Автор: Мошкина Вера Алексеевна
Должность: преподаватель художественных дисциплин
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ №1 имени Ю.А. Розума
Населённый пункт: г. Сатка , Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: « Самовар кипит, уходить не велит…».
Раздел: дополнительное образование
Министерство культуры Челябинской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
Челябинской области
Методическая разработка урока
« Самовар кипит, уходить не велит…».
Натюрморт из предметов быта с самоваром.
8 класс ДОПП «Живопись» (8 - летний срок обучения).
Автор: Мошкина Вера Алексеевна, преподаватель художественных
дисциплин высшей категории МБ ОУ ДО «ДШИ № 1» имени Ю. Розума
Саткинского муниципального района
Место выполнения работы: МБ ОУ ДО «ДШИ № 1 имени Ю.А. Розума»,
г. Сатка Челябинской области, ул. 50 лет ВЛКСМ, д.10
В методической разработке урока
рассказано как познакомить
обучающихся с процессом создания художественного образа
неживого предмета в натюрморте. Научить их применять законы
композиции, чтобы открыть для них удивительный мир натюрморта
и разбудить интерес к работе над учебными постановками.
Данный материал будет интересен для преподавателей-
художников.
Педагоги - художники, занимающиеся художественно-
творческим развитием детей обращаются постоянно к работе над
натюрмортом. Перед детьми ставят задачи как учебного, так и
творческого характера. Решая их, обучающиеся постигают основы
языка художественной выразительности и в целом познают азы
изобразительного искусства.
Тема блока уроков:
«Самовар кипит, уходить не велит…».
Натюрморт из предметов быта с самоваром.
На выполнение постановки 20 часов( 5 занятий по 4 часа ).
Цель:
Создать художественный образ самовара и передать настроение
натюрморта.
Задачи:
-образовательная - научить обучающихся самостоятельно организовывать
пространство натюрморта, находить интересное композиционное решение
натюрморта;
-развивающая – дать представление обучающимся о связи всех элементов
изображения в композиции натюрморта и гармоничного цветового
сочетания;
-воспитательная - формировать у обучающихся внутреннюю потребность к
постоянному пополнению знаний и познавательно – творческую активность.
Материалы и инструменты:
-для работы обучающимся:
Листы: А5-2 шт., А2, гуашь, кисти, палитра, стакан для воды, цветные
акварельные карандаши, ластик, точилка, влажные салфетки для рук,
канцелярские прищепки;
-для натюрморта: стол, самовар, фрукты, предметы быта, драпировки –
однотонные и с рисунком.
Литературный ряд:
Ф.М. Достоевский «Бедные люди»,
К. Чуковский «Федорино горе»,
А.М. Горький «Самовар»,
К.Паустовский «Теплый хлеб»,
И. Шмелев «Неупеваемая чаша», глава 14,
Стихотворения: А.С. Пушкин, А. Блок, С.Есенин, Б. Окуджава и др.
Зрительный ряд:
Б.М. Кустодиев « Купчиха за чаем». «Чаепитие»,
В. Стожаров «У самовара»,
К. Петров – Водкин «За самоваром»,
В.И. Суриков «Самовар»,
Д.Журавлев «Сказ про самовар»,
Н.П. Богданов – Бельский «Натюрморт с красной шалью»,
И. Машков «Хлебы»,
И,Э. Грабарь «Неприбранный стол»,
А.В. Куприн «Натюрморт с синим подносом» и др.
Музыкальный ряд:
М. Вахутинский «Русские наигрыши»,
Русские народные песни…
План блока уроков:
1-4 уроки
Организационный момент.
Объяснение нового материала:
Просмотр видео презентации с репродукциями с работ художников, с
применением литературного и музыкального материала с пояснением.
Практическая работа:
Подготовка рабочего места.
Выполнение
композиционных
зарисовок
и
цветовых
этюдов
натюрморта.
Просмотр выполненных работ:
Просмотр эскизов и их анализ.
Задание:
Составить и выполнить поиски и эскизы к творческому натюрморту,
( одну зарисовку и этюд).
Найти интересное композиционное решение натюрморта.
5- 8 уроки
Организационный момент.
Объяснение материала по выполнению подготовительного рисунка на
формате А2.
Практическая работа:
Подготовка рабочего места.
Выполнение на формате А2 рисунка натюрморта, конструктивного
построения предметов в натюрморте.
Просмотр выполненных работ:
Просмотр работ и их анализ.
Задание:
Выполнить подготовительный рисунок натюрморта, передать пропорции
предметов.
9 –12 уроки
Организационный момент.
Объяснение нового материала:
Просмотр видео презентации с репродукциями с работ художников, с
пояснением о цветовом решении, колорите натюрморта.
Практическая работа:
Подготовка рабочего места.
Выполнение натюрморта в цвете, декоративно.
Просмотр выполненных работ:
Просмотр работ и их анализ.
Задание:
Выполнение творческого натюрморта в цвете.
13 - 20 уроки
Организационный момент.
Практическая работа:
Подготовка рабочего места.
Выполнение натюрморта в цвете.
