Напоминание

«Формирование эмоциональных чувств у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора»


Автор: Коротаева Наталья Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУДСОРВ "Теремок"
Населённый пункт: Кировская область, г. Орлов
Наименование материала: Опыт работы
Тема: «Формирование эмоциональных чувств у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Опыт работы на тему:

«

Формирование эмоциональных чувств у детей младшего дошкольного

возраста средствами фольклора

»

Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные

дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями

обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему

миру,

играет

неоценимую

роль

во

всестороннем

развитии.

Целенаправленное

и

систематическое

использование

произведений

фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического

благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в

дошкольный период детства.

Работая с малышами, заметила необычайный интерес детей к русскому

народному

фольклору.

Фольклор

является

действенным

средством

воспитания мышления, нравственности, развития эмоциональной сферы

ребёнка. Эмоциональная отзывчивость, как личностное качество ребёнка,

предполагает процессы чувствования, понимание эмоционального состояния

и внешне выраженное содействие, адекватное содержательной стороне

переживания. Творческая природа фольклора велика: для каждого даже

самого маленького ребёнка она даёт творческий стимул к его развитию, а

также влияет на развитие эмоциональной сферы ребёнка.

Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом:

явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им,

прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для

развития эстетических чувств ребенка. Известна особая впечатлительность

детей, их готовность к сказочному восприятию мира, особенно это

характерно для детей младшего дошкольного возраста,

как наиболее

склонных к игровому самовыражению. Дети младшего возраста чутко

откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в

жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он

делает

ладушки,

притопывает,

приплясывает,

двигается

в

такт

произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение.

Попевки, приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям.

Это первые художественные произведения, которые слышит маленький

ребёнок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные - успокаивают,

весёлые радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём. Знакомство с

народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и

речь, формирует отношение к окружающему миру.

Маленькие дети часто находятся в плену эмоций, поскольку ещё не

могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности, к

осложнению в общении со сверстниками и взрослыми.

Фольклор, развивает эмоциональную сферу у детей, что способствует

снижению

тревожного

состояния

и

эмоциональной

напряженности.

Фольклор

позволяет

ребенку

приобщаться

к

культурным

ценностям,

усваивать их через такие формы, как сказка, игра, пение колыбельных и др.

В своей работе поставила

Цель: развитие положительных эмоций у детей младшего дошкольного

возраста средствами фольклора.

Задачи:

•Приобщать детей к духовно – нравственным ценностям.

•Обогащать эмоциональную культуру детей дошкольного возраста.

•Содействовать

познавательной

сферы

детей,

гармонизации

их

психоречевого развития.

•Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря.

В системе развития эмоциональной сферы дошкольника я определила

наиболее эффективные, на мой взгляд, методы использования фольклора.

1.Каждодневное звучание пословиц, поговорок из уст воспитателей

в разных педагогических ситуациях.

2. Включение разных жанров фольклора в цикл занятий по

социально – эмоциональному развитию.

3.Сопровождение занятий (по развитию речи, изобразительной и

музыкальной

деятельности,

физической

культуре)

фольклором

эмоционально -

положительного содержания, который поможет детям

содержательно относиться к окружающим людям, что является важнейшим

условием развития ребенка

Для установления эмоционального контакта, а в дальнейшем и для

общения с малышами начала работу с 1 младшей группы с изменения

обстановки в группе, приблизив ее, насколько это возможно, к домашней.

Создавая развивающую среду, учитывала возрастные особенности ребенка.

Благодаря правильно организованной предметной среде ребенок не только

познает окружающий мир, но и чувствует психологическую защищенность и

эмоциональное благополучие. Все это располагает к доброжелательному

отношению к взрослому.

Наша группа красочно оформлена. Множество игрушек, оборудование

специальных зон для разнообразной деятельности привлекают внимание

малышей, стимулируют и побуждают к игре, активизируют процесс их

развития. Яркие впечатления, которые ребенок получает от взаимодействия с

такой предметной средой, вызывают яркий эмоциональный отклик в его

душе.

