Автор: Порвина Людмила Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДМШ №1 им.П.И. Чайковского"
Населённый пункт: город Березники, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "О некоторых особенностях работы над полифонией в младших классах ДМШ"
Раздел: дополнительное образование
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ РАБОТЫ НАД ПОЛИФОНИЕЙ
В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДМШ
ПОРВИНА ЛЮДМИЛА ЕВГЕНЬЕВНА
МБУДО «ДМШ №1 им.П.И. Чайковского»
преподаватель высшей категории
город БЕРЕЗНИКИ
2025
Для каждого начинающего пианиста очень важно уметь исполнять
полифоническую музыку. И, конечно же, все педагоги — пианисты
стремятся научить своих воспитанников технике полифонической игры.
Изучению полифонии, овладению полифонической фактурой, развитию
объема внимания, позволяющего слышать сразу несколько мелодических
линий, в музыкальной школе уделяется большое внимание. Задача долгая и
трудная. Но умение исполнять многоголосное произведение
открывает
широкие
возможности
для
исполнения
музыки
любого
стиля
или
направления.
Не
секрет
также,
что
многим
нашим
ученикам
полифонические пьесы кажутся не интересными и скучными.
Полифония относится к одной из самых ранних форм музыки. С
полифонией ассоциируется особый мир музыкальной образности, который
зародился еще в недрах церковной музыки и достиг своего расцвета у
мастеров Средневековья, Возрождения, в творчестве И. С. Баха. Чем же
характеризуется эмоциональный мир полифонии, господство которого в
музыке длилось свыше пяти столетий – с 12 по 17 век?
Музыка этого времени входила в жизнь людей очень просто и
естественно. Она звучала в храме. Входя в храм, посетитель уже испытывает
возвышенные чувства. Величественный интерьер, полный торжественности и
мощи, высокие стены и колонны, подчеркивающие устремленность к небу,
картины великих мастеров живописи, изображающие сцены из Священного
писания — все это делало восприятие музыки более острым, ярким и
понятным, впечатление красоты многократно усиливалось.
Для слушателей, современников И. С. Баха, его музыка была понятна,
для них его сочинения наполнены конкретным образным, психологическим,
философским и религиозным смыслом. Вся жизнь людей того времени
проходила вокруг церкви. Они все – прихожане, регулярно посещавшие
церковные службы, все хорошо знакомы со Священным писанием. Они
наизусть знают тексты хоралов, их содержание и музыку. Они знают, какому
событию посвящена та или иная служба. Таким образом, музыкальный образ
у слушателей того времени складывался комплексно, под воздействием всех
видов
искусств:
музыки,
изобразительного
искусства,
архитектуры,
литературы. Источник вдохновения для всех художников - также Священное
писание. Именно такого, комплексного подхода к изучению полифонии,
может быть, и не всегда хватает при изучении полифонии в музыкальной
школе.
Многие дети способны научиться трудному искусству «высказываться
за инструментом». Педагогу нужно лишь разумно и терпеливо руководить.
Но
чтобы
научить
осмысленному
и
выразительному
исполнению
полифонических пьес, одних знаний недостаточно. Психологи утверждают,
что
чувствами,
которые
заставляют
действовать
человека,
являются
удовольствие и радость. Испытав их, у человека появляется интерес к тому,
что послужило причиной их появления. Значит, чтобы вызвать у ребенка
интерес к исполнению полифонических пьес необходимо сделать так, чтобы
он получил удовольствие от того, что предшествовало изучению их, то есть
от нашего рассказа о композиторе, и произведении.
Активное и заинтересованное отношение школьника к полифонической
музыке во многом зависит от метода работы педагога, от его умения образно
рассказать
об
основных
элементах
полифонической
музыки,
от
тех
характеристик и сравнений, которые он использует для объяснения таких
«скучных»
понятий,
как
тема,
противосложение,
общего
характера
мелодической линии. И чем увлекательнее будет его литературный рассказ,
тем убедительнее сложится у исполнителя образ музыкальный. И, конечно
же, исполнение педагога, даже фрагментарное, должно быть таким же ярким
и убедительным, подтверждающим сказанное.
Умение слышать полифоническую ткань школьник развивает с раннего
возраста. Знакомство и приобщение к музыке эпохи барокко мы начинаем с
полифонических сборников И. С. Баха, которые постепенно и достаточно
подробно изучаем. Эти музыкальные сборники И. С. Баха соответствуют
всем
педагогическим
принципам:
доступности,
системности,
последовательности и т. д.
Большое внимание педагог должен уделять пониманию учеником
образного содержания полифонических пьес. Это очень важно, но на
практике не всегда достигается.
