Автор: Глушкова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУДСОРВ "Теремок"
Населённый пункт: Кировская область, г. Орлов
Наименование материала: Опыт работы
Тема: «Речевое развитие в экологическом воспитании детей старшего дошкольного ворзраста в условиях реализации ФОП ДО»
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы на тему «Речевое развитие в экологическом
воспитании детей старшего дошкольного ворзраста в условиях
реализации ФОП ДО»
Природа окружает ребёнка с ранних лет. Логика природы самая
доступная и наглядная для ребёнка. Каждое знакомство с природой - урок
развития детского ума, творчества чувства. Своей необычностью, новизной
разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает
его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и
мыслей в речи. Именно поэтому я решила работать по теме: "Развитие речи
дошкольников в процессе экологического воспитания с детьми старшего
дошкольного возраста". Свою работу по развитию речи детей посредством
экологического воспитания я начала с августа 2023 г.
Начиная работу в этом направлении
изучила и проанализировала
литературу:
А.
А
Вахрушева
«Здравствуй
мир!»,
С.Н
Николаева
«Ознакомление
дошкольников
с
неживой
природой»,
«Воспитание
экологической
культуры
в
дошкольном
детстве»
Т.М
Бондаренко
«Экологические занятия с детьми 5-7 лет», А.К Бондаренко «Дидактические
игры в детском саду», Т.С Швайко «Игры и игровые упражнения для
развития речи», А.Г Селихова «Ознакомление с окружающим миром и
развитие речи».
Актуальность моего выступления заключается в том, что развитие речи
в дошкольном детстве является многоаспектным процессом, который
органически связан с умственным развитием ребёнка.
Дошкольное детство – это именно тот возраст, когда происходит
«закладка»
и
формирование
психических
познавательных
процессов,
нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие
речи и познавательных функций в этот период. Наукой доказано, что без
речевого общения и познания окружающего, т. е. без социальной среды,
человеческое существо не может стать полноценным человеком.
Практическая значимость моего выступления состоит в том, что
именно в этом возрасте необходимо показать ребёнку словарное богатство
родного языка, воспитать лексическое чутьё, научить связно, излагать мысли
и чувства, помочь научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать.
Инновационная
направленность заключается
в
использовании
различных методов:
наглядный
(наблюдения,
экскурсии,
рассматривание
картин
и
иллюстраций);
словесный (беседы, чтение художественной литературы);
практический (экологические игры, игры-драматизации, инсценировки,
опыты, труд в природе);
интегрированный - этот метод вариативный:
Речь детей дошкольного возраста односложная, состоящая лишь из
простых
предложений,
с
недостаточным
словарным
запасом.
Бедная
диалогическая
речь
-
это
неспособность
грамотно
и
доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, плохая
дикция. Поэтому в своей работе по развитию речи детей я выделяю
несколько моментов:
обогащение и активизация словаря;
развитие диалогической речи;
развитие монологической речи;
индивидуальная работа с детьми.
Развитие связной речи детей на основе ознакомления с природой, я
начала с работы по обогащению и активизации их словаря.
В этой работе я обращаю внимание на следующие моменты:
- отбор необходимого словарного материала:
мне помогает такая
литература как Т.Г. Кобзева. «Организация деятельности детей на прогулке»,
«Прогулки в детском саму»- Кравченко И.В, Тимиофеева «Планирование
образовательной
деятельности
в
ДОО,
старшая
группа»,
набор
дидактических карточек
- правильность собственной речи;
-создание
речевых
ситуаций,
побуждающих
детей
употреблять
определенное слово или предложение.
Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, прогулки, намечаю для
себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении,
а также определяю приемы активизации речи детей. Прогулки и экскурсии
проходят на протяжении всего учебного года.
Каждое слово четко проговариваем и затем повторяем с детьми,
причем акцентируем внимание детей на том, что слово является для них
новым. Во время наблюдения неоднократно повторяем новое слово, и ставлю
вопросы так, чтобы ответы на них требовали обязательного употребления
данного слова. Новые слова закрепляем в процессе бесед на прогулке. Учим
не только новые слова. Закрепляем сезонные изменения в природе,
наблюдаем за животным миром, птицами, насекомыми. Воспитываем любовь
к родной природе. На протяжении всего года проходили экологические
мероприятия, праздники.
Так на празднике «Синичкин день, ребята составляли рассказы о
птицах, вели описательные беседы о них. Развлечения на свежем воздухе,
были посвящены охране окружающей среды.
Через трудовое воспитание, детей приобщали беречь природу. Через
трудовую деятельность, познакомились с новыми профессиями.
Диалогическую речь детей развиваем при проведении бесед: таких как
«Берегите воду», «Почему нельзя ломать ветки», «Как устроено солнце и
Земля», рассматривании картин, и при чтении художественной литературы
и
конечно
же
через
театрализованные
представления.
В
процессе
театрализованной игры активизируется словарь ребенка, совершенствуется
звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль,
произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко,
понятно изъясняться. Поэтому у него улучшается диалогическая речь, ее
грамматический строй.
В беседах о природе мы используем вопросы: выясняющие знания
детей об определенных предметах и явлениях природы, требующие
обобщения фактического материала, установления связей и зависимостей в
природе. Во время первых бесед по новому материалу предлагаю детям
повторять речевой образец воспитателя. Например, на вопрос «Почему зимой
река покрыта льдом?» дети отвечают: «Холодно», или «Потому что
холодно». «Почему тает снег», «Почему птицы улетают на юг?», Почему
некоторые животные ложатся спать зимой» Предлагаю детям свою фразу,
где есть связь явлений «Зимой река покрыта льдом, потому что холодно»,
«Вода от холода замерзает, и река покрывается льдом». Чтобы вызвать
интерес у детей и повысить их активность во время беседы, начинаю беседу
рассказом из собственных наблюдений, а в процессе беседы используем
обязательно загадки и речевые логические задачи. Решение таких задач не
вызывает у ребят затруднений. Также в процессе беседы используем
пословицы и поговорки о данном времени года, предмете или явлении
природы.
