Автор: Фещенко Светлана Федоровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: Международная Лингвистическая Школа
Населённый пункт: Владивосток
Наименование материала: статья
Тема: Использование межпредметных проектов на уроках английского языка
Раздел: среднее образование
Использовапние межпредметных проектов на уроках английского языка
Проектное обучение является личностно-ориентированным, оно позволяет учащимся
учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы
учащихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда,
осознать ситуацию успеха в обучении.
Только метод проектов может позволить превратить уроки в дискуссионный,
исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически
значимые и доступные учащимся проблемы с учетом особенностей культуры страны и по
возможности на основе межкультурного взаимодействия.
Межпредметный проект предполагает объединение области знаний и видов мыслительной
деятельности двух или более предметов для выработки новых идей и взглядов, что было
бы невозможно при изучении одного предмета. Межпредметный проект ставит
следующие цели:
-
развить познавательные навыки и умение самостоятельно конструировать свои
знания
-
увидеть связи между предметами и связь между содержанием предмета и реальным
миром
-
воспринимать знания как взаимосвязанное целое
-
интегрировать знания из разных областей при решении одной проблемы
-
развить навыки сотрудничества при принятии решений
-
быть готовым к решению реальных жизненных ситуаций
Основные требования к использованию метода проектов:
1) наличие значимой в исследовательском или творческом плане проблемы/задачи,
требующей интегрированного исследовательского поиска для ее решения (например,
исследование истории возникновения различных праздников в англо-говорящих странах,
организация путешествий в разные страны, проблемы семьи, проблемы свободного
молодежи, история возникновения молодежных движений и т.п.)
Чтобы решить проблему, учащимся требуется не только знание языка, но и владение
большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для
решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определенными
интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями(умение работать с
информацией, с текстом, анализировать информацию, делать сообщения, выводы, умение
работать с разнообразным справочным материалом.
2) практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (совместный
выпуск газеты, программа туристического маршрута, план обустройства дома и т.д)
3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке
или во внеурочное время
4) структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и
распределение ролей
5) использование в ходе совместного исследования метода “мозговой атаки”,” круглого
стола”, творческих отчетов и т.д.
В курсе иностранного языка метод проектов можно использовать в рамках программного
материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учетом
практической значимости для учащегося.
Планирование межпредметного проекта
Команда учителей- предметников определяет:
- актуальность, содержательность, теоретическую / практическую значимость темы
проекта
Проект должен начинаться с вопроса, который интересует ученика и способствует
активизации его познавательной деятельности.( Так, проект “Молодежные движения в
мире” начинался с вопроса: Что такое молодежная культура?)
-какие предметы лучше включить в проект и даст ли их интегрирование учащимся более
глубокие знания и умения, которые невозможно приобрести при изучении одного
предмета
- какие предметные задачи будут решены
(Например,в проекте “Молодежные движения в мире” участвовали преподаватели
английского языка, страноведения, литературы. Урок английского языка предполагает
использование языка в своей прямой функции – формирование и формулирование мыслей,
как средство межкультурного взаимодействия.
страноведение – формирование страноведческой компетенции , исследование истории
возникновения молодежных культур
литература – использование языковых средств для описания различий между
молодежными субкультурами)
- сколько времени будет длиться проект (проект “Молодежные движения” длился
четверть)
- как будет оформлен результат
Предполагаемый результат должен иметь практическую и познавательную значимость и
четко продуманную структуру в виде драматизации, статьи, репортажа, дизайна и рубрик
газеты и т.д. (проект “Молодежные движения” завершился компьютерными
презентациями и театрализованными представлениями)
Этапы работы над проектом
- изучение учебного материала по теме на уроках
- самостоятельный поиск дополнительной информации
- комплектование групп учащихся по интересам (учащиеся объединились в группы Bikers,
Emo, Goths, Brakers, Punks)
Каждую группу курировал учитель – предметник, ненавязчиво направляя работу
участников проекта. Группы готовили компьютерную презентацию и театрализованное
выступление с демонстрацией той или иной молодежной культуры.
- были определены промежуточные этапы отслеживания деятельности групп
- определена дата и форма презентации результата
Защита проектов была достаточно зрелищной и интересной.