Напоминание

«Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»»


Автор: Голыгина Зинаида Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №92 "Анютка"
Населённый пункт: Рыбинск (Ярославская обл.)
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи с детьми 5-6 лет
Тема: «Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД по развитию речи с детьми 5-6 лет

на тему: «Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»»

составил: воспитатель Голыгина З.Б.

Тема: чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»

Цель: познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства»,

помочь им оценить поступок мальчика. Показать нравственно – духовное

значение

дружбы

в

человеческих

взаимоотношениях:

способствовать

развитию конструктивного взаимодействия, повышению уверенности в себе.

Задачи:

Образовательные:

1. Подвести детей к анализу произведения, отвечая на вопросы по

тексту полным ответом. Совершенствовать диалогическую форму связной

речи.

Развивающие:

1.Способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со

взрослыми и сверстниками.

Воспитательные:

1.

воспитывать интерес к книгам, художественным произведениям;

2.

воспитывать усвоение норм и ценностей принятых в обществе;

формирование понятий «дружба», «друг».

Средства реализации:

Демонстрационный материал: рассказ В.Ю. Драгунского «Друг

детства», портрет писателя В. Драгунского, клубок ниток.

Методы и приемы:

Методы: наглядные, словесные, практические.

Приемы:

пояснения,

физминутка,

беседа,

игра,

рассматривание

иллюстраций, вопросы к детям, чтение художественной литературы.

Словарная работа: растерянный, капитанский мостик, Сингапур,

Ален Бомбар, челнок.

Ход организованной образовательной деятельности:

I часть. Вводная

Игра-мотивация «Клубок дружбы»

Дети стоят около воспитателя.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю начать наше занятие с игры

«Клубок дружбы». Вы будете передавать друг другу клубок, при этом

каждый может сказать добрые слова своему соседу, сделать ему комплимент.

Посмотрите, ниточка связала нас, и дружба наша стала ещё крепче (сели на

стулья).

II часть. Основная

1.

Беседа

Воспитатель:

Дети вы знаете, кого называют «друг детства»?

(Предполагаемы ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете: а может ли игрушка быть другом?

Дети: Да, может.

Воспитатель: Конечно, когда вам скучно, вы с нею поиграете, когда

вам грустно, ее можно обнять, положить с собой в постель, чтобы было

теплее и сладко спалось. Сегодня мы с вами познакомимся с писателем

Виктором Драгунским (показать портрет писателя). Этот автор

писал рассказы о детях, для детей. Сегодня мы с вами прочтем

его рассказ «Друг детства».

В рассказе «Друг детства» вам встретятся трудные слова, значение

которых я поясню: растерянный - человек, который не знает что делать и

как поступить; капитанский мостик - комната на борту корабля, откуда

капитан управляет кораблем; Сингапур - город-государство; Ален Бомбар -

путешественник, пересекший в одиночку океан; челнок - маленькая узкая

лодка.

Чтение рассказа.

Воспитатель: Рассказ В. Драгунского «Друг детства»

Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не

знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень

нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница,

я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне

приниматься.

То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в

телескоп далекие звезды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания,

чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий

Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось

превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной

фуражке и кричать толстым голосом:

– Го-о-тов!

Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника,

который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А

то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде

Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной

только сырой рыбой. Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел

на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что

выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно

некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило. А вдруг я где-

нибудь не поймаю одну-другую рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я,

наверно, просто растаю в воздухе как дым, вот и все дела.

Когда я все это подсчитал, то решил отказаться от этой затеи, а на

другой день мне уже приспичило стать боксером, потому что я увидел в

телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг

друга – просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они

колотили уже тяжелую кожаную «грушу» – такой продолговатый тяжелый

мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в

себе силу удара. И я так нагляделся на все на это, что тоже решил стать

самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать, в случае чего.

Я сказал папе:

– Папа, купи мне грушу!

– Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.

Я рассмеялся:

– Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне

обыкновенную кожаную боксерскую грушу!

– А тебе зачем? – сказал папа.

– Тренироваться, – сказал я. – Потому что я буду боксером и буду всех

побивать. Купи, а?

– Сколько же стоит такая груша? – поинтересовался папа.

– Пустяки какие-нибудь, – сказал я. – Рублей десять или пятьдесят.

– Ты спятил, братец, – сказал папа. – Перебейся как-нибудь без груши.

Ничего с тобой не случится.

И он оделся и пошел на работу.

А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама

сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:

– Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну-ка, ну-ка, погоди-ка одну

минуточку.

И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную

корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл.

Потому что я уже вырос и осенью мне должны были купить школьную

форму и картуз с блестящим козырьком.

Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой

старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый

волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки, и

несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля. И вдруг

мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.

Она бросила его мне на диван и сказала:

– Вот. Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года

исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот

какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Еще лучше! И покупать не

надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!

