Напоминание

"Использование проектных технологий как способ формирования и развития функциональной грамотности у школьников на уроках труда".


Автор: Леонова Олеся Александровна
Должность: Учитель труда.
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 г.Зубцова
Населённый пункт: город Зубцов, Тверская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование проектных технологий как способ формирования и развития функциональной грамотности у школьников на уроках труда".
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 Г. ЗУБЦОВА

(МБОУ СОШ № 1 г. Зубцова)

ул. Ржевская, д.44, г. Зубцов, Тверская обл., 172332, тел.: 8(48-262) 2-14-53

«Использование проектной технологии

как способ формирования и развития

функциональной грамотности у

обучающихся на уроках труда».

Учитель труда

Леонова Олеся Александровна

г.Зубцов

2025г.

Тема: «Использование проектной технологии как способ формирования и развития

функциональной грамотности у обучающихся на уроках технологии».

Проходя обучение школьники в современных условиях имеют возможность находить

эффективные способы решения любой проблемы, ставить перед собой цели для

достижения результата и уметь демонстрировать полученный результат работы.

Благодаря, проектной деятельности, школьники знают способы достижения цели через

поставленную проблему, способны использовать приобретаемые знания, умения и навыки

для решения практических задач вследствие чего формируются навыки функциональной

грамотности. Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход

к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых

игр, самостоятельного решения учебных задач. Данная технология базируется на идее

взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при

котором обучаемые берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную

ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу, отвечают за успехи

каждого члена группы. Проектная технология на уроках труда создает условия для

взаимодействия сотрудничества в системе «ученик – учитель – класс» и актуализации

коллективного субъекта учебной деятельности».

Работа учителя по формированию функциональной грамотности обучающихся включает в

себя следующие этапы: целеполагание, планирование, прогнозирование, реализация,

коррекция, рефлексия.

Я считаю, что используя проектную деятельность на уроках технологии, можно с

уверенностью сказать, что этот метод эффективный в формировании функциональной

грамотности ученика во всех ее направлениях:

1.

читательской (чтение, поиск и понимание информации);

2.

математической (использование формул и расчетов для построения чертежа

выкройки задуманного изделия, построения лекала);

3.

финансовой (учатся делать расчеты: сколько затрачивается ткани, денежных ресурсов

для ее приобретения; учитывают все риски при покупке ткани; выбирают ткань,

исходя из финансовых возможностей).

На протяжении учебного времени работают над проектами различных швейных изделий.

Перед выполнением проектной работы ребята также и в предыдущих классах знакомились

на уроках труда с теоретическим материалом по пошиву изделия «Производством и

свойствами текстильных материалов»; «Изготовление выкроек»; «Раскрой швейного

изделия»;

«Швейные ручные работы»» «Швейная машина»; «Основные операции при машинной

обработке изделия». После изучения учебного материала, обучающиеся приступают к

выполнению практической части. Практическая часть состоит из снятия мерок;

построения чертежа и работой с лекалом. По приведенным формулам приступают к

моделированию изделия.

В ходе работы над проектом девочки описывают проблемную ситуацию «Для чего

необходимо именно это изделие?»; ставят цель и задачи; исследуют заданную тему

«Из истории появления изделия»; делают первоначальные эскизы; выдвигают требования к

изделию; описывают технологию изготовления и приступают к самооценке.

В заключение могу отметить, что в процессе проектной деятельности есть возможность

успешно развивать функциональную грамотность. Таким образом, можно сделать вывод, что

опыт применения проектов обеспечивает создание положительной мотивации, активизирует

познавательную деятельность, формируется навык публичного выступления.

Пример проекта ученицы 9 класса «ПЛАТЬЕ ДЛЯ ТОРЖЕСТВА».

«Платье для

торжества»

Руководитель проекта:

Учитель по труду

Леонова Олеся Александровна

Выполнила проект:

Галина Б.

Ученица 9А класса

Содержание.

1. Обоснование выбранной темы.

2. Историческое исследование.

3. Разновидности платья.

4. Экономический расчет.

5. Назначение выбранного изделия.

6. Плана работы.

Разработка технологического процесса.

7. ТБ при работе.

8. Требования, предъявляемые к изделию.

9. Самооценка.

Используемая литература.

Обоснование выбранного изделия.

За время обучения в школе, на уроках технологии,

совершенствовались мои умения и навыки в швейном деле . На уроках

технологии мы занимались рукоделием мастерили сувениры и подарки, шили

мягкие игрушки и другие изделия из ткани.

По телевизору я увидела красивое платье, решила заняться его изготовлением.

Итак…...

Цель моей работы: сшить красивое вечернее платье с разрезом для

торжественных случаев.

2. Историческое обоснование.

Платье

одна из

распространённых

разновидностей верхней одежды,

обязательно с достаточно длинными полами,

укрывающими тело и верхнюю

часть ног.

В прошлом различались мужские и женские платья,

но по мере

дифференциации мужской

и женской

одежды,

платье

стало

характерной

чертой именно женского гардероба.

Платье развилось из древних плащей и накидок как результат эволюции кроя,

усовершенствования

материалов

и

увеличения

разнообразия

одежды.

середине 15 века женское платье обрело предельно высокую линию талии,

остроугольный (утончающий фигуру)

глубокий вырез,

отделанный широким

воротником, узкие длинные рукава и асимметрично задрапированную (только с

левой стороны) юбку,

которая, расширяясь книзу, сзади переходила в длинный

шлейф.

