Авторы: Бортникова Екатерина Александровна, Цветкова Маргарита Анатольевна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: ГОБУЗ "МОДРС"
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: Статья
Тема: Включение элементов художественно-эстетического развития в досуг с детьми раннего возраста с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Включение элементов художественно-эстетического развития в
досуг с детьми раннего возраста с ОВЗ.
Художественно-эстетическое воспитание ребёнка начинается с момента его
рождения. Для того чтобы творчество, произведения искусства оказывали
эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а
личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо
создать основу, фундамент для творческих способностей.
Актуальность
выбранной
темы
объясняется
тем,
что
формирование
изобразительных, музыкальных навыков следует начинать в раннем дошкольном
возрасте. Занятия по художественной деятельности, кроме выполнения учебных
задач, являются важным средством всестороннего развития детей с ОВЗ.
Обучение
элементов
лепке,
аппликации
и
включение
в
досуг
музыки
способствует
умственному,
нравственному,
эстетическому
и
физическому
воспитанию дошкольников. Художественно-эстетическая деятельность детей
раннего возраста тесно связана с познанием окружающей жизни. В дальнейшем
ребёнок
продолжает
приобретать
знания
об
окружающих
предметах,
о
материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен
стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от
окружающего мире
Цель: эстетическое и художественное развитие детей раннего возраста с ОВЗ с
помощью организаций игр, развлечений, музыки, художественного развития.
Задачи:
1.
Развивать творческие способности детей в разных видах художественного
творчества;
2.
Развивать
интерес
к
художественной
деятельности;
совершенствовать
умения в лепке, музыке, аппликации, художественном труде;
3.
Формировать
познавательную
активность
детей
при
проведении
продуктивной, игровой деятельности в летний период;
4.
Создать благоприятные условия.
Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально
будет осуществляться при следующих условиях:
максимальный учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;
искусство и окружающая жизнь, как основа художественно-эстетического
воспитания;
взаимосвязь
художественно-творческой
деятельности
самих
детей
с
воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для
развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества;
интеграция
различных
видов
искусства
и
разнообразных
видов
художественно-творческой
деятельности,
способствующая
более
глубокому
эстетическому
осмыслению
действительности,
искусства
и
собственного
художественного творчества; формированию образных представлений, образного,
ассоциативного мышления и воображения;
уважительное
отношение
к
результатам
творчества
детей,
широкого
включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.
1. Формы и методы работы художественно-эстетического развития.
Ранний возраст – период, когда зарождаются не только игровые, но и
продуктивные виды деятельности ребёнка – рисование, лепка, аппликация,
конструирование. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества.
Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках,
аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Художественно-эстетическое
развитие
-
важнейшая
сторона
организации
процесса воспитания ребёнка. Эстетическое воспитание – это организация жизни
и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка,
формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве,
эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.
Одним
из
важнейших
компонентов
системы
работы
по
художественно-
эстетическому развитию детей является организация образовательного процесса.
Взаимодействие педагогов и детей по художественно-эстетическому развитию
осуществляется через следующие формы работы:
непосредственно образовательная деятельность (занятия по базовым видам
деятельности: рисование, лепка, аппликация, музыка, чтение художественной
литературы).
Современные
формы
организации
занятий
разнообразны
и
проектируются с опорой на понимание сущности и своеобразия художественных,
музыкальных,
словесных
произведений
искусства.
Также
необходима
организация работы художественно-эстетической направленности на всех видах
занятий (интеграция образовательных областей). Это включение художественного
слова, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстраций, драматизации и
т.п. Образовательные ситуации могут быть организованы на прогулке (рисование
на асфальте, развлечения и т.д.).
совместная деятельность педагогов и детей (праздники, развлечения,
тематические
музыкальные
вечера,
театрализованные
представления,
дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.). Современной формой
является проекты художественно-эстетической направленности. При этом надо
помнить, что основным объектом познания должно оставаться эмоционально-
образное созерцание воспринимаемого подлинные объекты в их первозданном
состоянии, гармонии и связи с окружающим пространством).
