Автор: Кремлева Лариса Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №174 "Сказка"
Населённый пункт: Новосибирск г.
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Нравственные основы сказки "Лиса и журавль" (с применением технологии ТРИЗ).
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по сказке
"Лиса и журавль" с применением технологии ТРИЗ.
Цель:
создание условий для формирования основ нравственного сознания
детей старшего дошкольного возраста через содержание сказки «Лиса и
журавль», с использованием методов ТРИЗ-технологии.
Задачи:
Развить навыки критического мышления и творческого подхода к решению
проблем с помощью метода ТРИЗ.
Научить детей анализировать ситуации и предлагать оригинальные решения.
Познакомить с нравственными уроками сказки.
Оборудование:
Картинки с изображением главных персонажей (лиса и журавль).
Раздаточный материал (маски, картинки блюд).
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие. А куда,
узнаете, разгадав загадку:
Много жанров есть на свете: басня, повесть и рассказ.
Но с рожденья любят дети волшебство и мир прикрас.
Что наш маленький народ в мир волшебный унесёт?
Полный смеха, света, краски, а зовётся чудо - …сказки!
Воспитатель: Ребята, догадались, куда мы с вами отправимся? (В сказку)
Воспитатель: Правильно, в сказку.
- А собой я принесла сундучок бабушки Рассказушки. Бабушка Рассказушка
повсюду ходит и сказки в волшебный сундучок собирает: какие - в народе
услышит, какие - сама сочинит. Сундучок её волшебный, с ним бережно
обращаться надо, не ронять, а то захлопнется и сказки не покажет, и не
расскажет.
- Ребята, а вы сказки любите?
- Как люди передавали сказки друг другу?
(Сказки пришли к нам из глубины веков. Их сочинили люди и рассказывали
друг другу, передавали «из уст в уста», т.е. на словах. Поэтому сказки
относятся к устному народному творчеству, а потом их стали собирать и
записывать. Так сказочные истории дошли до нас).
Воспитатель:
- Чему нас учат сказки? (Доброте, заботе, любви, уважению, терпению,
дружбе, трудолюбию и другим хорошим человеческим качествам).
- Кто может быть героем сказки? (Люди и звери).
Воспитатель: - Ребята, внутри волшебного сундучка ещё кто-то есть. Давайте
попробуем отгадать кто там.
Отгадайте-ка загадку: Рыжая красавица
Идет по лесу – хвалится
Я красива и умна,
И пушиста, и хитра (Лиса)
Воспитатель: - Правильно, ребята! Это лиса, она прибежала к нам из сказок.
- В каких сказках мы с вами встречали лису? Давайте вместе вспомним эти
сказки.
«Заюшкина
избушка»,
«Лисичка-сестричка
и
волк»,
«Хитрая
лиса»,
«Колобок», «Снегурушка и лиса»,...
- Какие ещё сказки о лисе вы знаете?
Воспитатель:
- Да, действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша
гостья прибежала из сказки «Лиса и журавль». Сегодня мы вспомним, как
встречали в гости друг друга Лиса и Журавль в сказке.
- Какие отношения были у Лисы и Журавля?
- Кто первый позвал в гости?
- Чем потчевала Лиса своего гостя?
- Почему Журавль остался голодным?
- Чем угощал Журавль Лису?
- Наелась ли Лиса, осталась ли довольна?
- Правильно ли поступила Лиса?
- Понравилось ли поведение Журавля?
- Чему учит сказка?
- Как нужно было поступить героям, чтобы остаться друзьями?
Беседа по методу «Хорошо-плохо-интересно»
Воспитатель: Что хорошо в ситуации между Лисой и Журавлем:
Лиса и Журавль могут работать вместе, чтобы решить проблему голода.
У каждого героя есть свои уникальные навыки и ресурсы. Например,
Лиса может ловить мелкую дичь, а Журавль может доставить еду высоко
вверх или в недоступные места.
Их дружба может укрепиться, если они совместно решат проблему.
Воспитатель: Что плохого в ситуации между Лисой и Журавлем:
Лиса обманывает Журавля, предлагая ему еду в широкой тарелке, из
которой журавль не может есть, испытывая голод.
Непонимание и недоверие между персонажами приводят к конфликту,
что усложняет совместное решение проблемы.
Отсутствие желания находить компромисс может вызвать негативные
последствия для обоих героев.
Воспитатель: Что интересно в решении проблемы голода для обоих героев:
Они могут придумать совместные кулинарные эксперименты, создавая
рецепты, которые будут удобны для обоих (например, закуска, которую
можно есть как из плоской тарелки, так и из высоких сосудов).
Провести день с активными играми или поиском еды, где каждый будет
использовать свои навыки: Лиса будет охотиться, а Журавль — искать
нечто вредное, чтобы очистить территорию.
Использовать свои способности для создания системы обмена: Лиса
может приносить Журавлю еду, которую он может есть, а Журавль в
ответ будет помогать Лисе находить труднодоступные источники пищи.
Воспитатель: Ребята, давайте сейчас разделимся на группы, и каждая группа
придумает, как Лиса и Журавль могут решить свою проблему голода.
Обсуждение в группах, каждая группа предлагает идеи. Примеры идей,
которые могут возникнуть:
Разделить еду на мелкие кусочки, чтобы и лисе, и журавлю было удобно есть.
Вместе приготовить обед, каждый привнесет свой ингредиент.
Делать совместные пикники с разной едой.
Продуктивная деятельность:
Воспитатель: Ребята, давайте из пластилина сделаем посуду, подходящую для
Журавля и Лисы! Украсим эту посуду и по желанию слепим еду для героев
сказки!
Дети лепят посуду и еду
Итоги:
- Что нового вы узнали, какие решения придумали?
- Как мы можем помогать друг другу в жизни?
Литература:
1.
Белоусова Л.Е. «Удивительные истории» Конспекты занятий по
развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего
дошкольного возраста
2.
Корзун А.В. Весёлая дидактика: использование элементов ТРИЗ и
РТВ в работе с детьми. – Мн.: 2000г.
3.
Нестеренко А.А. «Страна загадок»
4.
Никитин Б.П. «Развивающие игры»