Автор: Находкина Ася Семеновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ВО "Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт) им. В.А. Босикова"
Населённый пункт: Якутск
Наименование материала: научная статья
Тема: Музыкальное образование дошкольников: опыт сотрудничества Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия) и дошкольных учреждений
Раздел: среднее образование
УДК 373.2+78.072
Музыкальное образование дошкольников: опыт сотрудничества
Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия) и дошкольных
учреждений
Находкина Ася Семеновна – воспитатель ГБОУ ВО «Высшая школа
музыки Республики Саха (Якутия) (институт) им. В.А. Босикова»
Аннотация
Статья рассматривает опыт сотрудничества Высшей школы
музыки Республики Саха (Якутия) с учреждениями дошкольного
образования
в
формировании
музыкальной
культуры
детей.
Анализируются
теоретические
основы
музыкального
воспитания
дошкольников,
формы
и
методы
взаимодействия,
представлены
результаты
совместной
деятельности.
Выявлены
перспективные
направления
развития
интеграции
музыкального
и
дошкольного
образования в регионе.
Ключевые слова:
музыкальное образование, дошкольники,
сотрудничество, Высшая школа музыки, Республика Саха (Якутия),
художественное развитие.
Введение
Музыкальное воспитание в дошкольном возрасте занимает
важное место в развитии эмоциональной и творческой сферы ребёнка.
Согласно исследованиям Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и В.А.
Сухомлинского,
музыка
стимулирует
развитие
воображения,
способствует социализации и формирует личность. В современном
образовательном
процессе
значительное
значение
приобретает
взаимодействие
специализированных
учреждений
и
дошкольных
организаций,
что
позволяет
создавать
условия
для
целостного
художественно-эстетического
развития
ребёнка.
Высшая
школа
музыки Республики Саха (Якутия) осуществляет ряд проектов,
направленных на внедрение музыкальной культуры в образовательное
пространство детских садов.
Теоретические
основы
музыкального
образования
дошкольников
Музыкальное
образование
рассматривается
как
средство
гармонизации
эмоциональной
сферы
и
развития
творческих
способностей
(Критская
Е.Д.,
Комарова
Т.С.,
Кудрявцев
В.Т.).
Основные
теоретические
подходы
к
музыкальному
воспитанию
включают:
развитие эмоционально-образного восприятия музыки;
приобщение детей к музыкальному творчеству через
импровизацию;
использование регионального этнокультурного материала.
Особое
внимание
уделяется
сохранению
и
популяризации
национальной музыкальной культуры Якутии в процессе музыкального
образования.
Формы и методы взаимодействия
Формы сотрудничества:
Музыкально-художественные проекты («Песни народов Севера»,
«Музыка родного края»);
Праздничные концерты с участием детей и профессиональных
музыкантов;
Совместная разработка образовательных программ для ДОУ.
Место для уравнения .
Методы работы:
Интерактивные музыкальные игры с элементами этнической
музыки;
Инсценировки музыкальных сказок и фольклорных обрядов;
Элементы музыкотерапии для развития эмоциональной сферы;
Использование народных музыкальных инструментов (хомус,
варган).
Результаты сотрудничества
Анализ
практической
реализации
программ
позволил
зафиксировать:
- увеличение интереса детей к занятиям музыкой и народным
творчеством;
- рост профессиональной компетентности музыкальных руководителей
ДОУ;
- активизацию участия родителей в музыкально-эстетическом развитии
детей;
- развитие у детей чувства коллективизма и артистических навыков.
В
рамках
сотрудничества
были
организованы
ежегодные
музыкальные фестивали, в которых приняли участие более 50
дошкольников Якутии.
Заключение
Опыт интеграции усилий Высшей школы музыки Республики
Саха (Якутия) и дошкольных учреждений показывает высокую
эффективность в формировании основ музыкальной культуры у детей.
Продолжение подобных проектов является актуальным направлением в
развитии системы музыкального воспитания, особенно в условиях
сохранения и развития этнокультурного наследия народов России.
Список использованной литературы
1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. —
М.: Педагогика, 1991. — 94 с.
2. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — М.: Педагогика, 1985. —
384 с.
4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.И. Музыкальное
воспитание детей дошкольного возраста: Учебник для вузов. — М.:
Академия, 2005. — 368 с.
5. Комарова Т.С. Музыка в детском саду: Методическое пособие. —
М.: Просвещение, 2010. — 256 с.
6. Кудрявцев В.Т. Детство как феномен культуры. — М.: Институт
практической психологии, 1997. — 240 с.
7. Тюменева Т.А. Музыкальная культура народов Якутии. — Якутск:
СВФУ, 2014. — 212 с.