Помогает развивать речь детей рассматривание картин. В первую
очередь рассматриваем не предметные, а сюжетные картины, так как они
дают возможность больше заметить, о большем сказать.
Работу
по
развитию
монологической
речи
детей
на
основе
ознакомления с природой мы строим как обучение их следующим видам
рассказов:
-сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда
в природе («Как мы сажали огород», «Как мы кормили птиц», «Как мы
убирали участок»);
-сюжетный и описательный рассказ на основе обобщения знаний,
полученных в результате бесед, чтения книг, рассматривания картин («Как
звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»);
-описательный рассказ, построенный на сравнении разных времен года
(«Наш участок зимой и летом», «Береза весной и осенью», и описание
пейзажной картины;
-описательный рассказ о сезоне в целом («Расскажи о весне», «Мое
любимое время года», «Что ты знаешь об осени?»);
-описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы
(«Одуванчик», «Ветка сирени», «Осенний букет»).
Для повышения эффективности развития словаря и грамматического
строя речи у детей используем дидактические эколого-речевые игры:
«Нужно – не нужно», «Съедобное – несъедобное», «Кто, где живёт?»,
«Отгадай, что за растение», «Узнай на вкус», «Подбери листок», «Что за
птица?», «Узнай по голосу животного», «Угадай, про кого расскажу», «Что
сначала, что потом», «Что опасно для природы», «Угадай, что в мешочке»,
«Когда это бывает?», «Чей хвост?», «С какой ветки детки?»
С помощью дидактических игр экологического содержания мы
закрепляем представления детей о предметах и явлениях природы, упражняя
их в умении анализировать, сравнивать, обобщать, решать логические
задачи. Для правильной дикции и четкого произношения, разучиваем с
детьми скороговорки, потешки, чистоговорки, так же широко используем
пальчиковые игры и игры имитации, которые являются уникальным
средством для развития мелкой моторики и речи в их единстве и
взаимосвязи.
При заучивании стихотворений используем пальчиковый и кукольный
театр.
Также в своей работе используем метод наглядного моделирования.
Метод наглядного моделирования помогает ребёнку зрительно представить
абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с
ними.
Ребята учатся использовать мнемотаблицы, рисуют графические
диктанты по предложениям, по выделению звуков в слове. Использование
символической аналогии (схемы) облегчает и ускоряет процесс запоминания
и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью.
Проводится большая работа с родителями воспитанников по развитию
речи и экологическому воспитанию: совместные субботники, тематические
выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных
совместно родителями с детьми (выставки «Осенние фантазии», «Новый
год»). Были проведены консультации для родителей: «Давайте задумаемся о
речи», «Речевые дидактические игры экологического содержания». В
индивидуальных беседах с родителями показали, как обучить детей
рассказыванию по опорным схемам. В связи с этим, мы подготовили
материал для родителей, сделали подборку рассказов, стихов со схемами, с
помощью которых родители могут дома позаниматься с детьми. Такой
подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому
сближению родителей и детей. Показывает родителям
необходимость
развивать речь и обогащать словарь детей, воспитания у детей экологической
культуры.
Художественное слово даёт начало экологическому сознанию. С
помощью книг дети
узнали о явлениях природы, о жизни растений и
животных, уточнили и конкретизировали имеющиеся представления о
предметах, явлениях. В течение всего года были организованы выставки по
сезонным изменениям в природе, дети знакомились с детскими писателями
которые писали произведения о животном и растительном мире.
Для
расширения
представлений
детей
о
явлениях
природы
использовали разнообразные игры: дидактические, подвижные, творческие.
В процессе труда дети получили представления о свойствах и
качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития,
способах выращивания, сезонных изменениях
Занятия по экспериментальной и исследовательской деятельности
позволяют обогатить, активизировать словарь детей. Поэтому в нашей
группе работает также и экспериментальная деятельность
Дети, опустив кусочек льда в воду, надолго запомнят это явление;
выявив его причину, будут знать, что лед плавает, потому что он легче воды.
Или налив йод и смешав с крахмалом, видят другой цвет воды. Во время
таких занятий происходит формирование монологической речи, умение
выстраивать
собственные
действия,
действия
товарища,
собственные
суждения
и
умозаключения.
Происходит
сильный
всплеск
речевой
активности и инициативности. Дети становятся особенно внимательны и
любознательны.
Познавательная сфера детей обширна и многогранна. Она охватывает
все стороны жизнедеятельности и развития ребёнка. Большое значение
отводится
обогащению
не
только
сознания
детей
познавательным
содержанием, но, самое главное, их активной позиции в познании мира. Дети
много наблюдают, экспериментируют, рассматривают, создают своими
руками. Им предоставляется возможность высказывать свои соображения,
сомнения,
предположения,
пожелания.
Воспитатели
всегда
готовы
выслушать ребёнка, ответить на его вопросы, совместно обсудить и решить
познавательные
проблемы.
Такой
подход
создаёт
максимально
благоприятные условия для развития всех сторон речи детей. Разнообразная
деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание и
развитие речи со всем процессом развития личности маленького ребёнка.
1.