Напоминание

«Играйте вместе с детьми»


Автор: Теркулова Зимфира Абраровна
Должность: воспитатель I квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Брусничка"
Населённый пункт: ЯНАО г. Салехард
Наименование материала: консультация
Тема: «Играйте вместе с детьми»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей

«Играйте вместе с детьми»

Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятель-

ные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково вос-

питательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы,

для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения ма-

лыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был

при деле. Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за

игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания. Для ребёнка до-

школьного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой прохо-

дит его психическое развитие, формируется личность в целом. Жизнь взрос-

лых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает вну-

тренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей

друг к другу, к друзьям, к другим близким, самому ребёнку. Их отношение к

труду, к окружающим предметам. Дети подражают родителям: манере об-

ращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это

они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт по-

ведения, формы отношения. С накоплением жизненного опыта, под влиянием

обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, раз-

нообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей,

участников игры. В играх ребёнок начинает отражать не только быт семьи,

факты, непосредственно воспринимаемые им. Но и образы героев прочитан-

ных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.

Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего до-

школьного возраста не всегда умеют играть. Одни слабо владеют умениями

применять имеющие знания, не умеют фантазировать, другие, умея играть

самостоятельно, не владеют организаторскими способностями. Им трудно

сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов

семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми,

учить их играть вместе. Партнёры-организаторы также могут играть вместе.

Обычно каждый навязывает другому свою тему игры, стремясь быть в глав-

ной роли. В этом случае без помощи взрослого не обойтись. Можно выпол-

нить главную роль по очереди, взрослому можно взять второстепенную роль.

Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает де-

тей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют

веру в свои силы.

Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих, растёт в глазах де-

тей, а с ним растёт любовь и преданность к близким. Хорошо, если дошколь-

ник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой матери-

ал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или

сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда мож-

но говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание

и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посовето-

ваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры,

спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утвер-

ждаясь, таким образом, в формах поведения.

Младшие дошкольники 2-4 лет не только не умеют играть вместе,

они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-

вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает,

требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно,

в процессе игрового общения со взрослыми, со старшими детьми, с ровесни-

ками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организо-

вана жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно

– значит заведомо тормозить развитие детской личности.

Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры

маленького ребёнка, является подбор игрушек по возрасту. Для малыша иг-

рушка – центр игры, материальная опора. Она наталкивает его на тему игры,

рождает новые связи, вызывает желание действовать с ней, обогащает чув-

ственный опыт. Но игрушки, которые нравятся взрослым, не всегда оказыва-

ют воспитательное значение для детей. Иногда простая коробка из-под обуви

ценнее любой заводной игрушки. Коробка может быть прицепом для маши-

ны, в которой можно перевозить кубики, солдат, кирпичики, или устроить в

коробке коляску для кукол.

Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками роди-

телей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, тка-

ни, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки,

перестраивают, дополняют и т.п., что, несомненно, расширяет игровые воз-

можности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.

В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки: сюжетно-

образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транс-

порт и др.), двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спор-

тивные игрушки), строительные наборы, дидактические (разнообразные ба-

шенки, матрёшки, настольные игры).

Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну,

привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность.

Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или

дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры.

Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости

играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творче-

ские способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с

девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для

возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обыч-

но играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничива-

ют круг общения с девочками. Лучше, когда мы – взрослые, не будем делить

игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».

Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, ку-

клу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т.п. Важно,

чтобы малыш получил возможность заботиться о ком-то. Мягкие игрушки,

изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным ви-

дом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно

если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрят-

ный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобре-

тении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми. Если у ребёнка

нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по иг-

рам, с которыми он делит свои горести и радости. Игры со строительным ма-

териалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображе-

ние, конструктивные способности.

Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку,

вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем до-

полнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.

Игры: лото, домино, парные картинки, открывают перед детьми возможность

получать удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдатель-

ность, глазомер, мелкие мышцы рук, учатся выдержке, терпению. Такие игры

имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять пра-

вила. Интересно играть в такие игры со всей семьёй, чтобы все партнёры бы-

ли равными в правилах игры. Маленький также привыкает к тому, что ему

надо играть, соблюдая правила, постигая их смысл. Весьма ценными являют-

ся игры детей с театрализованными игрушками. Они привлекательны своим

внешним ярким видом, умением «разговаривать». Изготовление всей семьёй

плоских фигур из картона, других материалов дают возможность детям само-

стоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы,

придумывать сказки.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку

только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить

ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка исто-

щается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших,

подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнитель-

ный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, роди-

телям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелатель-

ный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его

понимают, с ним хотят играть.

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то

время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается ве-

черами семья, в кухне, в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё ин-

тересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в

игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут

в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих ин-

тересов, любви между ними в дальнейшем.



В раздел образования