Автор: Шиповская Лариса Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад №366
Населённый пункт: Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование развивающих игр во время НОД по формированию элементарных математических представлений".
Раздел: дошкольное образование
Использование развивающих игр во время НОД по формированию элементарных
математических представлений.
Большую роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. Её
изучение способствует развитию речи, памяти, воображения; формирует настойчивость,
терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий математикой дать
ребёнку ощущение уверенности в своих силах.
Решающую роль при переходе детей от игровой деятельности к учебной играют
развивающие игры. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс
решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче , невозможен без активной
работы мысли. Этим и объясняется значение занимательных задач в умственном и
всестороннем развитии детей.
Среди развивающих игр по формированию элементарных математических представлений
очень интересными и важными я считаю игры с блоками Дьенеша и кубиками Никитина
«Сложи узор».
В процессе разнообразных действий с логическими блоками Дьенеша ( разбиение,
выключение по определённым правилам и др.) дети овладевают различными
мыслительными умениями, очень важными для интеллектуального развития: умения
анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования. У детей
развиваются навыки алгоритмической культуры мышления. Способность производить
действия в уме. Блоки Дьенеша тренируют внимание, память, восприятие.
Также большая роль в умственном воспитании дошкольников принадлежит кубикам
«Сложи узор». В этих играх у детей развивается способность к анализу и синтезу- а это
важные мыслительные операции, которые используются почти во всякой
интеллектуальной деятельности способность к комбинированию, которая необходима для
Формирование элементарных математических представлений является наиболее важной
темой во всестороннем развитии детей. Но в последние десятилетия возникли тревожащие
тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала
во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что
не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо
критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышающие
требования к умственному развитию детей. Происходит искусственное ускорение темпов
развития детей.
И в связи с этим, эффективное развитие интеллектуальных способностей детей
дошкольного возраста с учётом сензитивных периодов развития- одна из актуальных
проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают
материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше
подготовлены к школе.
На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС
возрастает роль игры. Играя, ребёнок овладевает определёнными качествами личности.
Он становится эмоционально отзывчивым, любознательным, активным. Дошкольник
решает интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту, имеет первичные
представления о ближайшем социуме, государстве, мире, овладевает универсальными
предпосылками учебной деятельности.
Обучение математикой детей дошкольного возраста немыслимо без использования
занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного
материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего
развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, увлекать и развлекать
детей, расширять и углублять математические представления. Основная цель
использование блоков Дьенеша и кубиков «Сложи узор»- формирование математических
представлений и закрепление уже имеющихся знаний.