Напоминание

Тема: Использование инновационных ,игровых методик по развитию интеллектуального развития и ускоренного обучения чтению при подготовке детей к школе.


Автор: Данилова Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №23 общеразвивающего вида "Сказка"
Населённый пункт: г.Чистополь
Наименование материала: Статья
Тема: Тема: Использование инновационных ,игровых методик по развитию интеллектуального развития и ускоренного обучения чтению при подготовке детей к школе.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Использование инновационных ,игровых методик по развитию

интеллектуального развития и ускоренного обучения чтению при подготовке детей к

школе.

Данилова О.А., воспитататель 1 квалификационной категории.,

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №23 « Сказка»

Чистопольского муниципального района Республики Татарстан

Разнообразие методик обучению грамоте и чтению на сегодняшний день вызывает

много вопросов. Какие приоритеты выставить, какой набор методик будет наиболее

эффективным.

В своей работе мы опираемся на работы Л.С. Выготоского, который указывает на

необходимость учитывать этапы становления мыслительных, мнемических процессов при

развитии речи и как следствии обучению чтения. Д.Б. Эльконина, призывает учитывать

мотивационную составляющую любой деятельности, в том числе и образовательной [2].

Исследования эффективных средств грамоте и чтению демонстрируют, что наиболее

благоприятный период онтогенеза является пятый год жизни ребенка[2]. Мышление ребенка

проходит три базовых ступеней становления, которые оказывают влияние на выбор

соответствующей методики обучения чтению.

Первым происходит становление наглядно-действенного мышления. Где пока ребенок

не потрогает объект, ему сложно осознать его и начать применять. Вторым появляется

наглядно-образное мышление, для оперирования новыми знаниями достаточно картинки,

образа его. Третий наиболее сложный и поздний вариант абстрактно-логическое мышление.

Свою практическую работу по обучению грамоте и чтению мы строим учитывая

этапы созревания мыслительных процессов. Соответственно выделяем три этапа освоения

грамоты и чтения

1. На этапе наглядно-действенного мышления мы опираемся на работы Гленна

Домана.

Детям демонстрировались картинки с изображениями знакомых для них животных,

растений, предметов домашнего обихода, одежды и т.п. А также использовали игрушки-

макеты изображаемых предметов. Одновременно предъявляли карточки с написанным

словом и озвучивали их. В данной методике преимущественно задейственно механическое

запоминание материала. И соответствует возрастным возможностям детей. Занятия проходят

в игровой форме, после каждой демонстрации ребенок получает поощрение от педагога и

позитивные эмоции

Также на этом этапе мы подключали работу по методике Евгения Чаплыгина «Читаю

легко» динамические кубики. В основе лежит складывай метод обучения грамоте и чтению.

Принцип складового чтения, прежде всего, хорош тем, что ребенку не нужно понимать, как

одна буква образует слог с другой. А ведь именно это является камнем приткновения для

большинства детей. Также достоинством данной методик является наличие готовых

деревянных кубиков, подвижно скреплённых между собой. Ребенок может перебирать

руками возможные варианты образовывания слов, то есть звуки и склады находят

воплощение в материальном мире. Ребенку подвластно самому составлять слова. Также в

наборе есть готовые наглядные пособия картинки часто встречающихся слов. В своей работе

мы дополнили актуальные слова из привычного речевого общения современных детей.

Причем, двадцать кубиков объединены попарно в десять (то есть в наборе всего двадцать

элементов). Сами сочетания букв не случайны. В расстановке букв–сочетание наиболее

часто встречающихся складов.

2. На этапе развития наглядно образного мышления, мы использовали методику Н. С.

Жуковой[1].

Чтение по слогам. Для многих проблема - объединение двух букв в слог. Для

освоения слогов вводится образ «веселого мальчика». Он пробегает от одной буквы к

другой, образуя слог. Первую букву слога необходимо тянуть до тех пор, пока ребенок

пальчиком не проведет дорожку, по которой бежит «мальчик». Например, слог МА. Первая

буква М. Ставится пальчик в начале дорожки около нее. Тянем звук М пока проводим

пальчиком по дорожке, не останавливаясь: М-М-М-М-М-А-А-А-А-А-А. Ребенок должен

усвоить, что первая буква тянется, пока «мальчик» не прибежит ко второй, в результате они

произносятся слитно, не отрываясь друг от друга.

В своей работе мы дополняем классическую методику и вводим в изучение

сенсорный образ букв, заранее изготавливаем буквы из различающихся материалов. В

процессе обучения чтению внимательно отслеживали произношение ребенка. Обращали

внимание на верное прочтение окончаний слов, ребенок должен не догадываться, что

написано, а прочитывать слово до конца.

3. На этапе абстрактно-логического мышления, мы использования методику Т.А

Ткаченко [3].

В качестве дидактического материала в своей работе использовали зрительную

символику автора Т.А. Ткаченко для формирования навыков звукового анализа и синтеза.

Для гласных это знакомые детям геометрические фигуры, напоминающие положение губ

при артикуляции гласного звука. Символы гласных окрашены в традиционный красный

цвет. Согласные воспринимаются и дифференцируются дошкольниками сложнее, поэтому

для их обозначения использованы картинки объектов, издающих соответствующие звуки.

Таким образом, выполнение упражнений на анализ и синтез звукового состава слова с

помощью авторской символики:

- ускоряет процесс нормализации произношения;

- обостряет фонематическое восприятие;

- обеспечивает готовность к усвоению грамоты;

- способствует предупреждению нарушений письма и чтения у дошкольников;

- повышает эффективность обучения.

Таким образом выбор методики обучения грамоте и чтению зависит от уровня

созревания мыслительных процессов конкретного ребенка.

Литература:

1. Жукова М. А. Книга Пошаговая система обучения чтению М Жукова 5-7 лет. / М.

А.Жукова. – М.: Умка, 2024 – 96 с

2. Обучение дошкольников грамоте по методикам Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой,

Н.В. Дуровой: Программа. Методические рекомендации. Игры-занятия. УМК «Обучение

дошкольников грамоте». — М.: Школьная Пресса, 2011 — 192 с.

3. Ткаченко Т.А. Подготовка дошкольников к чтению и письму : фонетическая

символика : пособие для логопеда / Т.А. Ткаченко. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,

2010. — 34 с.,



В раздел образования