Напоминание

«Роль музыки в формировании эстетических и нравственных аспектов личности (ребенка)».


Автор: Драгина Наталья Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ им. Г.Кукуевицкого
Населённый пункт: город Сургут
Наименование материала: методический доклад
Тема: «Роль музыки в формировании эстетических и нравственных аспектов личности (ребенка)».
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого»

Методический доклад на тему:

«Роль музыки в формировании эстетических и нравственных аспектов

личности (ребенка)».

Выполнила: Драгина Н.Н.,

преподаватель по классу домра

Содержание

Гл.1.Введение……………………………………………………………………3

1.1.Формиование

личности…………………………………………………………………………4

1.2.Нравственное

воспитание………………………………………………………………………5

1.3.Эстетическое

воспитание………………………………………………………………………6

Гл.2.Восприятие. Музыкальное

восприятие………………………………………………………………………6

2.1.Музыкальное

воспитание………………………………………………………………………7

2.2.Структура и виды музыкальной

деятельности…………………………………………………………………….8

Заключение………………………………………………………………………9

Список используемой

литературы……………………………………………………………………..11

Введение

Цель доклада: выявить и развить музыкальные способности, всесторонность

ребенка в музыкальной среде, роль педагога в формировании личности

ребенка.

Задачи доклада: показать роль музыкального воспитания в формировании

духовной составляющие человека, влияние на всестороннее и гармоничное

развитие личности.

- Обучение начинающих - часть общего процесса работы с учащимися.

Общее музыкальное развитие ученика как одна из основных задач педагога.

Ознакомление с нотной грамотой, налаживание элементарных двигательных

навыков, умение привить любовь к музыке и искусству в целом.

Данный доклад содержит теоретический материал, основанный на научные

данные о педагогических условия развития музыкальных способностей детей

в общеобразовательных школах, центрах дополнительного образования и

дошкольных учреждениях. Эти закономерности были выявлены в результате

многолетних

психологических

педагогических

исследований.

значение

искусства

как

способа

отражения

действительности

и

его

роль

в

формировании личности человека, а также влияние различных видов

музыкальной деятельности на всестороннее развитие ребенка. Актуальность

данной темы существует и

в наши дни, так как мир искусства и, в

частности, музыки, является вечным и задача педагогов «открыть дверку» в

этот удивительный мир, научить понимать и видеть прекрасное в каждом

произведении искусства. Ведь путь к духовному миру человека лежит через

знания, любовь и понимание музыки и искусства в целом.

1.1.Формирование личности

– это сложный многозначный процесс,

выступающий в форме физиологического, психического и социального

становления

человека

и

определяющийся

внутренними

и

внешними

естественными и общественными условиями.

В самом общем виде формирование личности ребенка можно определить как

процесс социализации, то есть усвоение социального опыта. Человек на

основе социального общения и разных видов деятельности обособляется в

особую социально-психологическую систему.

Личность в полном смысле этого слова начинается тогда, когда из всего

социально-психологического

материала,

ставшего

личным

достоянием

индивида, формируется особым образом организованная система, которая

обладает

индивидуальностью,

способностью

к

саморегуляции,

избирательным отношением к социальной среде.

1.2.Нравственное воспитание.

Человек живет в обществе и не может быть свободным от требований этого

общества.

Эти

требования

касаются

в

первую

очередь

моральных,

нравственных качеств человека, его поведения. Требования складываются в

процессе совместного труда и общения. В них заключены обязанности

каждого человека по отношению к обществу, к другим людям, к самому себе.

Задачи нравственного воспитания:

-осознание

требований

и

норм

общественной

морали,

выработка

нравственных убеждений, мировоззрения;

-развитие у детей чувства патриотизма;

-развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со

сверстникам, заботы и внимания к окружающим людям;

-выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;

-формирование

ответственного

отношения

к

своим

трудовым

делам,

дисциплине, ответственности в труде, трудолюбия;

-формирование умений и навыков трудиться и жить в коллективе;

-формирование таких черт характера, как принципиальность и стойкость в

убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к

труду, непримиримость к несправедливости;

-Формирование культуры поведения.

1.3.Эстетическое воспитание.

