Напоминание

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию


Автор: Редникин Александр Сергеевич
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 67 г.о. Донецк"
Населённый пункт: город Донецк, ДНР
Наименование материала: статья
Тема: Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию
Раздел: среднее образование





Назад




Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию

Патриотизм — это не значит

только одна любовь к своей Родине.

Это гораздо больше.

Это — сознание своей неотъемлемости

от Родины и неотъемлемое переживание

вместе с ней ее счастливых

и ее несчастных дней.

А.Н. Толстой

Актуальность. В современных условиях развития российского общества

школа, как основной институт социализации подрастающего поколения берет

на

себя

функцию

духовного

и

патриотического

воспитания.

Учитель,

передавая знания, умения и навыки, становится направляющим фактором в

развитии молодого поколения.

Задача

учителя

не

ограничивается

лишь

передачей

знаний,

но

и

направлена на воспитание у детей способности к критическому мышлению,

умения принимать осознанные и взвешенные решения, руководствуясь не

только собственными интересами, но и интересами окружающих. Важнейшей

задачей

педагога

является

осмысление

духовного

развития

личности,

ее

самоопределения

и

поиска

собственной

идентичности,

в

том

числе

гражданской и национальной, что является актуальной темой в современном

образовании. В школьном возрасте важно заложить основы качеств, которые

будут

способствовать

духовно-нравственному

и

патриотическому

воспитанию,

ведь

этот

период

характеризуется

самоутверждением

и

становлением

личности,

активным

развитием

социальных

интересов

и

жизненных ценностей.

Целью духовно-нравственного и патриотического воспитания является

развитие и углубление знаний об истории и культуре России и родного края.

Решая задачи патриотического воспитания, строя свою работу в соответствии

с местными условиями и особенностями детей, школа применяет в своей

работе как традиционные, так и инновационные формы работы.

В школах в традиционные формы работы входят: классные часы, с

использованием

презентаций,

праздники,

беседы,

викторины,

выставки

рисунков, уроки мужества, внеклассные мероприятия на патриотическую

тему, а также внеурочная деятельность «Разговоры о важном». Одно из

внеклассных мероприятий в школе — это подъём флага и пение гимна. По

традиции,

с

началом

рабочей

недели

ученики

проводят

торжественную

церемонию поднятия флага и исполнения гимна, а в пятницу флаг снимают.

Эта практика официально рекомендована Министерством просвещения

и отражена в методических материалах. Для организации мероприятий в

учебном заведении сформированы специальные группы из ребят, добившихся

значительных результатов в разных областях. Также в школьной программе

появился новый цикл внеурочных мероприятий – «Разговоры о важном». На

классных

часах

педагоги

регулярно

проводят

с

учениками

обсуждения,

посвященные патриотизму и моральным ценностям, подчеркивая важность

единства страны и необходимости бережного отношения к своей культуре и

народу.

В

рамках

этих

занятий

школьники

выполняют

творческие

упражнения, анализируют сложные ситуации и обсуждают текущие события,

в частности, специальную военную операцию, рассматривая ее как пример

истинного патриотизма. Ученикам объясняют, что патриотизм – это не просто

слова,

а

готовность

отстаивать

интересы

своей

страны,

проявляя

самоотверженность и преданность.

Формирование нравственных ориентиров и патриотического сознания у

молодежи – приоритетная цель для страны. Утрата духовного фундамента и

принятие чужеродных ценностей часто становятся началом конца для любой

культуры. Духовность – сложное и в то же время привлекательное явление.

Это неотъемлемая часть человеческого естества, свойство разума, высшая

фаза развития личности, проявляющаяся в воле, тяге к идеалу, знаниям,

гармонии и непрерывному самосовершенствованию.

Духовность

находит

свое

отражение

в

наивысших

человеческих

чувствах

любви,

великодушии,

гуманности,

которые

зачастую

сложно

поддаются полному объяснению, а при попытке объяснить утрачивают свою

уникальность и таинственность. Любовь, пример для подражания, добрые

деяния

все

это

является

отражением

и,

одновременно,

стимулом

для

развития духовности. Именно по проявлению сочувствия, милосердия, любви,

а также по наличию чувства долга, ответственности и иных положительных

качеств можно оценивать уровень духовного развития человека.

Внутренний мир человека, его духовное состояние, выходит за рамки

простой религиозности. Это скорее гармония с самим собой, неустанное

стремление к знаниям и приоритет нематериальных идеалов.

Развитие

духовности

это

личный

путь

самосовершенствования,

непрерывный процесс роста над собой.

Духовность

является

основой

для

моральных

принципов

и

норм

поведения.

Мораль, в свою очередь, представляет собой личное осознание человеком

того, насколько его действия и поступки соответствуют понятиям добра.

Духовно-нравственное воспитание направлено на оказание помощи молодым

людям в формировании человеческих ценностей, активном участии в жизни

общества и осознанном выборе жизненного пути.