Просмотр выполненных работ:
Просмотр работ и их анализ.
Задание:
Выполнение творческого натюрморта в цвете.
Методические пояснения:
Учебный процесс на уроках живописи в школе искусств основывается
главным образом на изображении натюрмортов.
Очень важно правильно оборудовать место для постановки натюрмортов.
Необходимы
натюрмортные
столы
разной
высоты
для
постановок.
Предусмотреть закрепление драпировок. Важнейшим моментом является
организация
освещения
натюрморта,
для
этого
необходимы
софиты.
Необходимо постоянно обновлять натюрмортный фонд интересными по
цвету и форме предметами.
Несмотря на кажущуюся простоту создания постановки, педагоги часто
сталкиваются с рядом проблем. Составление красивого и увлекательного
натюрморта сродни творческой работе. Готовиться к этому надо тщательно,
продумывая и пробуя разные варианты. Натюрморт должен соответствовать
учебным задачам предстоящего урока. От качества постановки зависит
интерес обучающихся к работе и ее результатам.
Важно подключать обучающихся к процессу создания натюрмортов. Эта
практика
пригодиться
им
как
будущим
педагогам,
так
и
будущим
художникам.
Составление диалогов предметов натюрморта выделение главного ( центра,
акцента) в натюрморте, создание образа неодушевленного предмета - это
направление в решении творческой задачи, чрезвычайно интересное и
эмоционально привлекательное для обучающихся всех возрастов, особенно
старшего возраста.
В настоящее время данная методика пользуется популярностью среди
специалистов, поскольку обусловливает осознанный подход обучающихся к
решению художественно – образных задач в творчестве, способствует
развитию коммуникативной сферы детей, является средством творческой
самореализации и вырабатывает у них способность творчески применять
полученные знания.
Постановка натюрморта – это очень интересная и творческая задача, в
которую могут включаться обучающиеся. Работая с различными предметами
и драпировками можно многому научиться, и в первую очередь композиции.
В композиции натюрморта необходимо научится видеть общий ансамбль
предметов, а не каждый предмет в отдельности, это поможет добиться
цельности в композиции натюрморта.
Содержание блока уроков.
Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, который посвящен
изображению неодушевленных предметов. Предметов быта, тканей и т.п. Но
так ли все просто? Французское словосочетание nature morte переводится
как «мертвая природа». Суховато и скучно. По- английски и по- немецки этот
жанр называется совсем по-другому: «тихая жизнь» (-still life и still leben). На
первый взгляд – несоответствие: мертвая натура – тихая жизнь. На самом
деле никакого несоответствия нет. Вещи в натюрморте неподвижны, и в то
же время они – « эхо» жизни своего хозяина и многое могут рассказать о нем,
нужно лишь внимательно присмотреться. Мир вещей в натюрморте призван
раскрывать их объективное своеобразие, неповторимое качество, красоту.
Вместе с тем это всегда человеческий мир, отражающий строй мыслей и
чувств, отношение к жизни.
Натюрморт – не только «художественная задача», но и целое
мировоззрение, утвердившее эстетическую ценность привычных обыденных
вещей. Это и делает глубоко содержательным сей живописный жанр – при
внешней скромности даже тривиальности его мотивов.
Мир вещей - это особое пространство, созданное, сформированное и
обжитое человеком. Люди издревле создают вещи и привычно не замечают,
пользуясь ими ежедневно. И только проницательному взгляду художника
открывается их скрытая сущность, только с ним они вступают в немой
диалог, красноречиво рассказывая о привычках, вкусах и укладе жизни.
Натюрморт – это язык, на котором говорит художник, достигнув
необычайного совершенства в передаче многообразия предметов
материального мира. Натюрморт можно назвать самым живописным жанром,
потому что здесь можно увидеть все богатство искусства живописи и
светотень, и форму, и фактуру, и эффекты освещения, и перспективу и
композицию, и колорит.
Прослушивание литературного и музыкального ряда.
- Просмотр видео презентации - работы мастеров прошлого и настоящего
времени.
-Беседа с обучающимися.
История самовара ( устройства для кипячения воды).
Древний Восток. Приборы такого типа давно были известны в Китае, они
служили именно для приготовления горячей воды. Как китайские, так и
японские сосуды для кипячения воды («хого», «цибати») имели все основные
конструктивные признаки самовара: объединённые в одной конструкции
сосуд для воды, жаровню для углей и трубу, проходящую через сосуд.
«Издавна самоварные устройства известны в Иране. На археологических
раскопках в Азербайджане (село Дашуст, район Шеки) обнаружены
глиняные самовары, возраст которых составляет не менее 3600 лет».
Остатки медного самовара были найдены в развалинах поволжского
средневекового города (Бельджамен; ныне — Дубовка). По всей видимости,
он был булгарского (домонгольского) производства. В России горячая вода
стала использоваться для чая по мере распространения его потребления,
начиная с XVII века.
Устройства для подогревания напитков в античности.
