Автор: Петрина Светлана Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ОДО МАОУ «Аромашевская средняя общеобразовательная школа им.В.Д. Кармацкого» детский сад «Сказка»
Населённый пункт: с. Аромашево
Наименование материала: Рекомендации для родителей и педагогов
Тема: «Как научить ребенка, различать разные звуки речи»
Раздел: дошкольное образование
Подготовила:
учитель-логопед
Петрина Светлана Васильевна
Рекомендации для родителей и специалистов
«Как научить ребенка, различать разные звуки речи?»
Чтобы учиться читать и писать без особых проблем, правильно
воспринимать и понимать слова, овладевать любым иностранным языком,
ребенок должен уметь различать звуки. По-научному это называется
фонематическое восприятие.
Как формируется фонематическое восприятие у детей? Конечно, на
практике:
при
восприятии
чужой
устной
речи,
при
собственном
проговаривании слов. Когда он хорошо развит, ребенок умеет различать на
слух звуки речи, а в дальнейшем — правильно их воспроизводить,
соотносить буквы и звуки. Именно поэтому очень важно, чтобы родители
много говорили с детьми, читали им простые стихи уже с самых ранних лет,
еще до школы. Учить различать звуки в форме веселых игр!
Предлагаю
вашему
вниманию
этапы
развития
фонематического
восприятия:
I.
Подготовительный этап работы
Развитие неречевого слуха.
На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков.
Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового
внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь
окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический
слух.
Развитие речевого слуха
Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте,
силе и тембру голоса.
II. Основной этап работы
Различение слов, близких по звуковому составу.
Дифференциация звуков, дифференциация слогов
III Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза
Определение количества слогов в словах разной сложности.
1
Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука.
Выделение из слога гласного, затем согласного звука.
Выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из
предложения. Определение места, количество, последовательности звуков в
слове.
Творческие задания (например, придумать слова с заданными звуками).
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
У ДОШКОЛЬНИКОВ
I. Подготовительный этап работы
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ
Работа над восприятием неречевых звуков начинается с работы с картинками, игрушками
и их действиями:
Игра «Скажи, что ты слышишь?»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: стаканы (с водой и пустой), баночки с крупами, фольга, деревянные
и металлические ложки, ширма.
Описание игры: взрослый показывает и называет предметы, демонстрирует их звучание.
Взрослый за ширмой выполняет различные действия с предметами (переливает воду,
пересыпает крупу...). Ребёнок должен определить, что он слышит (шуршание бумаги, звук
льющейся воды и т.д.)
Игра «В мире звуков»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Описание игры: взрослый предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит
рядом с ребенком.
Игра «Скажи, что звучит?»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: игрушки и предметы, которыми можно производить характерные
звуки (колокольчик, бубен, барабан, дудка, трещотка, погремушка и т.д.)
Описание игры: взрослый знакомит ребенка с музыкальными инструментами, играет на
них, предлагает поиграть ребенку. Затем предлагает малышу закрыть глаза и определить,
на каком музыкальном инструменте он играет.
Игра «Найди пару»
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
2
Оборудование: три пары одинаковых коробочек с разным наполнением (по одной
чайной ложке манки, гречки, гороха).
Описание игры: взрослый ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с
разными наполнителями. Взрослый и ребенок по очереди гремят своими коробочками,
попарно ставят коробочки, которые гремят одинаково. Затем взрослый перемешивает
коробочки и предлагает ребенку найти коробочки, которые гремят одинаково.
Игра «Поставь по порядку»
Цель: развитие слухового внимания, памяти, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: ширма, музыкальные инструменты (от 2 до 5), картинки с
изображением этих инструментов.
Описание игры: взрослый показывает музыкальные инструменты, играет на них на глазах
у ребенка, просит показать картинку с изображением этого инструмента. Предлагает
поиграть на них ребенку. Знакомит с правилами игры: «Я буду играть, а ты внимательно
слушай, какая игрушка звучит. Покажи мне картинку со звучащей игрушкой. Положи
картинку перед собой на стол. Послушай, внимательно, какая картинка звучит после
первой. Найди и положи картинку с её изображением. Определи, какая игрушка звучит
последней. Найди соответствующую картинку». Когда ребенок научится выполнять
задание правильно, усложнить задание, предложив разложить инструменты в
последовательности их звучания после окончания прослушивания; увеличить количество
звучащих инструментов.
