Напоминание

«Творческие взаимоотношения учителя и ученика – залог успешного процесса обучения»


Автор: Жданова Елена Ивановна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "Музыкальная школа №2 г. Донецка"
Населённый пункт: город Донецк, Донецкая область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Творческие взаимоотношения учителя и ученика – залог успешного процесса обучения»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление культуры администрации города Донецка

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Музыкальная школа №2 города Донецка»

«Творческие взаимоотношения

учителя и ученика – залог

успешного процесса обучения»

Донецк – 2025

Методическая разработка

преподавателя первой категории

фортепианного отдела

МБУ ДО «Музыкальная школа №2

г. Донецка»

Ждановой Е.И.

План

I Вступление...........................................................................................................2

Музыкальное воспитание учащихся в классе.......................................................3

индивидуального обучения....................................................................................3

II Основная часть..................................................................................................3

Творческие взаимоотношения между учителем и учеником –...........................3

залог успешного процесса обучения.....................................................................3

1. Первая встреча с учеником.............................................................................3

2. Педагогические способности..........................................................................4

3. Активизация деятельности учащегося...........................................................4

4. Духовный контакт между учеником и педагогом.........................................5

5. Нужно ли ставить оценки?..............................................................................6

6. Искусство слова................................................................................................7

7. Артистизм педагога..........................................................................................8

8. Исполнительские способности педагога.......................................................9

III Заключение.......................................................................................................9

2

I Вступление

Музыкальное воспитание учащихся в классе

индивидуального обучения

Практика показывает, что основная масса учащихся, оканчивающих

музыкальные школы становятся любителями музыки и лишь небольшая

часть – музыкантами-профессионалами. Воспитать всесторонне развитого

любителя

музыки

и

тем

более

всесторонне

развитого

музыканта-

профессионала – задача нелёгкая. Понятие «всесторонне» очень объёмно.

Оно включает в себя формирование музыкального слуха и памяти,

воспитание чувства ритма и организацию двигательных навыков, работу над

звуком, техникой, ансамблем, воспитание артистизма, эстрадной выдержки,

расширение кругозора и самое главное – привитие интереса и любви к

занятиям музыкой. Без осуществления этой задачи невозможно воспитать

музыканта. Тема «музыкальное воспитание учащегося» очень обширна. К

ней относится буквально всё, что связано с учебным процессом, с личностью

ученика и педагога, с их взаимоотношениями. Эта тема связана с вопросами

педагогики, психологии, музыкальной педагогики, которая заключает в себе

научное и художественное познание. В данной работе хочу затронуть

некоторые наши школьные, чисто музыкально-педагогические проблемы.

опираясь, в основном, на собственный опыт и многочисленные наблюдения.

II Основная часть

Творческие взаимоотношения между учителем и учеником –

залог успешного процесса обучения.

Первая встреча с учеником.

По моему мнению, уже первая встреча с учеником является одним из

решающих факторов успеха в дальнейшем процессе обучения. Потому, я

всегда испытываю волнение перед встречей с первоклассником. Обдумываю

ход урока. свои первые слова, слежу за выразительностью своей речи.

Тщательно привожу в порядок свой внешний вид, стараюсь встретить

ученика приветливо, как старого знакомого, завоевать его доверие, создать в

классе атмосферу спокойствия, домашнего уюта и даже праздничности.

Многих волнует вопрос: «С чего начать первый урок знакомства с

музыкой?». Я отношу себя к сторонникам «донотного» периода в начальном

обучении. Прежде всего стараюсь ввести ребёнка в мир музыкальных

образов, научить его слушать музыку, понимать содержание прослушанных

пьес, познакомить его с разнохарактерной программной музыкой, которая

ассоциируется с конкретными представлениями и образными воображениями

ребёнка (это пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского, «Альбома для

юношества» Р. Шумана, отдельные пьесы Д. Кабалевского, Д. Шостаковича,

С. Прокофьева и других русских, советских и зарубежных композиторов).

3

В работе с начинающими предпочитаю пользоваться яркими, хорошо

оформленными пособиями (поэтому редко прибегаю к «Школе игры на

фортепиано» А. Николаева). Очень удачны, на мой взгляд, «Музыкальный

букварь»

Н. Ветлугиной,

«Музыкальные

картинки»

Л. Хереско,

«Музыкальная

грамота»

А. Барабошкиной

и

Н. Боголюбова.