Любопытны были различные устройства для подогревания напитков. Одно
из них, наиболее примечательное — аутепса (греч. αὐθέψης : αὐτός + ἕψω,
«само + кипятящий», «само-варящий»). У этого античного самовара в
высоком кувшинообразном сосуде имелось две ёмкости: для жидкости и для
угля. Раскалённый уголь загружался через специальное боковое отверстие,
жидкость же наливалась и выливалась черпаком: крана у аутепсы не было. В
жару вместо угля сосуд мог наполняться привозным льдом, и тогда
жидкость, наоборот, охлаждалась. Существовал и более совершенный
«самовар»: в средней его части была устроена полость для угля с решёткой
внизу для удаления золы и доступа воздуха. Между этой полостью и
наружными стенками находилась жидкость. Приоткрыв крышку, можно
увидеть обе ёмкости — среднюю для угля и периметральную для жидкости.
Через специальное расширение сбоку «самовар» заполнялся, здесь же
выпускался пар.
В России:
Существует легенда, согласно которой самовар в Россию из
Голландии завёз Пётр I, но в действительности самовары появились через
полвека после смерти царя Петра. Первоначально в России самовары начали
делать на Урале. В России родиной самоваров считают Тулу (существует
даже поговорка «в Тулу со своим самоваром»), однако исторические факты
свидетельствуют
о
том,
что
первенство
принадлежит Иргинскому
заводу (сейчас село Нижнеиргинское). В документах 1740 года впервые
упомянут 16-фунтовый медный лужёный самовар, изготовленный на
Иргинском заводе. 7 февраля 1740 года на Екатеринбургскую таможню
доставили с реки Чусовой, с Курьинской пристани Акинфия Демидова,
некоторые изъятые товары, а именно: шесть кадушек меда, шесть кулей
орехов да медный самовар с прибором. Пострадавшими в этом деле
оказались купцы Иргинского завода. Служащие таможни перевесили мед и
орехи, описали изделие: «Самовар медный, лужёный, весом 16 фунтов,
заводской собственной работы». Удивления от увиденного таможенники не
выказали. Слово «самовар» в документах горнозаводского Урала прежде не
встречалось. Первое упоминание о тульском самоваре встречается лишь в
1746 году. Вскоре самоварное производство было налажено и в Суксуне. В то
же
время
бытует
мнение
об
одновременном
начале
производства
самоваров — заводы в Суксуне и Туле принадлежали Демидовым, а
перевезти мастеров для Демидовых из одного места в другое не представляло
особого труда…
Освоить производство медной утвари Уральским заводам было предписано
ещё в 1728 году специальным сенатским указом, благодаря которому
на Суксунском заводе началось изготовление медной посуды, а впоследствии
и самоваров. Появилась даже особая Суксунская форма самовара — в виде
античных амфор с высокоподнятыми изящными ручками. Самовар стал
фирменным знаком и символом Суксуна.
Первые самовары
Первые самовары появились в конце 1730-х годов на Урале. В Туле, ставшей
«самоварной столицей» России, самовары начали изготавливать с 1778 года.
Устройство самовара жарового, то есть работающего на древесном топливе,
сложилось в самом начале его производства и сохранилось до наших дней.
Менялось только художественное оформление деталей.
Изначально самовар был предназначен для кипячения воды к чаю.
Поэтому все его части приспособлены для выполнения этой задачи: корпус
(туда наливают воду); внутренняя труба-жаровня для древесного топлива;
решетка в нижней части трубы, на которой лежат древесные угли и через
которую просыпается зола; крышка, которая закрывает корпус и не дает
воде выкипать; ручки, за которые самовар переносят в нужное место; шейка
с отверстиями поддувала, через которые воздух поступает к горящему
топливу; поддон с ножками, позволяющие всей конструкции стоять на столе
или табурете; конфорка, на которую устанавливают заварочный чайник
после того, как вода в самоваре закипит; крышка-заглушка, с помощью
которой останавливают процесс горения. К жаровому самовару прилагалась
вытяжная труба, по диаметру совпадающая с диаметром трубы-жаровни.
Длина вытяжной трубы роли не играла, главное, чтобы она доставала до
отдушины в печи, через которую дым выводили наружу.
Впоследствии появились разновидности самовара, предназначенные для
варки пищи (поэтому могли быть без крана и конфорки), для варки
кофе (добавлялась рамка для мешочка с кофейными зернами), для
приготовления чая в дорожных условиях (со съемными ножками), для
трактиров (больших размеров), для уличной торговли (с перекидной как у
ведра ручкой).
Своеобразной переходной моделью между самоваром и чайником
был сбитенник – чайник с внутренней трубой-жаровней для торговли на
улице сбитня. Появился он позже самовара, так как сварить сбитень можно и
в котле, но вот торговать на улице именно горячим сбитнем (а пили его
только горячим) гораздо удобнее из подобного сбитенника.
Самовар был частью городской культуры, в селах и деревнях он появился во
второй половине XIX века, как и чай, напиток достаточно дорогой даже в
начале того же столетия; прежде всего самовар был частью дворянского
быта. Изменения в оформлении самоварного корпуса и деталей
соответствовали модным направлениям именно в этой среде.
