Напоминание

"Детская тревожность"


Автор: Беллавина Ирина Николаевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ "СОШ №8"
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: Методическая разработка к родительскому собранию
Тема: "Детская тревожность"
Раздел: начальное образование





Назад




Родительское

собрание

Детская

тревожность

что

это

такое

?

Любые

переходные

периоды

в

жизни

человека

всегда

связаны

с

проблемами

.

Переход

учеников

из

детского

сада

в

школу

,

получение

отметок

-

это

сложный

и

ответственный

период

.

Наша

задача

разобраться

в

том

,

что

происходит

сейчас

с

нашими

детьми

,

что

их

волнует

и

беспокоит

,

с

какими

проблемами

они

сталкиваются

,

и

определить

,

какую

реальную

помощь

мы

можем

оказать

ребятам

.

Сегодня

наше

собрание

посвящено

проблеме

,

наличие

которой

,

может

быть

родители

не

подозревают

у

своего

ребёнка

.

Это

повышенная

тревожность

.

Тревожность

это

понятие

несколько

иного

рода

,

чем

знакомое

слово

«

тревога

».

Если

тревога

это

эпизодическое

проявление

беспокойства

,

то

тревожность

заключается

в

повышенной

склонности

испытывать

беспокойство

в

самых

различных

жизненных

ситуациях

.

Состояние

это

устойчивое

и

проявляется

в

разные

моменты

.

Печально

то

,

что

тревожность

проявляется

в

самые

ответственные

периоды

школьной

жизни

:

контрольная

,

экзамен

.

Ребёнок

не

может

показать

истинных

своих

знаний

.

Причины

тревожности

Большинство

учёных

считают

,

что

в

младшем

школьном

возрасте

одна

из

причин

кроется

в

нарушении

детско

родительских

отношений

.

Чаще

всего

это

:

Противоречивые

требования

,

предъявляемые

родителями

,

либо

родителями

и

школой

.

Неадекватные

требования

,

чаще

всего

завышенные

.

Например

,

когда

родители

хотят

видеть

ребёнка

неприменно

отличником

,

и

никак

не

могут

смириться

,

что

ребёнок

получает

не

только

«

пятёрки

».

Негативные

требования

,

ставящими

его

в

зависимое

положение

.

Тревожность

ребёнка

во

многом

зависит

от

уровня

тревожности

окружающих

его

взрослых

.

Его

родители

не

удовлетворены

своей

работой

,

материальным

положением

,

жилищными

условиями

,

отношениями

в

семье

тревожность

детей

во

всех

этих

случаях

возрастает

.

Как

помочь

тревожному

ребенку

Работа

с

тревожным

ребенком

сопряжена

с

определенными

трудностями

и

,

как

правило

,

занимает

достаточно

длительное

время

.

Специалисты

рекомендуют

проводить

работу

с

тревожными

детьми

в

трех

направлениях

:

1.

Повышение

самооценки

.

2.

Обучение

ребенка

умению

управлять

собой

в

конкретных

,

наиболее

волнующих

его

ситуациях

.

3.

Снятие

мышечного

напряжения

.

Повышение

самооценки

.

Оценка

психолога.

Самооценка

адекватная

(

средняя

),

завышенная

(

высокая

),

заниженная

.

Конечно

же

,

повысить

самооценку

ребенка

за

короткое

время

невозможно

.

Необходимо

ежедневно

проводить

целенаправленную

работу

.

Обращайтесь

к

ребенку

по

имени

,

хвалите

его

даже

за

незначительные

успехи

,

отмечайте

их

в

присутствии

других

детей

.

Однако

ваша

похвала

должна

быть

искренней

,

потому

что

дети

остро

реагируют

на

фальшь

.

Причем

ребенок

обязательно

должен

знать

,

за

что

его

похвалили

.

В

любой

ситуации

можно

найти

повод

для

того

,

чтобы

похвалить

ребенка

.

В

идеале

адекватная

самооценка

(

средняя

).

При

такой

самооценке

ребёнок

может

адекватно

оценить

себя

и

других

.