Духовно-нравственное развитие включает в себя воспитание чувства

патриотизма у подрастающего поколения, укрепление любви к своей стране.

Задача школы – научить учеников понимать и уважать друг друга,

развивать

их

духовный

потенциал

и

ценностные

ориентиры,

а

также

формировать

способность

к

самоорганизации

и

управлению

своим

поведением.

Все эти действия в комплексе ориентированы на духовное обогащение

школьников,

развитие

их

интеллигентности,

культурного

уровня,

человечности и бескорыстия.

В рамках духовно-нравственного воспитания, современным педагогам

важно изучить основы православной педагогики, как неотъемлемой части

культурного наследия страны и православных традиций.

Воспитывая патриотические чувства у молодежи, педагог должен в учебном

процессе и внеурочной деятельности развивать у учеников:

Навыки наблюдения за окружающим миром и природой;

Способность к сравнению, анализу, размышлению о схожестях и

различиях явлений и объектов;

Умение ясно и логично выражать свои мысли.

При

определении

целей

и

задач

воспитания,

важно

учитывать

моральные

ценности

народа

в

сочетании

с

универсальными

идеалами

человечества. Работа с классом должна строиться так, чтобы соответствовать

потребностям

общества,

давая

выпускникам

возможность

успешно

использовать знания и навыки в жизни и профессиональной деятельности.

Сегодняшний

национальный

идеал

воспитания

это

высоконравственный,

созидательный,

компетентный,

духовно

развитый

гражданин России, принимающий судьбу своей страны как личную. Это

человек,

осознающий

ответственность

за

настоящее

и

будущее,

глубоко

укорененный

в

духовных

и

культурных

традициях

многонационального

народа

России.

Источниками

нравственности

выступают

страна,

народ

России, общество, семья, искусство, религия, наука, работа, человечество и

природа.

Гражданско-патриотическое воспитание – это процесс формирования

активной гражданской позиции, любви к Родине, гордости за свой народ, его

достижения и уважения к истории России.

В процессе обучения перед учащимися ставятся конкретные задачи по

исследованию

истории

своей

страны,

включая

историю

родного

города.

Выполняя такую работу, школьники не только приобретают навыки сбора

информации, но и осознают ее значимость, открывают для себя множество

фактов, укрепляющих чувство гордости за свою страну и место, где они живут.

Основная задача заключается в раскрытии истинных понятий добра и

зла,

направлении

внимания

учеников

к

высоким

идеалам

отечественной

истории и формировании у них независимого понимания значимой роли

России в мировом сообществе.

Патриотизм

находит

свое

выражение

в

действиях

и

деятельности

человека. Возникнув из любви к родному краю, патриотические чувства,

развиваясь, достигают общенационального самосознания, осознанной любви

к своему Отечеству.

Гражданско-патриотическое воспитание в школе представляет собой

целенаправленный и морально обоснованный процесс подготовки учеников к

активной

жизни

и

взаимодействию

в

демократическом

обществе,

к

инициативной трудовой деятельности, участию в управлении общественно

полезными

делами,

реализации

прав

и

обязанностей,

а

также

усилению

ответственности за свой политический, моральный и правовой выбор, за

максимальное развитие своих способностей для достижения успеха в жизни.

Для

усиления

воспитательной

составляющей

образовательного

процесса рекомендуется:

Подчеркнуть гуманистический аспект всех изучаемых дисциплин,

интегрируя

в традиционные предметы контент, способствующий

самопознанию учащихся, осознанию ими причин своих действий и

формированию здоровых межличностных отношений.

Активно внедрять интерактивные подходы и техники в учебную

деятельность, обеспечивая ее прозрачность, разнообразие учебных

пособий и методов работы как в классе, так и за его пределами.

Воспитательная

структура

пронизывает

весь

педагогический

цикл,

объединяя учебные занятия, внеурочное времяпровождение, многообразную

деятельность

и

коммуникацию,

а

также

влияние

социокультурной

и

предметно-эстетической среды.

Ключевые направления гражданско-патриотического воспитания:

Духовно-нравственное

развитие.

Заключается

в

осмыслении

учащимися,

в

рамках

гражданско-патриотического

воспитания,

фундаментальных ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых

процессов и событий в реальном мире, а также в способности использовать их

в качестве определяющих принципов и убеждений в своей практической

деятельности.

Историко-краеведческое

направление

включает

комплекс

действий,

призванных

углубить

понимание

исторического

и

культурного

наследия,

подчеркнуть уникальность Родины и ее пути, установить неразрывную связь с

этим наследием, развить чувство гордости за причастность к достижениям

предшественников

и

современников,

а

также

укрепить

историческую

ответственность за события, происходящие в обществе. Это направление

также способствует расширению знаний о родном населенном пункте, будь то

село, город или район.

