Напоминание

Особенности обучения инструментального исполнительства (народные инструменты) детей с ОВЗ


Автор: Горяева Татьяна Вячеславовна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБОУДО "Детская школа искусств г. Поронайска"
Населённый пункт: Сахалинская область, г. Поронайск
Наименование материала: Методическая статья
Тема: Особенности обучения инструментального исполнительства (народные инструменты) детей с ОВЗ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО

ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

(НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ) ДЕТЕЙ С ОВЗ

Горяева Татьяна Вячеславовна,

преподаватель, концертмейстер

Муниципального бюджетного образовательного

учреждения дополнительного образования

«Детская школа искусств г. Поронайска»

Введение

В настоящее время проблема гармоничного развития детей с особенностями

развития становится очень актуальной. Среди таких детей можно встретить

желающих научиться играть на музыкальном инструменте. Однако, не многие

педагоги спешат брать в свой класс детей с особенностями развития. И это

понятно: работа с такими детьми требует специфических знаний и умений, а

информации по отдельно взятому предмету не так много. В своем докладе я

хочу поделиться опытом работы с детьми с ОВЗ, рассказать о трудностях,

изменениях, которые стали появляться в процессе обучения, о подходах,

которые помогают сделать занятия эффективными и интересными.

Основная часть

Почему музыкальное образование важно для детей с ОВЗ?

Музыка оказывает положительное влияние на различные сферы их жизни:

1. Развитие интеллектуальных и музыкальных способностей: Игра на

инструменте требует сосредоточения, внимания и памяти, способствует

развитию логического мышления, творческих способностей и музыкального

слуха.

2. Развитие чувства ритма. Довольно часто у детей с ограниченными

возможностями наблюдаются нарушения темпа и ритма не только речи, но и

движений, В преодоление этих нарушений большую помощь оказывает игра на

музыкальных инструментах.

3. Развитие мелкой и крупной моторики: Игра на инструменте требует

координации движений пальцев, что способствует развитию моторики, которая

в свою очередь положительно влияет на речь и письмо, что особенно

актуально, если речь идет о детях с ОВЗ.

4. Развитие усидчивости: Обучение игре на инструменте требует

дисциплины и усидчивости, что помогает детям с ОВЗ концентрировать

внимание и управлять своим поведением.

5. Развитие мотивационной сферы: Успехи в игре на инструменте

повышают самооценку ребенка, делают его более уверенным в себе, что

положительно влияет на мотивацию к учебе и развитию новых навыков.

6. Уверенность в себе: Успешное выполнение музыкальных заданий

повышает самооценку ребенка, делает его более уверенным в себе и своих

способностях.

7. Эмоциональная сфера. Музыка помогает детям с ОВЗ выразить свои

эмоции, улучшает настроение, снимает стресс и успокаивает.

8.

Улучшение

взаимодействия

ребенка

с

одноклассниками.

Социализация. Обучение игре на инструменте может стать отличным способом

научиться лучше взаимодействовать с окружающими, формирует у ребенка

способность слушать, подстраиваться в процессе игры, а в последствии умении

договориться. Так как этот пункт очень важен для развития учащихся, я

добавила ансамблевую игру в практику.

Сложности в работе с детьми с ОВЗ:

Несмотря на очевидную пользу, которую приносит обучение игре на

музыкальном инструменте, работа с детьми с ОВЗ сопряжена с определенными

сложностями как для педагога, так и для ребёнка:

1.

Так из программы по игре на аккордеоне, из-за физических трудностей в

исполнении

учащихся

появились

варианты

игры

на

народных

инструментах - балалайке и гитаре. И это добавило разнообразие и

возможность ансамблевого исполнения - 4-6 музыкантов.

2.

Психологические трудности: Педагоги могут испытывать неуверенность

в

своих

силах,

не

видеть

результатов

учебы

и

ощущать

неудовлетворенность от работы. Однако важно помнить, что для ребенка

с ОВЗ любой прогресс – это огромный шаг вперед, и каждый успех

нужно отмечать и хвалить.

3.

Отсутствие четкой системы: Дети с ОВЗ отличаются друг от друга

индивидуальными особенностями, что усложняет процесс обучения. Не

всегда легко найти подходящие методики и приемы для конкретного

ребенка.

Часто

приходится

действовать

ситуативно,

используя

педагогическую интуицию. (Надежда, сказка терапия, гусли).

4.

Поиск новых методик. Часто приходится искать новые интересные

методики, приемы и придумывать свои собственные. Важно создавать

увлекательные занятия, чтобы ребенок не устал и не потерял интерес к

обучению. (Инструменты, музыкальная грамота, развитие слуха –

угадывая тембр инструмента, высоту звучания, использование видео

материалов Ликбез в Музыке и др.).

5.

Быстрая утомляемость: Дети с ОВЗ быстро утомляются, поэтому нужно

постоянно удерживать их интерес с помощью разнообразных заданий и

игровых форм. Игра должна стать основой обучения.

В своей работе я пришла к некоторым важным установкам, которые

помогают мне работать с детьми с ОВЗ эффективно:

- Не переживай из-за «плохих» результатов в обучении: Фокусируйся на

прогрессе, который ребенок делает, не сравнивай его с другими детьми.

- Не сравнивай с другими детьми: Каждый ребенок индивидуален, у

каждого свой темп развития.

- Не бойся искать идеи у других педагогов: Обмен опытом – это

отличный способ найти новые идеи и методики.

- Пробуй разные приемы, экспериментируй, придумывай, твори: Дети

любят новое и интересное, а творческий подход делает занятия более живыми и

запоминающимися.

- Занимайся как индивидуально с ребенком, так и в ансамбле: Включи в

процесс обучения игру с «обычными» учениками. Очень хорошо, если есть

возможность

играть в целом творческом коллективе - танцевальный,

вокальный.

- Изучай опыт музыкальных работников в детском саду. Часто игры для

малышей подходят детям с ОВЗ.

- Используй элементы пальчиковых игр: Пальчиковые игры помогают

развивать мелкую моторику и координацию движений.

-

Используй

элементарные

шумовые

инструменты:

металлофоны,

треугольник, маракасы, бубен и т.д. – все это может стать интересным и

полезным инструментом в процессе обучения.

-

Выступай

с

детьми

вне

школы:

муниципальные,

областные

мероприятия.

- Используй поощрения. Это могут быть небольшие конфетки (с согласия

родителей, воспитателей), наклейки, яркие стикеры или другие маленькие

призы, которые будут мотивировать ребенка на успехи.

- Делись опытом: Рассказывай о своих успехах и трудных моментах,

делись идеями с коллегами.

- Приглашай детей, посещай вместе с ними концерты, спектакли,

тематические вечера.

Заключение

Работа с детьми с ОВЗ – это не просто обучение игре на инструменте, это

работа над их всесторонним развитием, помощь в достижении их потенциала.

Атмосфера творчества помогает детям раскрыть себя, формирует уверенность в

себе, чувство собственного достоинства, позитивное отношение к миру,

понимание эмоционального состояния окружающих людей и потребность в

сопереживании. В совместной музыкальной деятельности, воспитывается и

формируется коллектив, дети учатся вместе переживать, у них появляется

чувство ответственности, формируется терпение, выдержка и упорство в

достижении поставленной цели, формируется организованность, сплочённость,

взаимопонимание и уважение, исчезает робость, неуверенность в своих силах,

формируется коммуникативная культура. Опираясь на пример взрослого, дети

приобщаются

к

культуре

поведения,

осваивают

общечеловеческие

и

культурные ценности, что в дальнейшем способствует успешной социализации

детей с ОВЗ.



В раздел образования