Рисунки

помогают ребёнку осознать такие понятия, как «лад», «затакт» и т.д. Иногда

даю ученикам задание после прослушивания музыки передать свои

впечатления в рисунке. Всё это: слушание музыки, рассказы о ней,

рисование, чтение стихов помогает уже с первых уроков заинтересовать

ученика, развивает образное мышление.

Педагогические способности.

Основными качествами личности педагога являются доброта, чуткость,

тактичность. Эти чисто человеческие качества, плюс знание своего предмета,

умение его преподнести как раз и составляет то, что мы понимаем под

термином «педагогические способности». Опыт показывает, что даже при

наличии больших педагогических способностей, учитель, не владеющий

целым комплексом средств в области воспитания детей, не осмысливающий

опыт других коллег, замыкающийся в стенах своего класса, не добивается

хороших результатов в работе. Педагогу надо иметь широкий круг

интересов,

много

слушать,

читать,

видеть,

заниматься

постоянно

самообразованием. Дети требуют большой чуткости со стороны педагога.

Надо уметь уловить их настроение и даже самочувствие, наблюдать реакцию

детей, не переходить ни в чём меры, к месту сделать замечание, не утомлять

внимание, быть всегда на высоте положения. Это всё непросто, требуется

постоянный самоконтроль, постоянная работа мысли и огромная затрата

энергии. Педагог должен постоянно жить в поиске.

Активизация деятельности учащегося.

Наш труд результативен только при условии совместной работы

ученика и педагога, при большой активности и заинтересованности

обучающегося. Одна из главных задач педагога – активизация деятельности

учащегося. Активный ученик заинтересованно работает на уроке и дома,

стремится

к

преодолению

трудностей,

с

интересом

и

вниманием

воспринимает то, что ему объясняет и показывает педагог. Всем нам хорошо

известны примеры уроков педагогов, которые проявляют много знания,

отлично владеют инструментом, очень активны на уроках сами – много

говорят, играют, но оставляют часто равнодушным и безучастным «предмет»

своих излияний... Бурная активность педагога «прошла мимо», не затронула

чувств ребёнка! Такое, порой, происходит потому, что педагог своей

активностью подменил активность ученика, без которой невозможен

результативный процесс обучения. Ученик должен чувствовать за собой

право высказывать своё мнение и даже отстаивать его. Чаще нужно

4

обращаться к ученику с вопросом: «А ты как думаешь?». Ведь ничто так не

зажигает детей, как возможность самостоятельного творчества. Даже

простейшее упражнение, придуманное самостоятельно, дети играют с

большим

вдохновением,

чем

заданное

педагогом.

Сочинённые

самостоятельно этюды, песенки, пьесы, импровизации – вселяют в ученика

веру в свои силы. Нужно поощрять любые творческие проявления учащихся.

Духовный контакт между учеником и педагогом.

Плохо, когда ученик боится своего педагога, молчит, замыкается в

себе, не говорит о своих затруднениях, на вопросы отвечает односложно. В

таких случаях нет духовного контакта между учеником и педагогом, не

бывает творческой обстановки на уроке. Необходимо ученику внушить

уважение к педагогу, веру в его профессионализм, в справедливость его

требований, хорошо, если в ученике эти чувства сопровождаются чувством

любви к педагогу. На любви, восхищении ребёнка педагогом, особенно на

первом году обучения, пожалуй, держится весь наш педагогический процесс.

На этом первоначальном этапе обучения сама музыка ещё мало захватывает

чувства ребёнка, ему приходится преодолевать много трудностей в процессе

приспособления к инструменту и овладению им. В этот период особенно

важно, чтобы педагог нравился ребёнку, чтобы ему приятна была похвала

педагога и он всеми силами старался её заслужить, чтобы руки учителя,

которые ежеурочно поправляют и направляют руки ребёнка и учат их быть

податливыми,

«умными»,

вызывали

в

нём

положительные

эмоции.

М.А. Гарлицкий говорил: «...касаться детей руками художника». А ведь мы,

педагоги, знакомы и с совсем иной реакцией – когда, направляя движения

ученика, чувствуем скрытое сопротивление, нежелание пойти навстречу

требованиям

педагога.

