Напоминание

Программа по учебному предмету "Литературное чтение на родном языке"


Автор: Усатенко Лариса Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Уразовская СОШ №2"
Населённый пункт: п. Уразово, Валуйского района, Белгородской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: Программа по учебному предмету "Литературное чтение на родном языке"
Раздел: начальное образование





Назад




Рабочая программа по учебному предмету

«Литературное чтение на родном языке»

Пояснительная записка

Программа

разработана

на

основе

федерального

государственного

образовательного

стандарта

начального

общего

образования,

Концепции

преподавания

русского

языка

и

литературы

в

Российской

Федерации,

Концепции

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина

России,

планируемых

результатов

начального

общего

образования.

В систему предметов общеобразовательной школы предметная область

«Родной язык и литературное чтение на родном языке» включена приказом

Минобрнауки

от

31.12.2015года

№1577.

Изучение

данной

предметной

области должно обеспечить:

воспитание ценностного отношения к родному языку и родной

литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле

своего народа;

приобщение к литературному наследию своего народа;

формирование причастности к свершениям и традициям своего

народа,

осознание

исторической

преемственности

поколений,

своей

ответственности за сохранение культуры народа;

обогащение

активного

и

потенциального

словарного

запаса,

развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте

его

функциональных

возможностей

в

соответствии

с

нормами

устной

и

письменной речи, правилами речевого этикета;

получение

знаний

о

родном

языке

как

системе

и

как

развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его

функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование

аналитических

умений

в

отношении

языковых

единиц

и

текстов

разных

функционально-смысловых типов и жанров. (из Приказа 1577)

Общая характеристика курса

Ведущая идея настоящего курса – обучение литературному чтению на

родном (русском) языке.

Данный

курс

закладывает

основы

интеллектуального,

речевого,

эмоционального развития младших школьников, умение пользоваться устным

и письменным родным языком. Курс «Литературное чтение на родном языке»

обеспечивает

достижение

личностных,

метапредметных

и

предметных

результатов освоения ООП, успешность изучения других предметов учебного

плана в начальной школе.

Программа направлена на решение следующих целей:

совершенствование

норм

и

условий

для

полноценного

функционирования и развития русского языка как государственного языка

Российской Федерации и как языка межнационального общения;

обучение русскому языку детей младшего школьного возраста как

средству укрепления русского языка (как родного).

Достижение

поставленных

целей

изучения

родного

языка

обеспечивается решением следующих задач:

формирование

первоначальных

представлений

о

единстве

и

многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как

основе национального самосознания.

развитие диалогической и монологической устной и письменной

речи

на

родном

языке,

коммуникативных

умений,

нравственных

и

эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном

языке.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ,

становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций

многонационального российского общества;

• формирование

средствами

литературных

произведений

целостного

взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур;

• воспитание

художественно-эстетического

вкуса,

эстетических

потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания

наизусть произведений художественной литературы;

• развитие

этических

чувств,

доброжелательности

и

эмоционально-

нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

людей;

• формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и

культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям

иной национальной принадлежности;

• овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному

коллективу;

• принятие

и

освоение

социальной

роли

обучающегося,

развитие

мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

• развитие

самостоятельности

и

личной

ответственности

за

свои

поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

• развитие

навыков

сотрудничества

со

взрослыми

и

сверстниками

в

разных

социальных

ситуациях,

умения

избегать

конфликтов

и

находить

выходы

из

спорных

ситуаций,

умения

сравнивать

поступки

героев

литературных

произведений

со

своими

собственными

поступками,

осмысливать поступки героев;

• наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к

материальным

и

духовным

ценностям,

формирование

установки

на

безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

• осмыслять цели изучения темы, под руководством учителя, толковать

их в соответствии с изучаемым материалом урока, сохранять учебную задачу

урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);

планировать

свои

действия

на

отдельных

этапах

урока,

восстанавливать

содержание

произведения

по

серии

сюжетных

картин

(картинному

плану);

контролировать

выполненные

задания

с

опорой

на

эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем; оценивать результаты

собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем);

определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме.

