Напоминание

"О некоторых особенностях работы над полифонией в младших классах ДМШ"


Автор: Порвина Людмила Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №1 им.П.И. Чайковского"
Населённый пункт: город Березники, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "О некоторых особенностях работы над полифонией в младших классах ДМШ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ НАД ПОЛИФОНИЕЙ

В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДМШ

ПОРВИНА ЛЮДМИЛА ЕВГЕНЬЕВНА

МБУДО «ДМШ №1 им.П.И. Чайковского»

преподаватель высшей категории

город БЕРЕЗНИКИ

2025

Для каждого начинающего пианиста очень важно уметь исполнять

полифоническую музыку. И, конечно же, все педагоги — пианисты

стремятся научить своих воспитанников технике полифонической игры.

Изучению полифонии, овладению полифонической фактурой, развитию

объема внимания, позволяющего слышать сразу несколько мелодических

линий, в музыкальной школе уделяется большое внимание. Задача долгая и

трудная. Но умение исполнять многоголосное произведение

открывает

широкие

возможности

для

исполнения

музыки

любого

стиля

или

направления.

Не

секрет

также,

что

многим

нашим

ученикам

полифонические пьесы кажутся не интересными и скучными.

Полифония относится к одной из самых ранних форм музыки. С

полифонией ассоциируется особый мир музыкальной образности, который

зародился еще в недрах церковной музыки и достиг своего расцвета у

мастеров Средневековья, Возрождения, в творчестве И. С. Баха. Чем же

характеризуется эмоциональный мир полифонии, господство которого в

музыке длилось свыше пяти столетий – с 12 по 17 век?

Музыка этого времени входила в жизнь людей очень просто и

естественно. Она звучала в храме. Входя в храм, посетитель уже испытывает

возвышенные чувства. Величественный интерьер, полный торжественности и

мощи, высокие стены и колонны, подчеркивающие устремленность к небу,

картины великих мастеров живописи, изображающие сцены из Священного

писания — все это делало восприятие музыки более острым, ярким и

понятным, впечатление красоты многократно усиливалось.

Для слушателей, современников И. С. Баха, его музыка была понятна,

для них его сочинения наполнены конкретным образным, психологическим,

философским и религиозным смыслом. Вся жизнь людей того времени

проходила вокруг церкви. Они все – прихожане, регулярно посещавшие

церковные службы, все хорошо знакомы со Священным писанием. Они

наизусть знают тексты хоралов, их содержание и музыку. Они знают, какому

событию посвящена та или иная служба. Таким образом, музыкальный образ

у слушателей того времени складывался комплексно, под воздействием всех

видов

искусств:

музыки,

изобразительного

искусства,

архитектуры,

литературы. Источник вдохновения для всех художников - также Священное

писание. Именно такого, комплексного подхода к изучению полифонии,

может быть, и не всегда хватает при изучении полифонии в музыкальной

школе.

Многие дети способны научиться трудному искусству «высказываться

за инструментом». Педагогу нужно лишь разумно и терпеливо руководить.

Но

чтобы

научить

осмысленному

и

выразительному

исполнению

полифонических пьес, одних знаний недостаточно. Психологи утверждают,

что

чувствами,

которые

заставляют

действовать

человека,

являются

удовольствие и радость. Испытав их, у человека появляется интерес к тому,

что послужило причиной их появления. Значит, чтобы вызвать у ребенка

интерес к исполнению полифонических пьес необходимо сделать так, чтобы

он получил удовольствие от того, что предшествовало изучению их, то есть

от нашего рассказа о композиторе, и произведении.

Активное и заинтересованное отношение школьника к полифонической

музыке во многом зависит от метода работы педагога, от его умения образно

рассказать

об

основных

элементах

полифонической

музыки,

от

тех

характеристик и сравнений, которые он использует для объяснения таких

«скучных»

понятий,

как

тема,

противосложение,

общего

характера

мелодической линии. И чем увлекательнее будет его литературный рассказ,

тем убедительнее сложится у исполнителя образ музыкальный. И, конечно

же, исполнение педагога, даже фрагментарное, должно быть таким же ярким

и убедительным, подтверждающим сказанное.

Умение слышать полифоническую ткань школьник развивает с раннего

возраста. Знакомство и приобщение к музыке эпохи барокко мы начинаем с

полифонических сборников И. С. Баха, которые постепенно и достаточно

подробно изучаем. Эти музыкальные сборники И. С. Баха соответствуют

всем

педагогическим

принципам:

доступности,

системности,

последовательности и т. д.

Большое внимание педагог должен уделять пониманию учеником

образного содержания полифонических пьес. Это очень важно, но на

практике не всегда достигается.

