Напоминание

Музыкальное образование дошкольников: опыт сотрудничества Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия) и дошкольных учреждений


Автор: Находкина Ася Семеновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ВО "Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт) им. В.А. Босикова"
Населённый пункт: Якутск
Наименование материала: научная статья
Тема: Музыкальное образование дошкольников: опыт сотрудничества Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия) и дошкольных учреждений
Раздел: среднее образование





Назад




УДК 373.2+78.072

Музыкальное образование дошкольников: опыт сотрудничества

Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия) и дошкольных

учреждений

Находкина Ася Семеновна – воспитатель ГБОУ ВО «Высшая школа

музыки Республики Саха (Якутия) (институт) им. В.А. Босикова»

Аннотация

Статья рассматривает опыт сотрудничества Высшей школы

музыки Республики Саха (Якутия) с учреждениями дошкольного

образования

в

формировании

музыкальной

культуры

детей.

Анализируются

теоретические

основы

музыкального

воспитания

дошкольников,

формы

и

методы

взаимодействия,

представлены

результаты

совместной

деятельности.

Выявлены

перспективные

направления

развития

интеграции

музыкального

и

дошкольного

образования в регионе.

Ключевые слова:

музыкальное образование, дошкольники,

сотрудничество, Высшая школа музыки, Республика Саха (Якутия),

художественное развитие.

Введение

Музыкальное воспитание в дошкольном возрасте занимает

важное место в развитии эмоциональной и творческой сферы ребёнка.

Согласно исследованиям Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и В.А.

Сухомлинского,

музыка

стимулирует

развитие

воображения,

способствует социализации и формирует личность. В современном

образовательном

процессе

значительное

значение

приобретает

взаимодействие

специализированных

учреждений

и

дошкольных

организаций,

что

позволяет

создавать

условия

для

целостного

художественно-эстетического

развития

ребёнка.

Высшая

школа

музыки Республики Саха (Якутия) осуществляет ряд проектов,

направленных на внедрение музыкальной культуры в образовательное

пространство детских садов.

Теоретические

основы

музыкального

образования

дошкольников

Музыкальное

образование

рассматривается

как

средство

гармонизации

эмоциональной

сферы

и

развития

творческих

способностей

(Критская

Е.Д.,

Комарова

Т.С.,

Кудрявцев

В.Т.).

Основные

теоретические

подходы

к

музыкальному

воспитанию

включают:

развитие эмоционально-образного восприятия музыки;

приобщение детей к музыкальному творчеству через

импровизацию;

использование регионального этнокультурного материала.

Особое

внимание

уделяется

сохранению

и

популяризации

национальной музыкальной культуры Якутии в процессе музыкального

образования.

Формы и методы взаимодействия

Формы сотрудничества:

Музыкально-художественные проекты («Песни народов Севера»,

«Музыка родного края»);

Праздничные концерты с участием детей и профессиональных

музыкантов;

Совместная разработка образовательных программ для ДОУ.

Место для уравнения .

Методы работы:

Интерактивные музыкальные игры с элементами этнической

музыки;

Инсценировки музыкальных сказок и фольклорных обрядов;

Элементы музыкотерапии для развития эмоциональной сферы;

Использование народных музыкальных инструментов (хомус,

варган).

Результаты сотрудничества

Анализ

практической

реализации

программ

позволил

зафиксировать:

- увеличение интереса детей к занятиям музыкой и народным

творчеством;

- рост профессиональной компетентности музыкальных руководителей

ДОУ;

- активизацию участия родителей в музыкально-эстетическом развитии

детей;

- развитие у детей чувства коллективизма и артистических навыков.

В

рамках

сотрудничества

были

организованы

ежегодные

музыкальные фестивали, в которых приняли участие более 50

дошкольников Якутии.

Заключение

Опыт интеграции усилий Высшей школы музыки Республики

Саха (Якутия) и дошкольных учреждений показывает высокую

эффективность в формировании основ музыкальной культуры у детей.

Продолжение подобных проектов является актуальным направлением в

развитии системы музыкального воспитания, особенно в условиях

сохранения и развития этнокультурного наследия народов России.

Список использованной литературы

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. —

М.: Педагогика, 1991. — 94 с.

2. Эльконин Д.Б. Психология игры. — М.: Педагогика, 1978. — 304 с.

3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — М.: Педагогика, 1985. —

384 с.

4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.И. Музыкальное

воспитание детей дошкольного возраста: Учебник для вузов. — М.:

Академия, 2005. — 368 с.

5. Комарова Т.С. Музыка в детском саду: Методическое пособие. —

М.: Просвещение, 2010. — 256 с.

6. Кудрявцев В.Т. Детство как феномен культуры. — М.: Институт

практической психологии, 1997. — 240 с.

7. Тюменева Т.А. Музыкальная культура народов Якутии. — Якутск:

СВФУ, 2014. — 212 с.



В раздел образования