Автор: Питаева Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель 1 категории
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад Стрежевой" СП "Росинка"
Населённый пункт: Томская область город Стрежевой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Патриотический центр "Моя Россия"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад городского округа Стрежевой»
(МДОУ «Детский сад Стрежевой»)
Патриотический центр
«Моя Россия»
Выполнила воспитатель 1 категории:
Питаева Анастасия Владимировна
Стрежевой, 2024г
Пояснительная записка
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу
начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому
саду. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей
стране – к её истории, её прошлому и настоящему».
Д.С.Лихачев
Актуальность темы
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в
Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних
перемен всё более заметной стала утрата нашим обществом традиционного
российского патриотического сознания.
В связи с эти очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания
патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по
своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным
и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ.
О важности данной проблемы свидетельствует принятие Государственной
программа «Патриотическое воспитание Граждан РФ», где подчёркивается, что
патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из
основных задач дошкольного образовательного учреждения.
2
Цель:
воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, почтительного
отношения к семье, уважения к народным традициям и обычаям, родному языку,
национальным ценностям своего народа, а также сознательного отношения к себе и к
окружающей среде.
Задачи:
1.
Формировать
нравственные
отношения
и
чувства
духовности
сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, области, стране,
культурному наследию народа, к природе родного края;
2.
Развивать
свободную
творческую
личность,
обладающую
чувством
собственного достоинства и уважения к людям;
3.
Обеспечить условия для самопознания, самовыражения, саморазвития и
самореализации, активизировать внутренние механизмы развития личности;
4.
Воспитывать
любовь,
уважение
к
своей
нации,
понимание
своих
национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя
своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей;
5.
Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации
воспитательно-образовательного процесса по патриотическому воспитанию;
6.
Создать единое образовательное пространство «Детский сад - Семья»,
через формирование активной позиции родителей при проведении совместных
мероприятий. Ориентировать родителей на нравственно-патриотическое воспитание в
семье.
При создании Патриотического центра «Моя Россия» в основу легли следующие
принципы:
1.
Информативности,
предусматривающей
разнообразие
тематики
материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с
предметным окружением;
2.
Вариативности, определяющим видом дошкольного образовательного
учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями;
3.
Полифункциональности,
предусматривающей
обеспечение
всех
составляющих
воспитательно-образовательного
процесса
и
возможность
разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей
среды;
4.
Педагогической
целесообразности,
позволяющей
предусмотреть
необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также
обеспечить
возможность
самовыражения
воспитанников,
индивидуальную
комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка;
5.
Насыщенности,
обеспечивающей
игровую,
познавательную,
исследовательскую, двигательную активность, а также эмоциональное благополучие
детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
3
6.
Трансформируемости,
обеспечивающей
возможность
изменений
предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план
ту или иную функцию организованного пространства.
7.
Автодидактичности,
обеспечивающей
возможность
ребенку
самому
самообучаться, без взрослого рядом;
8.
Доступности, обеспечивающей возможность свободного доступа детей к
играм, игрушкам, материалам, пособиям организованного пространства;
9.
Безопасности,
обеспечивающей
соответствие
всех
элементов
среды
требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
4
Описание деятельности в данном пространстве:
Для формирования у детей нравственно-патриотических качеств в нашей группе
создан Патриотический центр «Моя Россия», который соответствует возрасту
дошкольников (Разновозрастная группа – дети от 2 до 5 лет), уровню их развития и
задачам ФОП. (Приложение 1)
Патриотический центр «Моя Россия» содержит 4 основных блока и «Русско-
народный музей»:
1.
«Моя страна»;
2.
«Томская область»;
3.
«Город Стрежевой»;
4.
«Моя Семья».
Основные блоки представлены в форме Мемори-бокса в виде раскладывающихся
тематических коробок, который позволит ребёнку в игровой форме наглядно
ознакомиться с символами и достопримечательности страны, области, города.
В первом блоке «Моя страна» дети при помощи иллюстраций знакомятся с
президентом
РФ,
государственными
символами
страны
(флаг,
герб),
с
национальностью, с культурными традициями русского народа. Также дополнительно
подобраны материалы по ознакомлению с нашей страной Россией. Помимо
фабричных дидактических игр «Моя Россия», «Собери карту России», «Мемо», мы
изготовили своими руками пособия - тематические альбомы, обучающие карточки,
панно «Российский флаг», развивающий мелкую моторику и закрепляющий триколор.
