Автор: Анфиногенов Алексей Валерьевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО г.Костромы "Детско-юношеский Центр "Заволжье""
Населённый пункт: Кострома г
Наименование материала: Статья
Тема: Значение технического конструирования и автоспорта для подрастающего поколения
Раздел: дополнительное образование
Значение технического конструирования и автоспорта как вида
спортивно-технической деятельности для подрастающего поколения.
Сегодня много говорят о технологическом образовании, подготовке инженерных
кадров. Меры, принимаемые государством в этом направлении, находят свое отражение в
Указах и Постановлениях. Министерством образования и науки Российской Федерации
была поставлена задача - увеличить охват школьников программами технической
направленности до 25%.
Программа «Картинг» ориентирована на автоспорт и деятельность детей в
направлении технического и технологического познания. Способствует удовлетворению
индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном, нравственном и физическом
совершенствовании, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни,
укреплению здоровья; создает условия для выявления и поддержки детей, проявивших
способности к одаренности, навыков планирования и самоконтроля, развития своих
инженерных, технических возможностей; создает условия для организации свободного
времени, адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации.
Техническое конструирование и автоспорт как вид спортивно-технической
деятельности дает возможность подросткам (юношам) овладеть слесарным инструментом,
научиться тонкостям регулировки двигателя и ходовой части автомобиля, освоить работу
на различных металлообрабатывающих станках, проявить конструкторские способности.
В процессе конструирования, подготовки к соревнованиям юные спортсмены в полной
мере могут применять и расширить знания, полученные в школе, приобретают опыт
практической деятельности.
Карт – удачный объект конструкторской деятельности, небольшой спортивный
автомобиль, не сложный по устройству, простой в управлении. Основные принципы
вождения соответствуют управлению дорожного заднеприводного автомобиля. Высокая
энерговооруженность карта и отсутствие дифференциала на задней оси позволяют
формировать стойкие навыки управления автомобилем в сложных дорожных и погодных
условиях, а так же в экстремальных ситуациях.
Изучение правил дорожного движения в процессе занятий автоспортом в
подростковом возрасте - одна из эффективных мер по обеспечению безопасности на
дороге,
повышения
качества
подготовки
будущих
водителей.
Развитие
«чувства
автомобиля и дороги» позволяет ребятам правильно реагировать в различных ситуациях
на дорогах, выработать способность интуитивно прогнозировать развитие дорожной
ситуации и правильно в ней ориентироваться.
В процессе работы над картингом обучающийся получает не только навыки
вождения, но и знакомится и выполняет работы по обслуживанию карта, работы по
ручной и механической обработке металла (т.е. получает первичные навыки слесарных,
токарных, фрезерных, сверлильных работ), а так же знакомится с работой технолога,
инженера, конструктора. Для ребят это интересно и познавательно.
Цель общеобразовательной программы
Создание условий для развития технического мышления через приобщение детей к
автоспорту.
Задачи общеобразовательной программы
На личностном уровне – формирование:
готовности и способностей к саморазвитию,
мотивации к обучению и познанию,
ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные
позиции,
социальных компетенций, личностных качеств; основ гражданской идентичности.
На предметном уровне:
формирование компетенций по выполнению эскизов деталей и их проекций,
несложных чертежей,
формирование компетенций по техническому обслуживанию картов;
обучение безопасным приёмам работы с оборудованием и инструментами,
формирование навыков вождения карта в сложных и экстремальных условиях,
изучение правил соревнований по картингу,
формирование компетенций по их применению на практике и в измененной
ситуации,
воспитание культуры труда.
На метапредметном уровне:
освоение в ходе изучения учебного материала опыта специфической для данной
предметной области деятельности по получению нового знания,
преобразование опыта и его применение,
освоение обучающимися универсальными учебными действиями (познавательные,
регулятивные и коммуникативные), обеспечивающими овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Новизна программы
Общеобразовательная программа «Картинг» реализуется с 2000 года, ежегодно
обновляется с учетом развития науки, техники, технологий и т.д.
1
Новизна программы 2019 года.
1.
Применение
балльно-рейтинговой
системы
для
оценки
предметных
и
метапредметных
компетенций
обучающегося,
целью
которой
является
комплексная
оценка
качества
учебной
работы,
повышение
качества
образовательного процесса.
2.
Включение в учебный процесс:
Компьютерной игры - Тренажер (тема № 5 «Техника безопасности на тренировках,
соревнованиях»).
Игры – Симулятор для отработки компетенций вождения карта, разработки
тактики и стратегии езды на гоночной трассе, освоения компетенций воздействия
внешних сил (законы физики) и факторов при езде на карте для дальнейшего
применения в измененной ситуации.
Компьютерные симуляторы являются современной образовательной технологией.
В основе имитационной системы, лежит модель деятельности, а также набор задач,
разработанных на базе аналитики ситуации в сфере деятельности. В ходе прохождения
игры участники принимают решения и анализируют результаты собственных действий,
осваивая практически-значимые компетенции. Реалистичность, динамичность и азарт
игровой ситуации обеспечивают эффективную передачу представлений об имитируемой
сфере деятельности и обеспечивают наилучшие условия для тренировки и освоения
ключевых
базовых
и
управленческих
компетенций.
Компьютерный
симулятор,
обеспечивает
освоение
и
тренировку
коммуникативных,
аналитических
и
информационных компетенций участника игры. Мотивация игровой деятельности
основана на азарте «прохождения» и набирания очков. Сумма набранных очков
представляет собой оценку выполненного задания. Использование компьютерных игр, -
симуляторов способствует созданию ситуации успеха на занятиях, заинтересованности
обучающегося в дальнейшем обучении.