Мною была подобрана и составлена картотека игрового и речевого

материала, которая включает в себя произведения народного творчества

(колыбельные песни, потешки, пестушки и т.д.) Картотека помогает мне

организовать режимные моменты, провести игру - занятие, встретить

новичка, успокоить не в меру расшалившихся малышей.

С помощью малого фольклора дети легче переживают адаптационный

период: войти без мамы в новый, непривычный для них мир детского сада.

В период адаптации очень помогают потешки, прибаутки. Стараюсь

проявить максимум внимания к "страдающему" ребенку, радостно встретить

его утром, сказать о том, что именно он самый желанный и долгожданный.

Для него приготовлены игрушки, с ним хотят поиграть дети.

Игра является основным видом деятельности детей дошкольного

возраста. Исходя из этого, игры с использованием элементов фольклора дают

мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со

сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться

жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе

которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные

игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость,

сообразительность. Так, например, в игре: «Зайка и волк», «Мишка -

косолапый»

дети

очень эмоциональны, активны, подвижны, все хотят

участвовать, даже те ребята, которые замкнуты, необщительны они тоже

раскрываются в этих играх.А для меня такие игры ценны еще и тем, что

позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых использую детский фольклор - игры на

развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

Самомассаж.

Шевеление пальчиков.

Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а

затем - и без помощи другой руки.

Разведение пальцев и их сведение.

Хлопки.

Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

Помахивание кистями - сверху вниз.

Помахивание кистями к себе и от себя.

Вращение кисеей «фонарики»

Полученный опыт через игру, дети реализуют в театрализованной

деятельности, инсценируя потешки и прибаутки. Проговаривая потешку,

дети передают содержание с помощью пластических движений тела, жеста.

Такая инсценировка - это целая живая картина. Дети радуются, удивляются,

проявляют себя.

Не одна игра - инсценировка не обходится без музыкального

сопровождения используется много русских народных мелодий: «Из-под

дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я выйду ль я», «Ах

ты, берёза» и т.д. Народные мелодии естественны и поэтому легки для

восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет

простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения.

Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве,

координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться

правилам игры. Это такие игры как: «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д.

Все

эти

малые

жанры

фольклора

детьми

нашей

группы

легко

воспринимаются.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Вместе с движениями произносим слова:

Кто мы? Какие мы? Моя семья. Апельсин.

Применяя игры с элементами фольклора, учу детей выразительно

выполнять движения, подражая домашним и диким животным. Дети с

удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется

лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой

показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями,

яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании

потешки:

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

И в ямку - бух! –

Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Большое место в работе отвожу шутке, веселью.Так же в работе использую

русские народные сказки.

Живой, выразительный язык сказок полон меткими, остроумными

эпитетами, с помощью которых дается характеристика образа, выражается

отношение к нему: «молодец- удалец», «котишка - мурлышка, серый

лобишко», « коза- дереза» и другие. Положительные герои, как правило,

наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели. Красота,

подкупающая прямота, честность и другие физические и моральные

качествам имеют в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек - это

красная девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец

(смелый, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).

Ещё один вид малых форм словесного народного творчество - загадки.

Самый простой прием составления загадок - указание основных признаков,

характеризующих предмет. Например «Шапочка да ножка - вот и весь

Ермошка» (гриб), «Хвост с узорами, сапоги со шпорами» (петух), «Хвост

крючком, нос пяточком» (поросенок). Стараюсь обеспечить каждому ребенку

гармоничное взаимодействие с окружающим миром, обеспечить правильное

его эмоциональное развитие.

Эмоциональное развитие детей происходит успешно при условии

удовлетворения

их

потребностей

в

положительных

эмоциональных

контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании

информации, самостоятельной деятельности (по интересам), в общении и

сотрудничестве со взрослыми и сверстниками, самореализации и признании

своих достижений со стороны окружающих. Основа для накопления

положительного опыта – эмоционально комфортный климат в группе и

содержательное взаимодействие воспитателя с детьми.

При проведении режимных моментов с детьми также активно

применяю элементы фольклора.

