Автор: Соловьева Наталья Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОБУ детский сад №67 города Сочи К
Населённый пункт: Краснодарский край г.Сочи
Наименование материала: статья
Тема: Интеллектуальная игра: субъектность ребенка в команде
Раздел: дошкольное образование
Интеллектуальная игра: субъектность ребенка в команде
Соловьева
Наталья
Васильевна,
воспитатель
муниципального
дошкольного образовательного бюджетного учреждения детского сада
комбинированного вида №67 муниципального образования городской округ
город-курорт Сочи Краснодарского края
Аннотация
В статье рассматривается практика организации интеллектуальных игр
с дошкольниками. Автор приводит данные исследования о создании
педагогических условий для проявления субъектной позиции ребенка. В
качестве методических рекомендаций приведен подробный анализ игры
«Полундра». Данный формат игры позволяет педагогу создать условия для
поддержки детской инициативы и самостоятельности в процессе игровой
деятельности.
Ключевые слова:
субъектность, игровая практика, командная игра,
правила взаимодействия, инициативность, игры-викторины.
Современное образование все чаще характеризует ребенка как субъекта
собственной
деятельности. К характерным особенностям субъектной
позиции педагога относятся следующие компоненты: активная позиция
воспитанника в процессе деятельности; совместное решение проблемы как
способов взаимодействия; игра, диалог, работа по микрогруппам, как
основные
организационные
формы,
реализующие
гуманистические
отношения допустимость сосуществования противоположных точек зрения.
Исследования
М.
Миркес
подчеркивают
важность
создания
педагогических условий для проявления ребенком субъектной позиции.
Желание воплотить себя, выразить свое отношение к миру, предлагать новое
органично для дошкольников. [1]
Что нужно для того, чтобы субъектность у детей развивалась?
Ответ на этот вопрос мы нашли в образовательных практиках, которые
позволяют педагогу создавать ситуации, в которых ребята могут проявлять
себя как активных участников события, демонстрировать свои компетенции
и, при этом, активно взаимодействовать.
Одной
из
успешных
практик
является
формат
интерактивных
интеллектуальных игр-викторин.
Полундра – формат совместной деятельности, который предусматривает
выполнение командами различных заданий. Игровая задача: выполнить
задания и найти части послания старого пирата Флинта, собрать и прочитать
его. Тот, кто первым нашёл нужный ответ, хватает флажок и кричит
«Полундра!» Характер заданий отражает структуру игр-викторин и включает
перечень вопросов:
вопрос-шутка, вопрос-подсказка, неизвестное об
известном и вопрос на удачу.
Для начала практики воспитатель использует принятый в группе формат
приветствия и начала интересного дела. Затем способствует способствуем
формированию у детей внутренней мотивации к деятельности. Например:
«Тай, тай, налетай, в интересную игру играй! Друзья, я вижу,
что все вы любите играть. И сегодня у меня для вас есть что-
то интересное, кто хочет узнать, хлопните в ладошки!
Воспитатель достает коробку с надписью «Полундра», флешкой и
флажком внутри.
Заметили как называется игра?
Как думаете, что это за игра? Какие будут мысли по поводу
это слова?
Полундра – это секретное слово, сигнал внимания, которое
пираты кричали для того, чтобы сказать что-то важное!
Чтобы все об этом услышали! Вот такая игра…
(пауза для
осмысления)
Что скажете?»
После того, как ребят заинтересовала игра, педагог переходит к
обсуждению правил игры и организует этап совместного планирования.
«Как думаете, с кем мы сегодня будем играть? Кто пояснит,
какие правила в этой игре? Как назовем нашу команду? Кто
будет капитаном? Это ответственная должность… Думаю, что
команда готова начать игру. Что нажимаем?»
В процессе игры воспитатель вместе с ребятами выполняет задания
старого Флинта. Так, педагог занимает позицию партнера, эмоционально
реагирует на монеты, полученные от правильно выполненного задания.
Проектирование вопросов – важный методический аспект подготовки
игры. Вопросы должны нацеливать ребенка на обращение к личному опыту,
размышления
и
выдвижения
гипотез.
Особенно
интересна
практика
использования приема «Вопрос без ответа». Например: «Кто важнее, слон
или муравей?», «Что было бы, если медведь был размером с муравья?» В
процессе обсуждения «вопросов без ответов» педагог занимает позицию
модератора дискуссии, тем самым побуждая ребят демонстрировать свои
суждения и отстаивать правильность собственного мнения.
М. Миркес отмечает, что идеи зарождаются не в пустоте, а в
пространстве других идей.
1
Практика
организации
образовательных
дискуссий
в
формате
интеллектуальных
игр-викторин
становится
средством
развития
мыслительно-коммуникативных действий, где диалог – «ключ» педагога в
поисках «хвостиков» субъектности.
Литература:
1.
Практики субъектности в образовании / под ред. М.М. Миркес. – М.:
Линка-Пресс, 2019. – 320 с.