Приступая к изучению полифонической музыки, педагогу необходимо

прежде всего рассказать об эпохе, к которой принадлежит эта музыка. В

сознании ученика мы должны создать образ эпохи барокко, привлечь

внимание учащегося необычными сторонами этой удивительной эпохи,

загрузить воображение школьника новыми впечатлениями.

О передаче точного музыкального образа педагог заботится уже при

изучении танцев из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах».

Ребенка стоит познакомить с гравюрами и картинами, он должен иметь

представление о быте, интерьере, одежде, прическах, костюмах и пр.

Школьник должен иметь представление о самом танце, может быть,

попытаться изобразить некоторые характерные движения. Встречающиеся в

другом голосе подголоски, чтобы лучше услышать и правильно исполнить,

можно подтекстовать. (Например, Ф. Э. Бах «Полонез» соль минор, тт. 4,12

- «не наступай на ножки» и т.д.).

В «Менуэте» ре минор контраст голосов подчеркивают ритм и штрихи:

непосредственность, легкость, напевность в первом голосе и степенность,

неспешность во втором. Ребенок легко может представить себе урок танцев:

юную шаловливую ученицу и старого ворчливого учителя.

На примере танцев ученик учится слышать отличия мелодий верхнего

и нижнего голосов, их самостоятельность и независимость друг от друга.

Задачи усложняются при изучении сборника «Маленькие прелюдии и

фуги». Здесь ученик приступает к знакомству с некоторыми особенностями

музыкального языка эпохи барокко. Основой его являются музыкально

риторические фигуры. Очень важно, чтобы ученик с самого начала

знакомства с полифонией Баха умел интонационно – грамотно исполнять

различные интервалы и мелодические обороты. Изучение музыкального

языка эпохи барокко служит основой для накопления интонационного

словаря юного музыканта. Дети должны знать, что существуют музыкальные

фигуры (мелодические образования):

- подражающие человеческой речи (восходящая секунда – вопрос,

восходящая секста – восклицание);

- выражающие определенное настроение (нисходящая мелодия –

символ печали, восходящий звукоряд - символ воскрешения);

- передающие различные формы движения (интервал сексты в мелодии

– торжественность – «Полонез»; быстрое, короткое движение по звукам

трезвучия – ликование – «Маленькая прелюдия» До мажор).

Маленькая прелюдия №1 до мажор

«Маленькая прелюдия» До мажор №1 в сборнике «Маленькие

прелюдии и фуги» открывает цикл из 6 прелюдий. Чтобы лучше понять

содержание и исполнительский замысел пьесы, необходимо познакомить

ученика с исполнительскими традициями эпохи Баха, с реальным звучанием

инструментов, для которых Бах писал свои клавирные сочинения. Известно,

что клавир – понятие родовое и во времена Баха включал два совершенно

различных струнных клавишных инструмента – клавесин и клавикорд, а

также духовой клавишный инструмент – орган. В определении трактовки

играет большую роль ощущение инструментальной природы « Маленьких

прелюдий и фуг». В прелюдии №1 явно ощущается не слитное, клавесинное

звучание. Для образной характеристики прелюдии как нельзя лучше

подходит короткое, блестящее звучание клавесина.

Приступая к изучению данной пьесы, ученик должен обладать

определенными полифоническими знаниями:

- должен знать отличительную особенность стиля Баха – кульминации

почти

сливаются

с

заключительным

кадансом;

им

свойственны

значительность, динамический пафос. В прелюдии – две части, кульминации

обеих приходятся на завершающие такты частей;

- должен быть знаком с особенностями баховской динамики: общее

динамическое нарастание происходит по мотивам как по ступеням –

звучность прибавляется с первого звука мотива, внутри остается неизменной.

Музыка композитора не терпит пестроты. В пьесе во втором предложении

каждой части (тт.5-7 и 13-15) мелодические построения из 16-х нот состоят

из секвенций (ученик должен знать, что секвенция – прием развития

музыкального материала), каждое звено которых необходимо сыграть с

разной степенью звучания, каждый раз чуть прибавляя звук, добиваясь

необходимой насыщенности и плотности звучания (несмотря на то, что

секвенции нисходящие, динамика звучания увеличивается);

- должен знать, что отчетливая артикуляция – очень важно. В этой

прелюдии она представляет определенную сложность, преодолеть которую

поможет кропотливая работа над 16-ми нотами (в частности, игра стаккато).

Музыкальный

образ

«Маленькой

прелюдии»

До

мажор

очень

напоминает архитектуру эпохи барокко. Устремленные ввысь архитектурные

строения, украшенные множеством мифологических и библейских фигур, так

же, как и музыка прелюдии, передают огромное эмоциональное напряжение,

драматизм. ( Можно познакомить учащегося с архитектурой и скульптурой

выдающихся архитекторов Лоренцо Бернини, Бартоломео Растрелли).