Гражданско-правовое

направление

оказывает

влияние

через

ряд

мероприятий,

направленных

на

развитие

правовой

культуры

и

законопослушности, умений анализа политических и правовых явлений и

процессов в обществе и государстве, формирование активной гражданской

позиции,

постоянной

готовности

служить

своему

народу

и

исполнять

конституционные

обязанности.

Оно

также

воспитывает

уважение

к

государственным символам.

Социально-патриотическое направление сосредоточено на активизации

духовно-нравственной и культурно-исторической связи между поколениями,

формировании активной жизненной позиции, развитии чувств доброты и

сопереживания, а также проявлении заботы о старшем поколении.

Военно-патриотическое направление акцентируется на формировании у

молодого поколения развитого патриотического сознания, идей преданности

Отчизне, готовности к ее защите с оружием в руках, изучении военной

истории России и воинских обычаев.

Спортивно-патриотическое

направление

акцентирует

внимание

на

совершенствовании

моральных

и

волевых

качеств,

культивировании

выдержки,

несгибаемости,

отваги

и

самодисциплины

через

физическую

активность и спорт. Его цель – формирование готовности к служению стране

и защите её интересов.

Культурно-патриотическое

направление

ставит

своей

задачей

раскрытие

творческого

потенциала

учеников

посредством

погружения

в

музыкальный фольклор, народное устное творчество, мир народных торжеств,

ознакомление с обычаями и наследием русского народа.

В

школьной

системе

гражданско-патриотическое

воспитание

структурировано

по

трём

возрастным

этапам,

каждый

из

которых

характеризуется своими методическими подходами.

Сегодня издается значительное количество методических материалов по

данной теме. Однако, часто они рассматривают лишь отдельные аспекты

нравственно-патриотического

воспитания

детей

в

определенных

сферах

деятельности, не предлагая целостной системы. Вероятно, это обусловлено

многоаспектностью понятия патриотизма, включающего в себя любовь к

родному краю, гордость за свой народ, чувство единства с миром вокруг,

стремление к сохранению и увеличению богатства нашей страны.

Работа по нравственно-патриотическому воспитанию включает целый

комплекс задач:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому

саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах России;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

Задача педагога:

- отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды должны

привлекать

внимание

детей,

быть

яркими,

образными,

конкретными,

вызывающими

интерес,

целесообразными,

неповторимыми,

характерными

для данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла, традиции).

- отбор сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость

расположения, частота посещения, назначение, удобство)

- расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это район и

город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники,

символика города. Школьники должны знать: название города, своей улицы и

прилегающей к ней, в честь кого названы.

-

огромное

значение

имеет

пример

взрослых,

особенно

близких

людей

(конкретные примеры).

- привитие детям важных понятий как «долг перед Родиной», «любовь к

Отчизне», «фронтовой и трудовой подвиг».

- знакомство с другими городами, столицей, символикой государства.

- показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного

человека и жизнью всех людей.

Основной формой патриотического воспитания, являются тематическая

организованная

деятельность,

экскурсии,

игры,

наблюдения,

нерегламентированная

деятельность,

по

некоторым

темам

праздники,

досуги, развлечения.

Учет возрастных особенностей требует применения игровых приемов,

неоднократное обращение к одной и той же теме, подкрепление различными

играми,

продуктивными

видами

деятельности

(изготовление

коллажей,

поделок, альбомов, тематическое рисование), посещение музеев, а также

организация музеев в школе.

Нельзя недооценивать важность сотрудничества с родителями и семьями в

патриотическом

воспитании

подрастающего

поколения.

В

наши

дни

эта

работа особенно значима, но и сложна, требуя деликатности и выдержки,

поскольку

в

молодых

семьях

вопросы

воспитания

патриотизма

и

гражданственности

часто

отодвигаются

на

второй

план,

вызывая

непонимание.

Семейные

экскурсии

по

родному

району

или

городу,

совместные

посещения

предприятий,

организация

выставок

детских

работ,

семейные

клубы

и

общие

проекты,

такие

как

"Дети-родители",

имеют

огромное

значение. Изучение истории своей семьи помогает детям осознать, что семья

– это основа общества. Не стоит ожидать от детей зрелых проявлений любви

к Родине. Однако, если ребенок обладает знаниями о названии своего города,

его

географическом

положении,

природе,

символике,

знает

имена

выдающихся личностей, прославивших город или страну, и проявляет интерес

к новым знаниям, можно считать, что задача выполнена в рамках, доступных

школьному возрасту.

Современные методы нравственно-патриотического воспитания через

развитие

познавательной

активности

являются

эффективным

способом

формирования гражданской позиции и духовно-нравственных ориентиров у

детей дошкольного возраста. Важно, чтобы все виды деятельности были

взаимосвязаны и интегрированы в образовательный процесс.

Успех

воспитания

обеспечивается

систематическим

подходом,

созданием позитивной атмосферы и активным участием всех вовлеченных

сторон образовательного процесса.



В раздел образования