Фиксировать

по

ходу

урока

и

в

конце

его

удовлетворённо сть/

неудовлетворённость, позитивно относиться к своим успехам, стремиться к

улучшению результата;

• анализировать причины успеха/неуспеха, формулировать их в устной

форме

по

просьбе

учителя;

осваивать

с

помощью

учителя

позитивные

установки.

Познавательные УУД

понимать

и

толковать

условные

знаки

и

символы

для

передачи

информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки

и пр.);

пользоваться

приёмами

анализа

и

синтеза

при

чтении

слов

и

предложений; понимать устройство слова, различать его содержание и форму

(значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие

воссоздающего

и

творческого

воображения;

сравнивать

и

сопоставлять

произведения

между

собой,

называя

общее

и

различное

в

них

(художественные

и

научно-познавательные

тексты)

под

руководством

учителя;

сопоставлять

эпизод

из

литературного

произведения

с

иллюстрацией,

с

пословицей

(поговоркой).

Анализировать

поведение

литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем.

Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока

из 2-4 предложений;

• осознавать сущность малых фольклорных жанров устного народного

творчества и литературных произведений как часть родной национальной

культуры;

осознавать смысл понятий: слово, предложение, текст, план текста,

вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему, жанр;

• проявлять индивидуальные творческие способности при составлении

загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании,

при выполнении проектных заданий;

• понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.

Коммуникативные УУД

• включаться

в

диалог

с

учителем

и

сверстниками,

в

коллективное

обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в ходе беседы;

• формулировать

вопросы

к

собеседнику.

Строить

рассуждение

и

доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений.

• строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной

теме. Слушать партнёра по общению, вникать в смысл того, о чём говорит

собеседник;

• аргументировать

свою

точку

зрения

в

процессе

размышлений

над

поступками

литературных

героев,

оценивать

поступок

героя,

используя

доступные оценочные средства.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся:

Виды речевой и читательской деятельности

• воспринимать на слух различные виды текстов;

• различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и

сказок;

• принимать

участие

в

коллективных

беседах

по

прочитанным,

прослушанным

произведениям;

отвечать

на

вопросы

по

содержанию

на

основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;

• называть

действующих

лиц

прочитанного

или

прослушанного

произведения,

обдумывать

содержание

их

поступков,

сопоставлять

свои

поступки с поступками литературных героев;

• читать и понимать жанры устного народного творчества;

Обучающиеся получат возможность научиться:

• при чтении отражать настроение автора читаемого текста.

Обучающиеся научатся:

Творческая деятельность

• читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

• пересказывать

текст

подробно

на

основе

картинного

плана

под

руководством учителя;

• составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного

произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями

являются…).

Обучающиеся получат возможность научиться:

• пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного

плана и под руководством учителя;

• составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности

семейных отношений под руководством учителя;

• соотносить

смысл

своего

высказывания

со

смыслом

пословиц

и

поговорок

о

дружбе

и

семейных

ценностях;

употреблять

пословицы

и

поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;

Обучающиеся научатся:

Литературоведческая пропедевтика:

• различать произведения по жанру малые фольклорные формы, большие

фольклорные формы;

• отличать прозаический текст от поэтического;

• называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• находить

в

текстах

народных

сказок

факты,

связанные

с

историей

России, её культурой (традиции, костюмы, быт, праздники, верования);

• использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения,

сказки,

небылицы,

песенки,

потешки),

особенностях

юмористического

произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Содержание курса

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи.

Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на

вопросы

по

содержанию

услышанного

произведения,

определение

последовательности

событий,

осознание

цели

речевого

высказывания.

Умение задавать вопрос по услышанному учебному произведению.

Чтение вслух.

Постепенный

переход

от

слогового

к

плавному,

осмысленному,

правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии

с

индивидуальным

темпом

чтения),

постепенное

увеличение

скорости

чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.

Чтение про себя.

Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по

объему и жанру произведений, осмысление цели чтения.

Работа с разными видами текста.

