Автор: Коротаева Наталья Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУДСОРВ "Теремок"
Населённый пункт: Кировская область, г. Орлов
Наименование материала: Опыт работы
Тема: «Формирование эмоциональных чувств у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора»
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы на тему:
«
Формирование эмоциональных чувств у детей младшего дошкольного
возраста средствами фольклора
»
Фольклор - одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные
дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями
обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему
миру,
играет
неоценимую
роль
во
всестороннем
развитии.
Целенаправленное
и
систематическое
использование
произведений
фольклора в детском саду позволяет заложить фундамент психофизического
благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в
дошкольный период детства.
Работая с малышами, заметила необычайный интерес детей к русскому
народному
фольклору.
Фольклор
является
действенным
средством
воспитания мышления, нравственности, развития эмоциональной сферы
ребёнка. Эмоциональная отзывчивость, как личностное качество ребёнка,
предполагает процессы чувствования, понимание эмоционального состояния
и внешне выраженное содействие, адекватное содержательной стороне
переживания. Творческая природа фольклора велика: для каждого даже
самого маленького ребёнка она даёт творческий стимул к его развитию, а
также влияет на развитие эмоциональной сферы ребёнка.
Ребёнок младшего возраста живет больше чувствами, чем разумом:
явления и предметы, с которыми он соприкасается, воспринимаются им,
прежде всего, эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для
развития эстетических чувств ребенка. Известна особая впечатлительность
детей, их готовность к сказочному восприятию мира, особенно это
характерно для детей младшего дошкольного возраста,
как наиболее
склонных к игровому самовыражению. Дети младшего возраста чутко
откликается на потешки, приговорки, попевки. Их роль трудно переоценить в
жизни малыша: вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он
делает
ладушки,
притопывает,
приплясывает,
двигается
в
такт
произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение.
Попевки, приговорки с давних времён создавались в народе на потеху детям.
Это первые художественные произведения, которые слышит маленький
ребёнок. Они разнообразны по содержанию: колыбельные - успокаивают,
весёлые радуют, в них звучит любовь к ребёнку и забота о нём. Знакомство с
народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их чувства и
речь, формирует отношение к окружающему миру.
Маленькие дети часто находятся в плену эмоций, поскольку ещё не
могут управлять своими чувствами, что приводит к импульсивности, к
осложнению в общении со сверстниками и взрослыми.
Фольклор, развивает эмоциональную сферу у детей, что способствует
снижению
тревожного
состояния
и
эмоциональной
напряженности.
Фольклор
позволяет
ребенку
приобщаться
к
культурным
ценностям,
усваивать их через такие формы, как сказка, игра, пение колыбельных и др.
В своей работе поставила
Цель: развитие положительных эмоций у детей младшего дошкольного
возраста средствами фольклора.
Задачи:
•Приобщать детей к духовно – нравственным ценностям.
•Обогащать эмоциональную культуру детей дошкольного возраста.
•Содействовать
познавательной
сферы
детей,
гармонизации
их
психоречевого развития.
•Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря.
В системе развития эмоциональной сферы дошкольника я определила
наиболее эффективные, на мой взгляд, методы использования фольклора.
1.Каждодневное звучание пословиц, поговорок из уст воспитателей
в разных педагогических ситуациях.
2. Включение разных жанров фольклора в цикл занятий по
социально – эмоциональному развитию.
3.Сопровождение занятий (по развитию речи, изобразительной и
музыкальной
деятельности,
физической
культуре)
фольклором
эмоционально -
положительного содержания, который поможет детям
содержательно относиться к окружающим людям, что является важнейшим
условием развития ребенка
Для установления эмоционального контакта, а в дальнейшем и для
общения с малышами начала работу с 1 младшей группы с изменения
обстановки в группе, приблизив ее, насколько это возможно, к домашней.
Создавая развивающую среду, учитывала возрастные особенности ребенка.
Благодаря правильно организованной предметной среде ребенок не только
познает окружающий мир, но и чувствует психологическую защищенность и
эмоциональное благополучие. Все это располагает к доброжелательному
отношению к взрослому.
Наша группа красочно оформлена. Множество игрушек, оборудование
специальных зон для разнообразной деятельности привлекают внимание
малышей, стимулируют и побуждают к игре, активизируют процесс их
развития. Яркие впечатления, которые ребенок получает от взаимодействия с
такой предметной средой, вызывают яркий эмоциональный отклик в его
душе.
