Напоминание

"Развитие математического мышления у детей с нарушением слуха"


Автор: Фокина Наталья Кузьминична
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ОГКОУ "Школа-интернат № 87"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие математического мышления у детей с нарушением слуха"
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие математического мышления у детей с нарушением слуха

Важнейшей задачей современной системы образования является

формирование

совокупности

универсальных

учебных

действий,

обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение

обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках

отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий

является также и залогом профилактики школьных трудностей.

Для

успешного обучения математике должны быть сформированы общеучебные,

логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

К логическими универсальными действиями относят:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,

несущественных)

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное

достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации

объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей, представление цепочек

объектов и явлений;

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности

утверждений;

доказательство;

выдвижение гипотез и их обоснование.

На своих уроках при формировании логических универсальных действий у

детей с нарушением слуха я обращаю внимание на установление связей

между вводимыми понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае

ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.

Предполагается, что метапредметным результатом формирования логических

универсальных действий будут являться умения:

осуществлять поиск необходимой информации ,представленной в

разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной,

условно-знаковой и др.) и в разных источниках (учебник, справочная

литература, словарь, интернет и др)

произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и

схемы для решения учебных задач;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

осуществлять

анализ

объектов

с

выделением

существенных

и

несущественных признаков

осуществлять синтез как составление целого из частей;

осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

устанавливать аналогии;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач

Особенность математики в том, что она исследует абстрактные сущности

независимо от той реальности, отражением которой они являются. Этим

определяется преимущественно дедуктивный ее характер, в силу чего

изучение математики требует умения правильно рассуждать. Но умение

правильно, последовательно рассуждать в незнакомой обстановке дается

детям с нарушением слуха с трудом. Как всякое умение, оно может быть

усвоено только при целенаправленном обучении. Наибольший эффект при

этом может быть достигнут в результате применения различных форм

работы над задачей.

1.

Работа над решенной задачей.

2.

Решение задач различными способами.

3.

Представление ситуации, описанной в задаче. Моделирование ситуации с

помощью чертежа, рисунка.

4.

Самостоятельное составление задач учащимися.

5. Решение задач с недостающими или лишними данными.

6. Изменение вопроса задачи.

7. Использование приема сравнения задач и их решений.

8. Объяснение готового решения задачи.

9. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

10. Составление аналогичной задачи с измененными данными.

11. Решение обратных задач.

Каждый компонент деятельности моделирования имеет свое содержание

со своим составом операций и своими средствами, которые согласно

психологическим исследованиям должны стать самостоятельным предметом

усвоения.

Этапы моделирования:

I. Анализ текста задачи (семантический, логический, математический)

является центральным компонентом приема решения задач

II. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и

невербальных средств.

III. Установление отношений между данными и вопросом.

IV. Составление плана решения. Особое значение имеет составление плана

решения для сложных, составных задач.

V. Осуществление плана решения.

VI. Проверка и оценка решения задачи.

Формирование логических учебных действий слабослышащих

учащихся – важнейший компонент социализации, без усвоения которого

невозможно полноценно овладеть и мышлением, и коммуникацией. На своих

уроках я стараюсь создавать ситуации для обогащения словарного запаса,

уточнения

уже

имеющихся

понятий,

расширения

речевой

практики.

Создание условий для развития диалоговой среды является одной из

приоритетных задач социализации и обучения в нашей школе.

В своей практике для формирования логических действий и операций я

использую групповые и коллективные формы обучения, когда ученики

самостоятельно изучают новый материал, обсуждают варианты решения

задачи, рассматривают различные точки зрения на одно и то же явление.

Систематическое обучение, основанное на групповых формах организации

урока, формирует класс как учебное сообщество, способное ставить учебную

задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для

решения большого круга частных задач.

Ребята

больше

думают,

учатся

анализировать

информацию,

аргументировать свою точку зрения. Технология проектной деятельности

позволяет развивать самостоятельную связную речь, интеллект и творческие

способности слабослышащих учащихся. Ученик приобретает опыт общения

и сотрудничества со сверстниками при обсуждении полученных результатов

и получает возможность проявить свои знания и способности. Происходит

активизация мыслительной деятельности и как следствие непринужденное

общение,

происходит

автоматическая

коррекция

речи,

мышления,

развивается сознание. Очевидна, передача социального опыта через систему

обучения и воспитания, влияния людей друг на друга в процессе общения и

совместной деятельности.

Большое значение при формировании логических действий и операций у

детей с нарушением слуха на уроках математики в нашей школе имеет

применение ИКТ и методов информатики, особенно в тех случаях, когда

необходим анализ, интерпретация и поиск недостающих данных при работе с

математическими текстами, таблицами, графиками, диаграммами. Если

ребёнок будет иметь возможность на уроках математики обращаться к

интерактивным средам, то будут созданы условия для эффективного

развития познавательных универсальных учебных действий.

Используемая литература:

1.

Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в

основной школе: от действия к мысли. Система заданий – М.

Просвещение, 2010

2.

Вершинина З., Горбатенко Т., Шагинян О. Развиваем математическое

мышление -Математика. – 1999.

3.

Истомина Н.Б. Учимся решать задачи. – М.: Ассоциация 21 век. – 2008.

4.

Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений:

совершенствование

эффективности

формирования

познавательной

компетентности школьников. //Образование в современной школе. -

№6.-2002



В раздел образования