Развить у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей

действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к

людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развить вкус к

прекрасному и способности самому создавать то прекрасное.

2.Восприятие. Музыкальное восприятие.

Различные

виды

искусства

обладают

специфическими

средствами

воздействия на человека. Музыка же может воздействовать на ребенка на

самых ранних этапах. Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда

ребенок не может включится в другие виды музыкальной деятельности,

когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусств.

Восприятие-это отражение в коре головного мозга предметов и явлений,

воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто

механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится

перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие- всегда

активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом

мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем

видам музыкальной деятельности.

Известный музыкант- психолог Е. В. Незнанский предлагает различать два

термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие –в зависимости от

того,

состоялось

ли

оно.

Музыкальным

восприятием

он

называет

состоявшееся восприятие – прочувствованное и осмысленное.

«Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и

осмысление тех задач (значений), которыми обладает музыка как искусство,

как

особая

форма

отражения

действительности,

как

эстетический

художественный феномен». Важно формировать именно музыкальное

восприятие.

2.1Музыкальное воспитание.

Восприятие у ребенка и у взрослого в силу различного музыкального и

жизненного опыта неодинаково. Вместе с тем качество восприятия музыки

не связано только с возрастом. Качество восприятия во многом зависит от

вкусов, интересов. Если человек рос в «немузыкальной» среде, у него

зачастую формируется негативное отношение к «серьезной» музыке. Такая

музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык

сопереживать выраженным в ней чувства с детства. Н.А. Ветлугина пишет

«Развитие

музыкальной

восприимчивости

не

является

следствием

возрастного воспитания и созревания человека, а является следствием

целенаправленного воспитания».

Музыка имеет сходную с речью природу. Подобно процессу овладения

речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку,

ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных

эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроения.

Фольклорист Г. Науменко писал: «…у ребенка, попадающего в социальную

изоляцию происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки

и язык того, что его воспитывает, общается с ним. И каждую звуковую

информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным

опорным и музыкальным и поэтическим языком в его сознательном речевом

и музыкальном интонировании …»

Музыкальное развитие оказывает ничем незаменимое воздействие на общее

развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление,

воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Занимаясь

музыкальным воспитанием, важно помнить об общем развитии детей.

Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков может расширить эти

представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание

влияет на формирование эстетического вкуса.

Развитие нюансов музыки развивается у детей, начиная с раннего возраста.

На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства

ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает –

движение, слово, игра. Следовательно, развитие музыкального восприятия

должно осуществляться посредством всех видов деятельности. На первое

место здесь можно поставить слушание музыки. Получая с детства

разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку

интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт

восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный

словарь» разных эпох. Знаменитый скрипач С.Стадлер однажды заметил:

«Чтобы понять прекрасную сказку на японском языке, надо хотя бы немного

его знать». Усвоение любого языка начинается с детства.

2.2Структура и виды музыкальной деятельности.

В музыкальном воспитании детей выделяется следующие виды музыкальной

деятельности:

восприятие,

исполнительство,

творчество,

музыкально-

образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так,

восприятие

музыки

может

существовать

как

самостоятельный

вид

деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам.

Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-

ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах. Музыкально-

образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в

музыке

как

в

виде

искусства,

музыкальных

жанра,

композиторах,

музыкальных инструментах, а также специальные знания о способах

исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои

особенности, предполагает овладения детьми теми способами деятельности,

без которых она неосуществима.

Все виды деятельности взаимодействуют между собой. Каждый вид

деятельности

служит

средством

развития

какой-либо

музыкальной

способности. С помощью восприятия музыки, различение эмоциональной

окраски формируется ладовое чувство. Музыкально-слуховые представления

развиваются с помощью тех видов деятельности (пение, игра), в которых эта

способность проявляется. Ритмическое чувство находит выражение в первую

очередь

в

музыкально-ритмических

движениях,

воспроизведении

ритмического рисунка ,в хлопках ,на инструментах в пении. Эмоциональная

отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной

деятельности.

В развитии музыкальных способностей различные виды деятельности могут

взаимозаменять друг на друга.