Общее

представление

о

разных

видах

текста:

художественного,

учебного, научно-популярного и их сравнение. Определение целей и задач

создание этих видов текста.

Библиографическая культура.

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых

знаний.

Книга

учебная,

художественная,

справочная.

Элементы

книги:

содержание

или

оглавление,

титульный

лист,

аннотация,

сведения

о

художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге. Типы

книг. Выбор книг на основе рекомендованного списка, открытого доступа к

детским книгам в библиотеке.

Работа с текстом художественного произведения.

Пополнение понятиями литературоведческого характера: простейшими

сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.

Получение

первоначальных

представлений

об

изобразительных

и

выразительных

возможностях

словесного

искусства

«живописании

словом»,

о

метафоре,

сравнении,

олицетворении,

ритмичности

и

музыкальности стихотворной речи).

Говорение (культура речевого общения).

Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого

высказывания. Особенности диалогического общения: понимание вопроса

собеседника,

умение

отвечать

на

поставленные

вопросы,

умение

самостоятельно составлять и задавать вопросы по тексту.

Круг детского чтения.

Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские

возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках,

об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, помогающие

накоплению

социально-нравственного

опыта

ребенка,

обретению

качеств

«читательской самостоятельности».

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение).

Формирование

умений

узнавать

и

различать

такие

жанры

литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня;

определение

художественных

особенностей

произведений:

лексика,

построение (композиция).

Работа с текстом художественного произведения

Определение

особенностей

художественного

текста:

своеобразие

выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия

произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание

нравственно-эстетического

содержания

прочитанного

произведения,

осознание

мотивации

поведения

героев,

анализ

поступков

героев с точки зрения норм морали. Самостоятельное воспроизведение текста

с

использованием

выразительных

средств

языка

(синонимов,

антонимов,

сравнений,

эпитетов),

последовательное

воспроизведение

эпизодов

с

использованием

специфической

для

данного

произведения

лексики

(по

вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные

через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе

анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный,

выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие

ум е н и я

п р ед во сх и щ ат ь

( п р ед в и д е т ь )

ход

р а зв и т и я

с ю ж е т а ,

последовательности событий.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных

произведений)

Интерпретация

текста

литературного

произведения

в

творческой

деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация,

устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с

деформированным

текстом

и

использование

их

(установление

причинно-

следственных

связей,

последовательности

событий.

Развитие

умения

различать состояние природы в различные времена года, настроение людей,

оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои

тексты

с

художественными

текстами-описаниями,

находить

литературные

произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой

выбор.

Содержание учебного предмета

1 класс

Великий, могучий русский язык – родной язык русского народа (2 часа)

«С чего начинается Родина»

1.

М. Матусовский. С чего начинается Родина

2.

В. Степанов. Что мы Родиной зовём

3.

Пословицы и поговорки о Родине

4.

Путешествие по страницам детского журнала «Большая переменка»

«Русский язык – родной язык русского народа»

1.

М. Крюков. Много языков на свете разных

2.

О. Я. Яковенко. Русский язык

3.

Сухарев А. Сказка о Великом могучем русском языке

Пословицы и поговорки о языке и речи, о силе доброго и злого слова

Устное народное творчество (5 часов)

Малые фольклорные жанры. Считалки, прибаутки. Заклички – приговорки, небылицы –

перевертыши.

«Водят мыши хоровод», «На улице», «Музыканты», «Коза – хлопота», «Совушка», «Скок

– поскок», «Конь», «Зайка», «Гости», колыбельные.

Сказки

Русская народная сказка «Жихарка».

Русская народная сказка «Курочка, мышка и тетерев» (по выбору).

Русская народная сказка «Утушка».

Докучные сказки: «Про белого бычка», «Про журавля», «Про Яшку», «Про сороку и рака»,

«Про сову», «Пусть ворона мокнет» (по выбору)

Тематические литературные произведения различных жанров

Произведения о животных (2 ч.)

