Автор: Горяева Татьяна Вячеславовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБОУДО "Детская школа искусств г. Поронайска"
Населённый пункт: Сахалинская область, г. Поронайск
Наименование материала: Методическая статья
Тема: Особенности обучения инструментального исполнительства (народные инструменты) детей с ОВЗ
Раздел: дополнительное образование
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО
ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
(НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ) ДЕТЕЙ С ОВЗ
Горяева Татьяна Вячеславовна,
преподаватель, концертмейстер
Муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Поронайска»
Введение
В настоящее время проблема гармоничного развития детей с особенностями
развития становится очень актуальной. Среди таких детей можно встретить
желающих научиться играть на музыкальном инструменте. Однако, не многие
педагоги спешат брать в свой класс детей с особенностями развития. И это
понятно: работа с такими детьми требует специфических знаний и умений, а
информации по отдельно взятому предмету не так много. В своем докладе я
хочу поделиться опытом работы с детьми с ОВЗ, рассказать о трудностях,
изменениях, которые стали появляться в процессе обучения, о подходах,
которые помогают сделать занятия эффективными и интересными.
Основная часть
Почему музыкальное образование важно для детей с ОВЗ?
Музыка оказывает положительное влияние на различные сферы их жизни:
1. Развитие интеллектуальных и музыкальных способностей: Игра на
инструменте требует сосредоточения, внимания и памяти, способствует
развитию логического мышления, творческих способностей и музыкального
слуха.
2. Развитие чувства ритма. Довольно часто у детей с ограниченными
возможностями наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и
движений, В преодоление этих нарушений большую помощь оказывает игра на
музыкальных инструментах.
3. Развитие мелкой и крупной моторики: Игра на инструменте требует
координации движений пальцев, что способствует развитию моторики, которая
в свою очередь положительно влияет на речь и письмо, что особенно
актуально, если речь идет о детях с ОВЗ.
4. Развитие усидчивости: Обучение игре на инструменте требует
дисциплины и усидчивости, что помогает детям с ОВЗ концентрировать
внимание и управлять своим поведением.
5. Развитие мотивационной сферы: Успехи в игре на инструменте
повышают самооценку ребенка, делают его более уверенным в себе, что
положительно влияет на мотивацию к учебе и развитию новых навыков.
6. Уверенность в себе: Успешное выполнение музыкальных заданий
повышает самооценку ребенка, делает его более уверенным в себе и своих
способностях.
7. Эмоциональная сфера. Музыка помогает детям с ОВЗ выразить свои
эмоции, улучшает настроение, снимает стресс и успокаивает.
8.
Улучшение
взаимодействия
ребенка
с
одноклассниками.
Социализация. Обучение игре на инструменте может стать отличным способом
научиться лучше взаимодействовать с окружающими, формирует у ребенка
способность слушать, подстраиваться в процессе игры, а в последствии умении
договориться. Так как этот пункт очень важен для развития учащихся, я
добавила ансамблевую игру в практику.
Сложности в работе с детьми с ОВЗ:
Несмотря на очевидную пользу, которую приносит обучение игре на
музыкальном инструменте, работа с детьми с ОВЗ сопряжена с определенными
сложностями как для педагога, так и для ребёнка:
1.
Так из программы по игре на аккордеоне, из-за физических трудностей в
исполнении
учащихся
появились
варианты
игры
на
народных
инструментах - балалайке и гитаре. И это добавило разнообразие и
возможность ансамблевого исполнения - 4-6 музыкантов.
2.
Психологические трудности: Педагоги могут испытывать неуверенность
в
своих
силах,
не
видеть
результатов
учебы
и
ощущать
неудовлетворенность от работы. Однако важно помнить, что для ребенка
с ОВЗ любой прогресс – это огромный шаг вперед, и каждый успех
нужно отмечать и хвалить.
3.
Отсутствие четкой системы: Дети с ОВЗ отличаются друг от друга
индивидуальными особенностями, что усложняет процесс обучения. Не
всегда легко найти подходящие методики и приемы для конкретного
ребенка.
Часто
приходится
действовать
ситуативно,
используя
педагогическую интуицию. (Надежда, сказка терапия, гусли).
4.
Поиск новых методик. Часто приходится искать новые интересные
методики, приемы и придумывать свои собственные. Важно создавать
увлекательные занятия, чтобы ребенок не устал и не потерял интерес к
обучению. (Инструменты, музыкальная грамота, развитие слуха –
угадывая тембр инструмента, высоту звучания, использование видео
материалов Ликбез в Музыке и др.).
5.
Быстрая утомляемость: Дети с ОВЗ быстро утомляются, поэтому нужно
постоянно удерживать их интерес с помощью разнообразных заданий и
игровых форм. Игра должна стать основой обучения.
В своей работе я пришла к некоторым важным установкам, которые
помогают мне работать с детьми с ОВЗ эффективно:
- Не переживай из-за «плохих» результатов в обучении: Фокусируйся на
прогрессе, который ребенок делает, не сравнивай его с другими детьми.
- Не сравнивай с другими детьми: Каждый ребенок индивидуален, у
каждого свой темп развития.
- Не бойся искать идеи у других педагогов: Обмен опытом – это
отличный способ найти новые идеи и методики.
- Пробуй разные приемы, экспериментируй, придумывай, твори: Дети
любят новое и интересное, а творческий подход делает занятия более живыми и
запоминающимися.
- Занимайся как индивидуально с ребенком, так и в ансамбле: Включи в
процесс обучения игру с «обычными» учениками. Очень хорошо, если есть
возможность
играть в целом творческом коллективе - танцевальный,
вокальный.
- Изучай опыт музыкальных работников в детском саду. Часто игры для
малышей подходят детям с ОВЗ.
- Используй элементы пальчиковых игр: Пальчиковые игры помогают
развивать мелкую моторику и координацию движений.
-
Используй
элементарные
шумовые
инструменты:
металлофоны,
треугольник, маракасы, бубен и т.д. – все это может стать интересным и
полезным инструментом в процессе обучения.
-
Выступай
с
детьми
вне
школы:
муниципальные,
областные
мероприятия.
- Используй поощрения. Это могут быть небольшие конфетки (с согласия
родителей, воспитателей), наклейки, яркие стикеры или другие маленькие
призы, которые будут мотивировать ребенка на успехи.
- Делись опытом: Рассказывай о своих успехах и трудных моментах,
делись идеями с коллегами.
- Приглашай детей, посещай вместе с ними концерты, спектакли,
тематические вечера.
Заключение
Работа с детьми с ОВЗ – это не просто обучение игре на инструменте, это
работа над их всесторонним развитием, помощь в достижении их потенциала.
Атмосфера творчества помогает детям раскрыть себя, формирует уверенность в
себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру,
понимание эмоционального состояния окружающих людей и потребность в
сопереживании. В совместной музыкальной деятельности, воспитывается и
формируется коллектив, дети учатся вместе переживать, у них появляется
чувство ответственности, формируется терпение, выдержка и упорство в
достижении поставленной цели, формируется организованность, сплочённость,
взаимопонимание и уважение, исчезает робость, неуверенность в своих силах,
формируется коммуникативная культура. Опираясь на пример взрослого, дети
приобщаются
к
культуре
поведения,
осваивают
общечеловеческие
и
культурные ценности, что в дальнейшем способствует успешной социализации
детей с ОВЗ.