Завышенная

(

высокая

) –

чаще

не

замечает

недостатков

.

Обучение

детей

умению

управлять

своим

поведением

.

Как

правило

,

тревожные

дети

не

сообщают

о

своих

проблемах

открыто

,

а

иногда

даже

скрывают

их

.

Поэтому

если

ребенок

заявляет

взрослым

,

что

он

ничего

не

боится

,

это

не

означает

,

что

его

слова

соответствуют

действительности

.

Скорее

всего

,

это

и

есть

проявление

тревожности

,

в

которой

ребенок

не

может

или

не

хочет

признаться

.

В

этом

случае

желательно

привлекать

ребенка

к

совместному

обсуждению

проблемы

.

А

в

школе

можно

на

примерах

литературных

произведений

показать

детям

,

что

смелый

человек

-

это

не

тот

,

кто

ничего

не

боится

(

таких

людей

нет

на

свете

),

а

тот

,

кто

умеет

преодолеть

свой

страх

.

Желательно

,

чтобы

каждый

ребенок

сказал

вслух

о

том

,

чего

он

боится

.

Подобные

беседы

помогут

тревожным

детям

осознать

,

что

у

многих

сверстников

существуют

проблемы

,

сходные

с

теми

,

которые

характерны

,

как

им

казалось

,

только

для

них

.

Конечно

,

все

взрослые

знают

,

что

нельзя

сравнивать

детей

друг

с

другом

.

Однако

когда

речь

идет

о

тревожных

детях

,

этот

прием

категорически

недопустим

.

Кроме

того

,

желательно

избегать

состязаний

и

таких

видов

деятельности

,

которые

принуждают

сравнивать

достижения

одних

детей

с

достижениями

других

.

Иногда

травмирующим

фактором

может

стать

проведение

даже

такого

простого

мероприятия

,

как

спортивная

эстафета

.

Лучше

сравнить

достижения

ребенка

с

его

же

результатами

,

показанными

,

например

,

неделю

назад

.

Критерии

определения

тревожности

у

ребенка

:

1.

Постоянное

беспокойство

.

2.

Трудность

,

иногда

невозможность

сконцентрироваться

на

чем

-

либо

.

3.

Мышечное

напряжение

(

например

,

в

области

лица

,

шеи

).

4.

Раздражительность

.

5.

Нарушения

сна

.

Можно

предположить

,

что

ребенок

тревожен

,

если

хотя

бы

один

из

критериев

,

перечисленных

выше

,

постоянно

проявляется

в

его

поведении

.

-

«

Как

помочь

ребёнку

преодолеть

тревожность

»

.

Необходимо

понять

и

принять

тревогу

ребенка

он

имеет

на

нее

полное

право

.

Интересуйтесь

его

жизнью

,

мыслями

,

чувствами

,

страхами

.

Научите

его

говорить

об

этом

,

вместе

обсуждайте

ситуации

из

жизни

в

школе

,

секции

,

вместе

ищите

выход

.

Учите

делать

полезный

вывод

из

пережитых

неприятных

ситуаций

приобретается

опыт

,

есть

возможность

избежать

еще

больших

неприятностей

и

т

.

д

.

Ребенок

должен

быть

уверен

,

что

всегда

может

обратиться

к

Вам

за

помощью

и

советом

.

Даже

если

детские

проблемы

не

кажутся

Вам

серьезными

,

признавайте

его

право

на

переживания

,

обязательно

посочувствуйте

Да

,

это

неприятно

,

обидно

…»).

И

только

после

выражения

понимания

и

сочувствия

помогите

найти

решение

выход

,

увидеть

положительные

стороны

.

РЕКОМЕНДАЦИИ

РОДИТЕЛЯМ

по

преодолению

тревожности

1.

Помогайте

ребенку

преодолеть

тревогу

создавайте

условия

,

в

которых

ему

будет

менее

страшно

.

Если

ребенок

боится

спросить

дорогу

у

прохожих

,

купить

что

-

то

в

магазине

,

то

сделайте

это

вместе

с

ним

.

Т

.

е

.

