Автор: Беллавина Ирина Николаевна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ "СОШ №8"
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: Методическая разработка к родительскому собранию
Тема: "Детская тревожность"
Раздел: начальное образование
Родительское
собрание
Детская
тревожность
–
что
это
такое
?
Любые
переходные
периоды
в
жизни
человека
всегда
связаны
с
проблемами
.
Переход
учеников
из
детского
сада
в
школу
,
получение
отметок
-
это
сложный
и
ответственный
период
.
Наша
задача
—
разобраться
в
том
,
что
происходит
сейчас
с
нашими
детьми
,
что
их
волнует
и
беспокоит
,
с
какими
проблемами
они
сталкиваются
,
и
определить
,
какую
реальную
помощь
мы
можем
оказать
ребятам
.
Сегодня
наше
собрание
посвящено
проблеме
,
наличие
которой
,
может
быть
родители
не
подозревают
у
своего
ребёнка
.
Это
повышенная
тревожность
.
Тревожность
–
это
понятие
несколько
иного
рода
,
чем
знакомое
слово
«
тревога
».
Если
тревога
–
это
эпизодическое
проявление
беспокойства
,
то
тревожность
заключается
в
повышенной
склонности
испытывать
беспокойство
в
самых
различных
жизненных
ситуациях
.
Состояние
это
устойчивое
и
проявляется
в
разные
моменты
.
Печально
то
,
что
тревожность
проявляется
в
самые
ответственные
периоды
школьной
жизни
:
контрольная
,
экзамен
.
Ребёнок
не
может
показать
истинных
своих
знаний
.
Причины
тревожности
Большинство
учёных
считают
,
что
в
младшем
школьном
возрасте
одна
из
причин
кроется
в
нарушении
детско
–
родительских
отношений
.
Чаще
всего
это
:
Противоречивые
требования
,
предъявляемые
родителями
,
либо
родителями
и
школой
.
Неадекватные
требования
,
чаще
всего
завышенные
.
Например
,
когда
родители
хотят
видеть
ребёнка
неприменно
отличником
,
и
никак
не
могут
смириться
,
что
ребёнок
получает
не
только
«
пятёрки
».
Негативные
требования
,
ставящими
его
в
зависимое
положение
.
Тревожность
ребёнка
во
многом
зависит
от
уровня
тревожности
окружающих
его
взрослых
.
Его
родители
не
удовлетворены
своей
работой
,
материальным
положением
,
жилищными
условиями
,
отношениями
в
семье
–
тревожность
детей
во
всех
этих
случаях
возрастает
.
Как
помочь
тревожному
ребенку
Работа
с
тревожным
ребенком
сопряжена
с
определенными
трудностями
и
,
как
правило
,
занимает
достаточно
длительное
время
.
Специалисты
рекомендуют
проводить
работу
с
тревожными
детьми
в
трех
направлениях
:
1.
Повышение
самооценки
.
2.
Обучение
ребенка
умению
управлять
собой
в
конкретных
,
наиболее
волнующих
его
ситуациях
.
3.
Снятие
мышечного
напряжения
.
Повышение
самооценки
.
Оценка
психолога.
Самооценка
адекватная
(
средняя
),
завышенная
(
высокая
),
заниженная
.
Конечно
же
,
повысить
самооценку
ребенка
за
короткое
время
невозможно
.
Необходимо
ежедневно
проводить
целенаправленную
работу
.
Обращайтесь
к
ребенку
по
имени
,
хвалите
его
даже
за
незначительные
успехи
,
отмечайте
их
в
присутствии
других
детей
.
Однако
ваша
похвала
должна
быть
искренней
,
потому
что
дети
остро
реагируют
на
фальшь
.
Причем
ребенок
обязательно
должен
знать
,
за
что
его
похвалили
.
В
любой
ситуации
можно
найти
повод
для
того
,
чтобы
похвалить
ребенка
.
В
идеале
–
адекватная
самооценка
(
средняя
).
При
такой
самооценке
ребёнок
может
адекватно
оценить
себя
и
других
.