Материалом для самоварного производства служила медь (в более ранний
период), латунь, латунь никелированная (с 1880-х годов), накладное
серебро и сплавы серебра и меди (Варшава, Петербург), сплав «белый
металл» ( медь и цветные металлы). Чаще всего использовали латунь и
латунь никелированную. По своим физическим свойствам и из-за
относительно низкой теплопроводности этот металл был наиболее удобен
для производства самоваров.
Как правило, самовар изготавливали из однородного материала, и только в
редких случаях, в целях декоративности могли использовать другой металл,
например, накладное серебро по медной основе.
Клейма и медали
Определить время создания самовара можно, опираясь на клейма и зная
время работы той или иной фабрики. Клейма представляют собой оттиски
круглой или овальной формы с надписью по периметру с внутренней
стороны. Подав прошение о разрешении открыть самоварное заведение,
фабрикант сам устанавливал для себя клеймо и мог изменять его. Строгих
правил для клейм не было. Поэтому одна и та же фабрика выпускала
самовары с клеймом, например, «Братья Василий, Александр и Павел
Баташевы» или «Василий Баташев с братьями в Туле», то есть надпись
клейма варьировалась. Мелкие производители могли использовать чужую
фамилию и выступать как «преемники». Многие фабриканты
размещали оттиски медалей, полученных на выставках, на которых также
указывалась дата проведения такой выставки. Право на медали переходило к
наследникам, если таковые были, поэтому фабрика, работавшая позже, могла
использовать награды, полученные другим фабрикантом, основателем
заведения, в более ранний период. Подделка медалей преследовалась по
закону, поэтому безопасней было использовать имитацию медали с
малоразличимыми надписями, или проставить оттиски одной и той же
награды несколько раз, надеясь, что кто-то неискушенный примет это за
многообразие наград.
Самоварные фабрики
Центрами самоварной промышленности в России была прежде всего Тула и
ее окрестности (в уездах кустари выполняли по заказам фабрикантов очень
простые по форме детали, не требующие высокого мастерства, сборка
самовара шла чаще всего на самой фабрике, сделавшей заказ на
определенного размера и формы детали), Москва, Петербург, Варшава, Урал
и некоторые города центральных российских губерний.
Количество фабрик в Туле в различные периоды менялось, в середине XIX,
например, число их достигало 50. Каждый год происходили изменения:
какие-то фабрики закрывались, появлялись новые, поэтому каждый год в
канцелярию тульских губернаторов подавались ведомости о состоянии
самоварной промышленности, кто и сколько выпускает самоваров. К
сожалению, в архивах таких материалов сохранилось далеко не в полном
объеме, многое было утеряно. Сведения о некоторых производителях были
установлены только на основании косвенных данных.
Объемы производства фабрик также менялись, в зависимости от состояния
самой фабрики, экономической ситуации в целом, от пожаров и других форс-
мажорных обстоятельств.
Каждая фабрика выпускала несколько вариантов самоваров и самоварных
фасонов, определить ассортимент каждой полностью невозможно. Во-первых
в начальный период (до второй половины XIX века) фабрики не выпускали
печатных прейскурантов с иллюстрациями, представляющими весь спектр
выпускаемой продукции, составить же представление на основание
дошедших до нас образцов самоваров нельзя из-за недостаточности данных.
Во-вторых, многие небольшие заведение вообще никогда не издавали такую
печатную продукцию – для них это было слишком дорого. По
сохранившимся прейскурантам некоторых фабрик можно сделать вывод, что
на этих фабриках выпускали все известные к тому времени фасоны (вазы,
рюмки, шары, яйцевидные). Отличие самоваров различных фабрик было в
деталях: П. Н. Фомин часто использовал гравировку для декорирования, у
наследников В. С. Баташева – оригинальные рельефные орнаменты типа
«Рококо», «Ренессанс», у И. Ф. Капырзина – несколько вариантов самовара
«Паук» (шар на трех высоких ножках), у братьев Шемариных – огромное
количество вариантов самовара-рюмка. О других производителях ничего
подобного сказать нельзя из-за отсутствия таких прейскурантов.
Размеры самоваров даже одного фасона у разных фабрикантов различались.
Кустари, обслуживающие эти фабрики, изготавливали детали по заданным
размерам, которые подходили только к определенному фасону определенной
фабрики. Сборка на фабрике происходила вручную. Сборщик работал
индивидуально с каждой самоварной стенкой, подгоняя и прилаживая к ней
все детали. Так, что даже самовары одного фасона и типа в размерах имели
небольшие различия, ведь сборщик опирался только на свой глазомер и
опыт.
Самовар и чаепитие:
Популярность самовара была связана с популярностью чая в России,
ставшего общеупотребимым напитком в середине XIX века, и его
приспособленностью к приготовлению кипятка. Поставить самовар и
приготовить необходимое количество кипятка можно было гораздо быстрее,
чем растопить печь и накипятить такое же количество в чайнике.
Теплопотери при кипячении воды в самоваре ничтожны, почти вся энергия,
получаемая при сгорании дровяного топлива, используется на нагрев воды,
так как нагревательный элемент находится внутри толщи воды.
