Автор: Новикова Марина Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ЛИЦЕЙ ИМ. Д. А. ФУРМАНОВА"
Населённый пункт: г. Кинешма
Наименование материала: Статья
Тема: "Как научить ребёнка учиться с удовольствием: подходы и практики для начального общего образования"
Раздел: начальное образование
Как научить ребёнка учиться с удовольствием: подходы и
практики для начального общего образования
Аннотация
В статье рассматривается проблема формирования положительного отношения к
1–4
.
—
учебной деятельности у учащихся
классов Цель исследования
выявить
эффективные методы развития внутренней мотивации у детей младшего школьного
.
,
возраста Использованы методы анкетирования педагогического эксперимента и
.
,
анализа учебной активности Представлены данные подтверждающие
.
эффективность игровых и проектных методик В заключение даны конкретные
.
практические рекомендации и примеры для педагогов и родителей
:
,
,
,
Ключевые слова учебная мотивация внутренняя мотивация игровые методики
,
.
начальная школа педагогический эксперимент
Введение
Современное начальное образование сталкивается с задачей не только передачи
,
.
знаний но и формирования у ребёнка устойчивого интереса к учёбе Однако многие
,
учащиеся теряют мотивацию уже в младших классах воспринимая школу как
.
,
источник стресса Это обусловлено как индивидуальными особенностями так и
.
недостаточной вариативностью используемых методик Целью настоящей работы
является определение практических способов повышения вовлечённости младших
школьников в образовательный процесс на основе игровых и проектных форм
.
обучения
Методология
:
Методологическая база включает
-
;
Анализ литературы по педагогике и возрастной психологии
-
72
;
Анкетирование
родителей и учителей на предмет мотивации учащихся
-
78
;
Педагогический эксперимент с участием
учеников начальных классов трёх школ
-
-
.
Контент анализ домашних заданий до и после внедрения игровых методик
Выбор методов обусловлен необходимостью объективной и субъективной оценки
.
мотивационного фона
Результаты
1. Начальный уровень мотивации
Тип мотивации
Доля учащихся
Внешняя мотивация
64%
Внутренняя мотивация
36%
2. Эффект от внедрения игровых методик
-
78%
;
Рост положительного отношения к учёбе у
детей
-
—
32%;
Снижение тревожности
на
-
—
18%.
Повышение качества выполнения заданий
на
3. Конкретные подходы и практики
Игровые методы
-
(
., «
»
, «
Учебные квесты напр
Пираты и сокровища для математики
Грамматическая
»
);
дверь
для русского языка
-
(«
», «
»);
Настольные игры
Грамматический бой
Сосчитай быстрее всех
-
(
,
« —
»).
Ролевые игры инсценировки игра Я
профессор
Проектные подходы
-
-
(
.,
«
»);
Мини исследования напр проект
Мой питомец
-
(
,
);
Совместные проекты с родителями гербарий макет Солнечной системы
-
(
).
Групповые творческие задания создание путеводителя по родному городу
Элементы цифровой геймификации
-
-
(LearningApps, Kahoot);
Онлайн викторины
-
.
Цифровые значки и баллы за успехи
График: Изменение уровня интереса к обучению
Заключение
,
Формирование интереса к обучению возможно при использовании методов
.
,
соответствующих возрастным особенностям детей Внедрение игровых проектных и
исследовательских форм повышает мотивацию и способствует гармоничному
.
развитию личности младшего школьника
Рекомендации
-
Планируйте включение игровых элементов минимум на одном этапе каждого
;
урока
-
;
Составляйте задания с элементами выбора и творчества
-
;
Организуйте парную и групповую работу
-
.
Вовлекайте родителей через домашние проекты
:
Примечание
—
,
-
Внутренняя мотивация
интерес к деятельности ради неё самой а не из за
(
,
).
внешних стимулов оценок похвалы
—
,
Игровое обучение
методика основанная на использовании элементов игры в
.
учебном процессе
—
,
Проектный подход
метод обучения при котором учащиеся работают над
,
.
задачами связанными с реальной жизнью и личным интересом