Напоминание

Значение технического конструирования и автоспорта для подрастающего поколения


Автор: Анфиногенов Алексей Валерьевич
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО г.Костромы "Детско-юношеский Центр "Заволжье""
Населённый пункт: Кострома г
Наименование материала: Статья
Тема: Значение технического конструирования и автоспорта для подрастающего поколения
Раздел: дополнительное образование





Назад




Значение технического конструирования и автоспорта как вида

спортивно-технической деятельности для подрастающего поколения.

Сегодня много говорят о технологическом образовании, подготовке инженерных

кадров. Меры, принимаемые государством в этом направлении, находят свое отражение в

Указах и Постановлениях. Министерством образования и науки Российской Федерации

была поставлена задача - увеличить охват школьников программами технической

направленности до 25%.

Программа «Картинг» ориентирована на автоспорт и деятельность детей в

направлении технического и технологического познания. Способствует удовлетворению

индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном, нравственном и физическом

совершенствовании, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни,

укреплению здоровья; создает условия для выявления и поддержки детей, проявивших

способности к одаренности, навыков планирования и самоконтроля, развития своих

инженерных, технических возможностей; создает условия для организации свободного

времени, адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации.

Техническое конструирование и автоспорт как вид спортивно-технической

деятельности дает возможность подросткам (юношам) овладеть слесарным инструментом,

научиться тонкостям регулировки двигателя и ходовой части автомобиля, освоить работу

на различных металлообрабатывающих станках, проявить конструкторские способности.

В процессе конструирования, подготовки к соревнованиям юные спортсмены в полной

мере могут применять и расширить знания, полученные в школе, приобретают опыт

практической деятельности.

Карт – удачный объект конструкторской деятельности, небольшой спортивный

автомобиль, не сложный по устройству, простой в управлении. Основные принципы

вождения соответствуют управлению дорожного заднеприводного автомобиля. Высокая

энерговооруженность карта и отсутствие дифференциала на задней оси позволяют

формировать стойкие навыки управления автомобилем в сложных дорожных и погодных

условиях, а так же в экстремальных ситуациях.

Изучение правил дорожного движения в процессе занятий автоспортом в

подростковом возрасте - одна из эффективных мер по обеспечению безопасности на

дороге,

повышения

качества

подготовки

будущих

водителей.

Развитие

«чувства

автомобиля и дороги» позволяет ребятам правильно реагировать в различных ситуациях

на дорогах, выработать способность интуитивно прогнозировать развитие дорожной

ситуации и правильно в ней ориентироваться.

В процессе работы над картингом обучающийся получает не только навыки

вождения, но и знакомится и выполняет работы по обслуживанию карта, работы по

ручной и механической обработке металла (т.е. получает первичные навыки слесарных,

токарных, фрезерных, сверлильных работ), а так же знакомится с работой технолога,

инженера, конструктора. Для ребят это интересно и познавательно.

Цель общеобразовательной программы

Создание условий для развития технического мышления через приобщение детей к

автоспорту.

Задачи общеобразовательной программы

На личностном уровне – формирование:

готовности и способностей к саморазвитию,

мотивации к обучению и познанию,

ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные

позиции,

социальных компетенций, личностных качеств; основ гражданской идентичности.

На предметном уровне:

формирование компетенций по выполнению эскизов деталей и их проекций,

несложных чертежей,

формирование компетенций по техническому обслуживанию картов;

обучение безопасным приёмам работы с оборудованием и инструментами,

формирование навыков вождения карта в сложных и экстремальных условиях,

изучение правил соревнований по картингу,

формирование компетенций по их применению на практике и в измененной

ситуации,

воспитание культуры труда.

На метапредметном уровне:

освоение в ходе изучения учебного материала опыта специфической для данной

предметной области деятельности по получению нового знания,

преобразование опыта и его применение,

освоение обучающимися универсальными учебными действиями (познавательные,

регулятивные и коммуникативные), обеспечивающими овладение ключевыми

компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Новизна программы

Общеобразовательная программа «Картинг» реализуется с 2000 года, ежегодно

обновляется с учетом развития науки, техники, технологий и т.д.