И тут ее позвали к телефону, и она вышла в коридор.

А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил

Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него

тренироваться и развивать силу удара.

Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у

него были разные глаза: один его собственный – желтый стеклянный, а

другой большой белый – из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда

он появился. Но это было не важно, потому что Мишка довольно весело

смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил

мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он

уже заранее сдается…

И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с

этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и

нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки

манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его

чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная

милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с

собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему

разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда,

любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на

диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он

сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…

– Ты что, – сказала мама, она уже вернулась из коридора. – Что с

тобой?

А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы

она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к

потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился

немного, я сказал:

– Ты о чем, мама? Со мной ничего… Просто я раздумал. Просто я

никогда не буду боксером.

Воспитатель: Давайте немного разомнемся и продолжим дальше.

Физкультминутка

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна: (Потягивание – руки вверх)

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. (Вращение головой)

Наклонился взад-вперед, (Наклоны вперед-назад)

Вот он по лесу идет.

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки.

Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой

ступни, потом наоборот)

Наконец медведь наелся

И на бревнышке уселся. (Дети садятся)

Воспитатель: Вот мы немного и размялись. Ну что продолжим?

Беседа по содержанию.

Воспитатель: О ком этот рассказ?

Дети: о мальчике Дениске

Воспитатель: Кем в детстве мечтал стать Дениска?

Дети: капитаном дальнего плавания, путешественником, астрономом,

машинистом метро, боксером.

Воспитатель: почему у него так часто менялось мнение?

Дети: Дениска был маленький, и его привлекали разные профессии.

Воспитатель: Как вы думаете, почему мальчику хотелось, быть

например, капитаном дальнего плавания?

Дети: Потому что это очень интересная работа. Капитан управляет

огромным теплоходом, он может побывать в разных городах и странах, как

об этом говорится в рассказе, «посетить далекий Сингапур и купить там себе

забавную обезьянку»

Воспитатель: Почему Дениска решил стать боксером?

Дети: Чтобы быть сильным, смелым и отважным.

Воспитатель: Что нужно для того, чтобы стать боксером?

Дети: Крепкое здоровье, ничего не бояться и быть уверенным в себе и

много тренироваться.

Воспитатель: Итак, чтобы стать боксером, нужно тренироваться. А

для тренировок нужна кожаная боксерская груша. Скажите, кто-нибудь из

вас видел, как тренируются боксеры? (Ответы детей)

Воспитатель: А теперь послушайте еще раз, как это описано в

рассказе: «А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжелую

кожаную «грушу», такой продолговатый тяжелый мяч, надо бить по нему изо

всех сил, чтобы развивать в себе силу удара…»

Воспитатель: Как отнесся к просьбе сына папа?

Дети: Папа ему отказал.

Воспитатель: Что почувствовал мальчик?

Дети: огорчение, обиду.

Воспитатель: А что предложила мама?

Дети: Мама предложила мишку (старую игрушку) использовать вместо

груши.

Воспитатель: Почему Дениска не стал использовать свою игрушку

вместо боксерской груши?

Дети: Ему стало жалко свою игрушку.

Воспитатель: О чем думал Дениска, глядя на своего мишку?

Дети: Он вспомнил как играл с мишкой, он вспомнил, что мишка был

его другом.

Воспитатель: Какие чувства вызывали эти воспоминания?

Дети: Любовь, привязанность, нежность.

Воспитатель: Как называет Дениска Мишку?

Дети: Он называет его своим бывшим, самым лучшим другом.

Воспитатель: Вспомните главные слова, которые передают чувства

Дениски в этот момент?

Дети: «...и я любил его тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь

бы отдал...»

Воспитатель: Почему Дениска чуть не заплакал?

Дети: Ему стало стыдно за себя, ведь он хотел бить своего «самого

лучшего друга, настоящего друга детства».

- Как закончился рассказ? (ответы детей).

(Мальчик решил, что он не будет боксёром) .

- Почему мальчик так решил?

Воспитатель: Какой поступок совершил мальчик?

(Правильный, мудрый, верный, хороший).

Каким человеком оказался мальчик?

(Добрым, отзывчивым, милосердным, великодушным, с золотым

сердцем, никогда никого не обидит, никого не предаст).

Нельзя предавать своих друзей, даже, если они игрушечные.

III часть. Заключительная часть.

Итог.

Воспитатель подводит итоги:

Воспитатель: Как называется рассказ, который мы прочитали?

Дети: «Друг детства».

Воспитатель: Кто его написал?

Дети: Писатель Виктор Драгунский.

Воспитатель: Что вы узнали про дружбу и друзей?

Дети: Настоящий друг не оставит в беде, не будет обижать.

Воспитатель: У вас у каждого есть лучший друг или подруга. Вы

умеете дружить, цените своих друзей, и сами можете быть настоящими

друзьями, которые никогда не предадут и придут на помощь в любую

минуту.



В раздел образования