Напоминание

Развитие Коммуникативных УУД у младших школьников с помощью театральной студии.


Автор: Крыгина-Кузьминых Анастасия Анатольевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ «Школа № 1400»
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Развитие Коммуникативных УУД у младших школьников с помощью театральной студии.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Развитие Коммуникативных УУД у младших школьников с

помощью театральной студии.

Современная система образования нацелена на развитие личности

школьника на основании усвоения универсальных учебных действий.

Одной из важнейших форм деятельности младшего школьника является

общение.

Общение, как деятельность, является сложным, многоплановым процессом

установления

и

развития

контактов

между

людьми,

основанный

на

потребностях людей в совместной деятельности и состоящий из обмена

информацией, выработки единой стратегии взаимодействия, восприятия и

понимания другого человека.

Эффективное общение требует сформированности коммуникативных

умений и навыков.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность

младших школьников, их осознанную ориентацию на позиции других людей

и являются важнейшим условием формирования системы универсальных

понятий и компетенций.

По мнению специалистов, учащиеся с недостаточно сформированными

коммуникативными умениями, навыками и действиями в настоящее время

составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями в развитии.

Формирование коммуникативных УУД может осуществляться как в

процессе

учебных

занятий,

так

и

на

занятиях

театральной

студии,

являющейся

неотъемлемым

компонентом

образовательного

процесса.

Театральное творчество несет в себе большие резервы воспитательного

воздействия, способствует всесторонней социализации детей, развитию

творческой

личности,

ее

самостоятельности,

ответственности,

коммуникативных

качеств.

Разнообразие

сценических,

актерских,

оформительских постановочных задач создает благоприятные условия для

общения детей, реализации их возможностей и способностей, формированию

у них личностно и социально значимых навыков и умений. Театральная

деятельность,

будучи

богатая

ситуациями

совместного

переживания,

способствует эмоциональному и коммуникативному развитию учащихся и

сплочению коллектива.

Исследование в психологии и педагогике проблем формирования

коммуникативных УУД учащихся младших классов началось сравнительно

недавно. До сегодняшнего дня в научной литературе изучением УУД

занимались

А.Г.Асмолов,

Я.Л.Коломенский,

А.В.Мудрик,

Е.Г.Савина,

Т.А.Беляева, Д.И.Бойков, Н.М.Конышева, Т.В.Василенко, А.В.Федотова и др.

Методическое обоснование формирования УУД младших школьников

осуществлено

Г.В.Бурменской,

И.А.Володарской,

Г.С

Ковалевой,

О.Б.Логиновой и др.

Исследованиями

развития

творческой

активности

младших

школьников

занимались

Л.С.Выготский,

Б.М.Теплов,

С.Л.Рубинштейн,

Н.С.Лейтес,

Ш.А.Амонашвили,

Г.И.Щукина,

В.Н.Дружинина,

В.Д.Шадрикова, И.Ф.Харламова и др.

Влияющие на развитие личности возможности социокультурной

деятельности изучены А.В.Андреевым, М.Е.Дурановым, Т.Г.Киселевой,

Ю.Д.Красильниковым, И.А.Липским, О.В.Лешер и др.

В педагогической литературе достаточно широко освещены проблемы

применения элементов театрального искусства в деятельности учителя

(Ю.П.Азаров,

И.А.Зязюн,

В.А.Кан-Калик,

Ю.Л.Львов,

В.Ф.Моргун,

Е.Я.Ямбург). Наиболее глубоко методы обучения с применением элементов

театрального искусства обоснованы в работах А.П. Ершовой, П.М. Ершова,

В.М.Букатова.

Основанием использования приёмов театрализации для педагогов

могут служить системы К.С.Станиславского и М.А.Чехова, получившие

развитие в работах С. В.Гиппиус, О.И.Кнебель, Л.П. Новицкой.

Однако на сегодняшний день целостная система целенаправленного

развития коммуникативных УУД у младших школьников средствами

театрализованной деятельностью не разработана. Недостаточно разработаны

подходы и принципы, не в полной мере исследованы методы, формы,

технологии воспитания коммуникативной культуры младших школьников в

процессе

театральной

деятельности,

в

частности

в

условиях

театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность как форма внеурочной деятельности

обладает высоким развивающим и воспитательным потенциалом;

Дети в театрализованной деятельности достигают более высокого уровня

развития навыков сотрудничества при совместном решении задач;

Дети в театрализованной деятельности достигают более высокого уровня

развития умения донести свою позицию до собеседника, слушать и понимать

высказывания собеседника;

Имеется связь между умением понимать высказывания собеседников,

стать на их точку зрения и познавательной инициативой детей;

Содержание занятий в студии включает историю театра, актерское

мастерство, сценическую речь, основы сценического движения, освоение

театральных жанров. Таким образом, в театральной студии происходит

многостороннее развитие учащихся. Формами занятий в студии являются

теоретические и развивающие занятия, занятия по развитию актерского

мастерства, занятия в форме творческой мастерской, постановочная работа –

репетиционные занятия, выступления. Форма студии предусматривает

применение разнообразных форм и методов – игр, этюдов, упражнений,

бесед, иллюстрирования, инсценировок, актерского тренинга; проведение

занятий как мастерской образа, мастерской костюма, грима, декораций; в

форме постановки спектакля, посещения спектакля и т.д.

Можно провести следующие методики исследования КУУД:

«Рукавички» (Г.А.Цукерман)

Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант)



В раздел образования