При

таких

обстоятельствах

надо

постараться

разрядить обстановку, отвлечь ребёнка шуткой. Дети очень любят, когда

педагог весёлый, разделяют его хорошее настроение, радуются его смеху.

Шутка снимает усталость, напряжение, раздражение. Пусть чаще на уроках

расцветают в улыбке лица детей, нам будет легче работать, а им приятней

учиться.

Сложная иногда бывает обстановка на уроке – скучная, напряжённая.

Ученик приходит на урок подавленным, угрюмым, с чувством вины, и –

«снова не готов»! Он играет так же, как и на предыдущих уроках. Педагог

раздражён, говорит на повышенных тонах. Крик, грубость – не помощники в

работе, это признаки педагогической слабости и беспомощности. Просто

педагог «разрядил» свою нервную систему. Может быть для здоровья и

неплохо, но для дела – определённый вред. Также не способствует

повышению качества работы ученика постоянные упрёки и нарекания. Даже

в плохом исполнении музыки, при большом желании, можно найти что-то

хорошее, на это и надо опираться в работе с детьми. Без поощрения трудно

5

вызвать интерес к занятиям у ребёнка. Взрослые, и те нуждаются в

одобрении, а детям похвала нужна, как пища. На самых маленьких, которые

не умеют скрывать свои эмоции, это особенно видно. Один маленький

ученик после похвалы так разошёлся, что сыграл всё, что знал, вплоть до

гаммы. Из всего вышесказанного следует, что, обучая ребят музыке, шаг за

шагом ведя их к своему идеалу исполнения музыкального произведения,

педагог должен фиксировать и одобрять успехи ученика, а все недостающие

ему музыкальные и двигательные качества вырабатывать постепенно,

кропотливо, из урока в урок. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский

писал: «Напрасный, безрезультатный труд и для взрослого становится

постылым, отупляющим, бессмысленным, а ведь мы же имеем дело с детьми.

Если ребёнок не видит успехов в своём труде, огонёк жажды знаний гаснет, в

детском сердце образуется льдинка, которую не растопить никакими

стараниями до тех пор, пока огонёк опять не загорится, (а зажечь его

вторично ой как трудно!), ребёнок теряет веру в свои силы, застёгивается,

образно

говоря,

на

все

пуговицы,

становится

настороженным,

ощетинивается, отвечает дерзостью на советы и замечания учителя. Или ещё

хуже: чувство собственного достоинства у него притупляется, он свыкается с

мыслью, что ни к чему не имеет способностей. Сердце охватывает гнев и

возмущение, когда видишь такого равнодушного, безропотного ребёнка».

Бывает, конечно, в педагогической практике много таких моментов в работе

с учащимися, когда педагог вправе возмутиться, когда он свой гнев может и

должен выразить в резкой, категорической форме. Например, грязный на

протяжении нескольких уроков текст, или проведённая на предыдущем уроке

большая. кропотливая работа педагога сведена на нет небрежностью

учащегося. Бывает очень обидно: жаль времени, сил. Много подобных

моментов встречается в нашей работе, и педагог вправе сердиться, но он

должен вызывать этим верную реакцию у ученика – чувство своей вины,

желание поскорее исправить недостатки в работе. В таких случаях ученик

должен уходить с урока с желанием потрудиться и как можно лучше делать

то, на что была направлена энергия педагога, а не с чувством злости и обиды

на него. Ведь мы, педагоги, в отдельных случаях оказываемся во власти

ученика: не захочет – не сделает. А надо, чтобы он хотел. Для этого он и

должен

хорошо

понимать

требования

педагога,

чувствовать

их

справедливость и необходимость, тогда, возможно, он будет работать в

полную силу, сознательно и целеустремлённо. Особенно важно, чтобы

ученик осмыслил требования педагога к недостаткам в работе, в противном

случае портятся взаимоотношения, а недостатки у ученика остаются,

несмотря не большую затрату сил и энергии со стороны педагога.

Нужно ли ставить оценки?

6

Нужно

ли

ставить

оценки?

