Напоминание

Нравственные основы сказки "Лиса и журавль" (с применением технологии ТРИЗ).


Автор: Кремлева Лариса Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №174 "Сказка"
Населённый пункт: Новосибирск г.
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Нравственные основы сказки "Лиса и журавль" (с применением технологии ТРИЗ).
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по сказке

"Лиса и журавль" с применением технологии ТРИЗ.

Цель:

создание условий для формирования основ нравственного сознания

детей старшего дошкольного возраста через содержание сказки «Лиса и

журавль», с использованием методов ТРИЗ-технологии.

Задачи:

Развить навыки критического мышления и творческого подхода к решению

проблем с помощью метода ТРИЗ.

Научить детей анализировать ситуации и предлагать оригинальные решения.

Познакомить с нравственными уроками сказки.

Оборудование:

Картинки с изображением главных персонажей (лиса и журавль).

Раздаточный материал (маски, картинки блюд).

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А куда,

узнаете, разгадав загадку:

Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ.

Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.

Что наш маленький народ в мир волшебный унесёт?

Полный смеха, света, краски, а зовётся чудо - …сказки!

Воспитатель: Ребята, догадались, куда мы с вами отправимся? (В сказку)

Воспитатель: Правильно, в сказку.

- А собой я принесла сундучок бабушки Рассказушки. Бабушка Рассказушка

повсюду ходит и сказки в волшебный сундучок собирает: какие - в народе

услышит, какие - сама сочинит. Сундучок её волшебный, с ним бережно

обращаться надо, не ронять, а то захлопнется и сказки не покажет, и не

расскажет.

- Ребята, а вы сказки любите?

- Как люди передавали сказки друг другу?

(Сказки пришли к нам из глубины веков. Их сочинили люди и рассказывали

друг другу, передавали «из уст в уста», т.е. на словах. Поэтому сказки

относятся к устному народному творчеству, а потом их стали собирать и

записывать. Так сказочные истории дошли до нас).

Воспитатель:

- Чему нас учат сказки? (Доброте, заботе, любви, уважению, терпению,

дружбе, трудолюбию и другим хорошим человеческим качествам).

- Кто может быть героем сказки? (Люди и звери).

Воспитатель: - Ребята, внутри волшебного сундучка ещё кто-то есть. Давайте

попробуем отгадать кто там.

Отгадайте-ка загадку: Рыжая красавица

Идет по лесу – хвалится

Я красива и умна,

И пушиста, и хитра (Лиса)

Воспитатель: - Правильно, ребята! Это лиса, она прибежала к нам из сказок.

- В каких сказках мы с вами встречали лису? Давайте вместе вспомним эти

сказки.

«Заюшкина

избушка»,

«Лисичка-сестричка

и

волк»,

«Хитрая

лиса»,

«Колобок», «Снегурушка и лиса»,...

- Какие ещё сказки о лисе вы знаете?

Воспитатель:

- Да, действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша

гостья прибежала из сказки «Лиса и журавль». Сегодня мы вспомним, как

встречали в гости друг друга Лиса и Журавль в сказке.

- Какие отношения были у Лисы и Журавля?

- Кто первый позвал в гости?

- Чем потчевала Лиса своего гостя?

- Почему Журавль остался голодным?

- Чем угощал Журавль Лису?

- Наелась ли Лиса, осталась ли довольна?

- Правильно ли поступила Лиса?

- Понравилось ли поведение Журавля?

- Чему учит сказка?

- Как нужно было поступить героям, чтобы остаться друзьями?

Беседа по методу «Хорошо-плохо-интересно»

Воспитатель: Что хорошо в ситуации между Лисой и Журавлем:

Лиса и Журавль могут работать вместе, чтобы решить проблему голода.

У каждого героя есть свои уникальные навыки и ресурсы. Например,

Лиса может ловить мелкую дичь, а Журавль может доставить еду высоко

вверх или в недоступные места.

Их дружба может укрепиться, если они совместно решат проблему.

Воспитатель: Что плохого в ситуации между Лисой и Журавлем:

Лиса обманывает Журавля, предлагая ему еду в широкой тарелке, из

которой журавль не может есть, испытывая голод.

Непонимание и недоверие между персонажами приводят к конфликту,

что усложняет совместное решение проблемы.

Отсутствие желания находить компромисс может вызвать негативные

последствия для обоих героев.

Воспитатель: Что интересно в решении проблемы голода для обоих героев:

Они могут придумать совместные кулинарные эксперименты, создавая

рецепты, которые будут удобны для обоих (например, закуска, которую

можно есть как из плоской тарелки, так и из высоких сосудов).

Провести день с активными играми или поиском еды, где каждый будет

использовать свои навыки: Лиса будет охотиться, а Журавль — искать

нечто вредное, чтобы очистить территорию.

Использовать свои способности для создания системы обмена: Лиса

может приносить Журавлю еду, которую он может есть, а Журавль в

ответ будет помогать Лисе находить труднодоступные источники пищи.

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас разделимся на группы, и каждая группа

придумает, как Лиса и Журавль могут решить свою проблему голода.

Обсуждение в группах, каждая группа предлагает идеи. Примеры идей,

которые могут возникнуть:

Разделить еду на мелкие кусочки, чтобы и лисе, и журавлю было удобно есть.

Вместе приготовить обед, каждый привнесет свой ингредиент.

Делать совместные пикники с разной едой.

Продуктивная деятельность:

Воспитатель: Ребята, давайте из пластилина сделаем посуду, подходящую для

Журавля и Лисы! Украсим эту посуду и по желанию слепим еду для героев

сказки!

Дети лепят посуду и еду

Итоги:

- Что нового вы узнали, какие решения придумали?

- Как мы можем помогать друг другу в жизни?

Литература:

1.

Белоусова Л.Е. «Удивительные истории» Конспекты занятий по

развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего

дошкольного возраста

2.

Корзун А.В. Весёлая дидактика: использование элементов ТРИЗ и

РТВ в работе с детьми. – Мн.: 2000г.

3.

Нестеренко А.А. «Страна загадок»

4.

Никитин Б.П. «Развивающие игры»



В раздел образования