произведений
детского поэта С. Я. Маршака.
Задачи проекта:
Познакомить детей с биографией С. Я. Маршака;
Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака:
- «Багаж»
- «Сказка о глупом мышонке»
- «Сказка об умном мышонке»
- «Где обедал воробей?»
- «Вот какой рассеянный»
- «Радуга-дуга»
- «Кошкин дом»
- «Круглый год»
- «Детки в клетке»
- «Мяч»
- «Веселый счет»
- загадки
Расширить представления детей об окружающим мире.
Формировать эмоционально -образное восприятие произведений.
Воспитывать
у
детей
способность
сопереживать
героям
произведений.
Способствовать воспитанию у детей добрых чувств, умения
удивляться красоте родной природы.
Продолжать
работу
по
формированию
нравственного
и
патриотического воспитания.
Развивать познавательные и умственные способности, речь детей.
Приобщить родителей к семейному чтению литературы.
Проект включает в себя три этапа:
1.
Подготовительный этап.
2.
Основной этап
3.
Заключительный этап
Значимость для всех его участников:
Дети познакомятся с биографией писателя и его произведениями.
Сформируется интерес и любовь к книге, стремление общения с ней, умения
слушать и понимать художественный текст и многое другое, что является
фундаментом для воспитания, будущего взрослого талантливого читателя,
литературно образованного человека.
Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который
позволяет эффективно развивать познавательно - творческое мышление
дошкольников.
Родители активно участвуют в подготовке материалов (в организации
и оформлении выставки книг, рисунков на тему: «Произведения С.Я.
Маршака»).
Предполагаемый результат:
в процессе реализации проекта у
дошкольников будут формироваться интерес и любовь к книге, чтению.
Приобретение интереса родителей к семейному чтению художественных
литературных произведений.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап.
Содержание деятельности воспитателя и детей:
выбор темы и ее актуальность;
формулировка цели и определение задач;
- подборка материала по теме Проекта,
- подбор литературы по теме, буклетов и открыток,
- подбор пословиц и поговорок о книге,
- подбор иллюстраций, фотографий, буклетов, текстов художественных
произведений,
- Подбор книг по теме «Самуил Яковлевич Маршак»
- подбор информации для родительского уголка,
- музыкальная подборка детских песен;
- подбор дидактических, сюжетных игр, физминуток;
составление плана основного этапа Проекта;
опрос детей.
Работа с родителями:
Беседа с родителями о предстоящей работе над проектом.
Объявление о начале работы проекта и его задачах.
2. Основной этап
Оформление уголка: «Литературная гостиная С.Я. Маршака!»
Знакомство с художественной литературой:
- «Багаж»,
- «Сказка о глупом мышонке»,
- «Сказка об умном мышонке»,
- «Где обедал воробей?»,
- «Вот какой рассеянный»,
- «Радуга -дуга»,
- «Кошкин дом»,
- «Круглый год»,
- «Колечко»,
- «Детки в клетке»,
-«Перчатки»,
- «Мяч»
- «Весёлый счёт»,
- загадки
Беседы по
ознакомлению с детскими годами
Самуила
Яковлевича Маршака;
Экскурсия в библиотеку;
Вечер загадок по произведениям С. Я. Маршака;
Разучивание отрывков из стихотворений С. Маршака;
Игровые ситуации по формированию представлений
о сезонных
изменений по стихотворению «Круглый год»;
Игровые
ситуации
по
воспитанию
необходимости
занятия
спортом по стихотворению «Рассказ о неизвестном герое»;
Игровые
ситуации
и
дидактические
игры
по
воспитанию
опрятности, аккуратности и привычки следить за своим внешним видом;
Игровые ситуации по воспитанию любви и уважения к своим
родителям, к своей семье по произведению «Сказка о глупом мышонке»;
Игровые ситуации по закреплению знаний о правилах дорожного
движения по стихотворению «Мяч»;
Игровые
ситуации
по
воспитанию
правил
поведения
и
безопасности в общественных местах, например, в транспорте;
Художественно - творческая деятельность:
- Рисование по произведению «Кошкин дом»;
- Рисование – групповая работа «Радуга»;
- Конструирование «Вокзал», «Зоосад»
- Лепка – коллективная работа «Зоопарк»;
- Слушание музыки;
Д/и «Где обедал воробей?»;
Сюжетно-ролевая игра «Вокзал» по стихотворению «Багаж»;
Разучивание с детьми пословиц о книге;
Разучивание игр и эстафет;
Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый герой»;
Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев», «Кошкин дом»;
(дома, с родителями)
Проведение итогового мероприятия: «Маршак – друг детей».
Работа с родителями:
Изготовление рисунков к произведениям С. Я. Маршака вместе с
детьми;
Консультации «Книги С.Я. Маршака в вашем доме»
«Домашнее чтение произведений С. Я. Маршака в вашем доме».
3.
Заключительный этап
Содержание деятельности воспитателя и детей:
Итоговое мероприятие «Маршак – друг детей»;
. Изготовление книжки - малышки «Наш друг С.Я. Маршак»
«Выставка детских работ по произведениям С.Я. Маршака».
Анализ полученных результатов.
Вывод:
Данный проект позволил повысить у детей интерес к произведениям
детской художественной литературы, а также сформировать следующие
навыки:
умение
слушать,
понимать
,
эмоционально
откликаться
на
художественное
произведение,
передавать
характер
героев
мимикой,
жестами и движениями.
Необходимо отметить влияние данной работы на положительную
динамику речевого развития детей: активизации и расширении словарного
запаса,
развитии
связной
речи.
Формировались
и
обогащались
коммуникативные навыки общения детей, как друг с другом, так и с
родителями. В процессе работы над проектом все участники получили
положительные эмоции от совместной работы.