Соответственно, чем толще слой воды, окружающей трубу-жаровню, тем
дольше закипает вода, поэтому при одинаковой высоте в самоварах более
узких, например, самоварах-рюмках процесс закипания происходил быстрее,
чем в самоварах-шарах или самоварах в форме чаши.
При кипячении в самоваре вода смягчается, осадки в виде накипи оседают
на внутреннюю поверхность корпуса и на дно. При разливании воды слой с
осадками остается на дне, не перемешиваясь с общей массой. Используя
самовар, можно сразу уловить тот быстротечный момент начальной стадии
закипания воды, когда следует заваривать чай, что немаловажно для
качественной заварки. Тем самым, даже при невкусной, жесткой воде,
которая единственно была доступна для многих жителей городов (в
колодцах или колонки водопровода), можно было приготовить чай хорошего
качества, если воду кипятили в самоваре.
Самовар системы Епельбейма
В 1912 г. харьковский мещанин Епельбейм запатентовал аппарат для
кипячения воды для хозяйственных надобностей, а также для ванны.
Московская фабрика купцов Аленчикова и Зимина воспользовалась этим
изобретением и получила привилегию на изготовление самовара, который бы
нагревал воду, будучи установленным на плиту. Внутри этого самовара
имелась закрытая емкость, соединенная с краном самовара. В такой самовар
можно было бы подливать воду в процессе нагревания, не испортив качества
кипятка. Устройство, в самом деле, очень оригинальное. Массовым, всеми
признанным самовар подобной конструкции не стал. Жаровой самовар не
уступил конкуренту первенства из-за удобства и простоты использования,
доступности и дешевизны обычного дровяного топлива.
Спиртовые самовары
В начале ХХ в. стали появляться самовары, работающие на другом виде
топлива. К примеру, спиртовой самовар фирмы «Норблин и К°». Внутри
такого самовара находилась уже не труба-жаровня, а две полые трубки,
расположенные крест-накрест и соединенные между собой в центре. Одна из
трубок выводилась наружу и соединялась переходником с наружным
резервуаром для спирта. Резервуар был конической формы, и в нем имелось
небольшое отверстие для розжига. Такой самовар можно было ставить и в
комнатах, так как при сгорании спирта не было ни копоти, ни дыма, ни
запаха. Выпускали спиртовые самовары в небольшом количестве, особого
спроса на них не наблюдалось, возможно, из-за более высокой стоимости
топлива.
Керосиновые самовары
В начале XX в. тульская фабрика «Берта Тейле и сыновья» выпускала по
патенту керосиновые самовары. Нижняя часть керосиновых самоваров
была очень похожа на основание и горелку керосиновой лампы, только
вместо стеклянного колпака-абажура надевался самоварный корпус и
закреплялся специальными фиксаторами. Съемный корпус позволял легко и
быстро наполнять резервуар керосином. Боковой винт позволял регулировать
пламя горелки, а фитиль можно было поджечь через раздвижное окошечко в
шейке самовара.
Уже после революции в годы нэпа частный владелец небольшой тульской
фабрички Василий Полосатов расширил возможности использования
керосиновой горелки системы Тейле. Он добавил к самовару еще и
стеклянный колпак, который можно было надевать на горелку вместо
самоварного корпуса, предварительно установив на фитиль специальный
тубус-удлинитель. Таким образом, «легким движением руки» керосиновый
самовар превращался в керосиновую лампу.
Современное производство самоваров
Современное производство самоваров в России в основном сосредоточено
в Туле. Это, прежде всего, электрические и комбинированные самовары
завода «Штамп». Среди современных изделий наиболее яркими образцами
являются подарочные наборы «Россия», «Метелица», «300 лет со дня
основания С.-Петербурга», в которых старинные русские традиции
обработки металла встречаются с новейшими современными технологиями.
Устройство жарового самовара[
Детали самовара:
1 — заглушка; 2 — конфорка; 3 — крышка; 4 — тулово; 5 —
ручка-валик; 6 — поддувало; 7 — носик; 8 — конусный кран;
9 — ручки-«шишки»
Труба-дымоход для самовара обычно изготавливалась Г-
образной для установки в специальное предусмотренное для
этого отверстие в дымоходе печи
Несмотря на разнообразие форм, устроены самовары одинаково.
Каждый самовар состоит из нижеперечисленных частей:
Тулово (основная часть самовара, куда наливается вода для
кипячения);
Ручки (металлическая арматура для переноски самовара;
бывают различных форм);
Валик (деталь, за которую берутся при переноске самовара);
Кувшин (трубчатая топка в самоваре, куда кладётся топливо:
сосновые шишки, ветки, щепки, угли);
Конфорка (приспособление для установки заварочного
чайника и для осуществления тока воздуха, если конфорка
закрыта крышкой);
Тушилка (колпачок, закрывающий кувшин);
Круг (литое кольцо, которое находится на верхней части
тулова);
Крышка;
Шишки / хватки (детали на крышке самовара и тушилке,
необходимые, чтобы безопасно снимать / надевать их);
Подшишки (металлические проставки под шишками /
хватками);
Гвозди (металлические детали со шляпкой и резьбой,
крепящие хватки);
Малинки (металлические гайки, которыми фиксируются
гвозди);
Душничок / паровичок / отдушник (деталь на крышке
самовара, прикрывающая отверстие для выпускания пара);
Шейка (низ самовара);
Поддон (основание самовара);
Репеёк (фигурная пластина, прикрепляемая к стенке
самовара, в которую врезается кран);
Конусный кран;
Верток (ручка крана, которая может иметь различную форму;
преобладают «решётка» и «ветка»);
Донышко;
Колосник;
Зольник (лючок в нижней части самовара, предназначенный
для удаления золы из-под колосника).
