Напоминание

Итоговое занятие в средней группе компенсирующей направленности для тетей с ТНР «Игры с котенком»


Автор: Симанова Светлана Павловна
Должность: учитель-логопед 1 категории
Учебное заведение: МБДОУ д/с №29 "Ладушка"
Населённый пункт: г. Обнинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Итоговое занятие в средней группе компенсирующей направленности для тетей с ТНР «Игры с котенком»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Итоговое занятие в средней группе компенсирующей направленности для

тетей с ТНР

«Игры с котенком»

Подготовила учитель-логопед 1 категории Симанова С. П.

Цель: Выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных на

занятиях за год обучения.

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по

теме «Весна». Расширение естественнонаучных представлений, закрепление знания

признаков весны. Развитие связной речи. Совершенствование навыка печатания.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, речевого слуха,

фонематических

представлений,

речевой

активности,

общей,

мелкой

и

артикуляционной моторики, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса,

координации речи с движением, творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества,

взаимопонимания,

доброжелательности,

самостоятельности,

инициативности,

ответственности.

Оборудование.

Коврики-домики по количеству детей,

картинки для

составления предложений о признаках весны, рабочая тетрадь №3 Н. В. Нищевой

(средний возраст), игрушки животных, мешок, игрушечная мебель, предметные

картинки на звуки, символы звуков, магнитная доска.

Предварительная работа. Подбор определений к картинкам.

Ход занятия

1. Организационный момент. Дети становятся на коврики-домики в круг.

Перед детьми в центре круга стоит стол с фигурками диких животных.

Логопед: Дружно встали все мы в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Все мы за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними.

Перед началом занятия предлагаю настроиться на рабочий лад и «стряхнуть» с

себя, как снежок, всю несерьезность, смешинки и капризы (элементы самомассажа -

дети ладошкой похлопывают смахивающими движениями по ручкам, ножкам,

животику, груди).

Что бы нам было легче говорить красиво, сделаем зарядочку для ротика и

язычка.

2. Артикуляционная гимнастика

«В гостях у бабушки с дедушкой»

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ (надуваем щёки),

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ (втягиваем щёки).

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке,

видны верхние и нижние зубы),

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд).

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ (снова широкая улыбка).

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ (соответствующие движения

широким языком).

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ (повторение этих движений

языком в положении за нижними зубами).

ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк —

губы не пропускают воздух),

И САМОВАРОМ ПЫХТИМ, ЧТО ЕСТЬ МОЧИ (одновременное надувание

обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на

нижней губе).

ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).

БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык,

потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),

БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким

языком верхнюю губу спереди назад).

ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху

чашечкой),

НА НОС ПОДУЛИ - МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).

ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).

ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК - МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка

облизывает губы по кругу).

БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ

БЕГАЛ, КАК БУДТО С ЖИВОЮ ЗВЕРЮШКОЙ (кончик языка зацепляем за

нижние губы и двигаем язык вперёд-назад).

БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ:

НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд).

БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-

назад)

И НА ЗИГЗАГ ЕЁ ПЕРЕКЛЮЧИЛА

(узкий язык двигается влево-вправо).

ПЕТЛИ ИГОЛКОЙ ОНА ОБМЕТАЛА

(кончик языка описывает круг за губами),

ПУГОВКИ КРУГЛЫЕ ПОПРИШИВАЛА (кончик языка упирается то в одну, то

в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот).

ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится

попеременно то за верхние, то за нижние зубы),

ВСЕ МЫ НА НИХ ПОКАЧАТЬСЯ УСПЕЛИ.

ПОСЛЕ КАЧЕЛЕЙ МЫ В ПРЯТКИ ИГРАЛИ (широкий язык убирается под

верхнюю губу),

ПРЯТАЛИСЬ НА ЧЕРДАКЕ И В ПОДВАЛЕ (широкий язык - под нижнюю

губу).

ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком),

ЗВОНКИЕ ВЯЗНУТ НА ГЛИНЕ ПОДКОВКИ (цоканье на верхней губе).

ВОТ ЗАМЕДЛЯЕТ ЛОШАДКА ШАЖОЧКИ (медленное цоканье с

натягиванием подъязычной связки),

ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и

открываем рот).

ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА,

ВАЖНО СКАЗАЛА: «БЛ-БЛ-БЛ-ЛА» (широкий язык ходит вперёд-назад по

верхней губе; упражнение делаем с голосом). И УШЛА.

Вот и закончился день, пора спать.

Завтра опять будем гулять.

2. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Логопед: Недавно мы с вами изучали лесных жителей, вспомните и назовите,

кого вы знаете.