1

Новизна программы 2019 года.

1.

Применение

балльно-рейтинговой

системы

для

оценки

предметных

и

метапредметных

компетенций

обучающегося,

целью

которой

является

комплексная

оценка

качества

учебной

работы,

повышение

качества

образовательного процесса.

2.

Включение в учебный процесс:

Компьютерной игры - Тренажер (тема № 5 «Техника безопасности на тренировках,

соревнованиях»).

Игры – Симулятор для отработки компетенций вождения карта, разработки

тактики и стратегии езды на гоночной трассе, освоения компетенций воздействия

внешних сил (законы физики) и факторов при езде на карте для дальнейшего

применения в измененной ситуации.

Компьютерные симуляторы являются современной образовательной технологией.

В основе имитационной системы, лежит модель деятельности, а также набор задач,

разработанных на базе аналитики ситуации в сфере деятельности. В ходе прохождения

игры участники принимают решения и анализируют результаты собственных действий,

осваивая практически-значимые компетенции. Реалистичность, динамичность и азарт

игровой ситуации обеспечивают эффективную передачу представлений об имитируемой

сфере деятельности и обеспечивают наилучшие условия для тренировки и освоения

ключевых

базовых

и

управленческих

компетенций.

Компьютерный

симулятор,

обеспечивает

освоение

и

тренировку

коммуникативных,

аналитических

и

информационных компетенций участника игры. Мотивация игровой деятельности

основана на азарте «прохождения» и набирания очков. Сумма набранных очков

представляет собой оценку выполненного задания. Использование компьютерных игр, -

симуляторов способствует созданию ситуации успеха на занятиях, заинтересованности

обучающегося в дальнейшем обучении.

Принципы образования, положенные в программу

В основу программы положены принципы развивающего образования:

Системности

каждый

элемент

образовательного

процесса

несет

свою

1

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008

г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам».

функциональную нагрузку, тесно связан с любым другим, создавая, таким образом,

определенную целостную систему.

Деятельного подхода к обучению и воспитанию, т.к. основным фактором развития

ребенка является его собственное активное участие.

Индивидуализации

образовательного

процесса

-

учета

личностной

специфики

обучающихся и индивидуальных особенностей педагогов.

Вариативности - многообразие воспитательных и образовательных видов деятельности,

форм организации познавательной деятельности ребенка.

Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и

особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Преемственности - преемственность в обучении выражается в последовательности и связи

ступеней развития знаний, умений и навыков, сохранении и опоре на знания, полученные

на первоначальном этапе обучения и последующем их использовании на более высоких

ступенях при овладении новыми знаниями. Старые и новые знания объединяются

(обобщаются), образуя целостную систему».

Комплексно-тематическое построение образовательного процесса.

Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность общеобразовательной программы обусловлена

её реализацией в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей

граждан, общества, государства.

В первую очередь, программа актуальна для самого подростка в силу его желаний,

потребностей в занятиях технической деятельностью и заинтересованности в получении

технического образования.

Потребности общества и государства осуществляются через развитие мотивации

индивидуума *

2

к познанию и творчеству, формирование общей культуры личности *

3

,

созданию условий для привлечения внимания подростков к техническому инженерному

образованию.

Занятия в объединении отвлекают детей от влияния улицы, формируют потребность

и умение полезно использовать свое время.

Адресат реализации дополнительной общеобразовательной программы

Программа рассчитана на детей и подростков от 8 до 18 лет. К освоению

программы «Картинг» допускаются любые лица без предъявления требований к уровню

образования, на основании заявления, а так же имеющих допуск к учебным занятиям

(справку от педиатра).

