Автор: Лиханова Марина Викторвна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОБУ НОШ№36 "Надежда"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), город Якутск
Наименование материала: мастер класс
Тема: Интеграция песочной и сказочной терапии
Раздел: начальное образование
ИНТЕГРАЦИЯ ПЕСОЧНОЙ
И СКАЗОЧНОЙ ТЕРАПИИ -
КАК МЕТОД РАБОТЫ С
ДЕТЬМИ
Презентацию подготовила: педагог-психолог
МОБУ НОШ №36 «Надежда» г.Якутска
Лиханова Марина Викторовна
Принцип терапии песком был предложен еще
К.Г. Юнгом, замечательным психотерапевтом,
основателем аналитической психотерапии.
Цель такой терапии — не менять и переделывать
ребенка, не учить его каким-то специальным
поведенческим навыкам, а дать ему возможность
быть самим собой
Песок – загадочный материал. Он обладает
способностью завораживать человека – своей
податливостью, способностью принимать любые
формы: быть сухим, легким и ускользающим или
влажным, плотным и пластичным.
Песочная терапия – это уникальная
возможность исследовать свой внутренний
мир с помощью множества миниатюрных
фигурок, подноса с песком, некоторого
количества воды – и ощущения свободы и
безопасности самовыражения.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ Это самый органичный
для ребенка способ выразить свои
переживания. Ребенок играет в то, что у
него «болит». Отыгрывая свои эмоции,
ребенок каждый раз сам себя лечит.
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ
Развивает мелкую моторику, улучшает
память, воображение, координацию.
Дает уникальную возможность исследовать
свой внутренний мир, ощутить чувство
свободы, безопасности и самовыражения.
Поглощает негативную энергию человека,
стабилизирует его эмоциональное
состояние (негативные эмоции уходят
сквозь песок).
Помогает рассыпать на мельчайшие
песчинки образ, пугающий и
травмирующий ребенка.
Через нервные окончания в мозг поступают
сигналы, стимулирующие его работу.
РЕШАЕТ ПРОБЛЕМЫ У ДЕТЕЙ:
Агрессивное поведение
Трудности привыкания ребенка к новым
условиям
Проблемы общения со сверстниками.
Вербальная агрессия
Гиперактивность и нарушение
концентрации внимания.
Тревожные и депрессивные состояния у
детей
В песочной терапии использую кинетический
песок. Песок для терапии мягкий и приятный на
ощупь, легко струящийся.
Работа с кинетическим песком (Kinetic Sand) –
новое направление в песочной терапии. Этот
удивительный материал был изобретен в
Швеции, появился в России совсем недавно
(2013г.). Состоит на 98% из чистейшего
кварцевого песка и 2% силиконового полимера,
который применяется в пищевой
промышленности в качестве добавки (Е 900).
Кинетический песок эффективен при работе
с агрессивными детьми, гиперактивными
детьми, застенчивыми и «зажатыми» детьми, с
детьми, которым требуется развитие
усидчивости, концентрации внимания, памяти,
развитие речи и коммуникативных навыков,
умения связывать собственную деятельность с ее
результатом.
Игровые принадлежности
Оригинальные формочки, детская посуда
Кинетический песок может быть не менее
полезен и для взрослых людей.
Экспериментально доказано, что игра с этим
материалом снимает стресс, способствует
расслаблению, активизирует мышление и
воображение. Даже непродолжительная
разминка рук с кинетическим песком помогает
отдохнуть морально, повышает
работоспособность и возвращает энтузиазм к
работе, дарит новые ощущения и положительные
эмоции.
Как и вода, песок успокаивает, помогает деткам
справиться с напряжением и бороться со своими
страхами. Сам песок обладает уникальным
свойством заземлять отрицательные эмоции,
которые, словно «уходя сквозь песок», тем
самым гармонизируют состояние человека.
Использование метода Песочной терапии приглашает
нас
в путешествие, где порой будет не просто, но
всегда
интересно.
Процесс
разворачивается
как
с
сказке,
к
внутреннему
глубинному
смыслу,
мечте,
потерянным
частям
себя
и
отношений.
Меня
не
перестает
удивлять
и
вдохновлять
оживающие
в
картинах
фигурки,
как
они
соединяют
прошлое
и
будущее, дают возможность познакомиться с собой и
ведут по пути индивидуации.
СКАЗКОТЕРАПИЯ
Что такое сказкотерапия?
