Напоминание

"Использование мнемотехнических приемов для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"


Автор: Секисова Ольга Сергеевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с /№121
Населённый пункт: города Тюмени
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование мнемотехнических приемов для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ДЛЯ

ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ"

1. Введение

Актуальность:

У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием

речи (ОНР) III уровня наблюдаются трудности в построении связных

высказываний:

ограниченный

словарный

запас,

нарушение

грамматического строя речи, несформированность логико-смысловой

структуры текста.

Мнемотехника – это система методов и приемов, облегчающих

запоминание и воспроизведение информации с помощью зрительных,

слуховых и ассоциативных образов. Ее применение в коррекционной

работе способствует развитию связной речи, обогащению словаря и

улучшению памяти.

Цель:

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с

ОНР III уровня посредством мнемотехнических приемов.

Задачи:

Изучить особенности связной речи у детей с ОНР III уровня.

Подобрать

и

адаптировать

мнемотехнические

приемы

для

коррекционной работы.

Разработать систему занятий с использованием мнемотаблиц,

мнемодорожек и коллажей.

Оценить эффективность применения мнемотехники в развитии

связной речи.

Целевая группа:

Дети 5–7 лет с ОНР III уровня.

2. Теоретические основы

2.1. Особенности связной речи у детей с ОНР III уровня

Преобладание простых предложений.

Нарушение логической последовательности в рассказе.

Трудности

в

подборе

слов

и

построении

грамматических

конструкций.

Недостаточная сформированность монологической речи.

2.2. Мнемотехника как средство развития речи

Мнемотехника

это

совокупность

приемов,

облегчающих

запоминание информации за счет ассоциаций и визуализации.

Основные приемы:

Мнемотаблицы

схемы

с

графическими

изображениями,

помогающие запомнить последовательность рассказа.

Мнемодорожки – линейные схемы для запоминания стихов или

небольших текстов.

Коллажи – тематические изображения, объединенные в одну

композицию для ассоциативного запоминания.

Преимущества мнемотехники:

Стимулирует зрительную и слуховую память.

Упрощает процесс составления рассказа.

Развивает логическое мышление.

3. Практическая часть

3.1. Этапы работы

Подготовительный:

Диагностика уровня развития связной речи.

Подбор и создание мнемосхем (таблиц, дорожек, коллажей).

Основной:

Ознакомление детей с мнемотаблицами.

Обучение "чтению" символов и составлению рассказов.

Постепенное усложнение заданий (от описания предметов до

пересказа сказок).

Заключительный:

Анализ динамики развития связной речи.

Коррекция методов при необходимости.

3.2. Примеры упражнений

1. "Расскажи по картинке" (мнемотаблица)

Цель: Развитие навыка составления описательного рассказа.

Ход: Ребенку предлагается таблица с изображениями (например,

времена года). По символам он составляет рассказ:

"Это зима. На улице снег. Дети катаются на санках."

2. "Запомни стихотворение" (мнемодорожка)

Цель: Заучивание стихов с опорой на зрительные образы.

Пример:

(солнце) –

(трава) –

(цветы)

"Светит солнышко ярко,

Растет зеленая травка,

Расцветают все цветы –

Вот красоты!"

3. "Составь сказку" (коллаж)

Цель: Развитие фантазии и связной речи.

Ход: Дети выбирают персонажей из коллажа и придумывают

историю.

4. Ожидаемые результаты

Улучшение связности и логичности речи.

Расширение активного словаря.

Развитие памяти и внимания.

Повышение интереса к речевой деятельности.

5. Заключение

Применение мнемотехники в работе с детьми с ОНР III уровня

позволяет

сделать

процесс

развития

речи

более

эффективным

и

интересным.

Систематическое

использование

мнемотаблиц,

мнемодорожек

и

коллажей

способствует

формированию

навыков

связного высказывания, что

является важным условием успешной

подготовки к школе.

Рекомендации:

Использовать мнемотехнику в игровой форме.

Постепенно усложнять задания.

Вовлекать родителей в закрепление навыков дома.

Литература:

Большова

Т.В.

Учимся

по

сказке:

Развитие

мышления

дошкольников с помощью мнемотехники.

Гурьева Н.А. Мнемотехника в логопедической практике.

Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных

рассказов.



В раздел образования