Напоминание

Совершенствование устных вычислительных навыков младших школьников.


Автор: Зуева Лариса Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1793
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Совершенствование устных вычислительных навыков младших школьников.
Раздел: начальное образование





Назад




СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УСТНЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Введение

Устные вычисления – фундаментальный навык, необходимый для

успешного освоения математики в начальной школе и beyond. Они

развивают логическое мышление, память, концентрацию внимания и

скорость обработки информации. Однако многие младшие школьники

испытывают

трудности

при

выполнении

устных

арифметических

операций, что может привести к проблемам в изучении более сложных

тем.

Цель

данной

статьи

рассмотреть

эффективные

методы

и

приёмы, способствующие совершенствованию устных вычислительных

навыков у учащихся начальных классов.

1. Значение устных вычислений в обучении математике

Устный счёт:

формирует вычислительную культуру;

развивает гибкость мышления;

повышает уверенность в своих математических способностях;

экономит время при решении задач и примеров.

Без автоматизации базовых вычислений (сложение, вычитание,

умножение, деление в пределах 100) детям сложно перейти к более

сложным темам, таким как решение уравнений, работа с дробями и

многозначными числами.

2.

Методы

совершенствования

устных

вычислительных

навыков

2.1. Систематическая тренировка

Ежедневные "минутки устного счёта" – короткие упражнения в

начале урока.

Таблицы

сложения

и

умножения

регулярное

повторение

с

использованием игровых форм.

Цепочки примеров – последовательные вычисления (например, 5

+ 3 – 2 + 4 = ?).

2.2. Использование игровых технологий

Математические

игры

("Счётный

бой",

"Кто

быстрее?",

"Математическое лото").

Мобильные приложения и онлайн-тренажёры ("Математика для

детей", "Учи.ру").

Игры

с

карточками

(составление

примеров,

нахождение

пропущенного числа).

2.3. Применение наглядных и интерактивных методов

Абак, счёты, числовые линейки – для визуализации вычислений.

Графические схемы и блоки – разложение чисел на составные

части (например, 7 = 5 + 2).

Интерактивные

доски

и

флеш-карты

для

повышения

вовлечённости.

2.4. Развитие нестандартных приёмов вычислений

Округление чисел (например, 29 + 15 = 30 + 15 – 1 = 44).

Использование

свойств

арифметических

действий

(переместительный и сочетательный законы).

Разбиение сложных примеров на простые (например, 13 + 25 = (10

+ 20) + (3 + 5) = 38).

3. Внеурочная деятельность для закрепления навыков

Математические

кружки

и

квесты

(решение

задач

в

игровой

форме).

Олимпиады и конкурсы ("Кенгуру", "Пифагор").

Проектная

деятельность

(создание

сборников

задач,

математических комиксов).

4. Роль учителя и родителей

Учитель должен:

разнообразить формы работы;

поощрять детей за успехи;

использовать дифференцированный подход.

Родители могут:

играть в математические игры дома;

практиковать

устный

счёт

в

бытовых

ситуациях

(например,

подсчёт стоимости покупок).

Заключение

Совершенствование устных вычислительных навыков – важная

задача

начального

математического

образования.

Комбинация

традиционных

и

инновационных

методов,

игровых

технологий

и

систематической практики позволяет добиться высокой скорости и

точности вычислений, что в дальнейшем облегчает изучение более

сложных разделов математики.



В раздел образования