Напоминание

Включение элементов художественно-эстетического развития в досуг с детьми раннего возраста с ОВЗ


Авторы: Бортникова Екатерина Александровна, Цветкова Маргарита Анатольевна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: ГОБУЗ "МОДРС"
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: Статья
Тема: Включение элементов художественно-эстетического развития в досуг с детьми раннего возраста с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Включение элементов художественно-эстетического развития в

досуг с детьми раннего возраста с ОВЗ.

Художественно-эстетическое воспитание ребёнка начинается с момента его

рождения. Для того чтобы творчество, произведения искусства оказывали

эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а

личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо

создать основу, фундамент для творческих способностей.

Актуальность

выбранной

темы

объясняется

тем,

что

формирование

изобразительных, музыкальных навыков следует начинать в раннем дошкольном

возрасте. Занятия по художественной деятельности, кроме выполнения учебных

задач, являются важным средством всестороннего развития детей с ОВЗ.

Обучение

элементов

лепке,

аппликации

и

включение

в

досуг

музыки

способствует

умственному,

нравственному,

эстетическому

и

физическому

воспитанию дошкольников. Художественно-эстетическая деятельность детей

раннего возраста тесно связана с познанием окружающей жизни. В дальнейшем

ребёнок

продолжает

приобретать

знания

об

окружающих

предметах,

о

материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен

стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от

окружающего мире

Цель: эстетическое и художественное развитие детей раннего возраста с ОВЗ с

помощью организаций игр, развлечений, музыки, художественного развития.

Задачи:

1.

Развивать творческие способности детей в разных видах художественного

творчества;

2.

Развивать

интерес

к

художественной

деятельности;

совершенствовать

умения в лепке, музыке, аппликации, художественном труде;

3.

Формировать

познавательную

активность

детей

при

проведении

продуктивной, игровой деятельности в летний период;

4.

Создать благоприятные условия.

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально

будет осуществляться при следующих условиях:

максимальный учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;

искусство и окружающая жизнь, как основа художественно-эстетического

воспитания;

взаимосвязь

художественно-творческой

деятельности

самих

детей

с

воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для

развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества;

интеграция

различных

видов

искусства

и

разнообразных

видов

художественно-творческой

деятельности,

способствующая

более

глубокому

эстетическому

осмыслению

действительности,

искусства

и

собственного

художественного творчества; формированию образных представлений, образного,

ассоциативного мышления и воображения;

уважительное

отношение

к

результатам

творчества

детей,

широкого

включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.

1. Формы и методы работы художественно-эстетического развития.

Ранний возраст – период, когда зарождаются не только игровые, но и

продуктивные виды деятельности ребёнка – рисование, лепка, аппликация,

конструирование. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества.

Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках,

аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Художественно-эстетическое

развитие

-

важнейшая

сторона

организации

процесса воспитания ребёнка. Эстетическое воспитание это организация жизни

и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребёнка,

формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве,

эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Одним

из

важнейших

компонентов

системы

работы

по

художественно-

эстетическому развитию детей является организация образовательного процесса.

Взаимодействие педагогов и детей по художественно-эстетическому развитию

осуществляется через следующие формы работы:

непосредственно образовательная деятельность (занятия по базовым видам

деятельности: рисование, лепка, аппликация, музыка, чтение художественной

литературы).

Современные

формы

организации

занятий

разнообразны

и

проектируются с опорой на понимание сущности и своеобразия художественных,

музыкальных,

словесных

произведений

искусства.

Также

необходима

организация работы художественно-эстетической направленности на всех видах

занятий (интеграция образовательных областей). Это включение художественного

слова, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстраций, драматизации и

т.п. Образовательные ситуации могут быть организованы на прогулке (рисование

на асфальте, развлечения и т.д.).

совместная деятельность педагогов и детей (праздники, развлечения,

тематические

музыкальные

вечера,

театрализованные

представления,

дидактические игры, выставки рисунков и поделок и др.). Современной формой

является проекты художественно-эстетической направленности. При этом надо

помнить, что основным объектом познания должно оставаться эмоционально-

образное созерцание воспринимаемого подлинные объекты в их первозданном

состоянии, гармонии и связи с окружающим пространством).