Сказкотерапия –
метод, использующий сказочную форму
для интеграции личности, развития
творческих способностей, для расширение
сознания и совершенствования
взаимодействия с окружающим Миром.
Цель сказкотерапии:
- активизация в ребенке творческого,
созидающего начала, раскрытие глубин
собственного внутреннего мира, развитие его
самосознания.
Задачи:
Создать условия для творческого
воображения, оригинальности мышления.
Стимулировать творческое самовыражение.
Формировать позитивное отношение ребенка к
своему «Я».
Алгоритм занятия:
1 этап. Организационный момент. На котором можно использовать
приветствие: «В кругу друзей», с целью настроить детей на
совместную работу.
II этап. Проблема практики. Её назначение расширить представление
детей, о чем- либо.
III этап. Ритуал «входа» в сказку. Создать настрой на совместную
работу. (Он может быть произвольным).
IV этап. Решение проблемы. Непосредственно образовательная
деятельность. Здесь дети учатся устанавливать контакты и
действовать в различных ситуациях.
V этап. Развивающий элементы самосознания. Дети погружаются в
своё внутреннее состояние. Прощаются со сказкой.
VI этап. Ритуал «выхода из сказки». Повторение ритуала «входа в
сказку».
VII этап. Рефлексия. Когда дети «возвращаются» в группу,
подводится итог, что всё получилось, и мы справились с проблемой
только потому, что были все вместе, приходили друг другу на
выручку. Мы всегда готовы прийти на помощь, а добро может
творить настоящие чудеса.
Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры,
находить выход из трудных ситуаций, верить в силу
добра, любви и справедливости.
С помощью сказки ребенок может ставить себя в
предлагаемую ситуацию, отождествляя себя с главными
героями и тем самым проживая их действия.
Терапия сказкой помогает ребенку справиться со многими
внутренними переживаниями.
В процессе сказочной игры дети развивают речь и
фантазию, творческие способности и логическое
мышление.
Разыгрывая сказочное представление или обсуждая
сказку, они приобретают навыки общения.
Через сказки ребенок получает знания о мире, о
взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях,
возникающих у человека в жизни.
Сказкотерапия – процесс улучшения внутренней
природы и мира вокруг.
Это еще и терапия средой, особой сказочной
обстановкой, в которой могут проявиться
потенциальные части личности, нечто
нереализованное, может материализоваться
Мечта.
Сказкотерапия и песочная терапия тесно
связаны друг с другом.
Песочница является привлекательной средой
для осуществления анализа и проведения
обучающих занятий.
Песочницу мы рассматриваем:
Как среду для создания сказок и мифов
Мы рассматриваем ее как посредник как
установление контакта с клиентом
Играя с песком ребенок создает свой мир,
свою сказку
Игра в песочнице позволяет преодолеть
комплекс «плохого художника»
Цель: знакомство с техниками арт-терапии и
материалом нового поколения-кинетическим песком,
приобретение нового опыта создания сказки с
предметом, сплочение группы, активизация
творческих ресурсов, снятие психоэмоционального
напряжения, гармонизация внутреннего состояния.
Необходимые материалы: кинетический песок,
музыкальное сопровождение с релаксационной
музыкой, пластиковые тарелочки диаметром 24-25
см., миниатюрные фигурки животных, растений,
ракушек, разноцветных камушек и бросового
материала и т.д.
Участники:педагоги-психологи
Время проведения: 40 минут
МАСТЕР – КЛАСС
ПРЕДЛАГАЛАСЬ ПОКАЗ ЗАНЯТИЯ
С ПЕРВОКЛАССНИКАМИ
СКАЗКА «Кораблик»
Возраст: 6-9 лет.
Направленность: Нежелание учиться.
Негативное, отрицательное отношение к
учебе. Непонимание смысла учебы.
Ключевая фраза: «Не хочу учиться!»