Малыши нуждаются в опеке, заботе тепле и ласке воспитателя,

которые выражаются через интонацию его голоса, через способы общения

его с детьми. Первая встреча начинается с утреннего приветствия. Собираю

всех детей в круг, желаю всем доброго утра. Доброй традицией стало

приветствие солнца: « Здравствуй, солнышко! Здравствуй, лучистое! Дай мне

здоровья, хорошего настроения».

В первой половине дня проводятся занятия, которые требуют особого

внимания, активности, творчества. Всё, что касается настроения детей, их

эмоционального состояния, усталости или агрессии, стараюсь уравновесить с

помощью русского народного творчества (потешках, прибаутках, народных

играх и песнях, сказках).

В процессе умывания малышей, когда помогаю мыть руки и лицо,

обращаясь к тому или иному ребёнку, приговариваю:

«Водичка, водичка,

умой Марине личико,

чтобы щёчки краснели,

чтобы губки алели,

чтоб смеялся роток,

чтоб кусался зубок».

При расчёсывании волос:

Расти коса до пояса,

Не вырони не волоса.

Расти, косонька, до пят

Все волосоньки в ряд.

Если кто-то из малышей забрался ко мне на колени, это значит, что он

хочет получить радость от индивидуального общения со мной, от ощущения,

что он один владеет моим вниманием, удостаивается персональной игры:

«По кочкам, по кочкам, по маленьким буерочкам, в ямку – бух!», « Ехали

медведи на велосипеде, в ямку - бух!» Это займёт считанные минуты, но ещё

раз позволяет продемонстрироватьмалышу своё внимание.

Во время одевания детей использую прибаутки, потешки.

«Вот они, сапожки, этот – с левой ножки, этот с правой ножки. Если

дождик пойдёт, наденем калошки: этот с правой ножки, этот с левой ножки.

Вот как хорошо!»

«Наша Вика - маленька, на ней шубка – аленька. Опушка – бобровая,

Вика – чернобровая».Это очень нравится малышам, у них поднимается

настроение, они стараются побыстрее одеться сами.

На прогулке стараюсь, чтобы каждое

время года не прошло для

малышей незаметно. Вместе с детьми мы наблюдаем, как звучит осенняя

листва, какие бывают деревья и листья на них, делаем бусы из рябины, поём

заклички из русского народного фольклора, играем в народные игры. Зимой

снова обращаюсь к русскому творчеству - когда лепим снежную бабу, когда

протаптываем тропинки на белом ковре из снега, когда смотрим на деревья,

покрытые инеем и т.д. « Как по снегу, по метели трое саночек летели. И

шумят, и гремят, колокольчики звенят. В первых санках - дедушка, в других -

бабушка, в третьих -тётушка».

Вот и улеглись малыши в свои кроватки, негромко и ласково напеваю

им колыбельную песню. Через два часа малыши начнут просыпаться. Вот

они открывают глаза, потягиваются…Стараюсь подойти к каждому ребёнку

и перед тем, как помочь одеться, уделяю малышу несколько секунд.

До прихода родителей ещё осталось время. Собираю детей около себя,

кого – то возьму на руки, кого – то усажу рядом, обниму, предложу

устроиться поудобнее. Теперь настало время театрализованной деятельности,

воспитательные возможности которой трудно переоценить. Участвуя в ней,

дети знакомятся с окружающим миром со всем его многообразии. Она

является

источником

развития

чувств

и

эмоций,

учит

распознавать

эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации.

Важно взаимодействие педагога с семьей на основе опыта народной

педагогики. Только в тесном сотрудничестве с родителями можно решить

задачи воспитания и развития ребенка. Считаю умение наладить тесный

контакт с семьей дошкольника, оказать помощь родителям в правильной

организации воспитания детей это очень важно. С этой целью провожу для

родителей родительские собрания, организую встречи за «круглым столом»,

индивидуальные консультации. Оформлены папки – раскладушки «Развитие

эмоций у младшего дошкольника», «Бабушкины потешки». Приглашаю

родителей на все праздники.

Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он

прикасается,

все,

что

имеет

для

него

интерес

и

значение.