самостоятельная детская деятельность (игры, упражнения, стимулирующие

расширение эстетического опыта, его переработку и отражение; составление

разнообразных

коллекций,

инсценировки,

продуктивная

деятельность,

деятельность по интересам и т.д.).

Методы художественно-эстетического развития:

Среди

методов, затрагивающих

художественное воспитание,

выделяют

следующее:

методы

формирования

эстетического

сознания (побуждение

к

сопереживанию, формирование эмоциональной отзывчивости на прекрасное,

метод убеждения);

методы организации художественной деятельности, к ним относятся метод

приучения, упражнения в практических действиях: данные методы направлены на

развитие эстетического восприятия и вкуса;

метод стимулирования и активизации художественного творчества - к ним

принято относить методы поисковых ситуаций, творческих заданий, побуждения

детей к творческим проявлениям;

метод

схематизации

или

символического

моделирования

с

помощью

пиктограмм - метод позволяющий интегрировать линии развития музыкальной и

речевой, художественной и речевой, коммуникативной деятельности детей.

2. Особенности опыта работы.

Малыш способен целостно воспринимать окружающий мир, интуитивно

чувствуя его, эмоционально сопереживать всему увиденному и услышанному

Творчество в раннем возрасте способствует развитию фантазии, образного

мышления и мелкой моторики, воспитывает художественный вкус и чувства

цвета.

Творчество играет огромную роль в жизни человека, а тем более для детей с

ограниченными возможностями здоровья. Таким детям легче выразить свои

чувства,

переживания

и

эмоции

с

помощью

зрительных

образов,

чем

вербально. Некоторые дети с ОВЗ ограничены или вообще лишены возможности

говорить или слышать, тогда единственным инструментом, вскрывающим и

проясняющим интенсивные чувства и эмоции, оказывается невербальные

средства. Художественная деятельность, в свою очередь, имеет немаловажное

значение для всестороннего развития детей, принося положительные эмоции

детям. Развивая творческие способности у детей с ОВЗ, создаем условия для

успешной

адаптации

в

социуме,

равные

возможности

для

дальнейшего

существование в нем. Основным «художественным занятием» в этом возрасте

являются игры с художественными материалами. Для малыша важен сам процесс

использования

материала,

нежели

полученный

результат.

Ребенок

занят

исследованием любых материалов, которые попадают ему под руку.

В ходе творчества у детей задействуются все органы чувств, т. к. дети имеют

возможность потрогать, послушать, понюхать различные вещества (горох, соль,

различные крупы и т. д.) Работа с различными материалами и инструментами, в

свою очередь развивает мелкую моторику, т. е развивает кисти рук и пальцев.

Аппликация с использованием природного материала.

Аппликация - это один из самых простых увлекательных видов художественной

деятельности. Аппликация имеет важное коррекционное - развивающее значение

в продуктивной деятельности детей. Необычное сочетание материалов и

инструментов, доступность, простота техники исполнения удовлетворяет в них

исследовательскую потребность, побуждает чувство радости, успеха, развивает

трудовые умения и навыки. Игры с природным материалом входят в жизнь

ребёнка, как только он, научившись ходить, тянется к лопатке, ковыряется в

песке,

в

земле,

любит

плескаться

в

воде.

Такие игры

с

природным

материалом имеют неограниченные возможности для развития личности ребёнка.

1.

Изготовление аппликации из крупы «Грибочки»

Детям очень нравится играть с крупой, перебирать руками и пересыпать её из

ёмкости в ёмкость.

Задачи:

развивать мелкую моторику и координацию движения рук;

развивать аккуратность, усидчивость, внимание, терпение в работе;

формировать творческое воображение.

Сначала вместе с воспитателем дети мажут клей на основу, а затем посыпают

сверху крупой.

2. Аппликация на скотч с использованием природных материалов.

«Осенняя картина»

Задачи:

формировать интерес к аппликации;

развивать внимание, усидчивость, мелкую моторику пальцев рук, речи,

памяти, мышления;

воспитывать аккуратности, усидчивости.

Таким образом, аппликация снимает напряжение, страхи. Вызывает радостное

настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Лепка.

Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую

моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете и форме предметов.

Кроме того, лепка благотворно влияет на нервную систему детей в целом.

