Напоминание

"Как знакомить дошкольников с основами финансовой грамотности"


Авторы: Наталья Геннадьевна Салтовец, Салтовец Наталья Геннадьевна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад № 49"
Населённый пункт: СЕВАСТОПОЛЬ
Наименование материала: статья
Тема: "Как знакомить дошкольников с основами финансовой грамотности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1

«Как знакомить дошкольников с основами финансовой грамотности»

В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно

повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так

и детей. Устойчивое развитие экономики Российской Федерации зависит не только

от внедрения более эффективных производственных и финансовых технологий, но

и оттого, насколько население способно их использовать. К сожалению,

финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное

отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами

в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому

благополучию детей, когда они вырастают. Прагматическая направленность

поведения стимулирует стремление детей и молодежи «делать бизнес»,

зарабатывать, быть свободными и независимыми. Закономерно, что

проблема воспитания финансовой грамотности стала предметом исследования

применительно к детям дошкольного возраста.

Финансовое воспитание в дошкольном учреждении подразумевает под собой не

просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из

разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не

будет. Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка. Основная форма

обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение,

осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. Можно

использовать два вида игр: дидактические и сюжетно – ролевые.

В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции

купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение

учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения

дошкольниками сложных экономических знаний. В процессе дидактической игры

устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение

протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные

вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь

объяснительная и речь-доказательство. («Откуда хлеб пришел?», «Как появляется

книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье» и пр.) другие же игры

заключаются в том, чтобы подбирать атрибуты для различных профессий («Кому

что требуется для работы», «Пятый лишний»)

Сделать экономикой доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Так, уже в

средней группе дети с удовольствием играют в магазин,

кафе, воспроизводя действия взрослых – примеряют на себе функцию продавца и

покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую,

такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятия. При этом

крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обобщая

словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать

условные деньги – разноцветные бумажки, усвоение новой информации успешно

проходит в сюжетно- ролевой игре.

В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам новые игры

«Аптека», «Банк». Традиционный магазин усложняется: ассортимент продуктов

расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а

2

кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монеты. Детям

будет интересно поиграть в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о

выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и

одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары.

Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к

реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товара. В

ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную

ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся

деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку.

Потратить определенную сумму на лекарства или на новую одежду.

В старшем дошкольном возрасте можно проводить познавательные игры или

квесты. В процессе такой деятельности перед детьми ставится проблема, цель,

решая и достигая которые, они приобретают новые знания и навыки. А также в

этих видах деятельности создаются условия для формирования первоначальных

представлений по основам финансовой грамотности. Например, во время квеста

«Сказочное путешествие», ребята не только ищут клад, но и преодолевая

препятствия, совершенствуют знания о понятиях: банк, банковская карта,

семейный бюджет.

В связи с тем, что дошкольник получает свой первый экономический опыт в

семье, изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесной

взаимосвязи с родителями (законными представителями). На всех этапах работы

важно единство подходов к решению проблем экономического воспитания дома и

в дошкольном учреждении. Это могут быть практические консультации, мастер –

классы, беседы (коллективные и индивидуальные), раздача буклетов, на тему

финансовой грамотности.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что правильное и интересное

формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной

жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества,

присущие настоящему хозяину, деловому человеку: трудолюбие, независимость,

самостоятельность,

уверенность

в

себе,

интеллигентность,

выдержка,

порядочность, решительность и т. д.



В раздел образования