Автор: Абрамова Екатерина Сергеевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ Лицей №25 г.Ковров
Населённый пункт: Владимирская область, город Ковров
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Разделительный мягкий знак
Раздел: начальное образование
Русский язык
Тема: Разделительный мягкий знак
Цель:
-
Формировать умение
употреблять в словах мягкий
.
разделительный знак
Задачи:
-
Развивать познавательный интерес
путём привлечения занимательного
,
материала
созданием проблемных
.
ситуаций
-
Развивать мыслительную
:
,
деятельность
умения сравнивать
,
,
наблюдать
анализировать
делать
.
.
выводы Развивать речь
-
Воспитывать умение слушать
.
других
Ход урока.
1. Организационная часть.
,
В некотором царстве
в дружном
2
школьном государстве жил да был
.
класс
,
,
Слышите
ребята
я про
.
вас
Хорошо ли в царстве
?
жить
,
Все ли правила в нем знают
а как в
?
жизни применяют
.
Сегодня мы это и проверим
-
.
Записали сегодняшнее число
.
Классная работа
2.Постановка цели урока.
,
В сказочном городе букв
что
,
находится за тридевять земель
в
,
три десятом царстве
в небольшом
,
домишке
что стоял на самой
,
окраине этого города
почти у
.
-
.
самого леса
жила
была буква
,
Была она такая тихая и скромная
что никто даже не слышал ее
.
голоса
О ней частенько забывали и
.
вообще не брали во внимание
Все
: «
буквы посмеивались над ней
Она
,
даже не обозначает звука
не умеет
…» -
.
говорить
ворчали они Жилось
,
ей плохо очень
.
одиноко
-
,
Ребята
как вы
,
думаете
кто живет в
?
этом домике
(
)
ь знак
3. Минутка чистописания
тья нье льё вьи пью
4. Словарная работа.
.
Отгадайте загадки
,
Близкие родственники живущие
вместе
(
)
семья
.
,
Верхняя одежда
которую мы
одеваем в холода
(
)
пальто
.
,
Снежная буря
метель
(
)
вьюга
.
,
Время суток
когда мы бодрствуем
(
)
день
.
Подчеркнуть и объяснить орфограммы.
На доске, беспорядочно, расположены картинки - отгадки.
Ученик подходит и выбирает картинку,
соответствующую отгадке и записывает слово на доске.
5. Создание проблемной ситуации.
-
?
Что общего во всех этих словах
(Во всех словах есть мягкий знак).
-
?
О чем будем говорить на уроке
(О правописании слов с мягким знаком).
-
Что мы уже знаем
?
по данной теме
*
–
Мягкий знак
это
.
буква
*
Мягкий знак не
.
обозначает звука
Работа в парах:
На партах у вас лежит лист зеленого цвета, вам нужно
разделить слова на 2 группы.
1.
,
,
,
Семья
вьюга
шитьё
2.
,
,
Пальто деньки пеньки
-
Чем отличаются слова каждой
?
группы
(
–
Первая группа слов
это
слова с разделительным мягким
,
–
знаком а во второй группе слов
мягкий знак показатель мягкости
).
согласного
-
На сегодняшнем уроке мы с вами
2
должны будем ответить на
:
вопроса
1. Для чего нужен разделительный мягкий
знак?
2. Когда пишется разделительный мягкий
знак?
Открытие новых знаний.
-
Объясните лексическое значение
–
.
слова
семья
Пустой карточкой закрыть букву мягкий
знак.
-
Объясните лексическое значение
–
.
нового слова
семя
-
?
Разные слова
Какой мы можем
?
сделать вывод
(
Мягкий знак меняет
,
значение слова
важно его не
, .
.
пропустить
т к
люди должны
,
).
понимать
о чем вы хотите сказать
-
А какая роль мягкого знака в
?
слове вьюга
(
,
Показывает
что
согласные и гласные звуки при
).
произношении не сливаются
-
,
Ребята
мы ответили с вами на
«
первый вопрос
Для чего нужен
?».
разделительный мягкий знак
Работа по учебнику Упр. № 54
-
;
записать слова в тетрадь
-
выяснить
перед какими буквами
пишется разделительный мягкий
;
знак и после каких
-
сколько звуков в этих случаях
обозначают буквы
Е Ё Ю Я И и
. (
)
почему
Вспомнить правило
Образец выполнения: Ателье й э .
Вывод:
Разделительный Ь пишется
перед буквами
Е Ё Ю Я И
Разделительный Ь пишется после
,
букв
обозначающих согласные
.