Мною была подобрана и составлена картотека игрового и речевого
материала, которая включает в себя произведения народного творчества
(колыбельные песни, потешки, пестушки и т.д.) Картотека помогает мне
организовать режимные моменты, провести игру - занятие, встретить
новичка, успокоить не в меру расшалившихся малышей.
С помощью малого фольклора дети легче переживают адаптационный
период: войти без мамы в новый, непривычный для них мир детского сада.
В период адаптации очень помогают потешки, прибаутки. Стараюсь
проявить максимум внимания к "страдающему" ребенку, радостно встретить
его утром, сказать о том, что именно он самый желанный и долгожданный.
Для него приготовлены игрушки, с ним хотят поиграть дети.
Игра является основным видом деятельности детей дошкольного
возраста. Исходя из этого, игры с использованием элементов фольклора дают
мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.
Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со
сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться
жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе
которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные
игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость,
сообразительность. Так, например, в игре: «Зайка и волк», «Мишка -
косолапый»
дети
очень эмоциональны, активны, подвижны, все хотят
участвовать, даже те ребята, которые замкнуты, необщительны они тоже
раскрываются в этих играх.А для меня такие игры ценны еще и тем, что
позволяют развивать речь детей.
Следующий вид игр, в которых использую детский фольклор - игры на
развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:
Самомассаж.
Шевеление пальчиков.
Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а
затем - и без помощи другой руки.
Разведение пальцев и их сведение.
Хлопки.
Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
Помахивание кистями - сверху вниз.
Помахивание кистями к себе и от себя.
Вращение кисеей «фонарики»
Полученный опыт через игру, дети реализуют в театрализованной
деятельности, инсценируя потешки и прибаутки. Проговаривая потешку,
дети передают содержание с помощью пластических движений тела, жеста.
Такая инсценировка - это целая живая картина. Дети радуются, удивляются,
проявляют себя.
Не одна игра - инсценировка не обходится без музыкального
сопровождения используется много русских народных мелодий: «Из-под
дуба», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль я выйду ль я», «Ах
ты, берёза» и т.д. Народные мелодии естественны и поэтому легки для
восприятия и запоминания. Народная плясовая и хороводная музыка имеет
простой ритмический рисунок и позволяет импровизировать движения.
Народные подвижные игры формируют у детей ориентацию в пространстве,
координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться
правилам игры. Это такие игры как: «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д.
Все
эти
малые
жанры
фольклора
детьми
нашей
группы
легко
воспринимаются.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Вместе с движениями произносим слова:
Кто мы? Какие мы? Моя семья. Апельсин.
Применяя игры с элементами фольклора, учу детей выразительно
выполнять движения, подражая домашним и диким животным. Дети с
удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется
лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой
показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями,
яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании
потешки:
Я рыжая лисица
Я бегать мастерица,
я по лесу бежала,
я зайку догоняла.
И в ямку - бух! –
Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.
Большое место в работе отвожу шутке, веселью.Так же в работе использую
русские народные сказки.
Живой, выразительный язык сказок полон меткими, остроумными
эпитетами, с помощью которых дается характеристика образа, выражается
отношение к нему: «молодец- удалец», «котишка - мурлышка, серый
лобишко», « коза- дереза» и другие. Положительные герои, как правило,
наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели. Красота,
подкупающая прямота, честность и другие физические и моральные
качествам имеют в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек - это
красная девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец
(смелый, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).
Ещё один вид малых форм словесного народного творчество - загадки.
Самый простой прием составления загадок - указание основных признаков,
характеризующих предмет. Например «Шапочка да ножка - вот и весь
Ермошка» (гриб), «Хвост с узорами, сапоги со шпорами» (петух), «Хвост
крючком, нос пяточком» (поросенок). Стараюсь обеспечить каждому ребенку
гармоничное взаимодействие с окружающим миром, обеспечить правильное
его эмоциональное развитие.
Эмоциональное развитие детей происходит успешно при условии
удовлетворения
их
потребностей
в
положительных
эмоциональных
контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании
информации, самостоятельной деятельности (по интересам), в общении и
сотрудничестве со взрослыми и сверстниками, самореализации и признании
своих достижений со стороны окружающих. Основа для накопления
положительного опыта – эмоционально комфортный климат в группе и
содержательное взаимодействие воспитателя с детьми.
