Автор: Александрова Елена Игоревна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДСКВ№28
Населённый пункт: д.Лупполово
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Знакомство детей с глобусом и картой мира"
Раздел: дошкольное образование
Занятие в средней группе.
Подготовила: воспитатель Александрова Елена Игоревна
Тема: «Знакомство детей с глобусом и картой мира»
Задачи:
1.
Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар, большая
часть которого покрыта водой. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша,
где живут люди.
2.
Познакомить детей с глобусом и его назначением, дать понятие о том, что карта
это плоское изображение земного шара.
3.
Познакомить детей с научной версией образования материков на планете Земля, с
условными обозначениями суши, воды на картах и глобусах, с названиями и
расположением материков на карте.
4.
Подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть
жизнь, воспитывать стремление беречь нашу Землю.
5.
Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление.
6.
Активизировать словарь детей: глобус, материк, океан, карта, Евразия, Африка,
Австралия, Северная и Южная Америка, Антарктида.
Ход занятия:
- Ребята скажите, где мы живем? (ответы детей)
-Правильно мы живем в России, город Россошь.
- А где располагается наш город, область , страна?
Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а
в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими. Но на свете
есть и другие страны, где живут такие же люди, но говорят они на других языках. И у
всех у нас есть общий дом. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, как его название:
Загадка:
Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что наш дом – большущий шар
Дети: Земля.
Воспитатель:
- Что вы знаете о нашей планете? Какая она, Земля?
Воспитатель:
- Наша планета – это огромный–преогромный шар. Земля вертится вокруг Солнца,
словно, самолетик вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси, крутится,
как волчок, только медленно.
Показать волчок
-Давайте мы с вами попробуем больше узнать о нашей планете ЗемляВоспитатель:
- А кто желает показать нашу родную планету?
Дети показывают.
Восп. - А как вы узнали, что это Земля?
Восп. - Почему она голубая?
Восп. - Молодцы, ребята! А как вы думаете, почему на Земле есть жизнь?
Дети. На Земле есть вода для питья и воздух для дыхания.
Восп. - Верно. Вода и воздух необходимы всем живым организмам Космонавты
называют её «голубой планетой», потому что на ней много воды. В космосе есть много
планет, но только на Земле живут люди, потому что здесь есть вода, воздух и
температура пригодная для жизни человека.
Воспитатель:
- В древности люди думали, что Земля огромная и плоская, как блин или как тарелка, и
можно добраться до края Земли.
Одни говорили, что её поддерживают три огромных кита, которые плавают в океане.
Другие доказывали, что плоская Земля держится на трех слонах, слоны стоят на спине
огромной черепахи, а черепаха плавает в океане…
Даже находились смельчаки, которые мечтали добраться до этого края и посмотреть, а
что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть.
Люди отправлялись в путь пешком, или верхом на лошадях, или на корабле.
И добирались они до края Земли?
Нет. Как только они добирались до моря или океана, то считали, что их путешествие
закончено: вот он край Земли. Дальше уже ничего нет кроме воды
Воспитатель:
- Дети, но были и такие люди, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на
корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в конце
концов, что, отправляясь в путь из какого-то места и двигаясь всегда в одном
направлении, они почему-то возвращаются туда, откуда начали путешествие. «Почему
же так происходит?» – задумались люди. Да потому, вдруг сообразил кто-то, что Земля
не плоская, как блин. Нет, она круглая как шар.
Воспитатель:
- Ребята, что же тогда окружает Землю? А окружает её огромное пространство, которое
называется космическим пространством, или космосом. Это пространство не пустое, оно
заполнено различными космическими телами – звездами, планетами, кометами и
метеоритами.
Физминутка
Кто-то утром, не спеша, (Ходьба на месте.)
Надувает желтый шар, (Дети дуют и разводят руки.)
А как выпустишь из рук – (Поднять руки вверх, хлопок.)
Станет вдруг светло вокруг. (Повороты в стороны.)
Что это за шар?
Дети (хором). Солнце.
Земля – спутник Солнца. Она намного меньше Солнца. Вместе с нашей планетой вокруг
Солнца кружатся ещё восемь планет.
Но только на нашей Земле есть жизнь.
Эта звезда к нам ближе всего
Солнце дает нашей планете свет и тепло, без неё не было бы жизни на Земле.
Дети садятся на свои места и закрывают глаза, звучит музыка и мы возвращаемся в
детский сад.
Воспитатель:
- А что такое глобус?
Дети. Глобус – это крохотная модель земного шара. На нем нарисовано то, что есть на
настоящей Земле: океаны и суша.
Воспитатель:
- Вы видите, что глобус вращается вокруг своей оси. (Вращает глобус.) Так же
вращается Земля. Земля подставляет Солнцу то одну, то другую свою сторону. Вот и
говорят: «День и ночь – сутки прочь» Материки заселены животными, на них растут
различные растения, живут разные народы.
Земля – это не только суша, но и океаны и моря. Ребята, чего больше на земном шаре –
воды или суши? Таким образом, вы видите, что суша занимает небольшую часть Земли.
Может быть, вы знаете, как называются некоторые океаны?
Океаны.
На нашей Земле океанов –
Четыре:
ИНДИЙСКИЙ –
Самый соленый в мире,
Океан АТЛАНТИЧЕСКИЙ
Славен сельдями,
ЛЕДОВИТЫЙ,
Все время спит подо льдами,
А ТИХИЙ,
Конечно же, вовсе не тихий –
А буйный, глубокий и самый великий!
(А. Усачёв)
Воспитатель:
- А знаете ли вы, как называются материки на земном шаре?
- Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида.
Мы с вами живем на самом большом материке, который называется Евразией.
Шесть материков.
Вот планета наша – велика Земля!
Горы, океаны, реки и моря.
Сколько островов –
Всех их не перечесть!
А материков –
Всего лишь только шесть:
Евразия, Америка
(Северная, Южная),
Африка, Австралия,
Антарктида вьюжная.
Восп. - Для того чтобы было удобно пользоваться глобусом люди перенесли его на
бумагу, сделали плоским.
Воспитатель:
- Земля – наш общий дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней
живет, тоже нужны Земле. У нас над головой общая крыша – голубое небо. Под ногами
общий пол – земная поверхность, у нас один на всех светильник и печка – Солнце. У нас
общий водопровод – реки, озера, моря, океаны и вентилятор – ветер.
Наша планета Земля очень щедра и богата:
Горы, леса и поля – дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю землю садами, цветами…
Такая планета нужна нам с вами!
Заключение: - Ребята что нового вы узнали на занятии?