Таким образом, виды музыкальной деятельности являются средствами

музыкального воспитания и развития детей. Музыкально - исторические

знания освещают пути возникновения и становления музыкального искусства

на различных этапах истории. Новые композиторы используют в своем

творчестве сложившиеся традиции и вместе с тем проявляют новаторство,

обеспечивая тем самым наступательное движение музыкального искусства

Музыкальная литература расширяет кругозор детей. Главное подчеркивается

эмоционально-образное содержание произведения, особенности развития

музыкальных образов, комплекс выразительных средств. Сольфеджио

развивает координацию всех слуховых навыков и теоретических знаний.

Именно

комплексное

применение

разных

форм

работы

на

уроках

обеспечивает разностороннее развитие ребенка. А так же важны следующие

принципы воспитания:

-систематичность;

-постепенность;

-последовательность;

-повторность.

Все

перечисленные

формы

музыкальной

деятельности

помогают

формировать навыки активного восприятия музыки, обогащают опыт детей

прививают им знания, что в целом является важной предпосылкой

обогащения музыкальной культурой детей. В процессе многообразных форм

музыкального

восприятия

дети

узнают,

постигают,

осваивают

закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить

музыку, приобщаются к занятиям нотной грамоты. Все это расширяет

кругозор

детей,

дает

возможность

значительно

повысить

уровень

исполнительских навыков, развить музыкальные способности детей.

Каждый

вид

музыкальной

деятельности,

имея

свои

особенности,

предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых

она не осуществима и оказывает специфическое влияние на развитие детей.

Поэтому очень важно в музыкальном воспитании использовать все виды

музыкальной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная педагогика накопила большой опыт в теории практике

обучения.

Наблюдая за детьми, обучающимися в детских школах искусств и сравнивая

их с учениками общеобразовательной школы, я пришла к выводу, что дети,

обучающиеся музыке, более развиты во всех отношениях. В процессе

музыкальных занятий развиваются: усидчивость, воображение, память,

моторика

процессе

всестороннего

развития

личности

искусству

принадлежит очень важная роль. «Хотя основой всестороннего развития

личности

является

сама

жизнь,

в

которой

главную

роль

играет

целеустремленный творческий труд, но жизнь без искусства не формирует и

не воспитывает человека целостного, всесторонне и гармонично развитого».

((1)В.А.Сухомлинский . Не только разумом, но и сердцем, М., 1986 г.)

Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как

неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения,

итогом которого является формирование общей культуры личности.

В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера,

доступная лишь немногим, избранным, особо одаренным детям, но как

составная часть общего развития всего поколения в целом.

Чрезвычайно важно, чтобы воздействие искусства начиналось как можно

раньше,

в

детстве.

Воспитывая

с

ранних

лет

способность

глубоко

чувствовать и понимать искусство, любовь к нему сохраняется затем на всю

жизнь, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов человека.

«…Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального

произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки

человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая

не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты

музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту –

маленький человек осознает свое достоинство. (1)

Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического

вкуса. Способствуют становлению характера, норм поведения. Обогащают

внутренний мир ребенка яркими переживаниями. Музыкальные занятия не

что иное, как познавательный, многогранный процесс, который развивает

художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству

–формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к

окружающему миру. Музыка украшает жизнь, делает ее более интересной, а

также играет важную роль в работе по воспитанию детей. Ребенок делается

чутким к красоте в искусстве и жизни.

В современном быстроразвивающемся мире компьютерных технологий,

очень важно с самого детства воспитывать в маленьком человеке правильные

ценности, любовь к прекрасному, зарождать и поддерживать интерес к

вековым традициям, приобщать к культурному наследию, прививать любовь

к Родине.

Список используемой литературы.

1.Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь» М :Просвещение 1984

2.Д.Кобалевский. «Как рассказать детям о музыке?»М:1997

3.Е.Незнайкинский «О психологии музыкального воспитания» М: 1972

4.Петрушин В.И. «Музыкальная психология»1997 М.

5.Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей» М.:1971

6.Литература методического кабинета Свердловской области . г.Реж.



В раздел образования