Автор: Лазарева Светлана Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 199"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста на тему "Деньги"
Тема: "Формирование финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФОП ДО"
Раздел: дошкольное образование
Занятие для детей старшего дошкольного возраста на тему «Деньги»
Цель: знакомство детей с экономическим понятием «деньги».
Задачи:
ОБУЧАЮЩИЕ:
-Дать определение понятиям «деньги», «доход», для чего они нужны. Какого достоинства
бывают деньги и какие (бумажные купюры, железные монеты).
-Познакомить детей с некоторыми составляющими семейного бюджета (пенсией,
зарплатой, доходом, стипендией).
РАЗВИВАЮЩИЕ:
-Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве.
-Закрепить счет до 10, соотносить существительные с прилагательными при счете.
-Развивать умение сопоставлять цифру с количеством фигур (состав числа).
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
-Воспитывать желание заниматься, получать новые знания.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Сюжетно-ролевая игра «Магазин», «Семья».
Чтение «Истории Мухи – Цокотухи».
Экскурсия в магазин.
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ:
Купюра – бумажные деньги;
Монета – железные деньги;
Кладоискатели – люди, которые ищут клад;
Зарплата - деньги, получаемые за работу;
Товар –это продукт, произведение труда, которое выставляется на продажу;
Доход –денежные средства или материальные ценности полученные государством,
физическим или юридическим лицом в результате какой- либо деятельности.
ОБОРУДОВАНИЕ:
монета достоинством 1 рубль, 2 рубля, 5 рублей, купюра 10 рублей, карточки с
геометрическими фигурами, кошельки, карта пути, сюжетно-ролевая игра «Магазин»,
музыкальный центр, диск МР-3 с музыкой, схема кругооборота денег (монетный двор,
банк, работа, магазин).
ХОД:
Воспитатель:
Ребята, я хочу предложить вам увлекательную игру, которая называется «Найди сундук»,
но для этого нам нужно выполнить задания. Как вы думаете, кто такие кладоискатели?
Дети:
люди, которые ищут клад.
Воспитатель:
Мы сейчас отправимся в путешествие и будем искать клад. И так в путь, а для этого
предлагаю рассмотреть вам карту-схему (воспитатель предлагает карту- схему).
Воспитатель:
Сначала как идем?
Дети: Прямо.
Воспитатель:
А затем по какой дорожке пойдем?
Дети: По узкой.
Воспитатель:
Молодцы! А сейчас по какой дорожке пройдем?
Дети: По извилистой.
Воспитатель:
А сейчас куда повернем?
Дети: Направо.
Воспитатель
: А теперь куда повернем?
Дети: Налево.
Воспитатель:
На пути у нас три таблички. И за одной из них клад. Как вы думаете, за какой? Хорошо.
Правильно, за этой табличкой клад.
Клад найден, но чтобы открыть сундук, нужно посчитать замки
Дети:
Один замок, два замка, три замка, четыре замка, пять замков, шесть замков, сеть замков,
восемь замков, девять замков, десять замков.
Воспитатель:
Молодцы, сундук открыт. А что там?
Дети:
Деньги.
Воспитатель:
Правильно, деньги. Деньги бумажные, они называются «купюра» и железные деньги,
это «монеты». Всем вам приходилось иметь дело с деньгами. Что такое деньги?
Деньги – это такой предмет, за который можно все купить. Например, пальто можно
приобрести за несколько купюр, а хлеб можно купить за несколько монет. Деньги выдают
людям за их труд – это заработная плата. Чтобы каждый мог покупать то, что ему нужно.
Воспитатель:
За что люди получают зарплату?
Дети:
За работу
Воспитатель:
Правильно, деньги люди получают не просто так, а за выполненную работу.
А что такое доход?
Предполагаемые ответы детей:
Что в кошельке у мамы…..
Воспитатель:
Ваня, Пелагея, Саша, а вы как думаете, что такое доход?