При проведении режимных моментов с детьми также активно
применяю элементы фольклора.
Малыши нуждаются в опеке, заботе тепле и ласке воспитателя,
которые выражаются через интонацию его голоса, через способы общения
его с детьми. Первая встреча начинается с утреннего приветствия. Собираю
всех детей в круг, желаю всем доброго утра. Доброй традицией стало
приветствие солнца: « Здравствуй, солнышко! Здравствуй, лучистое! Дай мне
здоровья, хорошего настроения».
В первой половине дня проводятся занятия, которые требуют особого
внимания, активности, творчества. Всё, что касается настроения детей, их
эмоционального состояния, усталости или агрессии, стараюсь уравновесить с
помощью русского народного творчества (потешках, прибаутках, народных
играх и песнях, сказках).
В процессе умывания малышей, когда помогаю мыть руки и лицо,
обращаясь к тому или иному ребёнку, приговариваю:
«Водичка, водичка,
умой Марине личико,
чтобы щёчки краснели,
чтобы губки алели,
чтоб смеялся роток,
чтоб кусался зубок».
При расчёсывании волос:
Расти коса до пояса,
Не вырони не волоса.
Расти, косонька, до пят
Все волосоньки в ряд.
Если кто-то из малышей забрался ко мне на колени, это значит, что он
хочет получить радость от индивидуального общения со мной, от ощущения,
что он один владеет моим вниманием, удостаивается персональной игры:
«По кочкам, по кочкам, по маленьким буерочкам, в ямку – бух!», « Ехали
медведи на велосипеде, в ямку - бух!» Это займёт считанные минуты, но ещё
раз позволяет продемонстрироватьмалышу своё внимание.
Во время одевания детей использую прибаутки, потешки.
«Вот они, сапожки, этот – с левой ножки, этот с правой ножки. Если
дождик пойдёт, наденем калошки: этот с правой ножки, этот с левой ножки.
Вот как хорошо!»
«Наша Вика - маленька, на ней шубка – аленька. Опушка – бобровая,
Вика – чернобровая».Это очень нравится малышам, у них поднимается
настроение, они стараются побыстрее одеться сами.
На прогулке стараюсь, чтобы каждое
время года не прошло для
малышей незаметно. Вместе с детьми мы наблюдаем, как звучит осенняя
листва, какие бывают деревья и листья на них, делаем бусы из рябины, поём
заклички из русского народного фольклора, играем в народные игры. Зимой
снова обращаюсь к русскому творчеству - когда лепим снежную бабу, когда
протаптываем тропинки на белом ковре из снега, когда смотрим на деревья,
покрытые инеем и т.д. « Как по снегу, по метели трое саночек летели. И
шумят, и гремят, колокольчики звенят. В первых санках - дедушка, в других -
бабушка, в третьих -тётушка».
Вот и улеглись малыши в свои кроватки, негромко и ласково напеваю
им колыбельную песню. Через два часа малыши начнут просыпаться. Вот
они открывают глаза, потягиваются…Стараюсь подойти к каждому ребёнку
и перед тем, как помочь одеться, уделяю малышу несколько секунд.
До прихода родителей ещё осталось время. Собираю детей около себя,
кого – то возьму на руки, кого – то усажу рядом, обниму, предложу
устроиться поудобнее. Теперь настало время театрализованной деятельности,
воспитательные возможности которой трудно переоценить. Участвуя в ней,
дети знакомятся с окружающим миром со всем его многообразии. Она
является
источником
развития
чувств
и
эмоций,
учит
распознавать
эмоциональное состояние по мимике, жесту, интонации.
Важно взаимодействие педагога с семьей на основе опыта народной
педагогики. Только в тесном сотрудничестве с родителями можно решить
задачи воспитания и развития ребенка. Считаю умение наладить тесный
контакт с семьей дошкольника, оказать помощь родителям в правильной
организации воспитания детей это очень важно. С этой целью провожу для
родителей родительские собрания, организую встречи за «круглым столом»,
индивидуальные консультации. Оформлены папки – раскладушки «Развитие
эмоций у младшего дошкольника», «Бабушкины потешки». Приглашаю
родителей на все праздники.
Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он
прикасается,
все,
что
имеет
для
него
интерес
и
значение.