Прелюдия двухчастна с контрастной полифонией. Самостоятельность

голосов подчеркивается артикуляционным различием: 16-е ноты играются

хоть и активным, но легато, восьмые – коротко. Аккорды в первых фразах

обеих частей, построенные на T и D, и ответные мелодические мотивы в

нижнем голосе, активные и устремленные вверх, придают пьесе волевое

начало, торжественность. По системе баховских символов Б. Яворского

короткие быстрые фигуры изображали ликование. Эти ликующие мотивы

вплетаются в дальнейшем в мелодию и верхнего, и нижнего голосов.

В мелодических построениях из 16-х нот необходимо научить ученика

находить в сплошном звуковом потоке отдельные выразительные мотивы

разной протяженности. Как правило, это за тактовые мотивы. Это одна из

особенностей музыкального языка И. С. Баха. Ученика нужно научить играть

их выразительно и расчлененно.

От этого исполнение станет более

содержательным и эмоциональным. Таким путем преодолевается одна из

трудностей полифонии – ее непрерывная текучесть.

Еще одна техническая сложность – исполнение украшений. Для

музыки эпохи барокко — это отличительная черта. В этой пьесе важно

добиться, чтобы нота «до» начального мотива нижнего голоса точно совпала

с окончанием мордента, а сам мордент был сыгран четко и ритмично, с

опорой на первый звук.

В целом звучание прелюдии должно быть светлым и жизнерадостным.

Также необходимо, чтобы ученик

твердо

усваивал получаемые

полифонические навыки и знания. Как считает Л. Копылова, чем больше

«школьник знает о разных сторонах и свойствах полифонического стиля, тем

активнее

будет

включаться

его

сознание

в

смысл

работы

над

полифоническим произведением» [5, с. 21-22].

И еще задача педагога состоит в том, чтобы с большим терпением и

без лишних усложнений

учить ребенка осмысленно и выразительно

исполнять полифонические пьесы.

Педагогу необходимо суметь обо всех самых трудных понятиях

полифонического письма рассказать образно, заинтересовать. И на этом

этапе педагог должен постепенно учить детей понимать музыкальный язык

изучаемых произведений, знакомить с особенностями баховской фразировки,

динамики.

***

Изучение полифонии – сложная задача. И многие преподаватели

предпочитают для своих учеников более легкий путь обучения, избегая брать

для работы пьесы с полифонической фактурой. Тем самым обедняя их

музыкальное развитие. Работа над полифонией требует слухового контроля,

развитого

мышления,

владения

особыми

приемами

прикосновения

и

звукоизвлечения, определенного уровня развития пианизма.

Особая сложность в том, что учащийся должен уловить дух того

времени, уяснить для себя особенности искусства эпохи Барокко. Сложность

– в овладении большим объемом внимания, умении следить за двумя-тремя

мелодическими линиями. В каждой – свои интонации, строение, тембр,

динамика. Далеко не сразу учащимся удается преодолеть полифонические

сложности.

Многие

во

время

сценических

выступлений

ошибаются,

забывают текст, не могут собрать части в единое целое.

И все-таки, игра полифонических пьес, воспитание полифонического

мышления – важнейшее условие развития маленького пианиста. Именно в

работе над полифонической музыкой педагогу удается добиться звуковой

чуткости,

культуры

исполнения.

Работа

над

полифонией

позволяет

воспитывать не только весь комплекс пианистических навыков, но и

развивать личностные качества учащихся: эмоционально-волевую сферу,

позволяет воспитывать музыкальный вкус.

Список литературы:

1.

Берченко Р. В поисках утраченного смысла: Болеслав Яворский о

«Хорошо темперированном клавире». – М.: Классика-XXI, 2005. – 375 с.

2.

Браудо

И.

Об

изучении

клавирных

сочинений

Баха

в

музыкальной школе. – М: Классика-XXI, 2004. – 88 с.

3.

Калинина Н. П. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. –

Л.: Музыка, 1988. – 153 с.

4.

Копчевский Н. Инвенции для фортепиано И. С. Баха. Редакция Ф.

Бузони [Ноты]. – М.: Музыка, 1991.

5.

Копылова

Л.

В.

Специфические

особенности

исполнения

инвенций

И.

С.

Баха

старшим

школьником-пианистом

посредством

стилистического анализа // Личность, семья и общество: вопросы педагогики

и психологии. – № 9-10 (55). – 2015 год. – с. 17-25.

6.

Носина В. Б. Символика музыки И. С. Баха и ее интерпретация в

«Хорошо темперированном клавире» – М.: Классика-XXI, 2005. – 56 с.



В раздел образования