Очень

часто

ученики

судят

о

справедливости педагога по тому, как он оценивает их работу. О системе

оценок стали много говорить. Для нас, педагогов музыки, оценить игру

ученика бывает непросто. Но тем не менее, ребята в общеобразовательных

школах приучены к системе оценок, они их ждут, часто родители просят

оценивать работу ребят в любом случае, на каждом уроке. И тут так же, как и

во всём остальном, подход должен быть строго дифференцированным: кому-

то действительно не надо ставить на данном этапе оценок. Ученик старается,

но что-то у него не получается пока. Или он ещё не умеет правильно

работать. Необходимо избегать отрицательных эмоций, связанных с низкой

оценкой у ранимых чувствительных ребят, помнить о том, что существует

категория учеников, которые уже умеют очень объективно смотреть на

оценки: плохо подготовился, недостаточно занимался – тройка (надо

поднажать)! А бывает, что и двойка сыграет свою положительную роль.

Выучит всё к следующему уроку, да ещё как! Но злоупотреблять этим не

следует – это один из крайних педагогических приёмов. Иногда ученик

занимался хорошо (по его мнению), а оценку за урок получил низкую. Это

обидно, конечно, для ученика, но он должен понимать, почему получился

такой разнобой, а для этого педагог должен всегда мотивировать оценки. Это

обусловит веру ученика в справедливость педагога. Многие педагоги

правильно делают, оценивая разные виды работ; в таких случаях удаётся за

что-то поощрить, а за что-то и наказать. Но всё же, в большинстве случаев,

особенно в начальных классах, оценка должна носить поощрительный

характер, характер вознаграждения за проделанную работу.

Искусство слова.

Без средств эмоционального воздействия, а главное – без искусства

слова, занятия с учащимися превращаются в тяжёлый, неблагодарный труд.

Из большого количества путей к эмоциональному воздействию на учащихся

слову принадлежит главенствующая роль. В живой педагогической практике

слово должно нести и рациональные, и эмоциональные функции. Педагог

должен не только указывать на ошибки и недочёты в работе, а живо и

увлекательно

пояснять.

украшая

свою

речь

образными

эпитетами,

сравнениями,

ассоциациями.

Такие

определения,

как

«мягкий

звук»,

«ласковое прикосновение», «холодное звучание» и другие, стали ходовыми в

педагогической практике, но свой лексикон надо постоянно обновлять. К

одним и тем же словам ученики привыкают и уже на них не реагируют.

Невозможно обучать искусству музыки, не развивая в детях ассоциативного

мышления. И опять-таки на помощь педагогу приходит искусство слова.

Художественная работа над произведением на это и опирается. Так же тесно

связано

с

умением

ассоциативно

мыслить

творческое

восприятие

музыкального искусства. Словесные музыкальные характеристики важны

7

ещё и потому, что связанные с содержанием исполняемой музыки, они

способствуют пробуждению в учащихся творческого воображения. А

фантазия для них – это целый мир души. Образная, меткая речь, отражающая

сущность явлений, гораздо доступней сознанию ребёнка. Указания, полные

образности, запоминаются не только умом ребёнка, но и будит память

чувств. С. Соловейчик в своём очерке о Сухомлинском пишет: «Умная мысль

и красивое слово – путь к пробуждению чувства так же, как чувство рождает

образ, образное слово». По-разному складываются отношения между

педагогом и учащимся: кого-то из них надо держать на дистанции, а с кем-то

можно по-дружески, очень откровенно обо всём поговорить. Ученик всё

правильно поймёт и сделает верный вывод. Речь педагога должна быть

дифференцирована. В какой форме говорить с учеником, с какой интонацией

– зависит не только от возраста ученика, но и от его темперамента и других

индивидуальных качеств. С кем-то нужно говорить эмоционально, громче,

чем обычно, а с кем-то – наоборот, – тихо и спокойно. Также форма

разговора с учеником зависит от того, насколько хорошо знают друг друга

учитель и ученик, насколько они близки. Иногда ученик понимает педагога с

полуслова,

тут

и

жеста

достаточно,

чтобы

его

направить.

Такое

взаимопонимание бывает, когда педагог и ученик уже давно вместе

работают, когда ученик хорошо знает требования педагога, его мимику,

жесты, когда ученик восприимчив и податлив в работе.

Артистизм педагога.