Дети берут по одной фигурке-игрушке и называют дикого животного. Среди

фигурок находится фигурка котенка.

Логопед: Посмотрите кто же тут лишний?

Дети: Котенок. Это домашнее животное.

Логопед: Наверное, котенок прибежал к малышам диких животных поиграть.

Как называются детеныши ваших животных?

Дети по очереди называют детенышей животных, которых держат в руках.

3. Развитие связной речи.

Логопед: Расскажите котенку, что происходит весной в лесу?. А составить

рассказ вам помогут картинки под вашими домиками.

Дети убирают фигурки игрушек в коробочку и достают из-под ковриков

картинки для составления рассказа.

1й ребенок:

Лес уже оделся в новый зеленый наряд.

2й ребенок:

Вернулись из дальних стран перелетные птицы.

3й ребенок:

Появилась молодая зеленая травка.

4й ребенок:

На лесных полянках расцвели белые ландыши.

5й ребенок:

Белки снова надели рыжие шубки, им больше не нужен теплый мех.

6й ребенок:

Радуются зайцы - теперь у них на обед будет сочная весенняя травка.

7й ребенок:

Бобры ремонтируют свои домики и плотины.

8й ребенок:

У всех лесных жителя весной много забот.

Логопед:

Молодцы ребята. Весной много забот у лесных жителей, некогда им

играть, предлагаю нам поиграть с котенком (логопед предлагает детям пройти и сесть

на стульчики).

Перед детьми стоит стол с игрушечной мебелью.

4. Работа с предлогами.

Логопед: Это домик нашего котенка, он любит везде ползать и прятаться.

Расскажите, куда залез котенок?

Логопед ставит котенка НА стул, ПОД стол, ЗА диван, В шкаф.

1й ребенок: Котенок под столом.

2й ребенок: Котенок на стуле.

3й ребенок: Котенок за диваном.

4й ребенок: Котенок в шкафу.

Логопед: Молодцы ребята. Ещё котенок вам приготовил загадки. Первая загадка

для Софии. Подходи к столу и ищу картинку – отгадку.

5. Развитие фонематического слуха

1. Сама ползёт,

На себе дом везёт (улитка)

Ребенок: Улитка (берет картинку).

Логопед: На какой звук начинается слово?

Ребенок: Слово УЛИТКА начинается на звук [У].

Логопед: Каким цветом мы обозначаем этот звук?

Ребенок: Красным, потому что мы этот звук поем.

Далее загадываются загадки, дети называют на какой звук начинается слово –

отгадка и прикрепляется картинку к символу звука на магнитную доску.

2. Всё пришьёт умело, ловко,

Ниткой острая…(иголка)

3. Он зелёный, круглый, гладкий,

А внутри он — красный, сладкий (арбуз).

4. Пушистая лошадка,

А может бегемот,

А может просто ватка

Над нами вдаль плывёт (облако).

5. Ножка деревянная,

Рубашка шоколадная.

На солнышке я таю,

Во рту я исчезаю (эскимо).

6. Я весь мир слепить готов — Дом, машину, двух котов.

Я сегодня властелин — У меня есть…(пластилин).

7. Запах хлеба,

запах мёда,

запах лука,

запах роз

Различить поможет…(нос).

8. Высока и зелена, будет скошена она.

Овцы, козы и коровы есть всегда её готовы (трава).

Логопед: Молодцы ребята, справились с загадками котенка. Пока он немного

отдохнет, мы с вами немного разомнемся.

6. Физ. минутка

Дружно встали – потянулись.

Потянулись, повернулись.

Руки вправо, руки влево,

А теперь присели смело.

Снова встали – потянулись

И друг другу улыбнулись.

7. Работа в тетради. Упражнение «Назови буквы».

Логопед: Оставим котенка отдыхать рядом с мамой-кошкой и пока он спит -

проверим, как хорошо вы знаете буквы и какие вы внимательные, художник наложил

буквы друг на друга. Какие буквы написаны парами?

1-й ребенок. П, Т.

2-й ребенок. У, К.

3-й ребенок. А, М.

4-й ребенок. О, У.

5-й ребенок. Н, И.

6-й ребенок. П, А.

Логопед. Возьмите красный карандаш и раскрасьте все гласные буквы, а потом

возьмите синий карандаш и раскрасьте все согласные буквы.

Дети выполняют задание. Если это необходимо, логопед оказывает им помощь

или направляет их действия.

8. Окончание занятия. (Оценка работы детей.)

Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Вы подросли, многому научились.

Что понравилось вам на сегодняшнем занятии?

Дети: Раскрашивать буквы, отгадывать загадки, составлять рассказ «Весна».

Дидактический материал для занятия



В раздел образования