Напоминание

"Патриотический центр "Моя Россия"


Автор: Питаева Анастасия Владимировна
Должность: воспитатель 1 категории
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад Стрежевой" СП "Росинка"
Населённый пункт: Томская область город Стрежевой
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Патриотический центр "Моя Россия"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад городского округа Стрежевой»

(МДОУ «Детский сад Стрежевой»)

Патриотический центр

«Моя Россия»

Выполнила воспитатель 1 категории:

Питаева Анастасия Владимировна

Стрежевой, 2024г

Пояснительная записка

«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу

начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому

саду. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей

стране – к её истории, её прошлому и настоящему».

Д.С.Лихачев

Актуальность темы

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в

Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних

перемен всё более заметной стала утрата нашим обществом традиционного

российского патриотического сознания.

В связи с эти очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания

патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по

своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным

и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ.

О важности данной проблемы свидетельствует принятие Государственной

программа «Патриотическое воспитание Граждан РФ», где подчёркивается, что

патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из

основных задач дошкольного образовательного учреждения.

2

Цель:

воспитание у детей патриотизма, любви к Родине, почтительного

отношения к семье, уважения к народным традициям и обычаям, родному языку,

национальным ценностям своего народа, а также сознательного отношения к себе и к

окружающей среде.

Задачи:

1.

Формировать

нравственные

отношения

и

чувства

духовности

сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, области, стране,

культурному наследию народа, к природе родного края;

2.

Развивать

свободную

творческую

личность,

обладающую

чувством

собственного достоинства и уважения к людям;

3.

Обеспечить условия для самопознания, самовыражения, саморазвития и

самореализации, активизировать внутренние механизмы развития личности;

4.

Воспитывать

любовь,

уважение

к

своей

нации,

понимание

своих

национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя

своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей;

5.

Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации

воспитательно-образовательного процесса по патриотическому воспитанию;

6.

Создать единое образовательное пространство «Детский сад - Семья»,

через формирование активной позиции родителей при проведении совместных

мероприятий. Ориентировать родителей на нравственно-патриотическое воспитание в

семье.

При создании Патриотического центра «Моя Россия» в основу легли следующие

принципы:

1.

Информативности,

предусматривающей

разнообразие

тематики

материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с

предметным окружением;

2.

Вариативности, определяющим видом дошкольного образовательного

учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями;

3.

Полифункциональности,

предусматривающей

обеспечение

всех

составляющих

воспитательно-образовательного

процесса

и

возможность

разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей

среды;

4.

Педагогической

целесообразности,

позволяющей

предусмотреть

необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также

обеспечить

возможность

самовыражения

воспитанников,

индивидуальную

комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребёнка;

5.

Насыщенности,

обеспечивающей

игровую,

познавательную,

исследовательскую, двигательную активность, а также эмоциональное благополучие

детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

3

6.

Трансформируемости,

обеспечивающей

возможность

изменений

предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план

ту или иную функцию организованного пространства.

7.

Автодидактичности,

обеспечивающей

возможность

ребенку

самому

самообучаться, без взрослого рядом;

8.

Доступности, обеспечивающей возможность свободного доступа детей к

играм, игрушкам, материалам, пособиям организованного пространства;

9.

Безопасности,

обеспечивающей

соответствие

всех

элементов

среды

требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

4

Описание деятельности в данном пространстве:

Для формирования у детей нравственно-патриотических качеств в нашей группе

создан Патриотический центр «Моя Россия», который соответствует возрасту

дошкольников (Разновозрастная группа – дети от 2 до 5 лет), уровню их развития и

задачам ФОП. (Приложение 1)

Патриотический центр «Моя Россия» содержит 4 основных блока и «Русско-

народный музей»:

1.

«Моя страна»;

2.

«Томская область»;

3.

«Город Стрежевой»;

4.

«Моя Семья».

Основные блоки представлены в форме Мемори-бокса в виде раскладывающихся

тематических коробок, который позволит ребёнку в игровой форме наглядно

ознакомиться с символами и достопримечательности страны, области, города.

В первом блоке «Моя страна» дети при помощи иллюстраций знакомятся с

президентом

РФ,

государственными

символами

страны

(флаг,

герб),

с

национальностью, с культурными традициями русского народа. Также дополнительно

подобраны материалы по ознакомлению с нашей страной Россией. Помимо

фабричных дидактических игр «Моя Россия», «Собери карту России», «Мемо», мы

изготовили своими руками пособия - тематические альбомы, обучающие карточки,

панно «Российский флаг», развивающий мелкую моторику и закрепляющий триколор.

