Автор: Грубая Наталья Эриховна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №35" ИМОСК
Населённый пункт: станица Баклановская, Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: занятие "Путешествуем по Изобильненскому району"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Путешествуем по Изобильненскому району».
Цель: Формирование представлений об Изобильненском районе, его
географии, природных объектах. Знакомство с картой района.
Задачи:
1.
познакомить детей с картой Изобильненского района и способами
обозначения географических условий (реки, озера, леса, равнины);
2.
вызвать у детей познавательный интерес, желание узнавать новое о том
месте, где они родились и живут;
3.
способствовать осознанию того, что Изобильненский район является
нашим общим домом, малой родиной;
4.
воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное,
гордиться им.
Планируемый результат:
дети проявляют интерес к познанию окружающего мира;
знают правила поведение в природе;
у детей возникает желание экспериментировать и узнавать новое;
дети проявляют бережное и любовное отношение к природе;
у детей развиты мышление, память, любознательность, активность,
познавательный интерес;
дети умеют обобщать представления о типичных экосистемах (горы,
лес, луг, река)
умеют работать с картой.
Предварительная работа: Знакомство с картами, беседа об обозначениях на
карте, беседы и занятия об обитателях леса, рек, лугов и полей.
Оборудование: физическая карта Изобильненского района, контурная карта
края на каждого ребёнка, карандаши (синий, зеленый, коричневый, красный).
Ход занятия
.
Воспитатель: Ребята, становитесь в круг, давайте поприветствуем друг
друга:
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй ты и здравствуй я,
Здравствуйте мои друзья,
Здравствуй Родина моя!
Воспитатель: А что же такое Родина? С чего она начинается? (Ответы
детей.)
Ответы детей:
- Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
- Родина, это земля, на которой жили, трудились наши предки.
- Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа,
бабушка, дедушка.
- Это место, где стоит наш детский сад.
- Это место, по которому люди скучают находясь в далёком краю, на чужой
стороне.
Воспитатель: У каждого человека есть Родина – это место, где он родился,
провёл своё детство, рос, учился. И для нас Родина начинается с нашего
родного дома, с деревьев в нашем дворе, саду; с нашей улицы, по которой мы
каждый день ходим в детский сад.
-А как называется наша страна?
-Как называется край в котором мы с вами живем?
-А станица в которой мы живем?
-Как называется наш район?
Воспитатель: (2, 3 слайд) Мы, жители Изобильненского района. Это наш
общий дом, наша малая Родина. Просторы, которые нас окружают – это наша
природа. (Показываю карту нашего района.) На карте Изобильненского
района видно, что он находится на крайнем северо-западе и с юга граничит с
краснодарским краем. Климат нашего района умеренный, с теплыми зимами
и жарким летом. Рельеф низменный, равнинный и во многих местах изрезан
водными системами рек и каналов. А сейчас посмотрим на карту. Что вы
видите? Как думаете, почему она такая разноцветная? Ребята, а что
обозначают голубые ниточки на карте? (Ответы детей.)
Воспитатель: (4,5 слайд) Правильно, реки и каналы нашего района. Самые
крупные водоемы – река Большой Егорлык и Новотроицкое водохранилище.
Новотроицкое водохранилище образовалось на реке Егорлык, после
возведения гидроэлектростанции. Оно используется для выработки
электроэнергии, водоснабжения и разведения рыбы. (6 слайд) Наиболее
частая добыча рыбаков: карась, лещ, окунь, судак и тарань. Также здесь
водится сом, голавль, сазан, плотва, карп, толстолобик, амур.
Воспитатель: (7 слайд) Скажите, ребята, какие цвета ещё есть на нашей
карте? (Ответы детей: коричневый, зелёный) Как вы думаете, что они
обозначают? (Ответы детей: горы, равнины) Слово равнина происходит от
слова «ровный». Это, конечно, не значит, что земля такая же ровная, как
стол, но больших возвышенностей и гор здесь нет. Итак, рельеф может быть
равнинный и горный. Скажите, каким может быть рельеф? (ответы детей) А
какого цвета на карте Изобильнеского района больше- зелёного или
коричневого. (Ответы детей) Правильно. (Слайд 8,9,10) В нашем районе
находиться Московский лес, в нём поселились и прижились типичные
представители фауны- лиса, куница, хорь, заяц, кабан, косуля, барсук. В лесу
растут различные виды деревьев и растений: могучий дуб, светлый ясень,
корявый карагач, клен, сосна, вяз, боярышник, шиповник. Лес нельзя не
любить! Он спасает реки и водоемы от заиления. Лесные массивы защищают
села и города от пыльных бурь, очищают воздух от вредных газов и пыли,
обогащают его кислородом.
Воспитатель: (11 слайд) Широко и привольно раскинулся наш район. На его
территории летом колосится золотая пшеница, вызревают полновесные
початки кукурузы, плодоносят сады и ягодники, вызревают разнообразные
овощи. На бескрайних просторах есть где развернуться богатырской технике,
есть где проявить трудовую доблесть!
Воспитатель: А теперь немножко отдохнём!
Физминутка:
Наши горы высоки,
Наши реки велики,
Птицы мы привольные,
Мы шагаем все вперёд,
Очень любим свой народ.
Воспитатель: Подошло время превратиться нам в художников. Я раздам вам
карты, попробуйте раскрасить территорию нашего района. Карандаши какого
цвета вам понадобятся? (Ответы детей) Что и каким цветом будете
раскрашивать? (Ответы детей)
Воспитатель: (12 слайд) У каждого человека есть на свете такой уголок,
куда он всегда возвращается. Это – родина, земля, на которой родился,
вырос, где покоится прах предков. Для нас родина- наша небольшая станица
Баклановская, да и весь наш щедрый Изобильненский район.