При помощи использования Мемори-бокс «Россия - многонациональная страна»
обогащаются представления детей о том, что в нашей стране мирно живут люди
разных
национальностей,
воспитывается
уважение
к
представителям
национальностей, интерес к их культуре и обычаям. (Приложение 2)
Во втором блоке «Томская область» дети наглядно знакомятся с губернатором
Томской области, гербом, памятниками, достопримечательностями города Томска. В
альбомах с фотографиями дети рассматривают растительный и животный мир
Томской области. (Приложение 3)
В третьем блоке «Город Стрежевой» собрана информация о родном городе, а
именно: мэр города Стрежевой, герб, памятники, достопримечательности города,
открытки, книги про Стрежевой, макет Нефтяного месторождения, фабричные игры
«Собери город», «Собери парк», «Мой город», «Такси». Также в тематических
альбомах по фотографиям дети узнают историю возникновения города Стрежевой.
(Приложение 4)
Четвёртый блок «Моя семья» представлен отдельно в виде Дидактического панно
«Дом», в котором дети расширяют представления о семье, семейных и родственных
отношениях. С помощью родителей изготовили альбомы «Моя семья», лэпбук
«Детский сад», «Мой дом». (Приложение 5)
5
Данный центр трансформируем, что позволяет менять тематику нравственно-
патриотического воспитания в соответствии с государственными праздниками (День
России, День народного единства, День государственного флага РФ, День защитника
Отечества, День победы, Всемирный день авиации и космонавтики, Международный
день родного языка, День Конституции РФ, День рождение города), что поддерживает
интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывает чувство гордости за
её достижения и уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
(Приложение 6)
Для привития детям ценностей и традиций русского народа мы создали Русско-
народный музей, относящийся к разным эпохам. В нём собран различный материал:
куклы в народных костюмах, матрёшки, расписная деревянная посуда, народные игры
«Городок», дидактическая игра «Собери матрешку», деревянный пазл «Матрёшки»,
народные деревянные игрушки - неваляшка, Петрушка, лошадка-качалка, волчки,
дудочки, свистульки, а также настольный театр с русско-народными сказками,
альбомы
с
хохломской,
филимоновской,
городецкой,
гжельской,
дымковской
росписями. В настольной дидактической игре «Изба» дети узнают о жизни, быте,
культуре, традициях, обычаях и обрядах русского народа. (Приложение 7)
Доступность, насыщенность, автодидактичность материала Патриотического
центра «Моя Россия» позволяет детям в наглядной и практической деятельности
осваивать
материал
в
самостоятельных
играх,
а
также
в
непосредственно-
образовательной деятельности, тем самым с самого детства прививать детям
нравственно-патриотические чувства к своей Родине и семье.
6
Список использованных источников:
1.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ (актуальная ред.) «Об
образовании в Российской Федерации»;
2.
ФГОС дошкольного образования (от 17.10.2013 №1155, зарегистрированном в
Минюсте 1.11.2013 № 30384);
3.
ФОП дошкольного образования (от 25.11.2022 №1028);
4.
Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию
и
организации
режима
работы
в
дошкольных
организациях
Санитарно-
эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-1. С внесением
изменений от 15.05.2013 №26;
5.
Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. и др. «Система патриотического воспитания
в ДОУ» - Волгоград, «Учитель», 2007г;
6.
Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой победе!» - Москва, «Гном и Д»,
2005г;
7.
Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» - Москва, ТЦ «Сфера», 2004г;
8.
Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» - Москва, «Айрис-
пресс», 2007г;
9.
Зацепина
М.Б.
«Дни
воинской
славы.
Патриотическое
воспитание
дошкольников», М. «Мозаика-синтез», 2008-2010 г.г.;
10.Зацепина М.Б. «Народные праздники в детском саду», М. «Мозаика-Синтез»,
2010г;
11. Алёшина Н.В. «Знакомим дошкольников с родным городом», М.: ТЦ Сфера,
1999г;
12. Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной
действительностью», изд. «Перспектива», 2016г;
13. Алябьева Е.А. «Отправляемся в гости к народам России», 2022г;
14. Белоусова Р.Ю., Перевезенцева В.М., Сикачева О.В. «Этих дней не смолкнет
слава». Парциальная программа патриотического воспитания детей 5-7 лет,
2022г;
15. Ковалева А. Академия солнечных зайчиков «Моя страна», 2019г;
16. Ельцова О.М., Антонова Г.А., Николаева Н.А. «Воспитание дошкольников в
духе русских культурных традиций», Метод.пособие, 2022г;
17. Федулова Ю.В., Рогожина О.А., Депутатова О.Ю. «Люблю моё Отечество»,
Сб.проектов по патриотическому воспитанию дошкольников, 2023г;
18. Шорыгина Т.А. «Беседы о Великой Отечественной войне», 2023г;
19. Шорыгина Т.А. «Детям о самом важном. Наша Родина – Россия», 2023г;
20. Шубная Л.Ф. Шипошина Т.В., Иванова Н.В. «Народы России и их фольклор»,
2022г.
7
Приложение
Патриотический центр «Моя Россия»
8