Напоминание

Консультация для воспитателей "Общие положения руководства спортивными играми и упражнениями"


Автор: Мерзлякова Наталия Перзантовна
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: Филиал МАДОУ д/с № 49 "Радуга" - д/с № 15 "Золотая рыбка"
Населённый пункт: Свердловская область, город Серов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Консультация для воспитателей "Общие положения руководства спортивными играми и упражнениями"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

«Общие положения руководства спортивными

играми и упражнениями»

Инструктор по физкультуре: Мерзлякова Н.П.

Решающая роль в руководстве спортивными играми и упражнениями

принадлежит воспитателю. Дошкольники не способны регулировать величину

физических

нагрузок,

не

умеют

самостоятельно

осваивать

физические

упражнения, предусмотренные программой. Им нужна помощь воспитателя в

освоении техники и элементов тактики спортивных упражнений, игр. Поэтому

педагог обязательно должен знать технику упражнений и элементов спортивных

игр.

Насыщение режима дня детей разнообразными средствами физического

воспитания

при

широком

использовании

подвижных

игр,

спортивных

упражнений, развлечений – неотъемлемая часть повседневной воспитательно-

образовательной

работы.

Нужно

на

практике

реализовать

требования

программы

по

обучению

детей

спортивным

упражнениям,

элементам

спортивных

игр.

Собственный пример педагога, физическая подтянутость, бодрость,

оптимистический настрой, искреннее стремление привить ребятам любовь к

физической культуре благотворно влияют на них. Очень важно создать для

развлечений

условия,

отвечающие

гигиеническим

и

педагогическим

требованиям:

наличие

свободного

места,

свежего

воздуха,

нужного

оборудования и свободный доступ к нему, удобной одежды и обуви.

Для некоторых развлечений (например, бросание палки-биты в

«городках») выбирают отдельное место на площадке, так как движения детей

могут

быть

опасны

для

окружающих.

Утром, на прогулках воспитатель организовывает ребят для участия в

спортивных играх и упражнениях так, чтобы не препятствовать их личным

замыслам в игровой деятельности. Поэтому не рекомендуется громко звать

детей для участия в развлечениях. Повинуясь оклику воспитателя, они

оставляют

свои

дела,

что

разрушает

их

творческие

замыслы.

Если же сюжет творческих игр детей начинает угасать, а действия становятся

бесцельными, можно с большой настойчивостью привлечь всех к развлечениям.

Руководя

играми

и

упражнениями,

воспитатель

использует

общеметодические приемы обучения и воспитания детей – объяснение, показ,

вопрос, указание, оценку действий, поощрение, пример другого ребенка.

При этом следует все время поддерживать эмоциональный подъем детей.

Длительная инструкция, детальный показ движений могут задержать начало

развлечения, которое дети с нетерпением ждут, и, таким образом, охладить их

желание. Всяческая поддержка эмоционального настроя ребят побуждает их к

более

энергичному

выполнению

движений,

действий.

Из этих соображений объяснение и показ уместны до начала деятельности

лишь в той мере, от которой зависят начальные действия участников, а затем в

процессе деятельности можно дополнительно давать советы или указания.

С детьми 4-5 лет воспитатель – непременный участник развлечений,

особенно в том случае, если действия незнакомы малышам. Старшим

дошкольникам педагог помогает начать развлечение, распределить роли,

договориться о действиях, о порядке их выполнения, а потом уже наблюдает за

ходом развлечения и вмешивается только при необходимости. Проводя

спортивные упражнения с техническими усложнениями, воспитатель должен

все

время

принимать

участие

в

них.

Организовывая игры и упражнения с детьми младшего дошкольного

возраста, воспитатель побуждает их лучше выполнять действия. Воспитанников

этой возрастной группы привлекает не роль победителя, а само действие.

Воспитатель в каждом случае словесно поощряет всех, кто правильно выполнил

действия.

Педагог следит, чтобы дети не переутомлялись. Необходимо

учитывать, что физическая нагрузка действует на весь организм и вызывает

изменение

как

в

физиологическом,

так

и

в

психическом

состоянии.

Руководя педагогическим процессом, воспитатель не может применять точных

методов контроля за физическим и психическим состоянием детей. Однако он

довольно оперативно может подсчитать частоту пульса и дыхания, что

ориентировочно

просигнализирует

о

приближении

усталости

или

недостаточности нагрузки. Пульс подсчитывается за 10 с и множится на шесть,

а

дыхание

за

30с

и

множится

на

два.

Внимательно наблюдая за внешними признаками физиологического

состояния, замечаем отрицательные изменения его от переутомления. Об этом,

например, свидетельствует покраснение или побледнение кожи лица, появление

на лице и на волосах ребенка пота, заметная отдышка. Проникая в психику,

переутомление приводит к тому, что исчезает интерес, ослабляются выдержка и

внимание.

Вследствие переутомления детей ухудшается регулирующая роль высшей

нервной системы. Внешне это выражается в утрате точности движений,

деавтоматизации уже сформированных навыков, ухудшении пространственной

ориентировки. В жаркую погоду тренировочный процесс должен быть короче,

чем в прохладную, поскольку организм из-за большой теплоотдачи быстрее

теряетвлагу.

В начале обучения определенному виду спорта, когда у детей совсем ещё

нет необходимых умений , длительность процесса должна быть ограниченной,

так как при освоении нового дети затрачивают много лишних усилий, и это

быстро истощает их. Тут следует ограничиться упражнениями в пределах 10

минут с накоплением умений затраты энергии можно регулировать за счет

знакомого: упражняясь, дети повторяют один-два знакомых элемента спорта, а

новый, например, один элемент техники. Благодаря этому можно повысить

нагрузки,

увеличивая

продолжительность

упражнений.

Постепенно

она

увеличивается до 20 минут для детей шестого года жизни с короткими паузами

наотдых.



В раздел образования