Напоминание

Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности


Автор: Гараева Зульфия Рафисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 54"
Населённый пункт: город Казань, республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Раздел: начальное образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание младших школьников во

внеурочной деятельности

Введение

Проблема духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

становится особенно актуальной в условиях современной жизни, характеризующейся

ускорением информационных потоков, изменениями культурных норм и традиций.

Понимание важности формирования нравственных качеств личности закладывается

именно в начальной школе — этот период является наиболее благоприятным для развития

морального сознания ребёнка.

Одной из эффективных форм реализации воспитательных целей являются занятия

во внеурочное время, проводимые в игровой форме, позволяющие ребенку раскрыть

потенциал своего творческого начала и осознать себя частью общества. Современные

образовательные

технологии

предоставляют

широкий

спектр

возможностей

для

организации

такой

работы,

среди

которых

выделяются

курсы

и

программы

дополнительного образования, направленные на развитие духовной культуры ребенка.

Именно

таким

инструментом

выступает

мультстудия

«Светоч»,

использующая

анимационные фильмы и рисование мультфильмов как средство передачи морально-

этических ценностей детям.

Кроме того, существует также специальный образовательный проект «Волшебный

сундучок». Этот ресурс направлен на формирование базовых этических принципов и

социальных компетенций посредством игрового взаимодействия и художественного

творчества. Оба направления представляют собой эффективные формы образовательного

процесса, обеспечивающие глубокое погружение учеников в мир добра, справедливости,

уважения друг к другу и окружающему миру.

Психолого-педагогические

основы

духовно-нравственного

воспитания

младших школьников

Для успешного осуществления процессов духовного воспитания важно учитывать

возрастные особенности детей. Младший школьник находится в процессе активного

становления самосознания, восприятия мира, формирования личностных ориентиров и

ценностных установок. Дети данной возрастной группы характеризуются повышенной

эмоциональностью, доверием ко взрослым и восприимчивостью к новым впечатлениям.

Педагогическое

воздействие

должно

осуществляться

преимущественно

в

непринужденной атмосфере игры, творческой активности и положительного примера

взрослых.

Для

достижения

цели

воспитательного

воздействия

используются

разнообразные

методы:

беседы,

дискуссии,

игровые

упражнения,

театральная

деятельность,

художественно-творческие

задания

и

просмотр

художественных

произведений.

Особое значение имеет создание условий для позитивного опыта общения,

сотрудничества и самовыражения учащихся. Во внеурочных занятиях внимание уделяется

развитию коммуникативных способностей, формированию эмпатии, терпимости, умения

сопереживать другим людям и уважительно относиться к различным культурам и

традициям.

Особенности мультстудии «Светоч»: механизм воспитания»

Создание

мультфильма

детьми

предполагает

прохождение

всех

этапов

производства анимации от сценария до финальной обработки видеоряда. Этапы включают

написание истории, разработку персонажей, озвучивание и монтаж фильма. Через процесс

коллективного труда над созданием мультипликационного произведения дети учатся

ответственности, сотрудничеству, креативному мышлению и принятию решений.

Важнейшей особенностью студии «Светоч» является её направленность на

передачу традиционных русских духовных ценностей и культурологических элементов.

Например, сюжеты мультфильмов часто основаны на народных сказках, былинах,

исторических событиях русской культуры, отражающих такие качества, как смелость,

доброта, честность, трудолюбие и взаимопомощь. Создание подобного материала

позволяет ученикам глубже осмыслить понятия чести, достоинства, любви к Родине и

уважения к старшим поколениям.

Процесс совместной работы над проектом способствует развитию самооценки,

чувства собственного достоинства и социальной значимости. Учащиеся приобретают

опыт успешной коммуникации, разрешают конфликты конструктивным путем, формируют

представление о роли каждого члена коллектива в достижении общей цели.

Таким

образом,

студия

«Светоч»

формирует

целый

комплекс

ключевых

компетентностей, необходимых каждому ребёнку в будущем:

умение творчески мыслить,

способность анализировать ситуации и решать проблемы,

чувство ответственности перед группой и обществом,

уважение к культуре и традициям народа.

Значение

курса

внеурочной

деятельности

«Волшебный

сундучок»

в

формировании нравственности младших школьников

Программа «Волшебный сундучок» представляет собой уникальный методический

материал, созданный специально для вовлечения младших школьников в активные

процессы познания и освоения основ человеческой морали. Основной принцип проекта

заключается в развитии воображения, фантазии и способности оценивать поступки героев

литературных произведений с точки зрения общечеловеческих ценностей.

Разнообразие занятий включает чтение книг, обсуждение поступков героев,

разыгрывание сценок, творческие мастерские и выставки рисунков, выполненных

учениками самостоятельно. Эти мероприятия позволяют педагогам постепенно вводить

учащихся в атмосферу добра, гармонии и понимания важности соблюдения законов

морали и совести.

Одна из важных составляющих программы — создание атмосферы доверия между

учителем и учащимися, взаимного уважения и доброжелательности. Педагоги выступают

образцами правильного поведения, помогающими детям сформировать устойчивые

положительные убеждения относительно гуманизма, сострадания, дружбы и искреннего

отношения к окружающим.

Участвуя

в

мероприятиях

«Волшебного

сундучка»,

учащиеся

развивают

эстетический вкус, интересуются фольклором, знакомятся с историческими фактами и

традициями своей страны. Таким образом, формируется глубокая связь между личной

идентичностью и национальной культурой, что служит залогом гармоничного взросления

и благополучного будущего наших граждан.

Оценка эффективности результатов

Регулярная

оценка

результатов

работы

осуществляется

с

использованием

специальных

методик,

позволяющих

отслеживать

динамику

изменения

уровня

воспитанности и нравственной зрелости обучающихся. Важно регулярно проводить

мониторинг

показателей

успешности

и

корректировать

программу,

учитывая

индивидуальные потребности каждого ребёнка.

Заключение

Опыт

внедрения

программ

духовно-нравственного

воспитания,

таких

как

мультстудия «Светоч» и программа «Волшебный сундучок», доказал свою эффективность

и востребованность. Ученики получают возможность выразить своё творчество, развивать

воображение и критическое мышление, одновременно укрепляя собственную внутреннюю

позицию и ценности. Занятия способствуют улучшению психологического климата

класса, стимулируют мотивацию к учёбе и повышают общий уровень готовности к

дальнейшему обучению.

Применение инновационных подходов в образовании обеспечивает постепенное

внедрение современных технологий и методов воспитания, соответствующих требованиям

современного

российского

общества.

Необходимо

продолжить

совершенствование

педагогических технологий, повышая квалификацию специалистов, разрабатывая новые

методики и материалы, способные эффективно содействовать воспитанию гармонично

развитых членов нашего общества.

Список литературы

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избранные психологические

труды / Л.И. Божович. — Москва : Издательство Московского психолого-социального

института ;Воронеж : НПО МОДЭК, 2008. — 352 с.

2. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика : учебник / Ю.В.

Василькова, Т.А. Василькова. — Москва : Академия, 2007. — 400 с.

3. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. — Москва : Искусство,

1986. — 352 с.

4. Караковский В.А. Воспитание и социализация школьников : учеб.-методич.

пособие / В.А. Караковский. — Москва : АРКТИ, 2008. — 176 с.

5. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания : учебник / М.И.

Рожков, Л.В. Байбородова. — Москва :Владос, 2004. — 384 с.



В раздел образования