«Детки в клетке» С. Маршак, «Купанье медвежат» В. Бианки, «Как волки

учат своих детей» Л.Н. Толстой, «Лиса Патрикеевна» К.Д.Ушинский,

«Кот Агапыч» Б. Емельянов, «Буренушка» Народная песня, «Кот»

Г.Цыферов, «Умирание ивы» В. Ерошенко (писатель Белгородчины)

«Анютины встречи » Е. Дубравный (Белгородский писатель-современник)

Произведения о детях (2 ч.)

«Саша-дразнилка» Н. Артюхова, «В полет» Г.Бойко, «Спрятался» В.

Голявкин, «Арбуз» Л. Сергеев, Произведения из Белгородского областного

журнала для детей и подростков "Большая переменка", «Аленкины

удивленки» Е. Дубравный (Белгородский писатель-современник)

«Шкатулка смешинок» Л. Кузубов (Белгородский писатель-современник)

Произведения о человеческих ценностях (2 ч.)

«До первого дождя» В. Осеева, «Смородинка» Е. Пермяк, «Цветные мелки»

Л. Сергеев, «Только бы не закричать!» Е. Ильина, «Поссорились» А.

Кузнецова, «Сонечка» А. Барто, Произведения из Белгородского областного

журнала для детей и подростков "Большая переменка", «Бодливая корова»

В. Колесник (Белгородский писатель-современник)

Произведения о труде и лени (2 ч.)

«Катя» А. Барто, «Чем болен мальчик» С. Маршак, «Страшная история» Э.

Успенский, «Лялечка» А. Барто, «Наташа и воротничок» И. Демьянова,

«Как Маша стала большой» Е. Пермяк

Творческая мастерская (2 часа)

Проверочная работа. Викторина «Наш великий, могучий, прекрасный

русский язык», инсценирование русской народной сказки (по усмотрению

учителя).

2 класс

Вводный урок курса литературное чтение на родном языке

О родной стране – России (1 час)

И.С. Никитин «Юг и север»,

Устное народное творчество (2 часа)

Шуточные русские народные песни для детей, Русские заклички, народные

приметы

О детях и для детей (4 часа)

С. В. Михалков «Фома», «Про мимозу», С. Я. Маршак «Вот какой

рассеянный», Э. Н. Успенский. Стихи для детей. «Матрёшка», «Смешной

слонёнок», Н. Н. Носов «Прятки»

Мир сказок (4 часа)

К. И. Чуковский «Чудо-дерево», «Цыплёнок» Д.Н.Мамин-Сибиряк, «Про

Воронушку-чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку», А. Н. Толстой

«Сорочьи сказки», Ф.И.Одоевский «Два дерева»

Животные – наши друзья (3 часа)

Саша Чёрный «Маленький полотёр», «Про кота» В.И.Белов «Рассказы о

всякой живности» В.П.Астафьев «Белогрудка»

Весна пришла (2 часа)

Г. А.Скребицкий «Весне навстречу», К. Д. Бальмонт «Весна», «Праздник

весны», Е. А. Благинина «Весна»

3 класс

Вводный урок курса литературное чтение на родном языке

Русские народные сказки (1 час)

Русская народная сказка «Хаврошечка», Русская народная сказка «Зимовье»

Времена года (3 часа)

Произведения: Ф.И.Тютчев. «Первый лист», А.А.Фет. «Весенний дождь»,

«Мир прекрасных сказок дня» (стихотворения Ю.Шкуты), В.В.Бианки.

«Синичкин календарь», В.В.Бианки. «Лесная газета», В.Е.Молчанов.

«Танюшкино солнышко», «Чудесный мотылек», М.М.Пришвин.

«Лягушонок», «Ёж», «Гаечки».

Ю.И.Макаров. «Лётчик»

Писатели – детям (6 часов)

Сказки А.С.Пушкина

А.С.Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золотом

петушке»

Басни И.А.Крылова

«Квартет», «Волк и журавль».

Произведения Л.Н.Толстого

Л.Н.Толстой. Рассказы

Л.Н.Толстой. Сказки, истории.