Во
взаимоотношениях с другими людьми - взрослыми (сначала близкими) и
детьми - ребенок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром
отвечает на добро и гневом - на обиду. В события произведений русского
народного творчества он вживается как в реально происходящее. Герои,
попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, и он сочувствует
им. Мир природы ребенок не склонен до поры отделять четкой границей от
мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за
которого не пускают гулять. На протяжении младшего дошкольного возраста
происходит "воспитание чувств" - они со временем становятся и более
глубокими, и более устойчивыми, и более разумными. Но любой, кто
наблюдал младших дошкольников, согласится, что тем не менее именно
чувства придают их поведению особую окраску и выразительность.
Искренность, отзывчивость и непосредственность малыша - бесспорный
психологический факт.
Важно, чтобы ребенок мог управлять своим поведением, умел выбрать
по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения,
способ обращения с ним, проявлял гибкость и творчество в выборе
коммуникативных средств в процессе диалога с другими. Моя задача, как
воспитателя, научить ребенка умению видеть и понимать другого человека,
развивать способность поставить себя на место другого и переживать с ним
его чувства, умение действенно откликнуться на эмоциональное состояние
другого. Именно произведения русского народного творчества помогают
мне в работе, они сохранили ту общую человеческую мораль, которую, увы,
сегодня многие растеряли.
В каждом человеке, ребенке и во взрослом, на уровне подсознания
заложено
стремление отвечать общепринятым, установленным веками,
способам
мышления
и
поведения.
Поэтому
чувства
и
поступки
положительного героя малыш сразу же проецирует на себя. Проявляется это
обычно сначала внешне: он начинает использовать определенные речевые
обороты, характерные для этих героев, затем поступки этого персонажа
превращаются в особенности поведения ребенка, постепенно становятся его
собственными поступками. Малыш начинает сознавать их необходимость,
он уже не может на добро ответить злом, обидеть младших и слабых,
вырабатываются моральные критерии.
Систематизировав работу по использованию русского народного
творчества, мне удалось создать бодрое, жизнерадостное настроение у детей
на протяжении всех режимных моментов, активизировать словарный запас,
привить интерес и любовь к фольклору.
Наблюдая за детьми, убедилась, что моя работа дала положительный
результат: дети с удовольствием идут в детский сад, порой неохотно уходят
вечером домой;в течение дня дети бодры, жизнерадостны, активны; дети
стали дружелюбны, играют с интересом, охотно вступают в контакт друг с
другом;
снизилась
заболеваемость
и,
соответственно,
повысилась
посещаемость; обогатился словарный запас малышей, активизировалась их
речь.
Таким образом, устное народное творчество положительно влияет на
эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. В ходе различных
видов деятельности, дети научились выражать собственное эмоциональное
состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой,
жестами, интонацией. Дети умеют адекватно реагировать на эмоции других
людей.
В своей дальнейшей работе я наметила следующую перспективу.
Создание
игр
и
пособий
с
использованием
информационно
-
коммуникационных технологий на развитие эмоций. Разработать систему
мероприятий с родителями по формированию эмоциональной сферы
дошкольного возраста.
Хочется завершить своё выступление словами великого русского
педагога Константина Дмитриевича Ушинского, которые не потеряли своей
актуальности и в наши дни: «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь
тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без
этого – он засушенный цветок».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виноградов Г.С. Детский фольклор. публ. Мартыновой Л.А./ Из истории
русской фольклористики. Отв. ред. А.А. Громов – Л.1987
2. Стрельцова Л.Е. Литература и фантазия./Просвещение – М. 1992
З.Жадинец М. Ребенок идет в детский сад. /Дошкольное воспитание – 1990
№9
4. Павлова Л.Н. Фольклор для малышей. /Дошкольное воспитание – 1998
5. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч.,
т. 2. – М., 1982
6. Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное
воспитание. – 1981. - № 10. – с. 61-64.
7. Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка
со сверстниками // Дошкольное воспитание, № 7, 1990. Народное искусство в
воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. М.: РПА, 1997.
8. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. М.: Центр. Академия, 1996.
9. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред.
А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М., 1986
1O. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского
сада // Дошкольное воспитание. – 1977. - № 2.
11.
Эмоциональное
развитие
дошкольника./Под
редакцией
А.Д.Кошелевой. М. «Просвещение», 1985год.