Игра «Угадай, кто кричит».
Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребёнку домашних
животных, магнитофон, запись голосов животных.
Описание игры: взрослый показывает приготовленные картинки или игрушки, включив
запись с голосами соответствующих животных. Затем просит послушать и угадать, кто
придёт к ним в гости. Взрослый включает запись с голосами животных, меняя их порядок
предъявления. Ребёнок угадывает, кто это.
Игра «Тихо - громко!»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: музыкальные инструменты.
Взрослый играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав
громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, идут шагом.
Взрослый может выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.
Игра «Дятел», «Прохлопай, как я»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.
Оборудование: музыкальный треугольник, картинка с изображением весны.
Описание игры: взрослый просит ребенка определить, какое время года изображено на
картинке, назвать признаки весны. Взрослый предлагает ребенку повторить песенки
3
весны. Взрослый отстукивает ритмы на музыкальном треугольнике, а ребенок
отхлопывает: /- /, / -//, //- //...
Игра «Иди-беги».
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: бубен.
Описание игры: взрослый стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно
звучанию бубна ребёнок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под
громкий - шагом, под очень громкий- бежит.
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА
Дифференциация голосов по тембру:
Игра «Угадай, чей голос?»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным стоящим. Один из них (до
кого дотронется взрослый) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его
позвал.
Игра «Большой, средний, маленький»
Описание игры: Взрослый выкладывает перед ребёнком трёх медведей (картинки);
большого, среднего и маленького. Затем рассказывает сказку Л. Толстого «Три медведя» в
сокращённом варианте, произнося реплики и звукоподражания, то очень низким, то
средним по высоте, то высоким голосом. Ребёнок угадывает, кто из медведей «говорит».
Игра «АХ, ОХ и УХ»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация междометий по интонации.
Оборудование: картинка с изображением врача, картинки-схемы, изображающие
эмоции (усталый – «ух», веселый – «ах», грустный – «ох»), ширма.
Описание игры: взрослый предлагает ребенку помочь врачу определить по настроению
пациента, болеет он или здоров. взрослый за ширмой произносит междометия с разной
интонацией, просит показать человека, который так сказал и определить, болен он или
здоров.
Игра «Улиточка»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
Описание игры: водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза.
Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает: Улиточка, улиточка, высунь-ка рога,
дам тебе я сахару, кусочек пирога, угадай, кто я. Водящий отгадывает. Эту игру можно
предложить в основной части фронтального занятия по развитию речевого слуха.
Игра «Угадай, кто позвал».
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.
4
Описание игры: водящий поворачивается спиной к детям. Кто-то из детей подаёт голос
заранее условленным образом (либо подражая животным, либо называя изучаемый звук).
Водящий угадывает, кто произносил.
Развитие речевого внимания:
Игра «Будь внимателен»
Цель: развитие речевого внимания.
Взрослый выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия
взрослого и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок должен обратить
внимание на ошибки и исправить их.
Игра «Слушай и выполняй»
Цель: развитие речевого внимания, развитие речевой памяти.
Взрослый называет действия, которые должен выполнить ребёнок. Малыш выполняет их.
(В зависимости от уровня развития ребенка от 2 до 4-5 инструкций).
II. Основной этап работы
Различение слов, близких по звуковому составу.
Игра «Красный – зелёный»
Взрослый показывает предметную картинку, громко, чётко называя изображение:
«БАНАН», а затем чётко произносит звукосочетания:
«БАНАН, БАМАН, ПАМАН, БАНАН, ВАВАН, ПАНАМ».
Если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, то он
должен поднять зелёный флажок, а если неправильное – красный.