самостоятельная детская деятельность (игры, упражнения, стимулирующие
расширение эстетического опыта, его переработку и отражение; составление
разнообразных
коллекций,
инсценировки,
продуктивная
деятельность,
деятельность по интересам и т.д.).
Методы художественно-эстетического развития:
Среди
методов, затрагивающих
художественное воспитание,
выделяют
следующее:
методы
формирования
эстетического
сознания (побуждение
к
сопереживанию, формирование эмоциональной отзывчивости на прекрасное,
метод убеждения);
методы организации художественной деятельности, к ним относятся метод
приучения, упражнения в практических действиях: данные методы направлены на
развитие эстетического восприятия и вкуса;
метод стимулирования и активизации художественного творчества - к ним
принято относить методы поисковых ситуаций, творческих заданий, побуждения
детей к творческим проявлениям;
метод
схематизации
или
символического
моделирования
с
помощью
пиктограмм - метод позволяющий интегрировать линии развития музыкальной и
речевой, художественной и речевой, коммуникативной деятельности детей.
2. Особенности опыта работы.
Малыш способен целостно воспринимать окружающий мир, интуитивно
чувствуя его, эмоционально сопереживать всему увиденному и услышанному
Творчество в раннем возрасте способствует развитию фантазии, образного
мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувства
цвета.
Творчество играет огромную роль в жизни человека, а тем более для детей с
ограниченными возможностями здоровья. Таким детям легче выразить свои
чувства,
переживания
и
эмоции
с
помощью
зрительных
образов,
чем
вербально. Некоторые дети с ОВЗ ограничены или вообще лишены возможности
говорить или слышать, тогда единственным инструментом, вскрывающим и
проясняющим интенсивные чувства и эмоции, оказывается невербальные
средства. Художественная деятельность, в свою очередь, имеет немаловажное
значение для всестороннего развития детей, принося положительные эмоции
детям. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для
успешной
адаптации
в
социуме,
равные
возможности
для
дальнейшего
существование в нем. Основным «художественным занятием» в этом возрасте
являются игры с художественными материалами. Для малыша важен сам процесс
использования
материала,
нежели
полученный
результат.
Ребенок
занят
исследованием любых материалов, которые попадают ему под руку.
В ходе творчества у детей задействуются все органы чувств, т. к. дети имеют
возможность потрогать, послушать, понюхать различные вещества (горох, соль,
различные крупы и т. д.) Работа с различными материалами и инструментами, в
свою очередь развивает мелкую моторику, т. е развивает кисти рук и пальцев.
Аппликация с использованием природного материала.
Аппликация - это один из самых простых увлекательных видов художественной
деятельности. Аппликация имеет важное коррекционное - развивающее значение
в продуктивной деятельности детей. Необычное сочетание материалов и
инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них
исследовательскую потребность, побуждает чувство радости, успеха, развивает
трудовые умения и навыки. Игры с природным материалом входят в жизнь
ребёнка, как только он, научившись ходить, тянется к лопатке, ковыряется в
песке,
в
земле,
любит
плескаться
в
воде.
Такие игры
с
природным
материалом имеют неограниченные возможности для развития личности ребёнка.
1.
Изготовление аппликации из крупы «Грибочки»
Детям очень нравится играть с крупой, перебирать руками и пересыпать её из
ёмкости в ёмкость.
Задачи:
развивать мелкую моторику и координацию движения рук;
развивать аккуратность, усидчивость, внимание, терпение в работе;
формировать творческое воображение.
Сначала вместе с воспитателем дети мажут клей на основу, а затем посыпают
сверху крупой.
2. Аппликация на скотч с использованием природных материалов.
«Осенняя картина»
Задачи:
формировать интерес к аппликации;
развивать внимание, усидчивость, мелкую моторику пальцев рук, речи,
памяти, мышления;
воспитывать аккуратности, усидчивости.
Таким образом, аппликация снимает напряжение, страхи. Вызывает радостное
настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Лепка.
Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую
моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете и форме предметов.
Кроме того, лепка благотворно влияет на нервную систему детей в целом.