У детей с ограниченными возможностями здоровья процесс формирования

изобразительных навыков происходит иначе, чем у здоровых сверстников. Это

обусловлено грубыми нарушениями функций опорно-двигательного аппарата,

различными нарушениями интеллекта и задержкой развития высших психических

функций. Большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и

крупной моторики имеет лепка. Она необходима для развития у детей сенсорных

пространственных ощущений, восприятия.

В летнее время на улице можно предложить детям занятия лепкой из пластилина.

Можно оборудовать зону творчества, которая может быть расположена на

веранде или просто в уединенном месте в тени. Здесь устанавливаются летние

столики, стульчики, мольберт и др. Эту зону желательно оснастить выносным

оборудованием для творчества. В лепке дети чувствуют движение каждого пальца

(когда вдавливают, отрывают кусочки), а также кистями рук (когда раскатывают и

сплющивают ком).

Музыкальная деятельность.

В работе по художественно-эстетическому развитию в досуг с детьми раннего

возраста с ОВЗ включаем музыкальную деятельность.

Д.Д. Шостакович «В горе и в радости, в труде и на отдыхе – музыка всегда с

человеком»

Музыка положительно влияет на детей с ограниченными возможностями

здоровья (ОВЗ) в раннем возрасте.

стимулирует зрительное и слуховое восприятие; дети учатся видеть, слушать

и слышать;

развивает эстетическое восприятие, формирует чувство ритма, развивает

движения;

совершенствует

общую

моторику,

координацию

движений,

развивает

ориентировку в пространстве, внимание, речевую активность;

развивает коммуникативные навыки: через музыкальные игры, движения под

музыку, пение, действия с музыкальными инструментами развивается общение и

взаимодействие между взрослым и ребёнком.

Значимое место в музыкальном развитии наших детей занимает организованная

музыкальная деятельность. Групповые занятия. Проводятся 2 раза в неделю в

музыкальном зале под руководством музыкального руководителя. Основная цель

-

комплексное развитие личности и укрепление эмоционального состояния

каждого ребёнка.

Музыкальное воспитание направленно непосредственно на

развитие зрительного и слухового восприятия, на развитие основных движений и

речевой деятельности, приобщение детей к музыкальной культуре.

Практика музыкальных занятий с детьми с ОВЗ, имеющими различные

отклонения в развитии (аутизм, умственная отсталость, ДЦП, органические

поражения ЦНС, синдром Дауна и др.), подтверждает, чем раньше начинается

включение

детей

в

музыкальную

деятельность,

тем

эффективнее

её

психокоррекционное воздействие на ребёнка.

Музыкальные игрушки и музыкальные инструменты.

Детские музыкальные инструменты и музыкальные игрушки - великолепные

спутники в жизни ребёнка, его музыкальном развитии.

Музыкальные игрушки: неваляшки, молоточки, озвученные образные игрушки,

доставляют

много

радости,

помогают

познать

ребёнку

окружающую

действительность,

забавляют,

вызывают

положительные

эмоции.

В работе с детьми используем игрушки - музыкальные инструменты, а именно -

погремушки,

шуршащие

султанчики,

барабанчики,

дудочки,

бубны,

колокольчики,

свистульки,

детское

пианино,

клавишные

музыкальные

инструменты.

С помощью музыкальных инструментов у ребёнка развиваются такие навыки как,

сосредоточенность, внимание, усидчивость, упорство, выдержка.

Есть игрушки, изображающие животных и подражающие их голосам. Они

полезны тем, что дети учатся различать звуки по тембру. Кто это: кошка или

собака, корова и т.д.

Игра «Весёлый оркестр» знакомит детей с различными музыкальными и

шумовыми инструментами и их звучаниями. Игра развивает наблюдательность и

внимание, учит детей различать понятия «громко» и «тихо», «быстро» и

«медленно».

Игра

«Послушай

и

найди»

направлена

на

развитие

познавательной

деятельности, дети учатся узнавать и находить музыкальные инструменты.

Сначала даём послушать звучание музыкального инструмента, а потом показать

инструмент на картинке или найти на столике.

Или второй вариант: развитие речевой активности. Показать музыкальный

инструмент и попросить сказать, произнести звук, какую песенку поет дудочка

(ду-ду), барабан (бам-бам), колокольчик (динь-динь) и т.д.

