Напоминание

"Роль дополнительного образования в получении допрофессиональных знаний на основе программы "Игра на гитаре"


Автор: Анфиногенова Татьяна Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО г. Костромы "Детско-юношеский Центр "Заволжье"
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: статья
Тема: "Роль дополнительного образования в получении допрофессиональных знаний на основе программы "Игра на гитаре"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль дополнительного образования в получении допрофессиональных

знаний на основе программы «Игра на гитаре».

В

современной

социально-экономической

ситуации

особую

актуальность

в

деле

воспитания

подрастающего

поколения

имеют

учреждения

дополнительного

образования.

Не

секрет,

что

бюджет

большинства наших семей не позволяет дать детям академического

музыкального образования. А благодаря учреждениям дополнительного

образования многие школьники имеют возможность реализовать свои

музыкальные потребности и получить необходимые знания и умения.

Система дополнительного образования позволяет наиболее глубоко и

тщательно подойти к решению поставленных задач. Своей гибкостью,

демократичностью учреждения дополнительного образования создают все

предпосылки для развития личности детей и подростков. Возможность

получения

допрофессиональных

знаний,

индивидуальный

подход

к

обучающимся, "домашняя" непринуждённая обстановка на занятиях делают

учреждения дополнительного образования наиболее привлекательными для

детей, а особенно подростков и позволяют наиболее качественно освоить

намеченную программу обучения

Гитара является одним из самых демократичных и доступных всем

инструментов. В силу своей мобильности и относительно недорогой

стоимости, гитара всегда пользуется большим спросом у подрастающего

поколения. Благодаря мягкому задушевному тембру, хорошо сочетающемуся

с голосом, гитару всегда использовали, прежде всего, как аккомпанирующий

инструмент.

Не составляет исключения и наше объединение "Игра на гитаре", где

ребята, прежде всего, учатся аккомпанировать себе и другим обучающимся.

Программа «Основы игры на гитаре» является программой художественной

направленности, разработана на основании Федерального закона «Об

образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012,

ориентирована на

музыкальное творчество - игра на гитаре, профиль программы определяет ее

предметно-тематическое

содержание,

преобладающие

виды

учебной

деятельности

обучающегося,

требования

к

результатам

освоения

общеразвивающей программы

В основе построения программы лежит концентрический принцип,

который

заключается

в

постепенном

изучении,

закреплении

и

совершенствовании приобретённых ранее знаний, навыков и умений с

учётом возраста, пола.

Общее количество музыкальных произведений, предусмотренных на

каждый год, представлено в содержании программы. При этом программа

предусматривает

различную

степень

завершенности

исполнения

музыкальных произведений: некоторые пьесы могут быть подготовлены для

публичного исполнения, другие – для показа в классе, третьи – с целью

ознакомления.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: в

группах занимаются дети и подростки от 12 до 18 лет.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Программа первого года

обучения рассчитана на 144 учебных часа, второго - на 216 учебных часов.

Группы комплектуются с учётом возраста и уровня подготовки. В группу

первого года обучения принимаются все желающие. Группа второго года

обучения формируется из учащихся освоивших программу первого года

обучения или получивших начальную музыкальную подготовку в других

учебных заведениях.

Освоение

программы

может

идти

по

индивидуальным

образовательным траекториям:

1.

Основная

траектория

предусмотрена

содержанием

программы, рассчитанной на 144 учебных часа. По нему обучается

основная масса детей.

2.

В каждой группе встречаются ребята, которые по ряду

причин (болезнь, природные данные, отсутствие инструмента дома)

отстают от своих сверстников в освоении программы. Для них

предусмотрен упрощённая траектория: это более простые песни для

разучивания,

увеличение

времени

для

освоения

сложных

тем,

индивидуальная работа с обучающимися.

3.

Усложнённая траектория рассчитана на одарённых детей,

которые выполняют программные задания быстрее и качественнее

других. Для них предусмотрено усложнение программы через:

увеличение объёма заданий;

разучивание более сложного репертуара;

дополнительные творческие задания (например, подобрать

на слух песню)

разучивание партии соло гитары и игра под аккомпанемент

обучающихся или педагога и т.д.)

Формы занятий

Программа включает в себя как теоретический, так и практический

материал, формы учебных занятий могут быть довольно разнообразны. Это:

практические занятия, лекции, беседы, репетиции.

Программа предполагает такие формы работы, как индивидуальные,

групповые и коллективные, что способствует более качественному освоению

программы и повышению интереса к занятиям.

Теоретическая часть программы - это объяснение и запись различных

упражнений для развития техники игры, различных видов боя и перебора,

буквенных и цифровых обозначений, запись песен с аккордами, изучение

основ нотной грамоты.

Практические занятия

- это основная часть программы. Через

практику ребята осваивают приёмы игры на гитаре, разучивают и исполняют

песни различных авторов и направлений. Обучение строится на основе

репертуара,

который

может

меняться

в

зависимости

от

возраста

обучающихся, их качественного состава (мальчики, девочки), вкусов и

способностей.

Занятия по программе "Игра на гитаре" строятся по плану:

Проверка домашнего задания у каждого обучающегося.

Объяснение нового материала (теоретическая часть)

Закрепление

нового

материала

на

практике:

игра

в

несколько гитар одновременно и по очереди.

Пение

хором

под

аккомпанемент

педагога

или

обучающихся.

Запись домашнего задания.

Дополнительными формами проведения занятий являются:

репетиции к подготовке выступлений;

концертные выступления различного уровня;

посещение музыкальных конкурсов и фестивалей и участие

в них;

творческие встречи с различными детскими коллективами;

посещение

концертов,

театров

с

последующим

обсуждением.

Формы организации деятельности на занятии:

индивидуальная;

индивидуально-групповая (дуэты, трио)

Таким образом, система дополнительного образования создает все

условия для реализации творческого потенциала подростков. Кроме того,

позволяет позитивно решить проблему свободного времени, социализации

личности и применения своих творческих способностей.



В раздел образования