Игра «Внимательные ушки»
Вариант 1 - Взрослый предлагает прослушать и запомнить ряд слов, а затем в строгом
соответствии с прозвучавшими словами выставить картинки:
сом – дом – лом
мак – рак – лак
кот – кит – кит – кот
крыша – крыса – крыса – крыша – крыса
коза – коса – коса – коса
Вариант 2 - Взрослый просит поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если
правильно – хлопнуть в ладоши. Взрослый произносит: вагон, флакон, загон, вагон,
фагон...
Игра «Рифмочки и рифмушки»
Взрослый выкладывает на столе в одну линию картинки, проговаривая их названия:
«Юла, дом, кошка». Затем он даёт ребёнку по картинке: пила, ложка, сом. Ребёнок должен
расположить каждую картинку под той, название которой звучит похоже.
5
Игра «Какое слово лишнее?»
Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, дети должны назвать то, которое
отличается от остальных:
КОМ – КОМ – КОТ – КОМ БУДКА – БУКВА – БУДКА – БУДКА
ВИНТ – ВИНТ – БИНТ – ВИНТ КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА
Игра «Самое короткое слово»
Взрослый произносит три слова, а дети говорят, какое слово самое короткое.
СТРОИТЕЛЬ – ПЛОТНИК – ДОМ
СОСУЛЬКА – МАЙ – ВЕСНА
ДОЧЬ – ДОЧЕНЬКА – ДОЧУРКА
Игра «Самое длинное слово»
Взрослый произносит цепочку слов, а дети на слух выделяют самое длинное слово.
ЭКСКАВАТОР – КРАН – ТРАКТОР
ЛУК – ПОМИДОР – ТЫКВА
МЕДВЕДЬ – ЁЖ – ЛИСА
Игра «Играем в рифмы»
Цель: развитие фонематического восприятия. Дифференциация слов, близких по
звучанию:
Игра «Добрый слон».
Жил на свете добрый слон,
Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал,
И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть,
Чтоб с друзьями не скучать.
Вот картина, вот…( корзина, машина и т.д.),
Вот ромашка, вот …( букашка, бумажка),
Вот мой домик, вот твой …( томик, сомик),
Вот и пушка, вот и …( мушка, сушка, кружка),
Вот вам пышка, а вот …( книжка, мышка, крышка),
Вот сосед, а вот …( обед, кларнет, винегрет).
Чтоб и нам не скучать,
6
Будем рифмы подбирать.
(Игра может продолжаться до бесконечности, пока ребёнку не надоест.)
Игра «Подарки».
У Мартышки День рождения,
Все приносят поздравления:
Петушок принёс ей пушку,
А лошадка- …( хлопушку, погремушку, вертушку и т.д.).
Белый мишка- шоколад,
А Ежонок-…( мармелад, лимонад и т.д.
Игра « Мы играем - рифмы подбираем».
Мартышка и кукушка, петушок и кошка
Решили в рифмы поиграть с детворой немножко:
Мартышка предложила: мишка,…( далее дети выбирают картинки).
Вторила кукушка: катушка,…
Промурлыкала и кошка: ладошка,…
Прокукарекал петушок: мешок,… .
Задание: Подобрать рифмы. Ребенку предлагаются картинки: мишка, шишка, пышка,
мальчишка, катушка, погремушка, подушка, кормушка, ладошка, картошка, гармошка,
мошка, мешок, горшок, ремешок, вершок. Он выбирает картинку и подставляют слово в
стихотворение.
Игра «Запомни слова».
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по
звучанию.
Оборудование: картинки, названия которых близки по звучанию (рак, мак, дом, дым, ком,
кот, сок).
Описание игры: взрослый называет несколько слов (ком, кот, сок). Ребенок должен
выставить названные картинки в заданной последовательности.
Игра «Запретное слово»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по
звучанию.
Описание игры: дети встают полукругом, взрослый предлагает им ловить мяч и при этом
внимательно слушать, какие слова он произносит. Если логопед произнесет слово «мяч»,
то дотрагиваться до мяча нельзя. Возможный набор слов: врач, мяч, грач, печь, мяч, лечь,
прячь, мать, мяч...