вы

покажете

,

как

можно

решить

тревожащую

ситуацию

.

2.

В

сложных

ситуациях

не

стремитесь

все

сделать

за

ребенка

предложите

подумать

и

справиться

с

проблемой

вместе

,

иногда

достаточно

просто

Вашего

присутствия

.

3.

Если

ребенок

не

говорит

открыто

о

трудностях

,

но

у

него

наблюдаются

симптомы

тревожности

,

поиграйте

вместе

,

обыгрывая

через

игру

с

солдатиками

,

куклами

возможные

трудные

ситуации

,

может

быть

,

ребенок

сам

предложит

сюжет

,

развитие

событий

.

Через

игру

можно

показать

возможные

решения

той

или

иной

проблемы

.

4.

Заранее

готовьте

тревожного

ребенка

к

жизненным

переменам

и

важным

событиям

оговаривайте

то

,

что

будет

происходить

.

5.

Не

пытайтесь

повысить

работоспособность

такого

ребенка

,

описывая

предстоящие

трудности

в

черных

красках

.

6.

Делиться

своей

тревогой

с

ребенком

лучше

в

прошедшем

времени

: «

Сначала

я

боялась

того

-

то

...,

но

потом

произошло

то

-

то

и

мне

удалось

...»

7.

Старайтесь

в

любой

ситуации

искать

плюсы

нет

худа

без

добра

»):

ошибки

в

контрольной

это

важный

опыт

,

ты

понял

,

что

нужно

повторить

,

на

что

обратить

внимание

...

8.

Важно

научить

ребенка

ставить

перед

собой

небольшие

конкретные

цели

и

достигать

их

.

9.

Сравнивайте

результаты

ребенка

только

с

его

же

предыдущими

достижениями

/

неудачами

.

10.

Учите

ребенка

(

и

учитесь

сами

)

расслабляться

(

дыхательные

упражнения

,

мысли

о

хорошем

,

счет

и

т

.

д

.)

и

адекватно

выражать

негативные

эмоции

.

11.

Помочь

ребенку

преодолеть

чувство

тревоги

можно

с

помощью

объятий

,

поцелуев

,

поглаживания

по

голове

,

т

.

е

.

телесного

контакта

.

С

целью

выявления

тревожного

ребенка

предлагаем

воспользоваться

методикой

Лаврентьева

Г

.

П

.,

Титаренко

Т

.

М

.

Если

признак присутствует — 1б , отутствует- 0б

Экспресс

анкета

Признаки

тревожности

:

баллы

1.

Не

может

долго

работать

,

не

уставая

.

2.

Ему

трудно

сосредоточиться

на

чем

-

то

.

3.

Любое

задание

вызывает

излишнее

беспокойство

.

4.

Во

время

выполнения

заданий

очень

напряжен

,

скован

.

5.

Смущается

чаще

других

.

6.

Часто

говорит

о

напряженных

ситуациях

.

7.

Как

правило

,

краснеет

в

незнакомой

обстановке

.

8.

Жалуется

,

что

ему

снятся

страшные

сны

.

9.

Руки

у

него

обычно

холодные

и

влажные

.

10.

У

него

нередко

бывает

расстройство

стула

.

11.

Сильно

потеет

,

когда

волнуется

.

12.

Не

обладает

хорошим

аппетитом

.

13.

Спит

беспокойно

,

засыпает

с

трудом

.

14.

Пуглив

,

многое

вызывает

у

него

страх

.

15.

Обычно

беспокоен

,

легко

расстраивается

.

16.

Часто

не

может

сдержать

слезы

.

17.

Плохо

переносит

ожидание

.

18.

Не

любит

браться

за

новое

дело

.

19.

Не

уверен

в

себе

,

в

своих

силах

.

20.

Боится

сталкиваться

с

трудностями

.

-

Суммируйте

количество

«

плюсов

»,

чтобы

получить

общий

балл

тревожности

.

Высокая

тревожность

- 15-20

баллов

.

Средняя

- 7-14

баллов

.

Низкая

- 1-6

баллов

.



В раздел образования