Автор: Теркулова Зимфира Абраровна
Должность: воспитатель I квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Брусничка"
Населённый пункт: ЯНАО г. Салехард
Наименование материала: консультация
Тема: «Играйте вместе с детьми»
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей
«Играйте вместе с детьми»
Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятель-
ные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково вос-
питательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы,
для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения ма-
лыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был
при деле. Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за
игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания. Для ребёнка до-
школьного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой прохо-
дит его психическое развитие, формируется личность в целом. Жизнь взрос-
лых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает вну-
тренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей
друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к
труду, к окружающим предметам. Дети подражают родителям: манере об-
ращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это
они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт по-
ведения, формы отношения. С накоплением жизненного опыта, под влиянием
обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, раз-
нообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей,
участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи,
факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитан-
ных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.
Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего до-
школьного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями
применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть
самостоятельно, не владеют организаторскими способностями. Им трудно
сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов
семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми,
учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе.
Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в глав-
ной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выпол-
нить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль.
Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает де-
тей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют
веру в свои силы.
Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих, растёт в глазах де-
тей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошколь-
ник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой матери-
ал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или
сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда мож-
но говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание
и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посовето-
ваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры,
спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утвер-
ждаясь, таким образом, в формах поведения.
Младшие дошкольники 2-4 лет не только не умеют играть вместе,
они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-
вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает,
требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно,
в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесни-
ками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организо-
вана жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно
– значит заведомо тормозить развитие детской личности.
Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры
маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша иг-
рушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры,
рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чув-
ственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказыва-
ют воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви
ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для маши-
ны, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в
коробке коляску для кукол.
Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками роди-
телей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, тка-
ни, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки,
перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые воз-
можности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.
В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-
образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транс-
порт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спор-
тивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные ба-
шенки, матрёшки, настольные игры).
Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну,
привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность.
Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или
дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры.
Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости
играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творче-
ские способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с
девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для
возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обыч-
но играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничива-
ют круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить
игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».
Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, ку-
клу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно,
чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки,
изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным ви-
дом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно
если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрят-
ный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобре-
тении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка
нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по иг-
рам, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным ма-
териалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображе-
ние, конструктивные способности.
Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку,
вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем до-
полнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.
Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность
получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдатель-
ность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению. Такие игры
имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять пра-
вила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры бы-
ли равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему
надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл. Весьма ценными являют-
ся игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим
внешним ярким видом, умением «разговаривать». Изготовление всей семьёй
плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям само-
стоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы,
придумывать сказки.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку
только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить
ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка исто-
щается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших,
подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнитель-
ный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, роди-
телям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелатель-
ный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его
понимают, с ним хотят играть.
Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то
время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается ве-
черами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё ин-
тересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в
игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут
в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих ин-
тересов, любви между ними в дальнейшем.