Автор: Мерзлякова Наталия Перзантовна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: Филиал МАДОУ д/с № 49 "Радуга" - д/с № 15 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: Свердловская область, город Серов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Консультация для воспитателей "Общие положения руководства спортивными играми и упражнениями"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
«Общие положения руководства спортивными
играми и упражнениями»
Инструктор по физкультуре: Мерзлякова Н.П.
Решающая роль в руководстве спортивными играми и упражнениями
принадлежит воспитателю. Дошкольники не способны регулировать величину
физических
нагрузок,
не
умеют
самостоятельно
осваивать
физические
упражнения, предусмотренные программой. Им нужна помощь воспитателя в
освоении техники и элементов тактики спортивных упражнений, игр. Поэтому
педагог обязательно должен знать технику упражнений и элементов спортивных
игр.
Насыщение режима дня детей разнообразными средствами физического
воспитания
при
широком
использовании
подвижных
игр,
спортивных
упражнений, развлечений – неотъемлемая часть повседневной воспитательно-
образовательной
работы.
Нужно
на
практике
реализовать
требования
программы
по
обучению
детей
спортивным
упражнениям,
элементам
спортивных
игр.
Собственный пример педагога, физическая подтянутость, бодрость,
оптимистический настрой, искреннее стремление привить ребятам любовь к
физической культуре благотворно влияют на них. Очень важно создать для
развлечений
условия,
отвечающие
гигиеническим
и
педагогическим
требованиям:
наличие
свободного
места,
свежего
воздуха,
нужного
оборудования и свободный доступ к нему, удобной одежды и обуви.
Для некоторых развлечений (например, бросание палки-биты в
«городках») выбирают отдельное место на площадке, так как движения детей
могут
быть
опасны
для
окружающих.
Утром, на прогулках воспитатель организовывает ребят для участия в
спортивных играх и упражнениях так, чтобы не препятствовать их личным
замыслам в игровой деятельности. Поэтому не рекомендуется громко звать
детей для участия в развлечениях. Повинуясь оклику воспитателя, они
оставляют
свои
дела,
что
разрушает
их
творческие
замыслы.
Если же сюжет творческих игр детей начинает угасать, а действия становятся
бесцельными, можно с большой настойчивостью привлечь всех к развлечениям.
Руководя
играми
и
упражнениями,
воспитатель
использует
общеметодические приемы обучения и воспитания детей – объяснение, показ,
вопрос, указание, оценку действий, поощрение, пример другого ребенка.
При этом следует все время поддерживать эмоциональный подъем детей.
Длительная инструкция, детальный показ движений могут задержать начало
развлечения, которое дети с нетерпением ждут, и, таким образом, охладить их
желание. Всяческая поддержка эмоционального настроя ребят побуждает их к
более
энергичному
выполнению
движений,
действий.
Из этих соображений объяснение и показ уместны до начала деятельности
лишь в той мере, от которой зависят начальные действия участников, а затем в
процессе деятельности можно дополнительно давать советы или указания.
С детьми 4-5 лет воспитатель – непременный участник развлечений,
особенно в том случае, если действия незнакомы малышам. Старшим
дошкольникам педагог помогает начать развлечение, распределить роли,
договориться о действиях, о порядке их выполнения, а потом уже наблюдает за
ходом развлечения и вмешивается только при необходимости. Проводя
спортивные упражнения с техническими усложнениями, воспитатель должен
все
время
принимать
участие
в
них.
Организовывая игры и упражнения с детьми младшего дошкольного
возраста, воспитатель побуждает их лучше выполнять действия. Воспитанников
этой возрастной группы привлекает не роль победителя, а само действие.
Воспитатель в каждом случае словесно поощряет всех, кто правильно выполнил
действия.
Педагог следит, чтобы дети не переутомлялись. Необходимо
учитывать, что физическая нагрузка действует на весь организм и вызывает
изменение
как
в
физиологическом,
так
и
в
психическом
состоянии.
Руководя педагогическим процессом, воспитатель не может применять точных
методов контроля за физическим и психическим состоянием детей. Однако он
довольно оперативно может подсчитать частоту пульса и дыхания, что
ориентировочно
просигнализирует
о
приближении
усталости
или
недостаточности нагрузки. Пульс подсчитывается за 10 с и множится на шесть,
а
дыхание
–
за
30с
и
множится
на
два.
Внимательно наблюдая за внешними признаками физиологического
состояния, замечаем отрицательные изменения его от переутомления. Об этом,
например, свидетельствует покраснение или побледнение кожи лица, появление
на лице и на волосах ребенка пота, заметная отдышка. Проникая в психику,
переутомление приводит к тому, что исчезает интерес, ослабляются выдержка и
внимание.
Вследствие переутомления детей ухудшается регулирующая роль высшей
нервной системы. Внешне это выражается в утрате точности движений,
деавтоматизации уже сформированных навыков, ухудшении пространственной
ориентировки. В жаркую погоду тренировочный процесс должен быть короче,
чем в прохладную, поскольку организм из-за большой теплоотдачи быстрее
теряетвлагу.
В начале обучения определенному виду спорта, когда у детей совсем ещё
нет необходимых умений , длительность процесса должна быть ограниченной,
так как при освоении нового дети затрачивают много лишних усилий, и это
быстро истощает их. Тут следует ограничиться упражнениями в пределах 10
минут с накоплением умений затраты энергии можно регулировать за счет
знакомого: упражняясь, дети повторяют один-два знакомых элемента спорта, а
новый, например, один элемент техники. Благодаря этому можно повысить
нагрузки,
увеличивая
продолжительность
упражнений.
Постепенно
она
увеличивается до 20 минут для детей шестого года жизни с короткими паузами
наотдых.