У детей с ограниченными возможностями здоровья процесс формирования
изобразительных навыков происходит иначе, чем у здоровых сверстников. Это
обусловлено грубыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата,
различными нарушениями интеллекта и задержкой развития высших психических
функций. Большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и
крупной моторики имеет лепка. Она необходима для развития у детей сенсорных
пространственных ощущений, восприятия.
В летнее время на улице можно предложить детям занятия лепкой из пластилина.
Можно оборудовать зону творчества, которая может быть расположена на
веранде или просто в уединенном месте в тени. Здесь устанавливаются летние
столики, стульчики, мольберт и др. Эту зону желательно оснастить выносным
оборудованием для творчества. В лепке дети чувствуют движение каждого пальца
(когда вдавливают, отрывают кусочки), а также кистями рук (когда раскатывают и
сплющивают ком).
Музыкальная деятельность.
В работе по художественно-эстетическому развитию в досуг с детьми раннего
возраста с ОВЗ включаем музыкальную деятельность.
Д.Д. Шостакович «В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с
человеком»
Музыка положительно влияет на детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ) в раннем возрасте.
стимулирует зрительное и слуховое восприятие; дети учатся видеть, слушать
и слышать;
развивает эстетическое восприятие, формирует чувство ритма, развивает
движения;
совершенствует
общую
моторику,
координацию
движений,
развивает
ориентировку в пространстве, внимание, речевую активность;
развивает коммуникативные навыки: через музыкальные игры, движения под
музыку, пение, действия с музыкальными инструментами развивается общение и
взаимодействие между взрослым и ребёнком.
Значимое место в музыкальном развитии наших детей занимает организованная
музыкальная деятельность. Групповые занятия. Проводятся 2 раза в неделю в
музыкальном зале под руководством музыкального руководителя. Основная цель
-
комплексное развитие личности и укрепление эмоционального состояния
каждого ребёнка.
Музыкальное воспитание направленно непосредственно на
развитие зрительного и слухового восприятия, на развитие основных движений и
речевой деятельности, приобщение детей к музыкальной культуре.
Практика музыкальных занятий с детьми с ОВЗ, имеющими различные
отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические
поражения ЦНС, синдром Дауна и др.), подтверждает, чем раньше начинается
включение
детей
в
музыкальную
деятельность,
тем
эффективнее
её
психокоррекционное воздействие на ребёнка.
Музыкальные игрушки и музыкальные инструменты.
Детские музыкальные инструменты и музыкальные игрушки - великолепные
спутники в жизни ребёнка, его музыкальном развитии.
Музыкальные игрушки: неваляшки, молоточки, озвученные образные игрушки,
доставляют
много
радости,
помогают
познать
ребёнку
окружающую
действительность,
забавляют,
вызывают
положительные
эмоции.
В работе с детьми используем игрушки - музыкальные инструменты, а именно -
погремушки,
шуршащие
султанчики,
барабанчики,
дудочки,
бубны,
колокольчики,
свистульки,
детское
пианино,
клавишные
музыкальные
инструменты.
С помощью музыкальных инструментов у ребёнка развиваются такие навыки как,
сосредоточенность, внимание, усидчивость, упорство, выдержка.
Есть игрушки, изображающие животных и подражающие их голосам. Они
полезны тем, что дети учатся различать звуки по тембру. Кто это: кошка или
собака, корова и т.д.
Игра «Весёлый оркестр» знакомит детей с различными музыкальными и
шумовыми инструментами и их звучаниями. Игра развивает наблюдательность и
внимание, учит детей различать понятия «громко» и «тихо», «быстро» и
«медленно».
Игра
«Послушай
и
найди»
направлена
на
развитие
познавательной
деятельности, дети учатся узнавать и находить музыкальные инструменты.
Сначала даём послушать звучание музыкального инструмента, а потом показать
инструмент на картинке или найти на столике.
Или второй вариант: развитие речевой активности. Показать музыкальный
инструмент и попросить сказать, произнести звук, какую песенку поет дудочка
(ду-ду), барабан (бам-бам), колокольчик (динь-динь) и т.д.