Образовательный процесс организуется для обучающихся следующих возрастов: 8

- 12 лет, 12 лет и старше. Группы формируются из обучающихся одного возраста,

возможно формирование групп из разных возрастных категорий (разновозрастные

группы). Состав группы постоянный. Количество обучающихся в группе – от 8 до 15

человек. Индивидуальные образовательные маршруты, планы разрабатываются для

работы с одаренными детьми, учитывая их возможности, способности, возрастные и

индивидуальные особенности развития. Основная задача педагога при работе с

одаренными

детьми

-

создание

условий

для

самореализации,

дальнейшего

самоопределения в профессиональной деятельности.

Из обучающихся, успешно осваивающих программу, формируются команды для

выступления на соревнованиях разного уровня.

Возрастные особенности участников реализации программы

2

*

Индивидуум - человек, обладающий определенными качествами, способностями, внешними признаками,

отличающими его от других.

3

* Личность – относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-

культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.

Возрастной

период

8

-

9

лет.

Развитие

психики

детей

этого

возраста

осуществляется главным образом на основе ведущей деятельности — учения. Учение

выступает как важная общественная деятельность, которая носит коммуникативный

характер.

Подвижность,

любознательность,

конкретность

мышления,

большая

впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое

внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок

естественный авторитет взрослого. Начинает развиваться система оценок, достаточно

хорошо может оценить и предвидеть предполагаемую реакцию взрослого. Дети этого

возраста дружелюбны. Мальчикам нравится заниматься техническим творчеством, но

чаще ребенок трудится лучше в начале, чем при завершении этого труда.

Возрастной период 10-11 лет. В этот период начинает развиваться теоретическое

мышление, так как новые знания, новые представления об окружающем мире изменяют

сложившиеся ранее житейские понятия. Развивается мышление что способствует

дальнейшему развитию у детей рефлексии, в результате этого у ребенка начинают

развиваться

собственные

взгляды,

мнение,

в

том

числе

понимание

значимости

образования. Познавательная сфера по-прежнему развивается как ведущая, у них

сформированы на необходимом уровне умения/навыки выполнения логических операций

с понятиями, систематизации учебных знаний, переноса интеллектуальных навыков;

понимание смысла изучаемых понятий; грамотность и содержательность устной речи.

Учебная деятельность дополняется другими видами деятельности, которые влияют на

психическое развитие ребенка и определяют содержание мотивационных сфер личности.

Позитивные проявления - повышение самостоятельности, рост чувства ответственности за

свои поступки; расширение интересов; появление планов на будущее. Трудности -

«чувство взрослости», не подкрепленное реальной ответственностью проявляется в

потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного,

доверительного отношения со стороны взрослых. Дети часто отвлекаются, неадекватно

реагируют на замечания.

Подростковый возраст от 11-12 до 14-15 лет. Переход от детства к взрослости

составляет главный смысл и специфическое различие этого этапа. Подростковый период

считается «кризисным». Психологические новообразования: чувство взрослости, развитие

интереса к противоположному полу, пробуждение определенных романтических чувств.

Характерными

новообразованиями

подросткового

возраста

есть

стремление

к

самообразованию

и

самовоспитанию,

полная

определенность

склонностей

и

профессиональных интересов.

Старший

школьный

возраст

15

-

17

лет

(ранняя

юность).

Главное

психологическое приобретение ранней юности — открытие своего внутреннего мира -

внутреннее «Я». Главным измерением времени в самосознании является будущее, к

которому он (она) себя готовит. Ведущая деятельность в этом возрасте — учебно-

профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как

мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечта и идеалы. Особое

значение в юношеском возрасте приобретает моральное воспитание, основные виды

деятельности — учение и посильный труд. Увеличивается диапазон социальных ролей и

обязательств. Психическое развитие личности в юношеском возрасте тесно связано с

обучением, трудовой деятельностью и усложнением общения с взрослыми. В связи с

началом трудовой деятельности отношения между личностью и обществом значительно

углубляются, что приводит к наиболее четкому пониманию своего места в жизни.



В раздел образования