Во

взаимоотношениях с другими людьми - взрослыми (сначала близкими) и

детьми - ребенок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром

отвечает на добро и гневом - на обиду. В события произведений русского

народного творчества он вживается как в реально происходящее. Герои,

попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, и он сочувствует

им. Мир природы ребенок не склонен до поры отделять четкой границей от

мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за

которого не пускают гулять. На протяжении младшего дошкольного возраста

происходит "воспитание чувств" - они со временем становятся и более

глубокими, и более устойчивыми, и более разумными. Но любой, кто

наблюдал младших дошкольников, согласится, что тем не менее именно

чувства придают их поведению особую окраску и выразительность.

Искренность, отзывчивость и непосредственность малыша - бесспорный

психологический факт.

Важно, чтобы ребенок мог управлять своим поведением, умел выбрать

по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения,

способ обращения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе

коммуникативных средств в процессе диалога с другими. Моя задача, как

воспитателя, научить ребенка умению видеть и понимать другого человека,

развивать способность поставить себя на место другого и переживать с ним

его чувства, умение действенно откликнуться на эмоциональное состояние

другого. Именно произведения русского народного творчества помогают

мне в работе, они сохранили ту общую человеческую мораль, которую, увы,

сегодня многие растеряли.

В каждом человеке, ребенке и во взрослом, на уровне подсознания

заложено

стремление отвечать общепринятым, установленным веками,

способам

мышления

и

поведения.

Поэтому

чувства

и

поступки

положительного героя малыш сразу же проецирует на себя. Проявляется это

обычно сначала внешне: он начинает использовать определенные речевые

обороты, характерные для этих героев, затем поступки этого персонажа

превращаются в особенности поведения ребенка, постепенно становятся его

собственными поступками. Малыш начинает сознавать их необходимость,

он уже не может на добро ответить злом, обидеть младших и слабых,

вырабатываются моральные критерии.

Систематизировав работу по использованию русского народного

творчества, мне удалось создать бодрое, жизнерадостное настроение у детей

на протяжении всех режимных моментов, активизировать словарный запас,

привить интерес и любовь к фольклору.

Наблюдая за детьми, убедилась, что моя работа дала положительный

результат: дети с удовольствием идут в детский сад, порой неохотно уходят

вечером домой;в течение дня дети бодры, жизнерадостны, активны; дети

стали дружелюбны, играют с интересом, охотно вступают в контакт друг с

другом;

снизилась

заболеваемость

и,

соответственно,

повысилась

посещаемость; обогатился словарный запас малышей, активизировалась их

речь.

Таким образом, устное народное творчество положительно влияет на

эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. В ходе различных

видов деятельности, дети научились выражать собственное эмоциональное

состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой,

жестами, интонацией. Дети умеют адекватно реагировать на эмоции других

людей.

В своей дальнейшей работе я наметила следующую перспективу.

Создание

игр

и

пособий

с

использованием

информационно

-

коммуникационных технологий на развитие эмоций. Разработать систему

мероприятий с родителями по формированию эмоциональной сферы

дошкольного возраста.

Хочется завершить своё выступление словами великого русского

педагога Константина Дмитриевича Ушинского, которые не потеряли своей

актуальности и в наши дни: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь

тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без

этого – он засушенный цветок».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Виноградов Г.С. Детский фольклор. публ. Мартыновой Л.А./ Из истории

русской фольклористики. Отв. ред. А.А. Громов – Л.1987

2. Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия./Просвещение – М. 1992

З.Жадинец М. Ребенок идет в детский сад. /Дошкольное воспитание – 1990

№9

4. Павлова Л.Н. Фольклор для малышей. /Дошкольное воспитание – 1998

5. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч.,

т. 2. – М., 1982

6. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное

воспитание. – 1981. - № 10. – с. 61-64.

7. Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка

со сверстниками // Дошкольное воспитание, № 7, 1990. Народное искусство в

воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. М.: РПА, 1997.

8. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. М.: Центр. Академия, 1996.

9. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред.

А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М., 1986

1O. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского

сада // Дошкольное воспитание. – 1977. - № 2.

11.

Эмоциональное

развитие

дошкольника./Под

редакцией

А.Д.Кошелевой. М. «Просвещение», 1985год.



В раздел образования