звуки
Физминутка.
-
«
–
Поиграем в игру
Бывает
не
».
бывает
Я буду предлагать вам
.
различные высказывания
Если вы с
,
ними согласны то будете тянуться
,
–
,
вверх а если
не согласны будете
.
?
наклонятся
Готовы
.
Ночью идёт дождь
(тянутся вверх)
.
У слона есть крылья
(наклоняются)
.
У охотника есть ружьё
(тянутся
вверх)
.
Ночью бывает радуга
(наклоняются)
.
Варенье варят из ягод
(тянутся вверх)
.
Жильё белки в дупле
(тянутся вверх)
-
!
,
.
Молодцы Садитесь
пожалуйста
Работа по учебнику Упр. № 56.
-
произнести название предметов и
;
записать
-
1 – 2
подобрать и записать
однокоренных слова и выделить
;
корень
Платье, платьице, платяной.
Воробьи, воробей, воробьишко.
Колосья, колосок, колоситься.
-
выяснить в какой части слова
находится разделительный мягкий
.
знак
-
,
Ребята
мы ответили с вами на
«
второй вопрос
Когда пишется
?»
разделительный мягкий знак
7. Закрепление изученного материала.
Работа по карточкам (у каждого на столе
карточка желтого цвета с заданием).
1.
,
Измени слова так
чтобы они
.
обозначали несколько предметов
– _____________________________
Стул
– __________________________
Воробей
- ______________________________
Перо
Подчеркни
одной чертой
разделительный
,
мягкий знак
а
-
,
двумя
буквы перед которыми он
.
пишется
1.
,
Измени слова так
чтобы они
.
обозначали несколько предметов
– _____________________________
Брат
– ___________________________
Дерево
- _____________________________
Лист
1.
,
Измени слова так
чтобы они обозначали
.
несколько предметов
– _____________________________
Стул
– __________________________
Воробей
- ______________________________
Перо
*
Подчеркни
одной чертой разделительный
мягкий
,
знак
-
,
.
а двумя
буквы перед которыми он пишется
2.
,
Измени слова так
чтобы они обозначали несколько
.
предметов
– _____________________________
Брат
– ___________________________
Дерево
- _____________________________
Лист
*
Подчеркни
одной чертой разделительный
,
мягкий знак
-
,
а двумя
буквы перед которыми
.
он пишется
1.
,
Измени слова так
чтобы они обозначали
.
несколько предметов
– _____________________________
Стул
– __________________________
Воробей
- ______________________________
Перо
*
Подчеркни
одной чертой разделительный
мягкий
,
знак
-
,
.
а двумя
буквы перед которыми он пишется
,
,
,
,
Пеньки пальто шитьё
семья
,
деньки вьюга
,
,
,
,
Пеньки пальто шитьё
семья
,
деньки вьюга
,
,
,
,
Пеньки пальто шитьё
семья
,
деньки вьюга
,
,
,
,
Пеньки пальто шитьё
семья
,
деньки вьюга
8. Домашнее задание.
.
. 33
. 56 –
.
Уч
стр
Упр
разобрать
9. Итог урока. Рефлексия.
-
?
О чем говорили сегодня на уроке
-
Что узнали нового по данной
?
теме
,
Ребята
я приготовила каждому из
,
вас памятки по данной теме
которые помогут вам лучше
,
запомнить
когда в словах пишется
.
разделительный мягкий знак
–
,
Слева от меня
согласный
– , , ,
, .
Справа
е
ё
и ю я
,
Чтобы не было слияния
.
Разделил их ловко я
–
.
Мягкий знак
это буква
.
Мягкий знак не обозначает звука
Мягкий знак обозначает мягкость
.
предшествующего согласного
–
Мягкий знак
это орфограмма
Мягкий знак может быть
разделительным
Мягкий знак может менять значение
слова
Разделительный мягкий знак
,
показывает
что согласные и
гласные звуки при произношении
.
не сливаются
Разделительный Ь пишется перед
буквами
Е Ё Ю Я И
Разделительный Ь пишется после
,
букв
обозначающих согласные
.
звуки
Разделительный Ь пишется в корне
.
слова
А сейчас прикрепите на
доску, рядом с домиком
мягкого знака солнышки.
Все
,
Все получилось
было интересно
,
Было интересно но Было скучно и
не интересно
не все получалось
-
На следующем уроке мы с вами
продолжим работу по данной теме
,
и закрепим знания
полученные на
.
этом уроке