Напоминание

"Специфика работы с одарёнными детьми над раскрытием художественного образа в музыкальных произведениях"


Автор: Рассадкина Юлия Юрьевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ ТО "ТКИ им. А.С. Даргомыжского" осп - ТОДМШ им. Г.З. Райхеля
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: статья
Тема: "Специфика работы с одарёнными детьми над раскрытием художественного образа в музыкальных произведениях"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Специфика работы с одарёнными детьми над раскрытием

художественного образа в музыкальных произведениях

Суть

музыкально-исполнительской

деятельности,

как

всем

известно,

состоит в творческом «прочтении» художественного произведения, раскрыть в

исполнении эмоционально-смысловое содержание, которое заложил в него автор.

Характер и эмоциональный смысл музыки исполнитель должен передать

максимально точно и убедительно, создать запоминающийся, эмоционально

яркий музыкальный образ.

Работу над художественным образом необходимо начинать с первых шагов

обучения юного музыканта, поскольку это является ведущим направлением в

процессе развития творческого потенциала обучающихся.

Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его

сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами,

событиями, образами и даже концепциями.

Работая с одарённым учеником над раскрытием содержания произведения,

преподаватель не может ограничиваться только нотной записью с различными

обозначениями. Необходимо донести до учащегося сведения о композиторе, его

творчестве, эпохе, сюжет сочинения.

Художественный образ – это отражение художественной реальности,

принимающее форму определенного, конкретного явления. Под художественным

образом

в

музыке

понимают

совокупность

согласованных

средств

всех

составляющих музыкальной речи.

Работу над художественным образом музыкального произведения можно

разделить на 3 этапа: начальный, основной и заключительный.

Целью

НАЧАЛЬНОГО

ЭТАПА

является

создание

первоначального

представления о произведении, о характере, настроении музыки. Первоначальный

образ-представление крепко запечатлевается в сознании при прослушивании

живого исполнения произведения.

Работая с одарёнными детьми младшего школьного возраста необходимо

использовать метод ассоциации, т.к. они отличаются широтой восприятия и

остро чувствуют всё происходящее в окружающем мире.

Далее

следует

ОСНОВНОЙ

ЭТАП

-

это

детальная

работа

над

произведением.

Дальнейшее погружение в образный строй музыки, в содержание

произведения,

тщательную

работу

над

средствами

музыкальной

выразительности, раскрывающих художественный образ, является основной

целью данного этапа. Это наиболее протяженный период работы, совпадающий

также с техническим освоением музыкального материала. Основной этап

можно разделить на следующие виды деятельности:

1.Анализ

произведения.

В

раскрытии

художественного

содержания

ключевую роль играет грамотный и всесторонний анализ, это выявление

структуры

содержания

произведения,

основных

разделов,

характера

тематических построений, их выразительное значение;

2.Разбор текста и аппликатура. Грамотный и осмысленный разбор текста

дает основу для дальнейшего правильного исполнения музыкального

произведения. Аппликатура также дает возможность максимально передать

художественное и техническое воплощение произведения.

3.Работа над артикуляцией. Выражение мелодии определяется артикуляцией

через применение штрихов. Артикуляция узко связана с фразировкой,

интонированием и другими музыкально-выразительными средствами.

4.Работа над интонированием и звукоизвлечением. В основе любого

музыкального произведения лежит отражение внутреннего мира человека,

его состояние, его переживания, чувства. Звукоизвлечение является

важнейшим исполнительским средством для воплощения художественного

замысла.

5.Работа над фразировкой и меховедением. Фразировка – это средство

музыкальной выразительности, смысловое и художественное разделение

музыкального произведения на фразы и предложения. Фразировка в себе

синтезирует многие другие выразительные средства – динамику, штрихи,

звукоизвлечение, туше и меховедение.

6. Выразительность исполнения. Динамический план произведения.

Выразительное исполнение – это донесение до слушателя основной идеи

произведения в образной, убедительной и яркой форме. Обучающимся

необходимо знать и уметь использовать на практике выразительные

возможности своего инструмента.

Так же нужно выстраивать динамический план произведения таким

образом, чтобы кульминация соответствовала

значимости в общем

эмоциональном и смысловом контексте.

После того, как детальная работа над произведением проведена, оно

освоено

технически

и

выучено

наизусть,

наступает

последний

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП работы, целью которого является формирование

целостного музыкально-художественного образа и его реальное воплощение в

исполнении.

Со

своим

учеником

мы

прошли

все

данные

этапы,

работая

над

музыкальным произведением композитора Владимира Меркушина «Маленькая

сюита». Мы нашли информацию о композиторе и выяснили, что это

современный композитор, родился в 1948 году. Сочинять музыку он начал в

молодом возрасте, когда безответно влюбился. Первое его произведение был

Ноктюрн, затем «Медленный вальс» и потом появилась Маленькая сюита,

которая состоит из 5 частей.

В работу мы взяли три части из Маленькой сюиты это «Зимняя песня»,

«Андантино» и «Скоморошина». Название первой части «Зимняя песня»

натолкнуло нас на мысль, что части сюиты можно рассматривать как времена

года, т.е. «Зимняя песня» – это зима, здесь можно услышать: запряжённую

тройку лошадей, которая едет по снегу и звенит бубенцами, зимнюю вьюгу,

встретить

Деда Мороза и Снегурочку, и в конце первой части отчётливо

становится понятно, что наша тройка лошадей уезжает вдаль, зима проходит и

наступает весна - это «Андантино», следующая часть сюиты, когда начинает

светить солнце, снег тает и появляются подснежники, природа постепенно

оживает.

Следуя

этому

принципу

мы

представили,

что

третья

часть,

«Скоморошина» – это лето, весёлое, шутливое, в какой – то степени комичное,

одним словом летние каникулы, когда дети могут бегать, играть с друзьям и

веселиться. Но как правило лето быстро и внезапно заканчивается, так и

происходит в сюите.

Итак, мы рассмотрели основные принципы и методы художественной

работы над произведением. Продолжительность каждого из этапов работы,

степень детализации, выбор определенных специфических приемов могут быть

разными: они зависят от сложности произведения, цели исполнения, и, конечно

же, от уровня владения инструментом и возраста исполнителя.

Только при непрерывном и всестороннем развитии музыкальности,

интеллекта, эмоциональной отзывчивости одарённых детей можно достичь

успеха в работе над раскрытием и воплощением художественного образа в

музыкальном произведении. Спасибо за внимание!



В раздел образования