Проводим
игры,
направленные
на
дифференсацию
музыкальных
инструментов:
Оборудование: колокольчик, погремушка.
Инструкция:
если слышишь колокольчик, то кладёшь руки на голову. Если
слышишь погремушку, то кладёшь руки на живот.
Подвижная игра «Жуки»
Оборудование: бубен
Инструкция: по сигналу «жуки полетели» (ритмичные удары в бубен) дети бегут
врассыпную по всей комнате.
По сигналу «жуки упали» (меняется ритм ударов) дети ложатся на спину, делают
свободные движения рук и ног - жуки барахтаются.
Музыкальные игрушки
помогают ребёнку во время адаптации в группе.
Актуальность заключается в том, что они помогают:
привлечь внимание и заинтересовать ребёнка. Зайчики, котики, собачки
служат помощниками при знакомстве и сближении с малышом.
отвлечь ребёнка от плача, от переживаний; успокоить. Особенно если
игрушка говорит, поёт, пляшет и играет с ребёнком (интерактивная игрушка).
Музыкальная
игрушка
помогает
заполнить
досуг
ребёнка,
приучает
его
целесообразно использовать своё время.
Музыкальные книги привлекают детей своими красочными иллюстрациями и
весёлыми песенками. Ребёнок длительно занимается с книжкой, развивается
любознательность, слуховое и зрительное восприятие, мелкая моторика. Ведь для
того, чтобы появился звук, ребёнок работает пальчиками, нажимая на кнопку или
на клавиши. Развивается чувство ритма и речь, малыш не просто слушает
мелодии, а запоминает слова, и некоторые
отвлекают ребёнка от плача.
Музыкально-ритмические движения в раннем возрасте — это один из видов
музыкальной деятельности.
В этом возрасте дети проявляют отзывчивость,
реагируют на музыку плясового характера.
Основной целью музыкально-ритмических упражнений является:
развитие музыкальных способностей и чувства ритма.
Через игры, пляски, упражнения у детей развиваются умения и навыки,
обогащается двигательный опыт.
Развиваются художественно-творческие способности.
И дети прыгают, как
зайчики, летают, как птички, ходят, как мишки.
Нашим детям такие упражнения доставляют большое удовольствие, они охотно
подражают тому, что слышат и видят (хлопают в ладоши, топают ножками,
приседают). Движения детей с ОВЗ не совсем скоординированы, даются с трудом,
поэтому важно помочь ребёнку научиться правильно выполнять движение, чтобы
не пропал интерес.
С использованием атрибутов (платочки, погремушки, цветные ленточки, цветы,
осенние листочки, комочки и др.) игра проходит весело и эмоционально.
Хороводные игры также помогают организовать детей.
Игры «Карусели»,
«Раздувайся пузырь», «Большие и маленькие ножки», на день рождения
«Каравай» дети выполняют действия и движения в соответствии с текстом,
понимают содержание, чувствуют настроение музыки, развивается умение
взаимодействовать со сверстниками и взрослым. И самое главное у детей
улучшается настроение, проявляются эмоции радости.
В 2-3 года ребёнок осваивает много плясовых движений - детки умеют делать
«Пружинку», хлопать в ладоши и одновременно топать ножками, ставить ножку
на пяточек, кружиться вокруг себя.
Нашим детям нравится танец «Ай, да!», когда взрослый берёт ребёнка за руки,
поёт и пляшет вместе с ним.
Дети радуются, когда пляшут с куклой (мишкой, зайкой), держа её перед собой,
кружатся, переступают с ноги на ногу, присаживаются и постукивают ногами
куклы по полу. Охотно пляшут с платочками, с погремушками, с кубиками, с
султанчиками.
Все плясовые движения показываю сама и сопровождаю словесной инструкцией.
Важно, чтобы музыка была плясовая, весёлая, задорная, ритмичная.
Развлечение.
Развлечения - один из видов художественной деятельности. Развлекаясь, ребёнок
реализует в досуге те физические и духовные способности и склонности, которые
не может реализовать ни в труде, ни в отдыхе. Развлечения в летний период
всегда является красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его
впечатления. Развлечения способствую всестороннему развитию, знакомят с
различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным,
театральным и др.; пробуждают радостные чувства, поднимают настроение.