Ф

о

т

о

Разновидности платья

Описание

Коктейльное платье

Укороченное женское платье для торжественных случаев без

воротника и рукавов.

Маленькое чёрное

платье

Разновидность коктейльного или вечернего платья чёрного

цвета длиной до колен или выше.

Вечернее платье

Платье для торжественных случаев.

Свадебное платье

Платье для свадьбы и венчания.

Мини-платье

Платье длиной выше колен.

Дневное платье

Платье в стиле

casual

.

Платье-футляр

Узкое, подчёркивающее фигуру женское платье.

Этническое платье

Платье в этническом стиле или часть национального

костюма.

Платье-рубашка

Платье рубашечного покроя.

Карнавальное платье

Платье для карнавала.

Сарафан

Разновидность платья без рукавов, иногда надевается

поверх блузы или футболки.

Миди - платье

Платье по колено или ниже колена, средней длины - миди.

Итак, чтобы изготовить платье нам понадобится:

1.Ткань —велюр(ширина 110см) 1м50см.1000руб.,

ткань принесла из дома.

2.Флизилин.1м50см , ширина 20 см.- 40руб.

3.Нитки. - 50руб.х2=100руб.

Итого:

Себестоимость моего платья

составила

-

1140руб...

Платья

ручной

работы

всегда

дорого

стоят,

подобное

платье

мне

пришлось

приобрести

не

дешевле

2000

рублей.

Поэтому

мое

изделие

экономически

выгодно.

Учитывая

что отрез ткани мне отдала бабушка,

покупала только флизилин и нитки.

4.Экономический расчёт.

Себестоимость моего платья

составила:

5. Назначение выбранного изделия.

Вечернее платье необходимый для каждой девушки предмет

гардероба. Он может подчеркнуть её изящество,

элегантность, женственность, придать её образу очарование.

Это вечернее платье предназначено для

праздничных мероприятий. Благодаря гармоничному

сочетанию тканей и интересному крою к

обладательнице этого платья будут прикованы

взгляды окружающих.

7.Т Б при работе

При работе с ручным инструментом:

-надеть рабочую одежду;

-инструменты и приспособления должны находиться в специальной коробке, иглы и булавки в

игольнице;

-не разбрасывать иглы, булавки и инструменты, после использования складывать на место;

-обязательно использовать наперсток;

-после работы убрать инструменты и приспособления на место, убрать рабочее место.

При работе на швейной машинке:

-надеть рабочую одежду, волосы убрать под косынку;

-проверить исправность проводки электропривода;

-включать и выключать машинку,

держась сухими руками за вилку;

-держать руки на платформе, подальше от иглы;

-ножницы должны лежать справа от машинки с сомкнутыми кольцами, лезвиями от себя;

-иголки и булавки втыкать только в игольницу;

-производить замену иглы или ниток, заправлять нити швейной машинки только при

выключенном электроприводе;

-по окончании работы за машинкой, выключить привод, выдернуть из розетки, произвести

чистку и смазку швейной машинки; прибрать рабочее место.

При выполнении ВТО изделия:

-перед началом работы, убедиться в наличии резинового коврика;

-проверить исправность шнура, вилки утюга;

-при включении и выключении утюга браться за вилку только сухими руками, не выдергивать

вилку из розетки, держась за шнур;

-обязательно использовать проутюжильник, или отпариватель;

-утюг ставить только на специальную подставку;

8.

Требования,

предъявляем

ые к

изделию.

Физиологические

(где будет использоваться,

кем и для чего)

Безопасность

при изготовлении

и эксплуатации

Психологические

(ощущения, чувства, мышление, воля)

Моё платье будет

использоваться мною, для

праздничных мероприятий

Платье изготовлено из

чисто-экологических

материалов.

Платье должно быть красивым , я

должна чувствовать себя в нем

комфортно

Платье должно быть:

1.

оригинальным ;

2.

воздушным и ажурным ;

3.

модным;

4.

незамысловатого кроя;

5.

нетрудоёмким по изготовлению;

6.

невысокой себестоимости;

7.

подходящим для моей фигуры.

Вывод: Моё платье должно быть таким, чтобы я чувствовала себя комфортно,

уютно, чтобы платье не стесняло движений.

Мое изделие полностью соответствует поставленной

задаче.

Платье мне очень идет.

Оно технологически

правильно

выполнено.

Мое

платье

всем

очень

понравилось, многие даже не поверили, что оно сшито,

а

не

куплено

в

магазине.

Я очень

довольна

своей

работой.

И в дальнейшем собираюсь радовать себя и

близких изделиями изготовленными своими руками.

Литература.

1.

Технология швейных

изделий

Антонина

Труханова,

Элеонора

Амирова, Ольга Сакулина, Борис Сакулин, М. 2012г.;

2.Проектирование

конструкций

швейных

изделий

для

индивидуального потребителя Н.

М.

Конопальцева, Н.

И.

Смирнова,

М.2009г. Инфра-М;

3.Конструирование одежды Антонина Труханова, Элеонора Амирова,

Ольга Сакулина, Борис Сакулин, М.2012г. ИздАкадемия;

4.Художественный текстиль. Материаловедение и технология В.

Сохачевская, 2010г. М. Изд. Владос..



В раздел образования