Завышенная
(
высокая
) –
чаще
не
замечает
недостатков
.
Обучение
детей
умению
управлять
своим
поведением
.
Как
правило
,
тревожные
дети
не
сообщают
о
своих
проблемах
открыто
,
а
иногда
даже
скрывают
их
.
Поэтому
если
ребенок
заявляет
взрослым
,
что
он
ничего
не
боится
,
это
не
означает
,
что
его
слова
соответствуют
действительности
.
Скорее
всего
,
это
и
есть
проявление
тревожности
,
в
которой
ребенок
не
может
или
не
хочет
признаться
.
В
этом
случае
желательно
привлекать
ребенка
к
совместному
обсуждению
проблемы
.
А
в
школе
можно
на
примерах
литературных
произведений
показать
детям
,
что
смелый
человек
-
это
не
тот
,
кто
ничего
не
боится
(
таких
людей
нет
на
свете
),
а
тот
,
кто
умеет
преодолеть
свой
страх
.
Желательно
,
чтобы
каждый
ребенок
сказал
вслух
о
том
,
чего
он
боится
.
Подобные
беседы
помогут
тревожным
детям
осознать
,
что
у
многих
сверстников
существуют
проблемы
,
сходные
с
теми
,
которые
характерны
,
как
им
казалось
,
только
для
них
.
Конечно
,
все
взрослые
знают
,
что
нельзя
сравнивать
детей
друг
с
другом
.
Однако
когда
речь
идет
о
тревожных
детях
,
этот
прием
категорически
недопустим
.
Кроме
того
,
желательно
избегать
состязаний
и
таких
видов
деятельности
,
которые
принуждают
сравнивать
достижения
одних
детей
с
достижениями
других
.
Иногда
травмирующим
фактором
может
стать
проведение
даже
такого
простого
мероприятия
,
как
спортивная
эстафета
.
Лучше
сравнить
достижения
ребенка
с
его
же
результатами
,
показанными
,
например
,
неделю
назад
.
Критерии
определения
тревожности
у
ребенка
:
1.
Постоянное
беспокойство
.
2.
Трудность
,
иногда
невозможность
сконцентрироваться
на
чем
-
либо
.
3.
Мышечное
напряжение
(
например
,
в
области
лица
,
шеи
).
4.
Раздражительность
.
5.
Нарушения
сна
.
Можно
предположить
,
что
ребенок
тревожен
,
если
хотя
бы
один
из
критериев
,
перечисленных
выше
,
постоянно
проявляется
в
его
поведении
.
-
«
Как
помочь
ребёнку
преодолеть
тревожность
»
.
Необходимо
понять
и
принять
тревогу
ребенка
–
он
имеет
на
нее
полное
право
.
Интересуйтесь
его
жизнью
,
мыслями
,
чувствами
,
страхами
.
Научите
его
говорить
об
этом
,
вместе
обсуждайте
ситуации
из
жизни
в
школе
,
секции
,
вместе
ищите
выход
.
Учите
делать
полезный
вывод
из
пережитых
неприятных
ситуаций
–
приобретается
опыт
,
есть
возможность
избежать
еще
больших
неприятностей
и
т
.
д
.
Ребенок
должен
быть
уверен
,
что
всегда
может
обратиться
к
Вам
за
помощью
и
советом
.
Даже
если
детские
проблемы
не
кажутся
Вам
серьезными
,
признавайте
его
право
на
переживания
,
обязательно
посочувствуйте
(«
Да
,
это
неприятно
,
обидно
…»).
И
только
после
выражения
понимания
и
сочувствия
помогите
найти
решение
выход
,
увидеть
положительные
стороны
.
РЕКОМЕНДАЦИИ
РОДИТЕЛЯМ
по
преодолению
тревожности
1.
Помогайте
ребенку
преодолеть
тревогу
–
создавайте
условия
,
в
которых
ему
будет
менее
страшно
.
Если
ребенок
боится
спросить
дорогу
у
прохожих
,
купить
что
-
то
в
магазине
,
то
сделайте
это
вместе
с
ним
.
Т
.
е
.
