Автор: Агафонова Ольга Владимировна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУ ДО РХ «РЦДО»
Населённый пункт: Город Абакан Республика Хакасия
Наименование материала: Статья
Тема: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ В СТУДИИ РИСОВАНИЯ «АРТ ИДЕЯ»
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования Республики Хакасия
«Республиканский центр дополнительного образования»
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА ЗАНЯТИЯХ В СТУДИИ РИСОВАНИЯ «АРТ ИДЕЯ»
Автор: Агафонова Ольга Владимировна
педагог дополнительного образования
Абакан, 2025
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье – это одна из главных ценностей, которые есть у человека. Вместе с
отрицательной динамикой изменений в экологии мы можем наблюдать, как с каждым
поколением детей ухудшается состояние их здоровья.
В процессе учебной деятельности учащиеся поставлены в сложные условия.
Ежедневная нагрузка напрямую связана с физическим и эмоциональным здоровьем
детей. Большинство детей, кроме основного времени в школе, ещё занимаются
дополнительно. Зачастую это лишь статичная нагрузка. Необходимо учитывать
возрастные особенности развития обучающихся, их потребность в движении,
способность выдерживать нагрузки. Основного внимания заслуживает то, что в этом
возрасте продолжает формироваться опорно-двигательная система, и от условий труда
ребёнка будет зависеть состояние его организма. Основной проблемой можно назвать
гиподинамию, которая влечёт за собой нарушение осанки, сбои в пищеварительной
системе и эмоциональную нестабильность.
Одна из главных задач современного
педагога – научить детей культуре
здорового и безопасного образа жизни. Но для этого не достаточно тех мероприятий,
которые запланированы в ходе занятия, т.е. физминутки, и различные виды
гимнастики, необходимы мероприятия, которые носят информативную функцию.
Задачи работы:
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения,
позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме,
структуре, полезных продуктах;
дать представление о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная
двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о
существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя,
наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и
здорового образа жизни.
2
ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО ВЛИЯНИЕ
НА ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СТУДИИ «АРТ ИДЕЯ»
В студии дизайна одежды обучающиеся младших классов занимаются по
программе «Мягкая игрушка». Программа рассчитана на 2 академических часа по 2
раза в неделю. Работа на занятиях проходит в условиях относительной неподвижности
тела. Для того чтобы сделать эффективным труд ребенка, нужно правильно его
организовать.
В начале занятия необходим положительный настрой на работу. Поскольку
занятия в студии проходят во вторую смену, после учебного дня в школе, нередко дети
приходят усталыми и эмоционально напряжёнными. Бывает, что причина плохого
настроения – конфликты в школе со сверстниками. Выяснение причин у ребёнка и
сопереживание ему служит разрядкой напряжения. Простая беседа в группе детей об
их интересах вначале занятия благотворно влияет на эмоциональную атмосферу в
аудитории и позволяет детям почувствовать себя нужными друг другу. В середине
занятия, после 40 минут работы предусмотрена десятиминутная перемена. В это время
учащиеся выходят в коридор, а кабинет проветривается.
Основная разминка приходится на второй час занятий, это связано с
накопившимся напряжением и усталостью.
Большая нагрузка приходится на глаза, поскольку выполняется много мелкой
кропотливой работы. Работа с прорисовкой мелких деталей приводит к напряжению и
усталости кистей рук и зрительного аппарата. Поэтому в ходе занятия проводятся
небольшие разминки для глаз и для кистей рук. В середине второго часа, после 20
минут занятия, оптимально провести разминку для всего тела. Разминка проходит в
виде подвижных игр.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ
Практика показывает, что есть необходимость информирования детей о
функциях человеческого организма и влиянии на него вредных привычек. Ведь все
проблемы со здоровьем берут своё начало от привычек, противоречащим здоровому
образу жизни. Начиная от режима сна и питания и заканчивая умением распределять
своё рабочее время, каждый ребёнок должен понять и оценить отношение к своёму
здоровью. Для этого разработан план мероприятий по охране здоровья в студии «АРТ
идея».
При разработке плана мероприятий были рассмотрены четыре важных
направления:
- правильное питание;
- физическая активность;
3
- вредные привычки и их влияние;
- эмоциональная сфера личности.
Каждое из направлений было необходимо для рассмотрения. Например,
зачастую обучающиеся приходя на занятия после школы, забывают пообедать. Это
входит в привычку, пока ребёнок не начинает ощущать дискомфорт и даже
болезненные ощущения. Второй проблемой является качество той пищи, которую
потребляют большинство детей. Необходимо отказаться от еды с вредными добавками
и напитков, разрушающих целостность оболочек внутренних органов. Такую
информацию должны знать не только дети, но и родители, поскольку они несут
ответственность за содержимое их питания.
Физически неактивный ребёнок медленнее развивается умственно и физически.
От простой зарядки в организме происходит приток кислорода, что положительно
сказывается на настроении и повышает аппетит. Но важным условием для проведения
зарядки является хорошо проветренное помещение.
Необходимо донести до обучающихся информацию о последствиях вредных
привычек на организм. Нарушение режима сна и отдыха, привыкание к неправильным
позам организма и употребление вредных веществ – всё это ведёт к ухудшению
состояния здоровья и сокращению срока жизни.
Но каким мы бы правильным ни был распорядок дня и соблюдение правил
питания, хорошее самочувствие невозможно без положительного эмоционального
настроя и душевного равновесия. Доброжелательное отношение человека к другим,
приводит в порядок нервную систему и является залогом хорошего самочувствия. Для
создания непринужденной эмоциональной обстановки на занятиях проводятся игры на
развитие коммуникаций.
Исходя из перечисленных выше направлений в план мероприятий по охране
здоровья в студии «АРТ идея» вошли следующие темы занятий:
1. «Еда: что и когда». В этой теме рассказано о полезных и вредных продуктах
питания а также об оптимально режиме приёма воды и пищи. Цель занятия: научить
основным правилам питания.
2. «Злые привычки – нам не сестрички». В данной теме объединена информация
о правилах гигиены, режиме сна и отдыха, двигательной активности и вредных
веществах. Цель занятия: научить различать вредные и полезные привычки и их
влияние на организм.
3. «Я и моя эмоция». Эта тема раскрывает особенности темпераментов людей, и
проблемы поведения людей в разных жизненных ситуациях. Цель занятия: укрепить
дружеские взаимоотношения в группе и способствовать личностному развитию
воспитанников.
4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе реализации плана мероприятий по охране здоровья в студии
«Эксперимент» воспитанники узнали много новой информации о своём организме и
осознали необходимость охраны своего здоровья. Применение полученных знаний на
практике – главная цель работы. Отследить результаты проведённой работы будет
возможно в конце учебного года, после завершения реализации плана.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Голубева Ю.А. Тренинги с подростками: программы, конспекты
занятий. Волгоград: Учитель 2014. – 206 с.
2.
Обозова И.С. Возрастная психология: юность и зрелость. ЛНПП
«Облик», 2002. 113 с.
5