Автор: Фокина Наталья Кузьминична
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ОГКОУ "Школа-интернат № 87"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие математического мышления у детей с нарушением слуха"
Раздел: среднее образование
Развитие математического мышления у детей с нарушением слуха
Важнейшей задачей современной системы образования является
формирование
совокупности
универсальных
учебных
действий,
обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение
обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках
отдельных дисциплин. Сформированность универсальных учебных действий
является также и залогом профилактики школьных трудностей.
Для
успешного обучения математике должны быть сформированы общеучебные,
логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
К логическими универсальными действиями относят:
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных)
синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание с восполнением недостающих компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации
объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек
объектов и явлений;
построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности
утверждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
На своих уроках при формировании логических универсальных действий у
детей с нарушением слуха я обращаю внимание на установление связей
между вводимыми понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае
ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал.
Предполагается, что метапредметным результатом формирования логических
универсальных действий будут являться умения:
осуществлять поиск необходимой информации ,представленной в
разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной,
условно-знаковой и др.) и в разных источниках (учебник, справочная
литература, словарь, интернет и др)
произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и
схемы для решения учебных задач;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
осуществлять
анализ
объектов
с
выделением
существенных
и
несущественных признаков
осуществлять синтез как составление целого из частей;
осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
устанавливать аналогии;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
Особенность математики в том, что она исследует абстрактные сущности
независимо от той реальности, отражением которой они являются. Этим
определяется преимущественно дедуктивный ее характер, в силу чего
изучение математики требует умения правильно рассуждать. Но умение
правильно, последовательно рассуждать в незнакомой обстановке дается
детям с нарушением слуха с трудом. Как всякое умение, оно может быть
усвоено только при целенаправленном обучении. Наибольший эффект при
этом может быть достигнут в результате применения различных форм
работы над задачей.
1.
Работа над решенной задачей.
2.
Решение задач различными способами.
3.
Представление ситуации, описанной в задаче. Моделирование ситуации с
помощью чертежа, рисунка.
4.
Самостоятельное составление задач учащимися.
5. Решение задач с недостающими или лишними данными.
6. Изменение вопроса задачи.
7. Использование приема сравнения задач и их решений.
8. Объяснение готового решения задачи.
9. Изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
10. Составление аналогичной задачи с измененными данными.
11. Решение обратных задач.
Каждый компонент деятельности моделирования имеет свое содержание
со своим составом операций и своими средствами, которые согласно
психологическим исследованиям должны стать самостоятельным предметом
усвоения.
Этапы моделирования:
I. Анализ текста задачи (семантический, логический, математический)
является центральным компонентом приема решения задач
II. Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и
невербальных средств.
III. Установление отношений между данными и вопросом.
IV. Составление плана решения. Особое значение имеет составление плана
решения для сложных, составных задач.
V. Осуществление плана решения.
VI. Проверка и оценка решения задачи.
Формирование логических учебных действий слабослышащих
учащихся – важнейший компонент социализации, без усвоения которого
невозможно полноценно овладеть и мышлением, и коммуникацией. На своих
уроках я стараюсь создавать ситуации для обогащения словарного запаса,
уточнения
уже
имеющихся
понятий,
расширения
речевой
практики.
Создание условий для развития диалоговой среды является одной из
приоритетных задач социализации и обучения в нашей школе.
В своей практике для формирования логических действий и операций я
использую групповые и коллективные формы обучения, когда ученики
самостоятельно изучают новый материал, обсуждают варианты решения
задачи, рассматривают различные точки зрения на одно и то же явление.
Систематическое обучение, основанное на групповых формах организации
урока, формирует класс как учебное сообщество, способное ставить учебную
задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для
решения большого круга частных задач.
Ребята
больше
думают,
учатся
анализировать
информацию,
аргументировать свою точку зрения. Технология проектной деятельности
позволяет развивать самостоятельную связную речь, интеллект и творческие
способности слабослышащих учащихся. Ученик приобретает опыт общения
и сотрудничества со сверстниками при обсуждении полученных результатов
и получает возможность проявить свои знания и способности. Происходит
активизация мыслительной деятельности и как следствие непринужденное
общение,
происходит
автоматическая
коррекция
речи,
мышления,
развивается сознание. Очевидна, передача социального опыта через систему
обучения и воспитания, влияния людей друг на друга в процессе общения и
совместной деятельности.
Большое значение при формировании логических действий и операций у
детей с нарушением слуха на уроках математики в нашей школе имеет
применение ИКТ и методов информатики, особенно в тех случаях, когда
необходим анализ, интерпретация и поиск недостающих данных при работе с
математическими текстами, таблицами, графиками, диаграммами. Если
ребёнок будет иметь возможность на уроках математики обращаться к
интерактивным средам, то будут созданы условия для эффективного
развития познавательных универсальных учебных действий.
Используемая литература:
1.
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в
основной школе: от действия к мысли. Система заданий – М.
Просвещение, 2010
2.
Вершинина З., Горбатенко Т., Шагинян О. Развиваем математическое
мышление -Математика. – 1999.
3.
Истомина Н.Б. Учимся решать задачи. – М.: Ассоциация 21 век. – 2008.
4.
Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г. Программа общеучебных умений:
совершенствование
эффективности
формирования
познавательной
компетентности школьников. //Образование в современной школе. -
№6.-2002