Автор: Бабичева Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №50
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Конспект по познавательному развитию
Тема: Насекомые
Раздел: дошкольное образование
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города
Новосибирска Детский сад № 50 «Семицветик»
Конспект
занятия по познавательному развитию в средней группе
Тема: Насекомые
Выполнила: Бабичева Е.В.
НОВОСИБИРСК 2025г
Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: Речевое, социально-коммуникативное,
физическое, исследовательская
Развивающая предметно-пространственная среда: НОД проходит в групповой
комнате.
Материалы и оборудование: картинки с изображением насекомых
Методические приемы: Художественное слово, использование наглядности, игровая
ситуация, физминутка, сюрпризный момент.
Предварительная работа: рассматривание картинок с насекомыми.
Цель: сформировать у детей представления о насекомых
Задачи:
Образовательные:
уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, образе жизни; о
пользе и вреде, приносимой ими природе.
Развивающие:
развивать мыслительную активность, любознательность, внимание, память, речь.
Вызвать интерес к окружающему миру, расширять кругозор.
Воспитательные:
воспитывать потребность в общении с природой, любовь и бережное отношение к
природе.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный)
Воспитатель: Расскажу я вам, ребята, интересную историю.
Однажды я гуляла в лесу, проходила мимо поляны. И встречались мне интересные
живые существа. Они все разные, кто-то летает, кто-то ползает и у всех у них ровно
шесть лапок. А вот как эти существа называются, я забыла. Может быть, вы мне
поможете вспомнить, что это за живые существа?
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы их отгадаете.
Послушайте загадки:
Скажите-ка, что за букашка?
На ней в черных точках рубашка,
Умеет карабкаться ловко
По листикам божья… (коровка).
Над цветком она летала
И пыльцу из цветка собирала.
Полосатая она
И зовут ее … (пчела)
Крылья быстро расправляет
И по всем цветкам порхает (бабочка).
Вот букашка - работяга.
Целый день трудиться рада.
Ношу на спине своей
Быстро тащит. (муравей).
Что за гость с голодным брюхом
Все звенит у нас над ухом?
Из цветов не пьет нектар,
Покусает нас (комар).
Кто влетает в каждый дом
Вместе с летним сквозняком?
Кто жужжит за рамой глухо?
Надоедливая. (муха).
Что за чудо-вертолет
Мошкаре спать не дает?
Только высохнет роса,
Вылетает. (стрекоза)
На поляне в васильках
Упражнялся он в прыжках.
Жаль, позавтракал им птенчик.
Кто же это был? (Кузнечик).
Воспитатель:
Ребята, вы все загадки отгадали правильно.
А как же одним словом мы можем назвать: муху, комара, пчелу?
Ответы детей - Насекомые.
Воспитатель:
Насекомые весной
Вьются и порхают –
На полянке на лесной –
Всё благоухает!
Ног у насекомых шесть,
Голова есть, крылья.
И не прочь пыльцу поесть
(Но не путать с пылью)
Пчёлке, бабочке, шмелю
Нужен сок цветочный.
Ест коровка божья тлю,
С зелени, с листочков.
Воспитатель:
Ребята, а как передвигаются насекомые? (Ответы детей)
Воспитатель: Они умеют ползать, ходить, летать, прыгать и бегать. А чем
питаются насекомые? (Ответы детей)
Воспитатель: Большинство из насекомых с удовольствием поедает зеленые листья,
стебли и молодые побеги растений. Некоторые насекомые питаются созревшими
плодами, опавшими листьями и хвоей.
Есть в природе и насекомые – хищники, которые охотятся на других насекомых.
(Это стрекоза – она питается маленькими мошками, ловит комаров и жуков; муравьи –
они истребляют множество насекомых; кузнечики – они могут с аппетитом закусить
неосторожной бабочкой, мухой). А есть насекомые, которые любят полакомиться
медовым нектаром и вкусной цветочной пыльцой (пчелы, шмели, бабочки, мухи).
Ребята, как вы думаете, какие это насекомые?
Ответы детей - (пчелы, шмели, бабочки, мухи).
Физминутка «Сороконожка»
Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают.)
- Ой, промокнут сорок лап!
Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи)
Обойду я лужи!
Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой)
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).
И потопаю потом
(дети топают ногами)
- Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель:
А сейчас я хочу рассказать вам, ребята, небольшие, но интересные истории о
некоторых насекомых. Ребята, а вы знаете кто самый сильный на земле?
Ответы детей.
Самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести, в 10 раз
превосходящие его собственный вес. Ребята, а как называются домики у муравьев?
Ответы детей - (муравейник).
Муравьи живут в муравейнике большой и дружной семьей. Правит в муравейнике
муравьиная принцесса. Ребята, а кто нам летом по ночам спать не дает, и все над ухом
звенит?
Ответы детей - (комар).
Как вы думаете, есть ли у комара уши?
Ответы детей
Оказывается, есть. И прячутся они у самца (мальчика) комара в усах. Конечно, не
такие уши, как у человека, но с помощью этого органа слуха комарик-самец находит
по звону свою подружку.
- Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба, черного и белого, только не
горелого…
Знаете такую присказку?
А какого цвета это насекомое?
Ответ детей (красные с черными пятнышками).
Божья коровка еще бывает оранжевого цвета. Красная или оранжевая окраска
божьей коровки называется предостерегающей. Птицы знают, что насекомые с такой
окраской несъедобные, и не клюют их.
Рассматривание картинок с насекомыми.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Воспитатель:
Как Вы думаете, что будет, если уничтожить всех насекомых? (никто не будет
опылять растения, если этого не делать, то не будет и самих растений). Не
обижайте насекомых, не трогайте их, они часть природы.
Ребята, так как вы мне помогли вспомнить название насекомых. Я хочу вам
сделать небольшие подарочки, это раскраски с насекомыми.