вы
покажете
,
как
можно
решить
тревожащую
ситуацию
.
2.
В
сложных
ситуациях
не
стремитесь
все
сделать
за
ребенка
–
предложите
подумать
и
справиться
с
проблемой
вместе
,
иногда
достаточно
просто
Вашего
присутствия
.
3.
Если
ребенок
не
говорит
открыто
о
трудностях
,
но
у
него
наблюдаются
симптомы
тревожности
,
поиграйте
вместе
,
обыгрывая
через
игру
с
солдатиками
,
куклами
возможные
трудные
ситуации
,
может
быть
,
ребенок
сам
предложит
сюжет
,
развитие
событий
.
Через
игру
можно
показать
возможные
решения
той
или
иной
проблемы
.
4.
Заранее
готовьте
тревожного
ребенка
к
жизненным
переменам
и
важным
событиям
–
оговаривайте
то
,
что
будет
происходить
.
5.
Не
пытайтесь
повысить
работоспособность
такого
ребенка
,
описывая
предстоящие
трудности
в
черных
красках
.
6.
Делиться
своей
тревогой
с
ребенком
лучше
в
прошедшем
времени
: «
Сначала
я
боялась
того
-
то
...,
но
потом
произошло
то
-
то
и
мне
удалось
...»
7.
Старайтесь
в
любой
ситуации
искать
плюсы
(«
нет
худа
без
добра
»):
ошибки
в
контрольной
–
это
важный
опыт
,
ты
понял
,
что
нужно
повторить
,
на
что
обратить
внимание
...
8.
Важно
научить
ребенка
ставить
перед
собой
небольшие
конкретные
цели
и
достигать
их
.
9.
Сравнивайте
результаты
ребенка
только
с
его
же
предыдущими
достижениями
/
неудачами
.
10.
Учите
ребенка
(
и
учитесь
сами
)
расслабляться
(
дыхательные
упражнения
,
мысли
о
хорошем
,
счет
и
т
.
д
.)
и
адекватно
выражать
негативные
эмоции
.
11.
Помочь
ребенку
преодолеть
чувство
тревоги
можно
с
помощью
объятий
,
поцелуев
,
поглаживания
по
голове
,
т
.
е
.
телесного
контакта
.
С
целью
выявления
тревожного
ребенка
предлагаем
воспользоваться
методикой
Лаврентьева
Г
.
П
.,
Титаренко
Т
.
М
.
Если
признак присутствует — 1б , отутствует- 0б
Экспресс
–
анкета
Признаки
тревожности
:
баллы
1.
Не
может
долго
работать
,
не
уставая
.
2.
Ему
трудно
сосредоточиться
на
чем
-
то
.
3.
Любое
задание
вызывает
излишнее
беспокойство
.
4.
Во
время
выполнения
заданий
очень
напряжен
,
скован
.
5.
Смущается
чаще
других
.
6.
Часто
говорит
о
напряженных
ситуациях
.
7.
Как
правило
,
краснеет
в
незнакомой
обстановке
.
8.
Жалуется
,
что
ему
снятся
страшные
сны
.
9.
Руки
у
него
обычно
холодные
и
влажные
.
10.
У
него
нередко
бывает
расстройство
стула
.
11.
Сильно
потеет
,
когда
волнуется
.
12.
Не
обладает
хорошим
аппетитом
.
13.
Спит
беспокойно
,
засыпает
с
трудом
.
14.
Пуглив
,
многое
вызывает
у
него
страх
.
15.
Обычно
беспокоен
,
легко
расстраивается
.
16.
Часто
не
может
сдержать
слезы
.
17.
Плохо
переносит
ожидание
.
18.
Не
любит
браться
за
новое
дело
.
19.
Не
уверен
в
себе
,
в
своих
силах
.
20.
Боится
сталкиваться
с
трудностями
.
-
Суммируйте
количество
«
плюсов
»,
чтобы
получить
общий
балл
тревожности
.
Высокая
тревожность
- 15-20
баллов
.
Средняя
- 7-14
баллов
.
Низкая
- 1-6
баллов
.