Педагог, в какой-то степени, должен быть артистом; все заботы,

настроения надо оставлять за дверьми класса. Во время занятий нужно

стараться отключаться от посторонних дел и мыслей. Это, безусловно, очень

трудно. Порой наши нервы напряжены до предела: всякие неприятности,

жизненные невзгоды, у кого их нет? А порой просто себя неважно

чувствуешь или бывает подавленное настроение. Всякое с нами бывает, но в

таких случаях надо волевым усилием заставить себя провести урок на

должном

высоком

уровне,

стать

артистом!

Не

заставлять

ученика

«отдуваться» за то, в чём он совершенно неповинен. Постараться, в меру

своих сил, быть ему полезным. В этом одна из трудностей нашей профессии

педагога, быть всегда в форме. Нам плохо, а дело наше не должно страдать

от этого, так как у нас живой материал – дети, и то, что не сделано на одном

уроке – не наверстаешь на следующем, так как каждый урок ставит новые

задачи. Не каждому педагогу дано стать артистом, но каждый должен

стремиться к этому. Перед учителями детских музыкальных школ, как

звёздочка, к которой нужно дорасти, должны стать вершины нашей

педагогики, будь то Ямпольский, Янкелевич, Нейгауз. В частности, ученики

Нейгауза отмечают артистизм, как неотъемлемую часть его педагогики.

И.З. Зетель в своей статье «Рыцарь музыки», посвящённой Г.Г. Нейгаузу,

8

писал: «Одна из замечательных заслуг Генриха Густавовича перед нашим

искусством – умение поднять педагогику до высот артистизма».

Исполнительские способности педагога.

Одним из важных средств эмоционального воздействия на ученика

является конкретно-исполнительский показ. Педагог по специальности

прежде всего должен быть хорошим музыкантом-исполнителем, знать

природу и особенности инструмента, и все те элементы, из которых

складывается умение игры на нём. Цель педагога – помочь, объяснить,

активизировать ученика, а не добиваться слепого копирования поэтому

показывать ученику надо в разумных пределах. Не стоит увлекаться показом,

подавляя и обезоруживая ученика своим умением. Мы нередко наблюдаем

такую

картину

на

уроках

опытных

играющих

музыкантов:

педагог

возбужден, захвачен уроком, много играет, а ученик растерян, подавлен

своим неумением и превосходством педагога над ним. Бывает и хуже: ученик

озлоблен, ему не дали высказаться, его всё время перебивали, ему

попробовать в достаточной мере не удалось то, что объяснял педагог.

Чувство меры не должно изменять педагогу, и настроение ученика должно

всё

время

находиться

в

его

поле

зрения.

Главное

в

конкретно-

исполнительском показе – помочь ученику вникнуть в суть музыки.

III Заключение

Работая с детьми, надо в первую очередь их любить, причём любовь к

детям должна выражаться в чутком отношении к ним, в сердечности, ласке,

без излишней сентиментальности. Дети чувствуют расположение педагога и

тянутся навстречу, бывают благодарны и доверчивы, делятся своими

заботами и опасениями, советуются. Нет лёгких учеников, все они требуют

много энергии и душевных сил. Педагог должен тонко и всесторонне знать

своего ученика, иметь полное представление о его природных данных, об

особенностях его характера, о его развитии. Только на основе полного

понимания

ученика

можно

правильно

строить

работу

и

находить

эффективные методы обучения каждого из них. Влияние педагога на ученика

исключительно

многогранно!

Интеллект

педагога

является

одним

из

важнейших источников познания ребёнка, душевное богатство педагога, его

внешность, манера поведения – всё это служит цели воспитания. Много нам,

педагогам, надо знать и уметь, думать и искать, перенимать опыт и щедро

делиться своим, чтобы наши воспитанники росли культурными, честными,

трудолюбивыми, искренне любящими музыку людьми. Закончить свою

работу считаю нужным словами художника Ю. Пименова, которые имеют

прямое отношение к характеристике педагогического мастерства: «Душа

искусства – тонкая душа. и чем сложнее и умнее будет становиться человек,

тем богаче и умнее будет становиться его искусство».

9

Список литературы

1.

Азаров Ю.П. «Мастерство воспитателя».

2.

Благой Д.Б. «Образная речь педагога».

3.

Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры».

4.

Сухомлинский В.А. «О воспитании».

5.

Фейгин М.Э. «Индивидуальность ученика и искусство педагога».

10



В раздел образования