Проводим

игры,

направленные

на

дифференсацию

музыкальных

инструментов:

Оборудование: колокольчик, погремушка.

Инструкция:

если слышишь колокольчик, то кладёшь руки на голову. Если

слышишь погремушку, то кладёшь руки на живот.

Подвижная игра «Жуки»

Оборудование: бубен

Инструкция: по сигналу «жуки полетели» (ритмичные удары в бубен) дети бегут

врассыпную по всей комнате.

По сигналу «жуки упали» (меняется ритм ударов) дети ложатся на спину, делают

свободные движения рук и ног - жуки барахтаются.

Музыкальные игрушки

помогают ребёнку во время адаптации в группе.

Актуальность заключается в том, что они помогают:

привлечь внимание и заинтересовать ребёнка. Зайчики, котики, собачки

служат помощниками при знакомстве и сближении с малышом.

отвлечь ребёнка от плача, от переживаний; успокоить. Особенно если

игрушка говорит, поёт, пляшет и играет с ребёнком (интерактивная игрушка).

Музыкальная

игрушка

помогает

заполнить

досуг

ребёнка,

приучает

его

целесообразно использовать своё время.

Музыкальные книги привлекают детей своими красочными иллюстрациями и

весёлыми песенками. Ребёнок длительно занимается с книжкой, развивается

любознательность, слуховое и зрительное восприятие, мелкая моторика. Ведь для

того, чтобы появился звук, ребёнок работает пальчиками, нажимая на кнопку или

на клавиши. Развивается чувство ритма и речь, малыш не просто слушает

мелодии, а запоминает слова, и некоторые

отвлекают ребёнка от плача.

Музыкально-ритмические движения в раннем возрасте — это один из видов

музыкальной деятельности.

В этом возрасте дети проявляют отзывчивость,

реагируют на музыку плясового характера.

Основной целью музыкально-ритмических упражнений является:

развитие музыкальных способностей и чувства ритма.

Через игры, пляски, упражнения у детей развиваются умения и навыки,

обогащается двигательный опыт.

Развиваются художественно-творческие способности.

И дети прыгают, как

зайчики, летают, как птички, ходят, как мишки.

Нашим детям такие упражнения доставляют большое удовольствие, они охотно

подражают тому, что слышат и видят (хлопают в ладоши, топают ножками,

приседают). Движения детей с ОВЗ не совсем скоординированы, даются с трудом,

поэтому важно помочь ребёнку научиться правильно выполнять движение, чтобы

не пропал интерес.

С использованием атрибутов (платочки, погремушки, цветные ленточки, цветы,

осенние листочки, комочки и др.) игра проходит весело и эмоционально.

Хороводные игры также помогают организовать детей.

Игры «Карусели»,

«Раздувайся пузырь», «Большие и маленькие ножки», на день рождения

«Каравай» дети выполняют действия и движения в соответствии с текстом,

понимают содержание, чувствуют настроение музыки, развивается умение

взаимодействовать со сверстниками и взрослым. И самое главное у детей

улучшается настроение, проявляются эмоции радости.

В 2-3 года ребёнок осваивает много плясовых движений - детки умеют делать

«Пружинку», хлопать в ладоши и одновременно топать ножками, ставить ножку

на пяточек, кружиться вокруг себя.

Нашим детям нравится танец «Ай, да!», когда взрослый берёт ребёнка за руки,

поёт и пляшет вместе с ним.

Дети радуются, когда пляшут с куклой (мишкой, зайкой), держа её перед собой,

кружатся, переступают с ноги на ногу, присаживаются и постукивают ногами

куклы по полу. Охотно пляшут с платочками, с погремушками, с кубиками, с

султанчиками.

Все плясовые движения показываю сама и сопровождаю словесной инструкцией.

Важно, чтобы музыка была плясовая, весёлая, задорная, ритмичная.

Развлечение.

Развлечения - один из видов художественной деятельности. Развлекаясь, ребёнок

реализует в досуге те физические и духовные способности и склонности, которые

не может реализовать ни в труде, ни в отдыхе. Развлечения в летний период

всегда является красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его

впечатления. Развлечения способствую всестороннему развитию, знакомят с

различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным,

театральным и др.; пробуждают радостные чувства, поднимают настроение.