Приступая к изучению полифонической музыки, педагогу необходимо
прежде всего рассказать об эпохе, к которой принадлежит эта музыка. В
сознании ученика мы должны создать образ эпохи барокко, привлечь
внимание учащегося необычными сторонами этой удивительной эпохи,
загрузить воображение школьника новыми впечатлениями.
О передаче точного музыкального образа педагог заботится уже при
изучении танцев из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах».
Ребенка стоит познакомить с гравюрами и картинами, он должен иметь
представление о быте, интерьере, одежде, прическах, костюмах и пр.
Школьник должен иметь представление о самом танце, может быть,
попытаться изобразить некоторые характерные движения. Встречающиеся в
другом голосе подголоски, чтобы лучше услышать и правильно исполнить,
можно подтекстовать. (Например, Ф. Э. Бах «Полонез» соль минор, тт. 4,12
- «не наступай на ножки» и т.д.).
В «Менуэте» ре минор контраст голосов подчеркивают ритм и штрихи:
непосредственность, легкость, напевность в первом голосе и степенность,
неспешность во втором. Ребенок легко может представить себе урок танцев:
юную шаловливую ученицу и старого ворчливого учителя.
На примере танцев ученик учится слышать отличия мелодий верхнего
и нижнего голосов, их самостоятельность и независимость друг от друга.
Задачи усложняются при изучении сборника «Маленькие прелюдии и
фуги». Здесь ученик приступает к знакомству с некоторыми особенностями
музыкального языка эпохи барокко. Основой его являются музыкально
риторические фигуры. Очень важно, чтобы ученик с самого начала
знакомства с полифонией Баха умел интонационно – грамотно исполнять
различные интервалы и мелодические обороты. Изучение музыкального
языка эпохи барокко служит основой для накопления интонационного
словаря юного музыканта. Дети должны знать, что существуют музыкальные
фигуры (мелодические образования):
- подражающие человеческой речи (восходящая секунда – вопрос,
восходящая секста – восклицание);
- выражающие определенное настроение (нисходящая мелодия –
символ печали, восходящий звукоряд - символ воскрешения);
- передающие различные формы движения (интервал сексты в мелодии
– торжественность – «Полонез»; быстрое, короткое движение по звукам
трезвучия – ликование – «Маленькая прелюдия» До мажор).
Маленькая прелюдия №1 до мажор
«Маленькая прелюдия» До мажор №1 в сборнике «Маленькие
прелюдии и фуги» открывает цикл из 6 прелюдий. Чтобы лучше понять
содержание и исполнительский замысел пьесы, необходимо познакомить
ученика с исполнительскими традициями эпохи Баха, с реальным звучанием
инструментов, для которых Бах писал свои клавирные сочинения. Известно,
что клавир – понятие родовое и во времена Баха включал два совершенно
различных струнных клавишных инструмента – клавесин и клавикорд, а
также духовой клавишный инструмент – орган. В определении трактовки
играет большую роль ощущение инструментальной природы « Маленьких
прелюдий и фуг». В прелюдии №1 явно ощущается не слитное, клавесинное
звучание. Для образной характеристики прелюдии как нельзя лучше
подходит короткое, блестящее звучание клавесина.
Приступая к изучению данной пьесы, ученик должен обладать
определенными полифоническими знаниями:
- должен знать отличительную особенность стиля Баха – кульминации
почти
сливаются
с
заключительным
кадансом;
им
свойственны
значительность, динамический пафос. В прелюдии – две части, кульминации
обеих приходятся на завершающие такты частей;
- должен быть знаком с особенностями баховской динамики: общее
динамическое нарастание происходит по мотивам как по ступеням –
звучность прибавляется с первого звука мотива, внутри остается неизменной.
Музыка композитора не терпит пестроты. В пьесе во втором предложении
каждой части (тт.5-7 и 13-15) мелодические построения из 16-х нот состоят
из секвенций (ученик должен знать, что секвенция – прием развития
музыкального материала), каждое звено которых необходимо сыграть с
разной степенью звучания, каждый раз чуть прибавляя звук, добиваясь
необходимой насыщенности и плотности звучания (несмотря на то, что
секвенции нисходящие, динамика звучания увеличивается);
- должен знать, что отчетливая артикуляция – очень важно. В этой
прелюдии она представляет определенную сложность, преодолеть которую
поможет кропотливая работа над 16-ми нотами (в частности, игра стаккато).
Музыкальный
образ
«Маленькой
прелюдии»
До
мажор
очень
напоминает архитектуру эпохи барокко. Устремленные ввысь архитектурные
строения, украшенные множеством мифологических и библейских фигур, так
же, как и музыка прелюдии, передают огромное эмоциональное напряжение,
драматизм. ( Можно познакомить учащегося с архитектурой и скульптурой
выдающихся архитекторов Лоренцо Бернини, Бартоломео Растрелли).
