Напоминание

"Звук и буква Ы"


Автор: Бирюкова Мария Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема: "Звук и буква Ы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Непосредственно-образовательная деятельность

по обучению грамоте «Звук и буква Ы»

с детьми с ТНР старшей комбинированной группы

Провел: учитель-логопед Бирюкова М.Е.,

МБДОУ «Детский сад №10 г.Челябинска»

Образовательные задачи. Ознакомление со звуком Ы и буквой Ы.

Совершенствование звукового и слогового анализа и синтеза.

Развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия: выделение звука Ы

из ряда звуков, слогов, слов, диффернциация звуков И – Ы, нахождение места звука в

слове.

Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, самостоятельности,

инициативности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, символы для характеристики звука, рабочие

тетради, красные флажки по числу детей, звуковые пеналы, предметные картинки к д\и

«Домик» для определения места звука в слове

Предварительная работа. Самомассаж ушных раковин и мочки уха «Чебурашка»,

фонетическая дыхательная зарядка (упражнения «Улыбка», «Упругая пружина»)

Ход занятия.

1.

Организационный момент – самомассаж ушных раковин и мочки уха

«Чебурашка» - создание эмоционально-положительного фона.

Педагог организует приветствие, выполнение упражнений самомассажа и нацеливает

детей на слуховое внимание.

2.

Упражнение «Слушайте внимательно» - развитие слухового внимания

Педагог читает потешку, выделяя голосом звук Ы:

На глазах у детворЫ, улетают в вЫсь шарЫ

- Какой звук я выделила голосом? – Звук Ы

3.

Характеристика звука Ы

- Давайте произнесем новый звук вместе.

Дети произносят звук Ы.

- Обратите внимание, когда мы произносим звук Ы, у нас во рту нет преграды. Как вы

считаете, звук Ы гласный или согласный? – Гласный.

- Почему? – Его можно долго петь.

- Каким цветом мы будем обозначать наш гласный звук Ы? – Красным.

Педагог выставляет на магнитную доску звуковой символ гласного звука

- Запомните – звук Ы – гласный!

4.

Уточнение артикуляции звуков И – Ы

5.

Игра «Подними флажок» - развитие фонематического восприятия,

дифференциация звуков Ы – И

Педагог раздает детям красные флажки

- Вы будете поднимать флажок, только тогда, когда услышите звук Ы.

Речевой материал:

звуки - а, Ы, у, и, Ы, о, у, Ы…

слоги – ма, мЫ, Ык, са, су, по, Ып, вЫ, ку, фЫ…

слова – мЫшь, кит, рЫсь, следЫ, синий, котЫ, лис, мЫло, калитка, мило, мир…

Дети слушают и поднимают флажок, когда услышат звук Ы

- Молодцы, вы были очень внимательны и не допустили ошибок!

6.

Работа со звуковыми пеналами. Упражнение «Где живет звук?» - развитие

фонематического слуха - определение места звука в слове

Дети вместе с педагогом учатся определять место звука в слове с помощью полоски,

звукового символа из звукового пенала.

Речевой материал: КОТЫ, НОТЫ, МЫЛО, БЫК, ДЫМ, ЗОНТЫ, КИТЫ, МЫШКА,

ТЫКВА, СЫР…

7.

Дидактическая игра «Домик»

-

развитие фонематического слуха - определение

места звука в слове

Дети подходят к столу, каждый выбирает себе предметную картинку, называет ее и

поселяет в домик: в первый подъезд – предметы, в названиях которых звук Ы в середине

слова, во второй подъезд – если звук Ы в конце слова.

8.

Фонетическая дыхательная зарядка. Игра «Угадай, какое упражнение надо

показать».

Педагог предлагает сделать дыхательное упражнение с движением «Улыбка» - ИИИ… и

знакомит с новым упражнением «Упругая пружина» - ЫЫЫ… , следит за правильным

дыханием

Затем педагог предлагает поиграть в игру «Угадай, какое упражнение надо показать».

Педагог произносит звук Ы или И, дети выполняют соответствующее движение, следя

за правильным дыханием

9.

Знакомство с буквой. Работа в тетради

Педагог предлагает познакомится с буквой Ы, выставляет ее на магнитную доску.

Пополняет красный вагончик гласных звуков звуком и буквой Ы и предлагает раскрыть

рабочие тетради, выполнить задания

Раскрасить букву Ы

Дети выбирают красный карандаш, потому что звук Ы - гласный

Обвести предмет, в названии которого «живет» звук Ы: ШАРЫ или МИША

Дети обводят картинку ШАРЫ, потому что в слове ШАРЫ «живет» звук Ы, а в слове

МИША - нет

Найти место звука Ы в слове ШАРЫ

Дети рисуют в схеме красный кружок в конце слова

Сделать звуковой анализ слова ДЫМ

Дети обозначают:

первый звук – синим цветом, потому что звук - Д – согласный, твердый

второй звук – красным цветом, потому что звук Ы – гласный

третий звук – синим цветом, потому что звук М – согласный, твердый

По ходу выполнения заданий педагог руководит деятельностью детей, задает им

наводящие вопросы, а дети объясняют свои действия.

- Сколько всего звуков в слове ДЫМ? – Три

- Сколько согласных? Назовите их. – Два. Д и М

- Сколько гласных звуков? Назовите его. – Один. Ы

- Сколько в слове ДЫМ слогов?

10. Итог, анализ занятия

Педагог предлагает вспомнить с каким звуком и буквой познакомились на занятии, какие

игры и упражнения понравились больше всего, какие слова с новым звуком запомнили, кто

занимался лучше всех, кому надо быть внимательнее.



В раздел образования