Произведения К.Г.Паустовского: «Дремучий медведь», «Стальное колечко»

Сказки русских писателей

А.Н.Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Рассказы К.Д.Ушинского: «Как рубашка в поле выросла», «Четыре

желания»

Стихи и рассказы о детях и для детей (3 часа)

Н.Г.Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка», Стихотворения А.Л.Барто,

С.В.Михалкова, С.Я.Маршака, Стихотворения Ю.И.Макарова, Б.В.Заходер.

«Занимательная зоология», Р.И.Карагодина. «У меня надежный друг»,

«Волны ходят ходуном»

Наша Родина – Россия (2 часа)

Стихотворения о Родине: Моя малая Родина (стихотворения о Белгородчине)

Рассказы о защитниках Родины: Их имена – наша гордость! (стихотворения

М.Ф.Хорхординой, рассказы Л.Т.Кузубова, Б.И.Осыкова)

Детская периодическая печать (1 час)

По страницам детских журналов

По страницам журнала «Большая переменка»

4 класс

Вводный урок курса литературное чтение на родном языке (1 час)

«Расскажу вам сказку…» (1 час)

Ю.М. Литвинов, В. Шаповалов (местные писатели)

«Люблю природу русскую…» (Зима) (1 час)

И. Чернявская, Е. Дубравный, В. Колесник, В. Черкесов, Н. Чернухин, Ю.

Макаров (местные поэты).

« Русские писатели – детям» (3 часа)

Б. Житков, А. Волков, Б. Заходер, А. Куприн, М Зощенко, Л. Пантелеев, Н.

Сладков, И. Соколов – Микитов, К. Паустовский.

«Страна детства» (3 часа)

Произведения Н. Носова, В. Драгунского, В. Осеевой, А. Гайдара, С.

Михалкова, Ю. Яковлева, К. Ушинского, М. Горького.

«Люблю природу русскую...» (Весна) (1 час)

Произведения местных поэтов: А.К. Филатова, В. Раевского, А. Никитенко,

Брагиной Л., Н. Страхова, М .Н. Дьяченко

«О братьях наших меньших» (2 часа)

Произведения Е. Чарушина, В Бианки, В.П.Астафьева, М. Пришвина.

«Суровые военные годы» (2 часа)

Произведения В. Катаева, Б. Полевого, Л. Воронковой, Алексеева, С.

Баруздина, В. Богомолова, А. Митяева, Л. Кассиля, А. Лиханова.

«Скоро лето» (1 час)

Произведения местных поэтов: О. Сикарева, Л. Кузубова, Н. Дроздовой, А.

Алексейченко, Н. Молчан, Л. Неженцевой

«Проверь себя» (1 час)

Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на изучение каждой темы.

1 класс (17 ч.)

№п/п

Тема

Количество

часов

1

Великий, могучий русский язык – родной язык

русского народа

2

2

Устное народное творчество

5

3

Тематические литературные произведения различных

жанров

8

4

Творческая мастерская

2

Итого

17ч

2 класс (17 ч.)

№п/п

Тема

Количество

часов

1

Вводный урок курса литературное чтение на родном

языке

1

2

О родной стране – России

1

3

Устное народное творчество

2

4

О детях и для детей

4

5

Мир сказок

4

6

Животные – наши друзья

3

7

Весна пришла

2

Итого

17ч

3 класс (17 ч.)

№п/п

Тема

Количество

часов

1

Вводный урок курса литературное чтение на родном

языке

1

2

Русские народные сказки

1

3

Времена года

3

4

Писатели – детям

6

5

Стихи и рассказы о детях и для детей

3

6

Наша Родина – Россия

2

7

Детская периодическая печать

1

Итого

17ч

4 класс (17 ч.)

№п/п

Тема

Количество

часов

1

Вводный урок курса литературное чтение на родном

языке

1

2

«Расскажу вам сказку…»

2

3

«Люблю природу русскую…» (Зима)

1

4

« Русские писатели – детям»

3

5

«Страна детства»

3

6

« Люблю природу русскую...» (Весна)

1

7

« О братьях наших меньших»

2

8

« Суровые военные годы»

2

9

«Скоро лето»

1

10

«Проверь себя»

1

Итого

17ч



В раздел образования