При помощи использования Мемори-бокс «Россия - многонациональная страна»

обогащаются представления детей о том, что в нашей стране мирно живут люди

разных

национальностей,

воспитывается

уважение

к

представителям

национальностей, интерес к их культуре и обычаям. (Приложение 2)

Во втором блоке «Томская область» дети наглядно знакомятся с губернатором

Томской области, гербом, памятниками, достопримечательностями города Томска. В

альбомах с фотографиями дети рассматривают растительный и животный мир

Томской области. (Приложение 3)

В третьем блоке «Город Стрежевой» собрана информация о родном городе, а

именно: мэр города Стрежевой, герб, памятники, достопримечательности города,

открытки, книги про Стрежевой, макет Нефтяного месторождения, фабричные игры

«Собери город», «Собери парк», «Мой город», «Такси». Также в тематических

альбомах по фотографиям дети узнают историю возникновения города Стрежевой.

(Приложение 4)

Четвёртый блок «Моя семья» представлен отдельно в виде Дидактического панно

«Дом», в котором дети расширяют представления о семье, семейных и родственных

отношениях. С помощью родителей изготовили альбомы «Моя семья», лэпбук

«Детский сад», «Мой дом». (Приложение 5)

5

Данный центр трансформируем, что позволяет менять тематику нравственно-

патриотического воспитания в соответствии с государственными праздниками (День

России, День народного единства, День государственного флага РФ, День защитника

Отечества, День победы, Всемирный день авиации и космонавтики, Международный

день родного языка, День Конституции РФ, День рождение города), что поддерживает

интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывает чувство гордости за

её достижения и уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.

(Приложение 6)

Для привития детям ценностей и традиций русского народа мы создали Русско-

народный музей, относящийся к разным эпохам. В нём собран различный материал:

куклы в народных костюмах, матрёшки, расписная деревянная посуда, народные игры

«Городок», дидактическая игра «Собери матрешку», деревянный пазл «Матрёшки»,

народные деревянные игрушки - неваляшка, Петрушка, лошадка-качалка, волчки,

дудочки, свистульки, а также настольный театр с русско-народными сказками,

альбомы

с

хохломской,

филимоновской,

городецкой,

гжельской,

дымковской

росписями. В настольной дидактической игре «Изба» дети узнают о жизни, быте,

культуре, традициях, обычаях и обрядах русского народа. (Приложение 7)

Доступность, насыщенность, автодидактичность материала Патриотического

центра «Моя Россия» позволяет детям в наглядной и практической деятельности

осваивать

материал

в

самостоятельных

играх,

а

также

в

непосредственно-

образовательной деятельности, тем самым с самого детства прививать детям

нравственно-патриотические чувства к своей Родине и семье.

6

Список использованных источников:

1.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ (актуальная ред.) «Об

образовании в Российской Федерации»;

2.

ФГОС дошкольного образования (от 17.10.2013 №1155, зарегистрированном в

Минюсте 1.11.2013 № 30384);

3.

ФОП дошкольного образования (от 25.11.2022 №1028);

4.

Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию

и

организации

режима

работы

в

дошкольных

организациях

Санитарно-

эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-1. С внесением

изменений от 15.05.2013 №26;

5.

Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П. и др. «Система патриотического воспитания

в ДОУ» - Волгоград, «Учитель», 2007г;

6.

Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой победе!» - Москва, «Гном и Д»,

2005г;

7.

Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» - Москва, ТЦ «Сфера», 2004г;

8.

Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников» - Москва, «Айрис-

пресс», 2007г;

9.

Зацепина

М.Б.

«Дни

воинской

славы.

Патриотическое

воспитание

дошкольников», М. «Мозаика-синтез», 2008-2010 г.г.;

10.Зацепина М.Б. «Народные праздники в детском саду», М. «Мозаика-Синтез»,

2010г;

11. Алёшина Н.В. «Знакомим дошкольников с родным городом», М.: ТЦ Сфера,

1999г;

12. Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной

действительностью», изд. «Перспектива», 2016г;

13. Алябьева Е.А. «Отправляемся в гости к народам России», 2022г;

14. Белоусова Р.Ю., Перевезенцева В.М., Сикачева О.В. «Этих дней не смолкнет

слава». Парциальная программа патриотического воспитания детей 5-7 лет,

2022г;

15. Ковалева А. Академия солнечных зайчиков «Моя страна», 2019г;

16. Ельцова О.М., Антонова Г.А., Николаева Н.А. «Воспитание дошкольников в

духе русских культурных традиций», Метод.пособие, 2022г;

17. Федулова Ю.В., Рогожина О.А., Депутатова О.Ю. «Люблю моё Отечество»,

Сб.проектов по патриотическому воспитанию дошкольников, 2023г;

18. Шорыгина Т.А. «Беседы о Великой Отечественной войне», 2023г;

19. Шорыгина Т.А. «Детям о самом важном. Наша Родина – Россия», 2023г;

20. Шубная Л.Ф. Шипошина Т.В., Иванова Н.В. «Народы России и их фольклор»,

2022г.

7

Приложение

Патриотический центр «Моя Россия»

8



В раздел образования