Автор: Рассадкина Юлия Юрьевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГПОУ ТО "ТКИ им. А.С. Даргомыжского" осп - ТОДМШ им. Г.З. Райхеля
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: статья
Тема: "Специфика работы с одарёнными детьми над раскрытием художественного образа в музыкальных произведениях"
Раздел: дополнительное образование
Специфика работы с одарёнными детьми над раскрытием
художественного образа в музыкальных произведениях
Суть
музыкально-исполнительской
деятельности,
как
всем
известно,
состоит в творческом «прочтении» художественного произведения, раскрыть в
исполнении эмоционально-смысловое содержание, которое заложил в него автор.
Характер и эмоциональный смысл музыки исполнитель должен передать
максимально точно и убедительно, создать запоминающийся, эмоционально
яркий музыкальный образ.
Работу над художественным образом необходимо начинать с первых шагов
обучения юного музыканта, поскольку это является ведущим направлением в
процессе развития творческого потенциала обучающихся.
Одаренный ребенок способен значительно продуктивнее, чем его
сверстники, воспринимать связи и отношения между явлениями, предметами,
событиями, образами и даже концепциями.
Работая с одарённым учеником над раскрытием содержания произведения,
преподаватель не может ограничиваться только нотной записью с различными
обозначениями. Необходимо донести до учащегося сведения о композиторе, его
творчестве, эпохе, сюжет сочинения.
Художественный образ – это отражение художественной реальности,
принимающее форму определенного, конкретного явления. Под художественным
образом
в
музыке
понимают
совокупность
согласованных
средств
всех
составляющих музыкальной речи.
Работу над художественным образом музыкального произведения можно
разделить на 3 этапа: начальный, основной и заключительный.
Целью
НАЧАЛЬНОГО
ЭТАПА
является
создание
первоначального
представления о произведении, о характере, настроении музыки. Первоначальный
образ-представление крепко запечатлевается в сознании при прослушивании
живого исполнения произведения.
Работая с одарёнными детьми младшего школьного возраста необходимо
использовать метод ассоциации, т.к. они отличаются широтой восприятия и
остро чувствуют всё происходящее в окружающем мире.
Далее
следует
ОСНОВНОЙ
ЭТАП
-
это
детальная
работа
над
произведением.
Дальнейшее погружение в образный строй музыки, в содержание
произведения,
тщательную
работу
над
средствами
музыкальной
выразительности, раскрывающих художественный образ, является основной
целью данного этапа. Это наиболее протяженный период работы, совпадающий
также с техническим освоением музыкального материала. Основной этап
можно разделить на следующие виды деятельности:
1.Анализ
произведения.
В
раскрытии
художественного
содержания
ключевую роль играет грамотный и всесторонний анализ, это выявление
структуры
содержания
произведения,
основных
разделов,
характера
тематических построений, их выразительное значение;
2.Разбор текста и аппликатура. Грамотный и осмысленный разбор текста
дает основу для дальнейшего правильного исполнения музыкального
произведения. Аппликатура также дает возможность максимально передать
художественное и техническое воплощение произведения.
3.Работа над артикуляцией. Выражение мелодии определяется артикуляцией
через применение штрихов. Артикуляция узко связана с фразировкой,
интонированием и другими музыкально-выразительными средствами.
4.Работа над интонированием и звукоизвлечением. В основе любого
музыкального произведения лежит отражение внутреннего мира человека,
его состояние, его переживания, чувства. Звукоизвлечение является
важнейшим исполнительским средством для воплощения художественного
замысла.
5.Работа над фразировкой и меховедением. Фразировка – это средство
музыкальной выразительности, смысловое и художественное разделение
музыкального произведения на фразы и предложения. Фразировка в себе
синтезирует многие другие выразительные средства – динамику, штрихи,
звукоизвлечение, туше и меховедение.
6. Выразительность исполнения. Динамический план произведения.
Выразительное исполнение – это донесение до слушателя основной идеи
произведения в образной, убедительной и яркой форме. Обучающимся
необходимо знать и уметь использовать на практике выразительные
возможности своего инструмента.
Так же нужно выстраивать динамический план произведения таким
образом, чтобы кульминация соответствовала
значимости в общем
эмоциональном и смысловом контексте.
После того, как детальная работа над произведением проведена, оно
освоено
технически
и
выучено
наизусть,
наступает
последний
–
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП работы, целью которого является формирование
целостного музыкально-художественного образа и его реальное воплощение в
исполнении.
Со
своим
учеником
мы
прошли
все
данные
этапы,
работая
над
музыкальным произведением композитора Владимира Меркушина «Маленькая
сюита». Мы нашли информацию о композиторе и выяснили, что это
современный композитор, родился в 1948 году. Сочинять музыку он начал в
молодом возрасте, когда безответно влюбился. Первое его произведение был
Ноктюрн, затем «Медленный вальс» и потом появилась Маленькая сюита,
которая состоит из 5 частей.
В работу мы взяли три части из Маленькой сюиты это «Зимняя песня»,
«Андантино» и «Скоморошина». Название первой части «Зимняя песня»
натолкнуло нас на мысль, что части сюиты можно рассматривать как времена
года, т.е. «Зимняя песня» – это зима, здесь можно услышать: запряжённую
тройку лошадей, которая едет по снегу и звенит бубенцами, зимнюю вьюгу,
встретить
Деда Мороза и Снегурочку, и в конце первой части отчётливо
становится понятно, что наша тройка лошадей уезжает вдаль, зима проходит и
наступает весна - это «Андантино», следующая часть сюиты, когда начинает
светить солнце, снег тает и появляются подснежники, природа постепенно
оживает.
Следуя
этому
принципу
мы
представили,
что
третья
часть,
«Скоморошина» – это лето, весёлое, шутливое, в какой – то степени комичное,
одним словом летние каникулы, когда дети могут бегать, играть с друзьям и
веселиться. Но как правило лето быстро и внезапно заканчивается, так и
происходит в сюите.
Итак, мы рассмотрели основные принципы и методы художественной
работы над произведением. Продолжительность каждого из этапов работы,
степень детализации, выбор определенных специфических приемов могут быть
разными: они зависят от сложности произведения, цели исполнения, и, конечно
же, от уровня владения инструментом и возраста исполнителя.
Только при непрерывном и всестороннем развитии музыкальности,
интеллекта, эмоциональной отзывчивости одарённых детей можно достичь
успеха в работе над раскрытием и воплощением художественного образа в
музыкальном произведении. Спасибо за внимание!