Итак, самовар — это цельный тонкостенный сосуд, который вертикально
пронизывает топка, от решётки до конфорки. Через верх закладывается
топливо. Внутри топка расширяется. Топка прикрепляется к нижней части
ёмкости самовара. Через нижнюю решётку в топку проходит воздух и
естественным образом поднимается вверх через приставную трубу длиной
около 0,5 м создавая тягу в топке. На небольшом расстоянии от дна
расположен кран. В деревенских избах труба самовара соединялась с
помощью Г-образной трубы с дымоходом, которая обеспечивала тягу. В
случае, когда топливо или погода были сырыми, самовар нужно было
раздувать. Это можно сделать с помощью сапога, который надевается на
самовар. Когда вода закипает, из топки удаляют дрова горящие коптящим
пламенем, засыпают древесный уголь горящий бездымно. Низ самовара
закрывают металлической крышкой для предотвращения выпадения пепла.
Дымовую трубу снимают, на её место ставят конфорку на которую затем
устанавливается заварочный чайник. Самовар ставят на стол на специальный
поднос. Вода в самоваре медленно кипит, жар из топки также нагревает
заварочный чайник.
Самовар в искусстве:
О. Карелин
Он во главе стола - большой начальник:
Зеркально блещут медные бока,
На голове - пыхтит с заваркой чайник,
Внутри - воды кипящая река.
Случайно не задень его руками:
В его стальной утробе - жгучий жар!
Гостей приветит чаем с пирогами
Семьи поилец - русский самовар.
Неизменный атрибут городского быта XIX и начала XX веков, самовар
упоминается едва ли не в каждом значительном произведении русских
писателей той поры. Без самовара не обходится ни одна сцена семейного
чаепития.
Смеркалось; на столе, блистая, Шипел вечерний самовар,
Китайский чайник нагревая;
— А. С. Пушкин. Евгений Онегин
Отношение к самовару у большинства авторов очень тёплое, он является для
них символом домашнего уюта, семейного очага. «Но и в комнатке Алексея
Степановича, когда засветился в ней яркий огонек и запел начищенный к
празднику самовар, стало весело и уютно» — читаем мы у Л. Н. Андреева.
«Сидела бы я в маленькой комнатке нашей, у самовара, вместе с нашими;
было бы так тепло, хорошо, знакомо» — такими словами вспоминает
Варвара Алексеевна из «Бедных людей» Ф. М. Достоевского свою разлуку с
домом. Даже звук, издаваемый самоваром, кажется приятным и
привлекательным: «Тонким уютным голоском поёт самовар» (А. Н. Толстой),
«… самовар тихо напевал свою воркующую песенку» (Ф. А. Соллогуб), «…
уютно шумел горячий самовар» (Н. Г. Гарин-Михайловский).
Самовар также может выступать в качестве символа чего-то истинно
русского, национального. «Хлестаков, а не Яго — вот кто истинный наш
представитель, и, думается мне, как в литературе, так и в мире он
представляет собой нечто единственное, вроде самовара: существуют на
свете кофейники и тей-машины, а настоящий самовар есть только у нас» —
пишет Л. Н. Андреев в очерке «Москва. Мелочи жизни» (1901—1902).
Самовар был не только востребованным, но и дорогостоящим предметом
быта, и тема кражи самовара возникает во многих произведениях. «Ну, не
дурак ли этот Вафля! До сих пор со стола не убрал! Ведь самовар украсть
могут…» — сетует Юля в пьесе «Леший» А. П. Чехова. У Л. Н. Толстого в
«Воскресении» полковник рассказывает про «поразительный случай
воровства серебряного самовара». Кража самовара упоминается у многих
писателей-сатириков.
В детской литературе самовар обычно персонифицирован, он мудрый и
добродушный, приглашает отведать чаю (С. Г. Писахов. «Самоварова
семья», К. И. Чуковский «Федорино горе»), но отказывает «лежебокам» (Д.
Хармс «Иван Иваныч Самовар»).
Самовар можно увидеть в многочисленных произведениях русской жанровой
живописи. Следует особо упомянуть Б. М. Кустодиева, создавшего целую
галерею полотен, изображающих чаепитие у самовара: «На террасе» (1906),
«Чаепитие» (1913), «Купчиха за чаем» (1918), «Купчиха на балконе» (1920),
«Купчиха, пьющая чай» (1923), «Осень в провинции. Чаепитие» (1926) и др.