Дифференциация звуков, дифференциация слогов
7
Игра «Назови по порядку слоги»
Взрослый произносит слово, дети говорят: какой слог 1-й, какой – 2-й. Например: САДЫ
– 1-й слог СА, 2-й слог ДЫ. Вначале берутся слова из 2-х слогов (ВОДА, ПОЛЕ, ЛУНА,
УТРО, НЕБО, КОСМОС…). Произнося слова по слогам, дети на каждый слог делают
хлопок в ладоши.
Игра «Флажки»
Взрослый называет звук. Ребёнок, определяя, какой этот звук: гласный, согласный мягкий
или согласный твёрдый, поднимает флажок соответствующего цвета.
Игра «Цветные ёжики»
Цель: дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков.
Перед ребенком картинки, в названии которых есть звуки С и СЬ (или другие). Взрослый
просит отдать синему ежику все картинки со звуком С, а зеленому - со звуком СЬ.
Игра «Эхо»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звукосочетаний, близких
по звуковому составу.
Оборудование: ширма.
Описание игры: взрослый предлагает ребенку: «Я буду произносить звуки, а ты повторяй
их, как эхо. Если я буду произносить громко, то ты тоже повторяй громко, если тихо – ты
тоже тихо». Взрослый четко произносит за ширмой: ау, уа, ио, ои, уи, иу . Ребенок
повторяет.
Игра «Какой слог лишний?»
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными
согласными.
Описание игры: Взрослый произносит ряд повторяющихся слогов, например, на – на – па
– на, и спрашивает ребят, какой слог «лишний». Затем слоговой ряд усложняется (ва – фа
– ва – ва, ...)
Игра « А ну-ка, догадайся!»
Какой одинаковый звук есть во всех словах?
Шуба, кошка, мышь (звук ш). Жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик,
щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало,
вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба,
ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.
III Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза
Определение количества слогов в слове, составление слов из разного количества слогов
Упражнение «Отбей слоги мячом»
Взрослый говорит слово в рамках лексической темы.Ребёнок , отбивая мячом об пол,
делит слово на части.
8
Упражнения - «Прошагаем слово» , «Отхлопаем слова» (аналогичные)
Игра «Паровоз и вагончики»
Паровоз везёт картинку. Ребёнок называет картинку, затем делит слово на слоги,
присоединяя к паровозу столько вагончиков, сколько в данном слове слогов.
Игра «Кто в каком вагоне поедет?»
Взрослый показывает изображение поезда с пронумерованными вагончиками, показывает
предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук: количество слогов в
слове соответствует цифре на вагоне поезда.
«Гусеница»
Взрослый оказывает гусеницу, состоящую из частей, нужно с её помощью показать,
сколько в слове слогов. Если в слове 1 слог, то к голове гусеницы присоединяется 1 часть,
если 2 слога – 2 части и т.д.
Игры на выделение первого и последнего звука в слове
Игра «Отгадай слово по первым буквам»
Взрослый выставляет перед ребёнком сколько картинок сколько звуков в слове. Ребёнок
выделяет первый звук в каждом слове, соединяет их по порядку и называет получившееся
слово. Можно выкладывать первую букву каждого слова и затем прочитать, что
получилось.
Игра «Цепочка слов»
Первый игрок (педагог или ребенок) называет слово, следующий игрок подбирает свое
слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Игру продолжает
третий ребенок и т.д. Повторять слова, названные другими игроками, нельзя. Главная
задача игры - не разорвать цепочку; игрок, допустивший ошибку, по окончании игры
платит фант (например, придумывает несколько слов на заданный звук).
Игра «Цветные тарелочки»
На столе – три тарелочки: зелёная, синяя и красная. Ребёнок распределяет картинки. Цвет
тарелочки характеризует первый звук слова.
Игра «Узнай слово»
Назовите слово, опуская последний звук, например: «тан..», «пау..», «вени..» и т.д.
Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.
Игры на выделение места звука в слове
Игра «Звуковое лото»
Перед ребёнком картинки и звуковые схемы слов с тремя квадратиками
(в первом случае –закрашен первый квадрат, во втором – второй, в третьем – третий
квадрат). Задание – разложить все картинки под подходящими схемами.
Игра «Кто в домике живёт» - аналогичная, схемы слов представлены в виде домиков.
9