Развлечения является хорошей основой для обучения ребенка.
Любые
виды
деятельности
(театрализованные,
музыкальные,
спортивные,
познавательные) связанные с музыкой, являются украшением детского досуга.
На развлечении мы используем
игры с песком.
Дети с ОВЗ отличаются
повышенной
нервной
возбудимостью,
тревожностью,
агрессивностью,
гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью,
зажатостью,
неразвитостью
эмоциональной
сферы,
поведенческими
расстройствами с другой стороны. Помимо этого, у детей с проблемами в
интеллектуальной сфере встречается нарушение речи, в некоторых случаях её
отсутствие. Поэтому игры с песком помогают расслабить, заинтересовать
ребёнка, способствуют снятию мышечного напряжения.
Самые простые прятки - в песке можно спрятать несколько маленьких предметов
и предложить ребёнку найти их. Это могут быть игрушки из киндера, детальки
конструктора, фигурки от сортера, пуговки, шарики и прочие мелкие предметы.
Задача ребёнка может быть найти конкретную игрушку, найти все игрушки, найти
определенное количество игрушек.
Досуговые развлечения в летний период стараемся провести на свежем воздухе.
Пишем сценарий, готовим необходимый инвентарь, подбираем музыкальное
сопровождение, наряжаемся в костюмы и выбираем солнечный тёплый денёк.
Детвора отлично справляются с развивающими заданиями в игровой форме.
Детям нашей группы очень полюбилось развлечение «Зайчик в гости пришел».
Хороводы, музыкальные игры, подвижные игры, полоса препятствий, нравятся
ребятам и будут им полезны.
Ребята отлично справляются с развивающими заданиями в игровой форме:
Постучи по коробке, собери шарики в мешок и т.п. Такие забавы помогают
тренировать внимание и расширяют возможности мышления.
Игра «Волшебная коробка».
Чтобы её открыть нужно, постучать по ней
(палочкам или погремушками). Когда коробочка откроется, оттуда вылетают
шарики и прячется зайчик. Далее детям можно залезть в коробку и поиграть с ней.
Такие игры способствуют эмоциональному, тактильному ощущению, развивают
координацию движений.
Развлечение «Разноцветная полянка»
дети прыгают, танцуют, бегают по
дорожкам. В конце развлечения можно предложить детям украсить фасад здания
разноцветными цветочками, вырезанными из картона. На фасад здания клеится
скотч и на него дети приклеивают вырезанные цветочки. Это развлечения
получается ярким, красочным и веселым. В Развлечение используются игры с
мыльными
пузырями
и
воздушными
шарам – это красивое
и
полезное
развлечение доставит удовольствие детям разного возраста. Чтобы научиться
надувать пузыри, требуется натренировать легкие и запастись терпением.
Попытки догнать мыльные и воздушные шары и достать их помогают нашим
ребятам укрепить мышцы и развить выносливость.
Результат
В
результате
занятий
лепкой,
аппликацией,
музыкальной
деятельностью,
развлечениями на улице мы заметили, что у детей стала выше двигательная
активность, увеличился словарный запас, дети стали более раскрепощённые,
стали проявлять больший интерес к занятиям по художественно-эстетическому
развитию.
Вывод
Подводя итог, мы делаем вывод, что формирование творческих способностей
детей
с
ОВЗ
посредством
деятельности
по
художественно-эстетическому
развитию оказывает существенное воздействие на интеллектуальное, речевое, а
также
физическое
развитие.
Занимаясь
художественной
и
музыкальной
деятельностью, у детей развивается мелкая моторика, внимание, образное
мышление, воображение. Шаг за шагом дети осваивают работу с природными и с
другими самыми разнообразными материалами.
Развитие творческой личности не представляется возможным без использования
такого эффективного средства воспитания как художественно-эстетическое
творчество, поэтому эстетическое воспитание занимает важное место во всей
системе образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие
эстетических качеств, но и всей личности в целом, а также чувства прекрасного,
художественного вкуса, творческих умений.