Автор: Агафонова Светлана Анатольевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ№14
Населённый пункт: Краснодарский край город Армавир
Наименование материала: статья
Тема: Эффективные методы и приёмы по развитию читательской компетентности как основа успешного обучения младших школьников.
Раздел: начальное образование
Тема:
Эффективные
методы
и
приёмы
по
развитию
читательской
компетентности как основа успешного обучения младших школьников.
Агафонова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов
МБОУ-СОШ№14, г.Армавир
Современная система образования предлагает новый критерий измерения
результатов обучения – компетенцию. Главное место в обновлённом ФГОС в
перечне компетенций занимает читательская. Учёные говорят, что навык чтения
это один из факторов, влияющий сильнее всех на успеваемость школьников.
Проанализировав свою работу за последние годы, признаю данность, что дети
не читают, не любят, не хотят читать! Почему из года в год снижается интерес к
чтению? Существуют разные причины, но главная в том, что у детей не развито
общение с книгами. Чтение заменилось многочасовым сидением перед
компьютером или с телефоном. Как сделать так, чтобы ребёнок захотел читать?
Возникла необходимость изучить педагогическую литературу, опыт коллег по
данной проблеме. Поставила перед собой цель: выстроить систему, создать
копилку
и внедрить наиболее эффективные методы и приёмы по развитию
читательской компетентности. Сегодня расскажу о нескольких приёмах и
подходах к проведению уроков, которые увлекают детей.
Русский методист Тихомиров Д.И. утверждал, что буквально с первых
школьных шагов обучения надо приучать ученика проникать в сущность
читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать». Базовым
предметом для этого является урок литературного чтения. Именно на нём
создаётся основа для последующего обучения.
Моя работа по развитию читательской компетентности включает в себя:
Формирование техники чтения
Умения работать с книгой
Начитанность
Разносторонняя работа с текстом
Когда уроки становятся светлым и радостным праздником? Конечно, когда они
проходят интересно, плодотворно, на одном дыхании, когда дети получают
знания не в готовом виде, а решая проблему, находят нужный ответ.
Один из самых любимых моментов на уроке – это использование различных
приёмов, чтобы оживить урок и мотивировать учеников на работу. Приведу
фрагмент урока русского языка.
Сообщаю, что мы проведём урок с элементами эйдетики. «Эйдос» это → образ.
Ваши фантазии-образы могут быть необычными, сказочными, смешными.
– С чем вы ассоциируете уроки в школе?
Дети отвечают (им помогают картинки на столах): урок похож:
на море – можно в него окунуться, а на уроке можно
окунуться в знания.
на цветы – смотришь и получаешь радость, удовольствие, а на уроке – радость от
знаний;
на дождь – земля питается влагой, а человек «впитывает» знания на уроке;
на сказку – сказка поучает и на уроке учатся и др.
– Молодцы! У вас получились удивительные, нежные, красивые, умные образы.
– Какова же Главная задача образов? (хором) они помогают нам запоминать
словарные слова. Значение этих слов объясняют сами дети, если же они
затрудняются, то находят их объяснение в Толковом словаре самостоятельно.
С первых дней обучения направляю детей на запоминание букв, умений быстро
различать их среди других, соотносить со звуком. Применяю Методику развития
техники чтения по системе учителя-методиста В.Б. Эдигея, использующего
принцип решения анаграмм. Большинство учащихся увлекаются процессом
расшифровки, тем самым повышая скорость чтения обычного текста. Этот
оригинальный способ обучения чтению привлекает сравнительной простотой и
доступностью, содействует успешному освоению грамотного письма детьми.
Найди и прочитай 6 слов, в которых все буквы А
СТАКАНАТАКАРТАЛАНТАРАКАНСАМБЛЬ
Поменяй буквы местами так, чтобы получилось слово
СЛОКРЕ -… ( КРЕСЛО ) ВЯКЧЕР -… ( ЧЕРВЯК ) УДАПОС -… ( ПОСУДА )
ЛКИОПИ -… ( ОПИЛКИ ) СКАКРА -… ( КРАСКА )
Поменяй буквы местами так, чтобы получилось слово БАЖА -… ( ЖАБА )
САЛИ -… ( ЛИСА ) ЗАРО -… ( РОЗА )
Так же на уроках использую работу с фразеологизмами, так как считаю, что
изучение фразеологии играет огромную роль для развития речи. Но в учебниках
русского
языка
начальных
классов
работа
с
фразеологизмами
носит
эпизодический, ознакомительный характер. При подготовке к олимпиадам, я
увидела, что многие учащиеся не понимают фразеологизмы, не могут их
объяснить.
Поэтому
решила
на
разных
уроках
(где
это
возможно)
систематически вводить фразеологизмы. Считаю, что знакомство с ними даёт
огромные возможности для умственного, речевого, эмоционального развития
ребенка.
Например, на букву А. Фразеологизм: А Васька слушает да ест.- прописываем,
объясняем смысл, обращаясь к Словарю, беседуем: когда, в каких случаях
применяется.