Прелюдия двухчастна с контрастной полифонией. Самостоятельность
голосов подчеркивается артикуляционным различием: 16-е ноты играются
хоть и активным, но легато, восьмые – коротко. Аккорды в первых фразах
обеих частей, построенные на T и D, и ответные мелодические мотивы в
нижнем голосе, активные и устремленные вверх, придают пьесе волевое
начало, торжественность. По системе баховских символов Б. Яворского
короткие быстрые фигуры изображали ликование. Эти ликующие мотивы
вплетаются в дальнейшем в мелодию и верхнего, и нижнего голосов.
В мелодических построениях из 16-х нот необходимо научить ученика
находить в сплошном звуковом потоке отдельные выразительные мотивы
разной протяженности. Как правило, это за тактовые мотивы. Это одна из
особенностей музыкального языка И. С. Баха. Ученика нужно научить играть
их выразительно и расчлененно.
От этого исполнение станет более
содержательным и эмоциональным. Таким путем преодолевается одна из
трудностей полифонии – ее непрерывная текучесть.
Еще одна техническая сложность – исполнение украшений. Для
музыки эпохи барокко — это отличительная черта. В этой пьесе важно
добиться, чтобы нота «до» начального мотива нижнего голоса точно совпала
с окончанием мордента, а сам мордент был сыгран четко и ритмично, с
опорой на первый звук.
В целом звучание прелюдии должно быть светлым и жизнерадостным.
Также необходимо, чтобы ученик
твердо
усваивал получаемые
полифонические навыки и знания. Как считает Л. Копылова, чем больше
«школьник знает о разных сторонах и свойствах полифонического стиля, тем
активнее
будет
включаться
его
сознание
в
смысл
работы
над
полифоническим произведением» [5, с. 21-22].
И еще задача педагога состоит в том, чтобы с большим терпением и
без лишних усложнений
учить ребенка осмысленно и выразительно
исполнять полифонические пьесы.
Педагогу необходимо суметь обо всех самых трудных понятиях
полифонического письма рассказать образно, заинтересовать. И на этом
этапе педагог должен постепенно учить детей понимать музыкальный язык
изучаемых произведений, знакомить с особенностями баховской фразировки,
динамики.
***
Изучение полифонии – сложная задача. И многие преподаватели
предпочитают для своих учеников более легкий путь обучения, избегая брать
для работы пьесы с полифонической фактурой. Тем самым обедняя их
музыкальное развитие. Работа над полифонией требует слухового контроля,
развитого
мышления,
владения
особыми
приемами
прикосновения
и
звукоизвлечения, определенного уровня развития пианизма.
Особая сложность в том, что учащийся должен уловить дух того
времени, уяснить для себя особенности искусства эпохи Барокко. Сложность
– в овладении большим объемом внимания, умении следить за двумя-тремя
мелодическими линиями. В каждой – свои интонации, строение, тембр,
динамика. Далеко не сразу учащимся удается преодолеть полифонические
сложности.
Многие
во
время
сценических
выступлений
ошибаются,
забывают текст, не могут собрать части в единое целое.
И все-таки, игра полифонических пьес, воспитание полифонического
мышления – важнейшее условие развития маленького пианиста. Именно в
работе над полифонической музыкой педагогу удается добиться звуковой
чуткости,
культуры
исполнения.
Работа
над
полифонией
позволяет
воспитывать не только весь комплекс пианистических навыков, но и
развивать личностные качества учащихся: эмоционально-волевую сферу,
позволяет воспитывать музыкальный вкус.
Список литературы:
1.
Берченко Р. В поисках утраченного смысла: Болеслав Яворский о
«Хорошо темперированном клавире». – М.: Классика-XXI, 2005. – 375 с.
2.
Браудо
И.
Об
изучении
клавирных
сочинений
Баха
в
музыкальной школе. – М: Классика-XXI, 2004. – 88 с.
3.
Калинина Н. П. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. –
Л.: Музыка, 1988. – 153 с.
4.
Копчевский Н. Инвенции для фортепиано И. С. Баха. Редакция Ф.
Бузони [Ноты]. – М.: Музыка, 1991.
5.
Копылова
Л.
В.
Специфические
особенности
исполнения
инвенций
И.
С.
Баха
старшим
школьником-пианистом
посредством
стилистического анализа // Личность, семья и общество: вопросы педагогики
и психологии. – № 9-10 (55). – 2015 год. – с. 17-25.
6.
Носина В. Б. Символика музыки И. С. Баха и ее интерпретация в
«Хорошо темперированном клавире» – М.: Классика-XXI, 2005. – 56 с.