Воспитатель:
Сейчас я расскажу вам сказку Э. Успенского «Бизнес Крокодила Гены». Подружились
как-то старуха Шапокляк, Крокодил Гена, Чебурашка и крыса Лариска, и стали они
жить вместе. И все у них получалось: крокодил Гена на работу в зоопарк устроился,
получал за это заработную плату, Чебурашка учился в летной школе, чтобы стать
пилотом. За учебу чебурашке платили стипендию. Старуха Шапокляк не работала. Вела
домашнее хозяйство и получала пенсию.
Воспитатель:
Какие жители поселились в домике – кошельке? (заработная плата, стипендия, пенсия).
Вывод: все деньги, которые получает семья Крокодила Гены, составляет доход семьи
Воспитатель:
Для чего нужны деньги в семье?
Дети:
Чтобы ходить в магазин и покупать.
Воспитатель:
Что можно купить в магазине? (ответы детей).
Физминутка
Дружно, весело шагаем …Маршируют
В магазин мы попадаем
Я скакалку….Прыжки
Ты – часы…Наклоны
Покупаем от души
Мне ракета так нужна… .Руки в стороны
Очень важная она….Руки вверх
Воспитатель:
Итак по вашим высказываниям я поняла у всех разные интересы в приобретении покупок.
Предлагаю вам карточки с предметами, которые можно купить в магазине
РАБОТА С КАРТОЧКАМИ:
Раскрась те предметы, которые можно купить в магазине ( на карточках нарисованы :
тучка, солнце, конфета, мяч, эскимо, футболка, сапоги).
Воспитатель:
Хочу предложить рассмотреть схему кругооборота денег.
(рис. 1)
Воспитатель:
А мы с вами нашли сегодня клад.
Дети:
Деньги. И с этими деньгами мы пойдем в магазин.
СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ:
/ – стук в дверь. Входит Гном – бизнесмен с большой сумкой./
Гном:
Здравствуйте, дети. Я слышал, что вы нашли клад.
Дети:
Да, мы нашли сундук с деньгами.
Гном:
А я – Гном-эконом и у меня есть свой бизнес (большой магазин). Там много игрушек.
Хотите купить себе игрушки?
Дети: Очень хотим.
Гном:
Но прежде, чем попасть в магазин, посмотрите, на столе лежат карточки с
геометрическими фигурами. Вам нужно разложить деньги соответственно карточкам. В
подарок вы получите кошелек. Дети раскладывают деньги в соответственно с
геометрическими фигурами на карточке (рис. 2).
Гном:
Молодцы! Получите свои кошельки и пошли в магазин.
(дети вместе с Мишкой идут в магазин)
Гном:
Я буду продавец, а вы покупатели
(дети выбирают себе игрушки).
Гном:
Таня, какую игрушку ты бы хотела купить?
Ребенок:
Куклу.
Гном:
А сколько стоит кукла?
Ребенок:
Два рубля.
Гном:
А у тебя сколько денег? Вика, а какую игрушку выбрала ты?
Ребенок:
Собачку.
Гном:
А сколько она стоит?
Ребенок:
Четыре рубля.
Гном:
А у тебя пять рублей. Я тебе сдам один рубль сдачи.
Гном:
Вы все довольны своими покупками? С этими игрушками вы можете поиграть.
Воспитатель:
И так, ребята, что вы сегодня узнали нового о деньгах?
(ответы детей).
Воспитатель:
Для чего они нужны?
(ответы детей).
Воспитатель:
За что люди получают деньги?
(ответы детей).
Как называют деньги, заработанные своим трудом? (ответы детей).
Воспитатель:
Из чего состоит бюджет семьи
(ответы детей).
Молодцы! Вы все хорошо работали!
Гном:
Я хочу вам открыть секрет «Нужно хорошо заниматься, так как от хорошей учебы
зависит будущая зарплата».