Словарная работа – игра «Фотоглаз»
Показываю карточку с фразеологизмом. Выписать словарное слово. Прикусить
язык (язык), ворона в павлиньих перьях (ворона)
Игра «В мире животных»: Стреляный ….. (воробей), ….. (собаку) съел и т.д..
На этапе рефлексия прошу составить синквейн к уроку. Составление синквейна
– это полезная весёлая игра, которая обогащает словарный запас, развивает речь
и мышление, а также хороший способ контроля и самоконтроля. Работать с этим
приёмом я начинаю уже в 1 классе. Синквейны дети составляют по прочитанным
сказкам, рассказам, стихотворениям
Приём «Эффект Моцарта»
У человека всегда вызывает интерес то, что от него скрывают. По этому
принципу работают подарки на Новый год или в день рождения. Если бы нам
дарили подарки без упаковки, получать их было бы совсем не интересно. На
уроках применяю этот универсальный принцип привлечения внимания. Если
ученики зайдут в класс и увидят там закрытый сундучок, они зададут массу
вопросов. Что же может лежать в сундучке? Например, при изучении темы
«Корень слова» можно положить корень какого-либо растения. При изучении
сказки «Колобок» – пластилин, чтобы в конце урока слепить из него колобка.
Когда я выносила сундучок, что ещё привлекло ваше внимание? (музыка).
Правильно! Это тоже очень хороший способ привлечь внимание. Я собрали пять
способов использования музыки в начальной школе.
Приведу фрагмент урока чтения в 1 классе.
Дети входят в класс под музыку Моцарта «Колыбельная». Провожу игру «Верю
– не верю»1. Верите ли вы, что эта музыка звучит в передаче «Спокойной ночи,
малыши»? (да) (Правильно!) 2. Верите ли вы, что эта музыка сочинена более
200 лет назад? (да) (А ведь это правильно!) 3. Верите ли вы, что, когда этот
композитор был маленький, его качали на коленях настоящие принцессы? (да).
Верите ли вы, что, постоянно слушая музыку этого композитора, ваши младшие
сестрёнки, братишки быстрее научатся говорить, у них разовьётся память, и они
будут лучше учиться? (это научно доказанный факт) Называется это эффектом
Моцарта. А нужны ли сейчас люди, умеющие красиво говорить, с хорошей
памятью, которые умеют учиться? Конечно, нужны! Закончите предложение:
Очень полезно обращаться к музыке … (Моцарта)
В развитии интереса к чтению, повышении мотивации и воспитании грамотного
читателя большую роль отвожу внеклассной работе. Она включает в себя работу
кружков,
традиционные
общешкольные
мероприятия,
направленные
на
пропаганду книги, развитие читательского интереса у школьников. Провожу
классные часы, беседы, игры, викторины, посвящённые творчеству детских
писателей. Дети любят такие праздники, т. к. они проявляют свои способности,
расширяется
их
читательский
кругозор. Предпринимаю
попытки
ставить
маленькие спектакли по прочитанным произведениям.
Большим праздником в классе стал День книги, когда дети прощались с
букварём. В подарок они получили книги, которые впоследствии послужили
основой для создания классной библиотеки.
Любовь к книгам не возникает на пустом месте, а идёт из семьи. Поэтому
работу по формированию читательской грамотности веду и с родителями
школьников. Провожу родительские собрания, индивидуальные беседы в этом
направлении.
Работа
по
теме
«Формирование
читательской
компетентности младших
школьников» дала свои результаты. Ученики научились самостоятельно
выбирать книги для чтения, извлекать из текстов интересную и полезную
информацию, повысился темп чтения, интерес к чтению книг у учащихся
закрепился,
значительно
повысился
уровень
сформированности
основ
читательской компетентности
Список литературы:
Чтение
через
игру.
Формирование
читательских
компетенций
у
детей
средствами развивающих игр: методическое пособие под ред. В.В. Воскобовича,
Л.С. Вакуленко, О.М. Вотиновой. - СПб.: КАРО, 2017. - 344 с.
Полякова М.А. Обучение беглому чтению. Пособие для занятий с детьми
дошкольного и мл. школьного возраста. - М.: Изд. В. Секачев, 2019. - 72 с.
Пьянкова Е.А. Читаю легко и правильно: для детей 6-7 лет / Е.А. Пьянкова, Е.А.
Родионова. - Москва: Эксмо, 2021. - 96 с.:ил. –
Сущевская С.А. Первые книги по чтению. Тексты с дырками и хвостами.
Методика вдумчивого чтения. - М.: Издательство «Сфера», 2021. - 64 стр.
Цукерман Г.А., Обухова О.Л. Методическое пособие по курсу «Обучение
грамоте» (система Д.Б. Эль
Эдигей В. Б.
«Увлечение чтением. Уроки развития мышления и техники
чтения» —издательство «Перспектива» 2001 г