Среди других известных картин произведения В. Г. Перова «Чаепитие в
Мытищах, близ Москвы» (1862), К. А. Коровина «За чайным столом»
(1888), К. Е. Маковского «За чаем» (1914), К. С. Петрова-Водкина «За
самоваром» (1926), В. Ф. Стожарова «У самовара» (1956). Нередко можно
встретить самовар в натюрмортах (например, у П. П. Кончаловского —
Натюрморт. Самовар (1917)), в том числе и у современных художников.
В поэзии описание чаепития:
В. Сибирцев
Встречай, привечай
Запашистый чай.
Ароматен, душист
Чайный лист.
Кому чай пить,
Тому и хвалить.
Всем знаком
Чай с молоком.
Пьем с рождения
Без принуждения.
А хочешь с мятой?
Кому, с чем надо,
С чем кому гоже,
С лимоном есть тоже.
С малиной, с медком,
С крутым кипятком.
А захотим,
Сахарком подсластим.
За столом событие –
Чаепитие.
Ю. Бортановская
Я у бабушки в деревне
увидала самовар,
Он блестящий и огромный,
выпускает шумно пар.
Внутрь его кладутся щепки,
чтобы быстро закипал,
А вверху труба большая-
просто чудо-самовар.
Я такого не видала
в нашем городе нигде
Самовар тот был старинным
и с медалями везде.
С. Есенин
Улеглась моя былая рана -
Пьяный бред не гложет сердце мне.
Синими цветами Тегерана
Я лечу их нынче в чайхане.
Сам чайханщик с круглыми плечами,
Чтобы славилась пред русским чайхана,
Угощает меня красным чаем
Вместо крепкой водки и вина.
Угощай, хозяин, да не очень.
Много роз цветет в твоем саду.
Незадаром мне мигнули очи,
Приоткинув черную чадру.
Мы в России девушек весенних
На цепи не держим, как собак,
Поцелуям учимся без денег,
Без кинжальных хитростей и драк.
Ну, а этой за движенья стана,
Что лицом похожа на зарю,
Подарю я шаль из Хороссана
И ковер ширазский подарю.
Наливай, хозяин, крепче чаю,
Я тебе вовеки не солгу.
За себя я нынче отвечаю,
За тебя ответить не могу.
И на дверь ты взглядывай не очень,
Все равно калитка есть в саду…
Незадаром мне мигнули очи,
Приоткинув черную чадру.
Б. Окуджава
Пейте чай, мой друг старинный,
забывая бег минут.
Желтой свечкой стеаринной
я украшу ваш уют.
Не грустите о поленьях,
о камине и огне…
Плед шотландский на коленях,
занавеска на окне.
Самовар, как бас из хора,
напевает в вашу честь.
Даже чашка из фарфора
у меня, представьте, есть.
В жизни выбора не много:
кому — день, а кому — ночь.
Две дороги от порога:
одна — в дом, другая — прочь.
Нынче мы — в дому прогретом,
а не в поле фронтовом,
не в шинелях,
и об этом лучше как-нибудь потом.
Мы не будем наши раны
пересчитывать опять.
Просто будем, как ни странно,
улыбаться и молчать.
Я для вас, мой друг, смешаю
в самый редкостный букет
пять различных видов чая
по рецептам прежних лет.
Кипятком крутым, бурлящим
эту смесь залью для вас,
чтоб былое с настоящим
не сливалось хоть сейчас.
Настояться дам немножко,
осторожно процежу
и серебряную ложку
рядом с чашкой положу.
Это тоже вдохновенье…
Но, склонившись над столом,
на какое-то мгновенье
все же вспомним о былом:
над безумною рекою
пулеметный ливень сек,
и холодною щекою
смерть касалась наших щек.
В битве выбор прост до боли:
или пан, или пропал…
А потом, живые, в поле
мы устроили привал.
Нет, не то чтоб пировали,
а, очухавшись слегка,
просто душу согревали
кипятком из котелка.
Разве есть напиток краше?
Благодарствуй, котелок!
Но встревал в блаженство наше
чей-то горький монолог:
«Как бы ни были вы святы,
как ни праведно житье,
вы с ума сошли, солдаты:
это — дрянь, а не питье!
Вас забывчивость погубит,
равнодушье вас убьет:
тот, кто крепкий чай разлюбит,
сам предаст и не поймет…»
Вы представьте, друг любезный,
как казались нам смешны
парадоксы те из бездны
фронтового сатаны.
В самом деле, что — крученый
чайный лист — трава и сор
пред планетой, обреченной
на страданье и разор?
Что — напиток именитый?..
Но, средь крови и разлук,
целый мир полузабытый
перед нами ожил вдруг.
Был он теплый и прекрасный…
Как обида нас ни жгла,
та сентенция напрасной,
очевидно, не была.
Я клянусь вам, друг мой давний,
не случайны с древних лет
эти чашки, эти ставни,
полумрак и старый плед,
и счастливый час покоя,
и заварки колдовство,
и завидное такое
мирной ночи торжество;
разговор, текущий скупо,
и как будто даже скука,
но… не скука — естество.