Развлечения является хорошей основой для обучения ребенка.

Любые

виды

деятельности

(театрализованные,

музыкальные,

спортивные,

познавательные) связанные с музыкой, являются украшением детского досуга.

На развлечении мы используем

игры с песком.

Дети с ОВЗ отличаются

повышенной

нервной

возбудимостью,

тревожностью,

агрессивностью,

гиперактивностью с одной стороны и пассивностью, замкнутостью, закрытостью,

зажатостью,

неразвитостью

эмоциональной

сферы,

поведенческими

расстройствами с другой стороны. Помимо этого, у детей с проблемами в

интеллектуальной сфере встречается нарушение речи, в некоторых случаях её

отсутствие. Поэтому игры с песком помогают расслабить, заинтересовать

ребёнка, способствуют снятию мышечного напряжения.

Самые простые прятки - в песке можно спрятать несколько маленьких предметов

и предложить ребёнку найти их. Это могут быть игрушки из киндера, детальки

конструктора, фигурки от сортера, пуговки, шарики и прочие мелкие предметы.

Задача ребёнка может быть найти конкретную игрушку, найти все игрушки, найти

определенное количество игрушек.

Досуговые развлечения в летний период стараемся провести на свежем воздухе.

Пишем сценарий, готовим необходимый инвентарь, подбираем музыкальное

сопровождение, наряжаемся в костюмы и выбираем солнечный тёплый денёк.

Детвора отлично справляются с развивающими заданиями в игровой форме.

Детям нашей группы очень полюбилось развлечение «Зайчик в гости пришел».

Хороводы, музыкальные игры, подвижные игры, полоса препятствий, нравятся

ребятам и будут им полезны.

Ребята отлично справляются с развивающими заданиями в игровой форме:

Постучи по коробке, собери шарики в мешок и т.п. Такие забавы помогают

тренировать внимание и расширяют возможности мышления.

Игра «Волшебная коробка».

Чтобы её открыть нужно, постучать по ней

(палочкам или погремушками). Когда коробочка откроется, оттуда вылетают

шарики и прячется зайчик. Далее детям можно залезть в коробку и поиграть с ней.

Такие игры способствуют эмоциональному, тактильному ощущению, развивают

координацию движений.

Развлечение «Разноцветная полянка»

дети прыгают, танцуют, бегают по

дорожкам. В конце развлечения можно предложить детям украсить фасад здания

разноцветными цветочками, вырезанными из картона. На фасад здания клеится

скотч и на него дети приклеивают вырезанные цветочки. Это развлечения

получается ярким, красочным и веселым. В Развлечение используются игры с

мыльными

пузырями

и

воздушными

шарамэто красивое

и

полезное

развлечение доставит удовольствие детям разного возраста. Чтобы научиться

надувать пузыри, требуется натренировать легкие и запастись терпением.

Попытки догнать мыльные и воздушные шары и достать их помогают нашим

ребятам укрепить мышцы и развить выносливость.

Результат

В

результате

занятий

лепкой,

аппликацией,

музыкальной

деятельностью,

развлечениями на улице мы заметили, что у детей стала выше двигательная

активность, увеличился словарный запас, дети стали более раскрепощённые,

стали проявлять больший интерес к занятиям по художественно-эстетическому

развитию.

Вывод

Подводя итог, мы делаем вывод, что формирование творческих способностей

детей

с

ОВЗ

посредством

деятельности

по

художественно-эстетическому

развитию оказывает существенное воздействие на интеллектуальное, речевое, а

также

физическое

развитие.

Занимаясь

художественной

и

музыкальной

деятельностью, у детей развивается мелкая моторика, внимание, образное

мышление, воображение. Шаг за шагом дети осваивают работу с природными и с

другими самыми разнообразными материалами.

Развитие творческой личности не представляется возможным без использования

такого эффективного средства воспитания как художественно-эстетическое

творчество, поэтому эстетическое воспитание занимает важное место во всей

системе образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие

эстетических качеств, но и всей личности в целом, а также чувства прекрасного,

художественного вкуса, творческих умений.



В раздел образования