Автор: Голыгина Зинаида Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский сад №92 "Анютка"
Населённый пункт: Рыбинск (Ярославская обл.)
Наименование материала: Конспект НОД по развитию речи с детьми 5-6 лет
Тема: «Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»»
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по развитию речи с детьми 5-6 лет
на тему: «Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»»
составил: воспитатель Голыгина З.Б.
Тема: чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства»
Цель: познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства»,
помочь им оценить поступок мальчика. Показать нравственно – духовное
значение
дружбы
в
человеческих
взаимоотношениях:
способствовать
развитию конструктивного взаимодействия, повышению уверенности в себе.
Задачи:
Образовательные:
1. Подвести детей к анализу произведения, отвечая на вопросы по
тексту полным ответом. Совершенствовать диалогическую форму связной
речи.
Развивающие:
1.Способствовать развитию общения и взаимодействия ребенка со
взрослыми и сверстниками.
Воспитательные:
1.
воспитывать интерес к книгам, художественным произведениям;
2.
воспитывать усвоение норм и ценностей принятых в обществе;
формирование понятий «дружба», «друг».
Средства реализации:
Демонстрационный материал: рассказ В.Ю. Драгунского «Друг
детства», портрет писателя В. Драгунского, клубок ниток.
Методы и приемы:
Методы: наглядные, словесные, практические.
Приемы:
пояснения,
физминутка,
беседа,
игра,
рассматривание
иллюстраций, вопросы к детям, чтение художественной литературы.
Словарная работа: растерянный, капитанский мостик, Сингапур,
Ален Бомбар, челнок.
Ход организованной образовательной деятельности:
I часть. Вводная
Игра-мотивация «Клубок дружбы»
Дети стоят около воспитателя.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю начать наше занятие с игры
«Клубок дружбы». Вы будете передавать друг другу клубок, при этом
каждый может сказать добрые слова своему соседу, сделать ему комплимент.
Посмотрите, ниточка связала нас, и дружба наша стала ещё крепче (сели на
стулья).
II часть. Основная
1.
Беседа
Воспитатель:
Дети вы знаете, кого называют «друг детства»?
(Предполагаемы ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете: а может ли игрушка быть другом?
Дети: Да, может.
Воспитатель: Конечно, когда вам скучно, вы с нею поиграете, когда
вам грустно, ее можно обнять, положить с собой в постель, чтобы было
теплее и сладко спалось. Сегодня мы с вами познакомимся с писателем
Виктором Драгунским (показать портрет писателя). Этот автор
писал рассказы о детях, для детей. Сегодня мы с вами прочтем
его рассказ «Друг детства».
В рассказе «Друг детства» вам встретятся трудные слова, значение
которых я поясню: растерянный - человек, который не знает что делать и
как поступить; капитанский мостик - комната на борту корабля, откуда
капитан управляет кораблем; Сингапур - город-государство; Ален Бомбар -
путешественник, пересекший в одиночку океан; челнок - маленькая узкая
лодка.
Чтение рассказа.
Воспитатель: Рассказ В. Драгунского «Друг детства»
Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не
знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень
нравились и все работы тоже. У меня тогда в голове была ужасная путаница,
я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне
приниматься.
То я хотел быть астрономом, чтоб не спать по ночам и наблюдать в
телескоп далекие звезды, а то я мечтал стать капитаном дальнего плавания,
чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далекий
Сингапур, и купить там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось
превратиться в машиниста метро или начальника станции и ходить в красной
фуражке и кричать толстым голосом:
– Го-о-тов!
Или у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника,
который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин. А
то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником вроде
Алена Бомбара и переплыть все океаны на утлом челноке, питаясь одной
только сырой рыбой. Правда, этот Бомбар после своего путешествия похудел
на двадцать пять килограммов, а я всего-то весил двадцать шесть, так что
выходило, что если я тоже поплыву, как он, то мне худеть будет совершенно
некуда, я буду весить в конце путешествия только одно кило. А вдруг я где-
нибудь не поймаю одну-другую рыбину и похудею чуть побольше? Тогда я,
наверно, просто растаю в воздухе как дым, вот и все дела.
Когда я все это подсчитал, то решил отказаться от этой затеи, а на
другой день мне уже приспичило стать боксером, потому что я увидел в
телевизоре розыгрыш первенства Европы по боксу. Как они молотили друг
друга – просто ужас какой-то! А потом показали их тренировку, и тут они
колотили уже тяжелую кожаную «грушу» – такой продолговатый тяжелый
мяч, по нему надо бить изо всех сил, лупить что есть мочи, чтобы развивать в
себе силу удара. И я так нагляделся на все на это, что тоже решил стать
самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать, в случае чего.
Я сказал папе:
– Папа, купи мне грушу!
– Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку.
Я рассмеялся:
– Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне
обыкновенную кожаную боксерскую грушу!
– А тебе зачем? – сказал папа.
– Тренироваться, – сказал я. – Потому что я буду боксером и буду всех
побивать. Купи, а?
– Сколько же стоит такая груша? – поинтересовался папа.
– Пустяки какие-нибудь, – сказал я. – Рублей десять или пятьдесят.
– Ты спятил, братец, – сказал папа. – Перебейся как-нибудь без груши.
Ничего с тобой не случится.
И он оделся и пошел на работу.
А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама
сразу же заметила, что я обиделся, и тотчас сказала:
– Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. Ну-ка, ну-ка, погоди-ка одну
минуточку.
И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетеную
корзинку; в ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл.
Потому что я уже вырос и осенью мне должны были купить школьную
форму и картуз с блестящим козырьком.
Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел мой
старый трамвайчик без колес и на веревочке, пластмассовую дудку, помятый
волчок, одну стрелу с резиновой нашлепкой, обрывок паруса от лодки, и
несколько погремушек, и много еще разного игрушечного утиля. И вдруг
мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку.
Она бросила его мне на диван и сказала:
– Вот. Это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года
исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот
какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Еще лучше! И покупать не
надо! Давай тренируйся сколько душе угодно! Начинай!
И тут ее позвали к телефону, и она вышла в коридор.
А я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил
Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него
тренироваться и развивать силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у
него были разные глаза: один его собственный – желтый стеклянный, а
другой большой белый – из пуговицы от наволочки; я даже не помнил, когда
он появился. Но это было не важно, потому что Мишка довольно весело
смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и выпятил
мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он
уже заранее сдается…
И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным-давно я с
этим Мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и
нянькал его, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и кормил его с ложки
манной кашей, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его
чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, такая забавная
милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я его спать с
собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему
разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда,
любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на
диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он
сидит, смеется разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…
– Ты что, – сказала мама, она уже вернулась из коридора. – Что с
тобой?
А я не знал, что со мной, я долго молчал и отвернулся от мамы, чтобы
она по голосу или по губам не догадалась, что со мной, и я задрал голову к
потолку, чтобы слезы вкатились обратно, и потом, когда я скрепился
немного, я сказал:
– Ты о чем, мама? Со мной ничего… Просто я раздумал. Просто я
никогда не буду боксером.
Воспитатель: Давайте немного разомнемся и продолжим дальше.
Физкультминутка
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (Потягивание – руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился взад-вперед, (Наклоны вперед-назад)
Вот он по лесу идет.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
Для медведя витаминки. (Наклоны: правой рукой коснуться левой
ступни, потом наоборот)
Наконец медведь наелся
И на бревнышке уселся. (Дети садятся)
Воспитатель: Вот мы немного и размялись. Ну что продолжим?
Беседа по содержанию.
Воспитатель: О ком этот рассказ?
Дети: о мальчике Дениске
Воспитатель: Кем в детстве мечтал стать Дениска?
Дети: капитаном дальнего плавания, путешественником, астрономом,
машинистом метро, боксером.
Воспитатель: почему у него так часто менялось мнение?
Дети: Дениска был маленький, и его привлекали разные профессии.
Воспитатель: Как вы думаете, почему мальчику хотелось, быть
например, капитаном дальнего плавания?
Дети: Потому что это очень интересная работа. Капитан управляет
огромным теплоходом, он может побывать в разных городах и странах, как
об этом говорится в рассказе, «посетить далекий Сингапур и купить там себе
забавную обезьянку»
Воспитатель: Почему Дениска решил стать боксером?
Дети: Чтобы быть сильным, смелым и отважным.
Воспитатель: Что нужно для того, чтобы стать боксером?
Дети: Крепкое здоровье, ничего не бояться и быть уверенным в себе и
много тренироваться.
Воспитатель: Итак, чтобы стать боксером, нужно тренироваться. А
для тренировок нужна кожаная боксерская груша. Скажите, кто-нибудь из
вас видел, как тренируются боксеры? (Ответы детей)
Воспитатель: А теперь послушайте еще раз, как это описано в
рассказе: «А потом показали их тренировку, и тут они колотили уже тяжелую
кожаную «грушу», такой продолговатый тяжелый мяч, надо бить по нему изо
всех сил, чтобы развивать в себе силу удара…»
Воспитатель: Как отнесся к просьбе сына папа?
Дети: Папа ему отказал.
Воспитатель: Что почувствовал мальчик?
Дети: огорчение, обиду.
Воспитатель: А что предложила мама?
Дети: Мама предложила мишку (старую игрушку) использовать вместо
груши.
Воспитатель: Почему Дениска не стал использовать свою игрушку
вместо боксерской груши?
Дети: Ему стало жалко свою игрушку.
Воспитатель: О чем думал Дениска, глядя на своего мишку?
Дети: Он вспомнил как играл с мишкой, он вспомнил, что мишка был
его другом.
Воспитатель: Какие чувства вызывали эти воспоминания?
Дети: Любовь, привязанность, нежность.
Воспитатель: Как называет Дениска Мишку?
Дети: Он называет его своим бывшим, самым лучшим другом.
Воспитатель: Вспомните главные слова, которые передают чувства
Дениски в этот момент?
Дети: «...и я любил его тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь
бы отдал...»
Воспитатель: Почему Дениска чуть не заплакал?
Дети: Ему стало стыдно за себя, ведь он хотел бить своего «самого
лучшего друга, настоящего друга детства».
- Как закончился рассказ? (ответы детей).
(Мальчик решил, что он не будет боксёром) .
- Почему мальчик так решил?
Воспитатель: Какой поступок совершил мальчик?
(Правильный, мудрый, верный, хороший).
Каким человеком оказался мальчик?
(Добрым, отзывчивым, милосердным, великодушным, с золотым
сердцем, никогда никого не обидит, никого не предаст).
Нельзя предавать своих друзей, даже, если они игрушечные.
III часть. Заключительная часть.
Итог.
Воспитатель подводит итоги:
Воспитатель: Как называется рассказ, который мы прочитали?
Дети: «Друг детства».
Воспитатель: Кто его написал?
Дети: Писатель Виктор Драгунский.
Воспитатель: Что вы узнали про дружбу и друзей?
Дети: Настоящий друг не оставит в беде, не будет обижать.
Воспитатель: У вас у каждого есть лучший друг или подруга. Вы
умеете дружить, цените своих друзей, и сами можете быть настоящими
друзьями, которые никогда не предадут и придут на помощь в любую
минуту.