А. Блок
Глухая тоска без причины
И дум неотвязный угар,
Давай-ка наколем лучины
Раздуем себе самовар!…
За верность старинному чину
За то, чтобы жить не спеша!
Авось, и распарит кручину
Хлебнувшая чаю душа!
С. Парамонов
Живет на даче cамовар.
Стоит он на терраске.
Когда же в нем горит пожар,
Пробулькивает сказки.
Он ест лучинки и кору,
Но больше любит шишки,
И даже в самую жару
Он грозно жаром пышет.
Когда же чай садимся пить,
Он открывает краник.
Прошу я бабушку налить
И дать побольше пряник!
Пояснения к практической работе:
Натюрморт как таковой объективно не существует, он придумывается,
составляется, компонуется специально для того, чтобы быть изображенным.
При этом неважно, что он может иметь вполне жизнеподобный реальный
вид. Нет некрасивых вещей.
Представление о будущем произведении во многом зависит от того, что
подмечено художником в натуре, заинтересовало и увлекло в ней.
Натюрморт – жанр, который одновременно может быть, и учебной
постановкой и самостоятельной картиной, где художник решает свои
творческие задачи, сосредотачиваясь на глубине, красоте и выразительности
образов.
Чтобы подчеркнуть существенное, необходим отбор впечатлений. В
работе с натуры самое существенное должно возникнуть в сознании прежде,
чем на листе. Выбор мотива, выбор точки зрения, определения горизонта,
установление формата – все это творческий процесс.
К изображению натюрморта применяются определенные требования.
И мы сегодня с вами вспомним и повторим их.
1.Натюрморт должен состоять из предметов, тематически связанных между
собой.
Предметы должны иметь общую смысловую связь.
2.В состав натюрморта должны входить предметы, разнообразные по
форме, величине, фактуре и цвету.
Два или несколько предметов одинакового размера и формы не могут
произвести впечатление единого целого. Следует избегать большой разницы
в размерах, если это не обусловлено творческой задачей.
3.Предметы должны гармонично сочетаться друг с другом, составляя
единое целое, но не загораживая друг друга.
Разумный контраст большого и малого, светлого и темного. Широкого и
узкого, блестящего и матового, предметов сферической и плоскостной
формы
усиливает
выразительность,
устраняет
однообразие,
оживляет
обстановку.
4.В композиции должен быть композиционный центр, в конкретном случае
самовар. Его лучше разместить на втором плане и обязательно выделить
цветом, контрастом, расположением.
Во всей группе должен быть основной предмет, который по своему
смысловому значению, вершине, форме, цвету был бы главным,
центральным, в данном случае самовар.
Практическое задание может быть выполнено в деклративной технике.
При выполнении практического задания обучающиеся могут использовать
формат А5 (2 варианта) для эскизных зарисовок и этюдов,
А2
для
выполнения основной работы;
Обучающиеся выполняют одну композиционную зарисовку и один этюд
составленного ими натюрморта.
Этапы работы:
1 этап. Композиционная зарисовка.
Находим
композиционное
решение
натюрморта,
импровизируем
на
заданную тему. Выявляем основные отношения и пропорции предметов.
Живыми и легкими линиями, передающими пространство, намечаем
расположение основных предметов. Уточняем конструкцию предметов.
2 этап. Цветовой поиск, этюд.
Решаем задачи цветовых и тональных отношений. Анализируем живописные
качества постановки. Начинаем с выполнения заливки цветом предметов,
составляющих натюрморт. Не забываем находить красивые оттенки.
3 этап. Подготовительный рисунок на большом формате.
4 этап. Выявление цветовых и тональных отношений. Проработка и
уточнение деталей светлым по темному, темным по светлому.
Прорабатываем свет и тень.
5 этап. Проработка переднего плана. Обобщение и завершение работы.
Учитываем цветовые рефлексы.
Индивидуальная работа с обучающимися.
Просмотр и анализ работ на всех этапах выполнения работы.
Методическое пояснение:
Успешная реализация задач, поставленных обучающимся в процессе работы
над творческим натюрмортом, способствует их общему художественному
росту и интеллектуальному развитию , формирует познавательную
активность, вырабатывает способность творчески применять полученные
знания, умения и навыки.
Литература
1.
Гилодо А.А. Русский самовар. М.: Сов. Россия, 1991. 224 с.
2.
Новиков
В.П.,
Мельситов
И.П.,
Комягин
Ю.П.
Современные
художественные изделия из металла. Л.: Машиностроение, 1990. 232 с.
3.
Беловинский Л. В. Самовар // Иллюстрированный энциклопедический
историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под
ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 593—594. — 784 с. — 5000
экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.
4.
Самовар // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. — М.: Большая
советская энциклопедия, 1960. — Т. 2 (О—Я). — С. 554. — 772 с.
5.
Самовары // Товарный словарь / И. А. Пугачёв (главный редактор). — М.:
Государственное издательство торговой литературы, 1959. — Т. VII. —
Стб. 989—991.
6.
Алексеева Л. Л. Самовар кипит — уходить не велит // Мелитопольский
краеведческий журнал, 2013, № 2, с.87-90.