Цель: повышение школьной мотивации,
снятие напряжение, развитие наглядно-
образного и действеннного мышления
АЛГОРИТМ ЗАНЯТИЯ:
Теоретическая часть:
Краткая информация по теме «Интеграция песочной и сказочной терапии» (10
минут)
Практическая часть:
1 этап. Организационный момент. Приветствие друг с другом: «Хлопай мне»,
и приветствие с песком, с целью настроить детей на совместную работу.(3
минуты)
II этап. Проблема практики. Её назначение расширить представление детей, о
чем- либо. («Кто ж нам принес этот песок?» Корабль!) (2 минуты)
III этап. Ритуал «входа» в сказку. Создать настрой на совместную
работу. (Рассказать о просьбе корабле, корабль попросил рассказать о том
как он начал хорошо учиться.).(1 минута)
IV этап. Слушание сказки. Здесь дети задумываются о сюжете этой сказки, как
действовать в таких ситуациях, развивается элемент самосознания,
непосредственно работает образовательная деятельность. (5 минут)
V этап. Прощание со сказкой. Обсуждение плюсов, минусов. Развивающий
элементы самосознания. (3 минуты)
VI этап. Создание «Идеального корабля». погружаются в своё внутреннее
состояние, работает вся мыслительная операция, эмоция, сознания. (6 минут)
VII этап. Рефлексия. Дети начинают по очереди рассказывать о своем герое, о
своих мыслях, подводится итог, выставка.(10 минут)
Жил-был маленький глупенький Кораблик. Он все время стоял в гавани и
никогда не выходил в море. Кораблик лишь наблюдал за другими кораблями,
как они покидали гавань и уходили в бескрайнюю даль, туда, где сливается
небо с горизонтом. У каждого корабля был свой путь, они много знали и
хорошо умели ориентироваться в бескрайних просторах. А потом, когда
странники возвращались, их радостно приветствовали люди, а наш
маленький Кораблик лишь с грустью наблюдал за ними. Хотя он и был
смелым и не боялся бури, но он страшно не хотел учиться. Поэтому он мог
заблудиться в далеком море. И вот однажды, насмотревшись на другие
корабли, Кораблик решил: «Подумаешь, зачем мне много знать, ведь я
смелый, и этого хватит, чтобы выйти в море». И отправился он в
путешествие. Его сразу подхватило волной и понесло в открытое море. Так
плавал Кораблик несколько дней. Ему уже захотелось вернуться в гавань, он
представил, как радостно его будут встречать после путешествия. Но вдруг
он понял, что не знает обратного пути. Он стал искать знакомый маяк, по
которому ориентировались другие корабли, но его не было видно.
Тут стали надвигаться тучи, все вокруг стало серым, море сердитым —
надвигалась буря. Кораблику стало страшно и он начал звать на помощь, но
рядом не было никого. Тогда Кораблик загрустил и начал жалеть о том, что не
хотел учиться, так бы он давно уже вернулся в свою гавань. И вдруг вдали он
увидел слабый огонек. Кораблик решил плыть к нему и, чем ближе он
подплывал, тем яснее видел огромный Корабль, который плыл домой. Он
понял, что маленький Кораблик потерялся и ему нужна помощь.
Большой Корабль взял его с собой и, пока они плыли, рассказывал кораблику
все, что знает сам, а Кораблик все старался запомнить, ничего не упустить.
Он понял, какую ошибку допустил, когда не хотел учиться. Ему захотелось
стать очень ученым и помогать другим Кораблям. Пока Кораблик плыл с
Кораблем они сдружились, и он очень много узнал. Так они скоро вошли в
гавань. Тучи развеялись, море стало спокойным, небо чистым, ярко светило
солнышко. И тут вдруг Кораблик увидел, как на причале уже собрались люди,
встречающие Корабли. Играла музыка, у Кораблика поднялось настроение и
он даже стал гордиться собой, ведь он столько всего преодолел и узнал.
С тех пор Кораблик стал много путешествовать, и каждый раз приобретал
новые знания, а когда возвращался — его радостно встречали люди и другие
корабли, его не считали уже маленьким и глупеньким Корабликом.
СКАЗКА «КОРАБЛИК»
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ПРИВЕТСТВИЕ ДРУГ С ДРУГОМ: «ХЛОПАЙ МНЕ», И ПРИВЕТСТВИЕ С ПЕСКОМ, С ЦЕЛЬЮ
НАСТРОИТСЯ НА СОВМЕСТНУЮ РАБОТУ.(3 МИНУТЫ)
СОЗДАНИЕ «ИДЕАЛЬНОГО КОРАБЛЯ». ПОГРУЖАЮТСЯ В СВОЁ ВНУТРЕННЕЕ
СОСТОЯНИЕ, РАБОТАЕТ ВСЯ МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ОПЕРАЦИЯ, ЭМОЦИЯ,
СОЗНАНИЯ.
РЕФЛЕКСИЯ, НАЧИНАЮТ ПО ОЧЕРЕДИ РАССКАЗЫВАТЬ О
СВОЕМ ГЕРОЕ, О СВОИХ МЫСЛЯХ, ПОДВОДИТСЯ ИТОГ,
ВЫСТАВКА.
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!