Автор: Бурнякова Ольга Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ г. Зеленоградска"
Населённый пункт: город Зеленоградск
Наименование материала: Публикация. .
Тема: Роль декоративно-прикладного искусства в предпрофильном обучении ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Роль декоративно-прикладного искусства на уроках прикладного
творчества.
Роль
народного
декоративно-прикладного
мастерства
на
уроках
изобразительного
искусства
велика:
формируется
не
только
знания
различных видов росписи, но и технические навыки. Таким образом,
декоративное рисование помогает в решении следующих задач:
1. Развитие творческих способностей обучающихся (понятие колорита,
ритма, композиции);
2. Развитие технических навыков;
3. Воспитание интереса к истокам народного искусства своей Родины.
Уроки народного декоративно-прикладного мастерства начинаются со
знакомства построения узоров, понятия стилизации, колорита, ритма,
орнамента, с построения орнаментальных композиций на разных форматах
(треугольник, круг, квадрат), после чего обучающимся легче находить
отличия
у
различных
видов
росписи
и
осваивать
их
технические
особенности,
цветовую
гамму.
Практическое
выполнение
росписи
происходит не на простом альбомном листе, а на приближенном к оригиналу
материале. Целью уроков народного декоративно-прикладного мастерства
является не только знакомство с видами росписи и её техническими
особенностями, но и знакомство с национальными костюмами разных эпох,
изучение
архитектурных
особенностей,
другими
видами
народного
творчества.
Современная
методика
преподавания
опирается
на
технические
возможности школы и профессионализм учителя, что дает возможность шире
раскрыть не только историю росписи и её применение, но и показать сам
процесс выполнения этой росписи мастерами. На уроках изобразительного
искусства воспитывается не только чувство красоты, но также и чувство
патриотизма, любви к Родине, уважения к её истории и традициям.
В работе желательно придерживаться следующих дидактических
принципов: наглядности, активности и самостоятельности, поэтапности,
индивидуально-личностной
ориентации
воспитания
учащихся,
познавательной
выразительности,
успешности,
коммуникативности.
Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного
искусства развиваю в следующих направлениях: в предварительном создании
эскизов на бумаге, в продумывании элементов узора, в расположении их на
объемах, в создании предметов декоративного характера, умения найти
собственный способ изображения и оформления предмета, в перенесении
задуманного декоративного узора на изделия. В работе можно использовать
традиционные и нетрадиционные формы. Творчество — это деятельность, в
процессе
которой
создается
что-то
новое,
в
результате
поиска,
использования, использования личного опыта, а также знаний и умений,
которые ребенок получил в процессе обучения. Основной формой обучения
и воспитания являются тематические и интегрированные занятия, в которых
фрагментарное введение познавательного материала идет в логике с темой
занятия. Тематика таких занятий направлена на формирование устойчивого
интереса детей к искусству своего народа, на воспитание чувства любви к
родному краю, Родине.
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно
без участия родителей. Чтобы родители стали единомышленниками и
создавали необходимые условия для творческого развития своих детей,
необходимо
увлечь
и
оказать
необходимую
методическую
помощь.
Проведение выставок совместного творчества необходимо, где все могут
полюбоваться на творение своих рук.
Использование изделий народных промыслов углубляет знания детей о
народном
искусстве,
развивает
эстетический
вкус,
обогащает
изобразительное творчество.
Глубокий эмоциональный отклик вызывает в душе ребенка от встречи с
красотой
народных
изделий,
таких
ярких,
красочных,
радостных;
способствует воспитанию доброты, трудолюбия, терпения, любви к родной
земле, уважения к мастерам, чьим усердием талантом создаются такие
прекрасные вещи.
Изучение народного декоративно-прикладного искусства способствует
всестороннему развитию и формированию личности учащегося, развитию
представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят
к
формированию
чувственного
этапа
познания
мира.
Интенсивно
формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных
рассуждений. Учащиеся стремятся представить мир таким, каким они его
видят.
Декоративно-прикладное искусство является источником творческой
деятельности.
Художественные
достоинства
произведений,
тщательная
выверенность форм и содержания орнаментальных композиций заставляет
нас постоянно искать и находить в народном искусстве яркие и доступные
образы для применения их в практике эстетического и нравственного
формирования личности учащегося.
Знакомство учащихся с ДПИ позволяет показать особенности и
традиции каждого вида, вариативность узоров, некоторые приемы мастеров и
побуждает желание и навыки в создании композиции, развить творческие
способности. Выполняя работы по мотивам народного орнамента, дети
учатся понимать принципы художественного обобщения, познают приемы
творческих импровизированных декоративных образов, учатся видеть в
орнаментах комбинации цветов, сопоставлять формы, величины, положение
элементов на плоскости предмета.
Эстетическое
и
трудовое
воспитание
средствами
декоративно-
прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а
эффективность этого единства во многом зависит от организационно-
методического
уровня
постановки
учебно-воспитательного
процесса.
Декоративно-прикладное
творчество
один
из
видов
изобразительного
искусства, является составной частью искусства народа и несет в себе
духовные и эстетические ценности, накопленные трудом и талантом многих
поколений. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов
гармонического развития личности. Посредством общения с народным
искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к
своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям
национальные традиции и выработанные народом формы эстетического
отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям
мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.