Автор: Бирюкова Мария Евгеньевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема: "Звук и буква Ы"
Раздел: дошкольное образование
Непосредственно-образовательная деятельность
по обучению грамоте «Звук и буква Ы»
с детьми с ТНР старшей комбинированной группы
Провел: учитель-логопед Бирюкова М.Е.,
МБДОУ «Детский сад №10 г.Челябинска»
Образовательные задачи. Ознакомление со звуком Ы и буквой Ы.
Совершенствование звукового и слогового анализа и синтеза.
Развивающие задачи. Развитие фонематического восприятия: выделение звука Ы
из ряда звуков, слогов, слов, диффернциация звуков И – Ы, нахождение места звука в
слове.
Воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, самостоятельности,
инициативности, ответственности.
Оборудование. Магнитная доска, символы для характеристики звука, рабочие
тетради, красные флажки по числу детей, звуковые пеналы, предметные картинки к д\и
«Домик» для определения места звука в слове
Предварительная работа. Самомассаж ушных раковин и мочки уха «Чебурашка»,
фонетическая дыхательная зарядка (упражнения «Улыбка», «Упругая пружина»)
Ход занятия.
1.
Организационный момент – самомассаж ушных раковин и мочки уха
«Чебурашка» - создание эмоционально-положительного фона.
Педагог организует приветствие, выполнение упражнений самомассажа и нацеливает
детей на слуховое внимание.
2.
Упражнение «Слушайте внимательно» - развитие слухового внимания
Педагог читает потешку, выделяя голосом звук Ы:
На глазах у детворЫ, улетают в вЫсь шарЫ
- Какой звук я выделила голосом? – Звук Ы
3.
Характеристика звука Ы
- Давайте произнесем новый звук вместе.
Дети произносят звук Ы.
- Обратите внимание, когда мы произносим звук Ы, у нас во рту нет преграды. Как вы
считаете, звук Ы гласный или согласный? – Гласный.
- Почему? – Его можно долго петь.
- Каким цветом мы будем обозначать наш гласный звук Ы? – Красным.
Педагог выставляет на магнитную доску звуковой символ гласного звука
- Запомните – звук Ы – гласный!
4.
Уточнение артикуляции звуков И – Ы
5.
Игра «Подними флажок» - развитие фонематического восприятия,
дифференциация звуков Ы – И
Педагог раздает детям красные флажки
- Вы будете поднимать флажок, только тогда, когда услышите звук Ы.
Речевой материал:
звуки - а, Ы, у, и, Ы, о, у, Ы…
слоги – ма, мЫ, Ык, са, су, по, Ып, вЫ, ку, фЫ…
слова – мЫшь, кит, рЫсь, следЫ, синий, котЫ, лис, мЫло, калитка, мило, мир…
Дети слушают и поднимают флажок, когда услышат звук Ы
- Молодцы, вы были очень внимательны и не допустили ошибок!
6.
Работа со звуковыми пеналами. Упражнение «Где живет звук?» - развитие
фонематического слуха - определение места звука в слове
Дети вместе с педагогом учатся определять место звука в слове с помощью полоски,
звукового символа из звукового пенала.
Речевой материал: КОТЫ, НОТЫ, МЫЛО, БЫК, ДЫМ, ЗОНТЫ, КИТЫ, МЫШКА,
ТЫКВА, СЫР…
7.
Дидактическая игра «Домик»
-
развитие фонематического слуха - определение
места звука в слове
Дети подходят к столу, каждый выбирает себе предметную картинку, называет ее и
поселяет в домик: в первый подъезд – предметы, в названиях которых звук Ы в середине
слова, во второй подъезд – если звук Ы в конце слова.
8.
Фонетическая дыхательная зарядка. Игра «Угадай, какое упражнение надо
показать».
Педагог предлагает сделать дыхательное упражнение с движением «Улыбка» - ИИИ… и
знакомит с новым упражнением «Упругая пружина» - ЫЫЫ… , следит за правильным
дыханием
Затем педагог предлагает поиграть в игру «Угадай, какое упражнение надо показать».
Педагог произносит звук Ы или И, дети выполняют соответствующее движение, следя
за правильным дыханием
9.
Знакомство с буквой. Работа в тетради
Педагог предлагает познакомится с буквой Ы, выставляет ее на магнитную доску.
Пополняет красный вагончик гласных звуков звуком и буквой Ы и предлагает раскрыть
рабочие тетради, выполнить задания
Раскрасить букву Ы
Дети выбирают красный карандаш, потому что звук Ы - гласный
Обвести предмет, в названии которого «живет» звук Ы: ШАРЫ или МИША
Дети обводят картинку ШАРЫ, потому что в слове ШАРЫ «живет» звук Ы, а в слове
МИША - нет
Найти место звука Ы в слове ШАРЫ
Дети рисуют в схеме красный кружок в конце слова
Сделать звуковой анализ слова ДЫМ
Дети обозначают:
первый звук – синим цветом, потому что звук - Д – согласный, твердый
второй звук – красным цветом, потому что звук Ы – гласный
третий звук – синим цветом, потому что звук М – согласный, твердый
По ходу выполнения заданий педагог руководит деятельностью детей, задает им
наводящие вопросы, а дети объясняют свои действия.
- Сколько всего звуков в слове ДЫМ? – Три
- Сколько согласных? Назовите их. – Два. Д и М
- Сколько гласных звуков? Назовите его. – Один. Ы
- Сколько в слове ДЫМ слогов?
10. Итог, анализ занятия
Педагог предлагает вспомнить с каким звуком и буквой познакомились на занятии, какие
игры и упражнения понравились больше всего, какие слова с новым звуком запомнили, кто
занимался лучше всех, кому надо быть внимательнее.