Напоминание

Роль декоративно-прикладного искусства в предпрофильном обучении ДШИ


Автор: Бурнякова Ольга Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ г. Зеленоградска"
Населённый пункт: город Зеленоградск
Наименование материала: Публикация. .
Тема: Роль декоративно-прикладного искусства в предпрофильном обучении ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль декоративно-прикладного искусства на уроках прикладного

творчества.

Роль

народного

декоративно-прикладного

мастерства

на

уроках

изобразительного

искусства

велика:

формируется

не

только

знания

различных видов росписи, но и технические навыки. Таким образом,

декоративное рисование помогает в решении следующих задач:

1. Развитие творческих способностей обучающихся (понятие колорита,

ритма, композиции);

2. Развитие технических навыков;

3. Воспитание интереса к истокам народного искусства своей Родины.

Уроки народного декоративно-прикладного мастерства начинаются со

знакомства построения узоров, понятия стилизации, колорита, ритма,

орнамента, с построения орнаментальных композиций на разных форматах

(треугольник, круг, квадрат), после чего обучающимся легче находить

отличия

у

различных

видов

росписи

и

осваивать

их

технические

особенности,

цветовую

гамму.

Практическое

выполнение

росписи

происходит не на простом альбомном листе, а на приближенном к оригиналу

материале. Целью уроков народного декоративно-прикладного мастерства

является не только знакомство с видами росписи и её техническими

особенностями, но и знакомство с национальными костюмами разных эпох,

изучение

архитектурных

особенностей,

другими

видами

народного

творчества.

Современная

методика

преподавания

опирается

на

технические

возможности школы и профессионализм учителя, что дает возможность шире

раскрыть не только историю росписи и её применение, но и показать сам

процесс выполнения этой росписи мастерами. На уроках изобразительного

искусства воспитывается не только чувство красоты, но также и чувство

патриотизма, любви к Родине, уважения к её истории и традициям.

В работе желательно придерживаться следующих дидактических

принципов: наглядности, активности и самостоятельности, поэтапности,

индивидуально-личностной

ориентации

воспитания

учащихся,

познавательной

выразительности,

успешности,

коммуникативности.

Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного

искусства развиваю в следующих направлениях: в предварительном создании

эскизов на бумаге, в продумывании элементов узора, в расположении их на

объемах, в создании предметов декоративного характера, умения найти

собственный способ изображения и оформления предмета, в перенесении

задуманного декоративного узора на изделия. В работе можно использовать

традиционные и нетрадиционные формы. Творчество — это деятельность, в

процессе

которой

создается

что-то

новое,

в

результате

поиска,

использования, использования личного опыта, а также знаний и умений,

которые ребенок получил в процессе обучения. Основной формой обучения

и воспитания являются тематические и интегрированные занятия, в которых

фрагментарное введение познавательного материала идет в логике с темой

занятия. Тематика таких занятий направлена на формирование устойчивого

интереса детей к искусству своего народа, на воспитание чувства любви к

родному краю, Родине.

Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно

без участия родителей. Чтобы родители стали единомышленниками и

создавали необходимые условия для творческого развития своих детей,

необходимо

увлечь

и

оказать

необходимую

методическую

помощь.

Проведение выставок совместного творчества необходимо, где все могут

полюбоваться на творение своих рук.

Использование изделий народных промыслов углубляет знания детей о

народном

искусстве,

развивает

эстетический

вкус,

обогащает

изобразительное творчество.

Глубокий эмоциональный отклик вызывает в душе ребенка от встречи с

красотой

народных

изделий,

таких

ярких,

красочных,

радостных;

способствует воспитанию доброты, трудолюбия, терпения, любви к родной

земле, уважения к мастерам, чьим усердием талантом создаются такие

прекрасные вещи.

Изучение народного декоративно-прикладного искусства способствует

всестороннему развитию и формированию личности учащегося, развитию

представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят

к

формированию

чувственного

этапа

познания

мира.

Интенсивно

формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных

рассуждений. Учащиеся стремятся представить мир таким, каким они его

видят.

Декоративно-прикладное искусство является источником творческой

деятельности.

Художественные

достоинства

произведений,

тщательная

выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет

нас постоянно искать и находить в народном искусстве яркие и доступные

образы для применения их в практике эстетического и нравственного

формирования личности учащегося.

Знакомство учащихся с ДПИ позволяет показать особенности и

традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и

побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие

способности. Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети

учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы

творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в

орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение

элементов на плоскости предмета.

Эстетическое

и

трудовое

воспитание

средствами

декоративно-

прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а

эффективность этого единства во многом зависит от организационно-

методического

уровня

постановки

учебно-воспитательного

процесса.

Декоративно-прикладное

творчество

один

из

видов

изобразительного

искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе

духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих

поколений. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов

гармонического развития личности. Посредством общения с народным

искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к

своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям

национальные традиции и выработанные народом формы эстетического

отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям

мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.



В раздел образования