Авторы: Наталья Геннадьевна Салтовец, Салтовец Наталья Геннадьевна
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад № 49"
Населённый пункт: СЕВАСТОПОЛЬ
Наименование материала: статья
Тема: "Как знакомить дошкольников с основами финансовой грамотности"
Раздел: дошкольное образование
1
«Как знакомить дошкольников с основами финансовой грамотности»
В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно
повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так
и детей. Устойчивое развитие экономики Российской Федерации зависит не только
от внедрения более эффективных производственных и финансовых технологий, но
и оттого, насколько население способно их использовать. К сожалению,
финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное
отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами
в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому
благополучию детей, когда они вырастают. Прагматическая направленность
поведения стимулирует стремление детей и молодежи «делать бизнес»,
зарабатывать, быть свободными и независимыми. Закономерно, что
проблема воспитания финансовой грамотности стала предметом исследования
применительно к детям дошкольного возраста.
Финансовое воспитание в дошкольном учреждении подразумевает под собой не
просто разговоры, но и реальные действия. Дети не способны понять все из
разговоров. Им нужно прочувствовать все в действии, иначе результата не
будет. Итак, самое первое, необходимо заинтересовать ребенка. Основная форма
обучения — игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Обучение,
осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. Можно
использовать два вида игр: дидактические и сюжетно – ролевые.
В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции
купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение
учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения
дошкольниками сложных экономических знаний. В процессе дидактической игры
устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение
протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные
вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь
объяснительная и речь-доказательство. («Откуда хлеб пришел?», «Как появляется
книга?», «Строительство дома», «Как появляется платье» и пр.) другие же игры
заключаются в том, чтобы подбирать атрибуты для различных профессий («Кому
что требуется для работы», «Пятый лишний»)
Сделать экономикой доступной поможет сюжетно-ролевая игра. Так, уже в
средней группе дети с удовольствием играют в магазин,
кафе, воспроизводя действия взрослых – примеряют на себе функцию продавца и
покупателя. Также экономическую направленность имеют игры в парикмахерскую,
такси (продажа услуг). Все эти действия можно включать в занятия. При этом
крайне важно, чтобы воспитатель проговаривал все манипуляции, обобщая
словарный запас детей экономическими терминами. Можно также использовать
условные деньги – разноцветные бумажки, усвоение новой информации успешно
проходит в сюжетно- ролевой игре.
В старшем дошкольном возрасте педагог предлагает ребятам новые игры
– «Аптека», «Банк». Традиционный магазин усложняется: ассортимент продуктов
расширяется, их уже нужно взвешивать, вводится роль не просто продавца, а
2
кассира, выдающего чеки, к бумажным купюрам присоединяются монеты. Детям
будет интересно поиграть в супермаркет, где продавец рассказывает покупателям о
выгодных акциях. Пусть магазин будет предлагать не только продукты, но и
одежду, игрушки, спортивные и канцелярские товары.
Чтобы сюжетно-ролевая игра максимально была приближена к
реальности, воспитатель вместе с детьми может изготовить ценники для товара. В
ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную
ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся
деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку.
Потратить определенную сумму на лекарства или на новую одежду.
В старшем дошкольном возрасте можно проводить познавательные игры или
квесты. В процессе такой деятельности перед детьми ставится проблема, цель,
решая и достигая которые, они приобретают новые знания и навыки. А также в
этих видах деятельности создаются условия для формирования первоначальных
представлений по основам финансовой грамотности. Например, во время квеста
«Сказочное путешествие», ребята не только ищут клад, но и преодолевая
препятствия, совершенствуют знания о понятиях: банк, банковская карта,
семейный бюджет.
В связи с тем, что дошкольник получает свой первый экономический опыт в
семье, изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесной
взаимосвязи с родителями (законными представителями). На всех этапах работы
важно единство подходов к решению проблем экономического воспитания дома и
в дошкольном учреждении. Это могут быть практические консультации, мастер –
классы, беседы (коллективные и индивидуальные), раздача буклетов, на тему
финансовой грамотности.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что правильное и интересное
формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной
жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества,
присущие настоящему хозяину, деловому человеку: трудолюбие, независимость,
самостоятельность,
уверенность
в
себе,
интеллигентность,
выдержка,
порядочность, решительность и т. д.