Принципы образования, положенные в программу
В основу программы положены принципы развивающего образования:
Системности
–
каждый
элемент
образовательного
процесса
несет
свою
1
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008
г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
функциональную нагрузку, тесно связан с любым другим, создавая, таким образом,
определенную целостную систему.
Деятельного подхода к обучению и воспитанию, т.к. основным фактором развития
ребенка является его собственное активное участие.
Индивидуализации
образовательного
процесса
-
учета
личностной
специфики
обучающихся и индивидуальных особенностей педагогов.
Вариативности - многообразие воспитательных и образовательных видов деятельности,
форм организации познавательной деятельности ребенка.
Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Преемственности - преемственность в обучении выражается в последовательности и связи
ступеней развития знаний, умений и навыков, сохранении и опоре на знания, полученные
на первоначальном этапе обучения и последующем их использовании на более высоких
ступенях при овладении новыми знаниями. Старые и новые знания объединяются
(обобщаются), образуя целостную систему».
Комплексно-тематическое построение образовательного процесса.
Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность общеобразовательной программы обусловлена
её реализацией в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей
граждан, общества, государства.
В первую очередь, программа актуальна для самого подростка в силу его желаний,
потребностей в занятиях технической деятельностью и заинтересованности в получении
технического образования.
Потребности общества и государства осуществляются через развитие мотивации
индивидуума *
2
к познанию и творчеству, формирование общей культуры личности *
3
,
созданию условий для привлечения внимания подростков к техническому инженерному
образованию.
Занятия в объединении отвлекают детей от влияния улицы, формируют потребность
и умение полезно использовать свое время.
Адресат реализации дополнительной общеобразовательной программы
Программа рассчитана на детей и подростков от 8 до 18 лет. К освоению
программы «Картинг» допускаются любые лица без предъявления требований к уровню
образования, на основании заявления, а так же имеющих допуск к учебным занятиям
(справку от педиатра).
Образовательный процесс организуется для обучающихся следующих возрастов: 8
- 12 лет, 12 лет и старше. Группы формируются из обучающихся одного возраста,
возможно формирование групп из разных возрастных категорий (разновозрастные
группы). Состав группы постоянный. Количество обучающихся в группе – от 8 до 15
человек. Индивидуальные образовательные маршруты, планы разрабатываются для
работы с одаренными детьми, учитывая их возможности, способности, возрастные и
индивидуальные особенности развития. Основная задача педагога при работе с
одаренными
детьми
-
создание
условий
для
самореализации,
дальнейшего
самоопределения в профессиональной деятельности.
Из обучающихся, успешно осваивающих программу, формируются команды для
выступления на соревнованиях разного уровня.
Возрастные особенности участников реализации программы
2
*
Индивидуум - человек, обладающий определенными качествами, способностями, внешними признаками,
отличающими его от других.
3
* Личность – относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-
культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
Возрастной
период
8
-
9
лет.
Развитие
психики
детей
этого
возраста
осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности — учения. Учение
выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный
характер.
Подвижность,
любознательность,
конкретность
мышления,
большая
впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое
внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок
естественный авторитет взрослого. Начинает развиваться система оценок, достаточно
хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Дети этого
возраста дружелюбны. Мальчикам нравится заниматься техническим творчеством, но
чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда.
Возрастной период 10-11 лет. В этот период начинает развиваться теоретическое
мышление, так как новые знания, новые представления об окружающем мире изменяют
сложившиеся ранее житейские понятия. Развивается мышление что способствует
дальнейшему развитию у детей рефлексии, в результате этого у ребенка начинают
развиваться
собственные
взгляды,
мнение,
в
том
числе
понимание
значимости
образования. Познавательная сфера по-прежнему развивается как ведущая, у них
сформированы на необходимом уровне умения/навыки выполнения логических операций
с понятиями, систематизации учебных знаний, переноса интеллектуальных навыков;
понимание смысла изучаемых понятий; грамотность и содержательность устной речи.
Учебная деятельность дополняется другими видами деятельности, которые влияют на
психическое развитие ребенка и определяют содержание мотивационных сфер личности.
Позитивные проявления - повышение самостоятельности, рост чувства ответственности за
свои поступки; расширение интересов; появление планов на будущее. Трудности -
«чувство взрослости», не подкрепленное реальной ответственностью проявляется в
потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного,
доверительного отношения со стороны взрослых. Дети часто отвлекаются, неадекватно
реагируют на замечания.
Подростковый возраст от 11-12 до 14-15 лет. Переход от детства к взрослости
составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период
считается «кризисным». Психологические новообразования: чувство взрослости, развитие
интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств.
Характерными
новообразованиями
подросткового
возраста
есть
стремление
к
самообразованию
и
самовоспитанию,
полная
определенность
склонностей
и
профессиональных интересов.
Старший
школьный
возраст
—
15
-
17
лет
(ранняя
юность).
Главное
психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира -
внутреннее «Я». Главным измерением времени в самосознании является будущее, к
которому он (она) себя готовит. Ведущая деятельность в этом возрасте — учебно-
профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как
мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы. Особое
значение в юношеском возрасте приобретает моральное воспитание, основные виды
деятельности — учение и посильный труд. Увеличивается диапазон социальных ролей и
обязательств. Психическое развитие личности в юношеском возрасте тесно связано с
обучением, трудовой деятельностью и усложнением общения с взрослыми. В связи с
началом трудовой деятельности отношения между личностью и обществом значительно
углубляются, что приводит к наиболее четкому пониманию своего места в жизни.